Конструктная (концептуальная) валидность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструктная (концептуальная) валидность.



Конструктная валидность теста показывает, насколько его результаты могут рассматриваться в качестве меры некоего теоретического конструкта, это мера соответствия заданий теста, авторской концепции измеряемых тестом свойств. Конструктная валидность показывает, что тест измеряет именно тот теоретический конструкт, для которого предназначен и делает это достаточно полно. Такими теоретическими психологическими конструктами являются, например, интеллект, внимание, память, моторика руки, скорость реакции и т.д.

Конструктная валидность определяется по соответствию показателей качеств, полученных по данной методике, показателям, полученным посредством других методик – при их теоретически обоснованной зависимости. Так, если методика измеряет уровень мотива достижения, то теоретически валидной она будет, если полученные показатели достоверно коррелируют с данными о самооценке, тревожности и уровне притязаний, теоретически связанных с мотивацией достижения.

Проблема конструктной валидности является наиболее сложной в психодиагностике. Смысл конструктной валидности становится наиболее понятным в сопоставлении её с критериальной валидностью. Критериальная валидность показывает, насколько, например, человек сможет успешно выполнять какую-то деятельность с тем типом темперамента, который он имеет, а конструктная – насколько тест позволяет охарактеризовать именно сам темперамент этого человека, причём в независимости от успешности или неуспешности выполнения данной деятельности.

Вернёмся к рассматриваемому в начале раздела о валидности примеру теста школьной успеваемости, результаты которого хорошо соотносятся с реальной успешностью обучения. Этот тест как раз обладает критериальной валидностью. Но мы говорили, что при этом вопрос о том, что именно, какие психологические явления измеряет тест: интеллект или концентрацию внимания, или что-то ещё, - остаётся открытым.

Но для пользователя, перед которым стоит задача просто отбора, это не имеет принципиального значения: его интересует, в первую очередь, критериальная, а не конструктная валидность. Если же поставлена задача охарактеризовать именно сам интеллект обследуемого, то в этом случае, в первую очередь, следует обратить внимание на конструктную, а не критериальную валидность. Иными словами, пользователю теста важна критериальная валидность, исследователю – конструктная.

Таким образом, конструктная валидность показывает, какую именно психологическую реальность диагностирует тест, насколько полно (тест должен охватывать все наиболее значимые аспекты конструкта, но не внешнего критерия, как требуется для валидности по содержанию) и насколько «чисто» (например, тест интеллекта должен быть максимально свободен от влияния темперамента, памяти, внимания и т.д.).

Конструктная валидность устанавливается путём доказательства правильность теоретических концепций, положенных в основу теста. Проверка конструктной валидности проходит через три основные этапа:

1. Выделяется теоретическая концепция, которая объясняет выполнение теста;

2. Из теоретической концепции выводятся несколько гипотез, связанных с тестом;

3. Выдвинутые гипотезы подвергаются эмпирической проверке.

Если эмпирические данные подтверждают гипотезу, то подтверждается и концепция, положенная в основу теста, и способность теста служить инструментом измерения этой концепции. Чем убедительнее эмпирическое подтверждение, тем определённее можно говорить о валидности теста по отношению к психологической концепции, положенной в его основу.

Обращение к конструктной валидности необходимо в тех случаях, когда результаты тестовых измерений используются не просто для предсказания поведения, а как основа выборов о том, в какой степени испытуемый обладает определённой психологической характеристикой; которая не может быть отождествлена с наблюдаемой особенностью поведения, а представляет собой теоретическую концепцию, например интеллект, черты личности, мотивы, установки, нейротизм, тревожность, плавность речи, описание типов поведения и т.п. В отличие от эмпирической валидности, для которой обычно имеется единственный внешний критерий, при оценке конструктной валидности проверке подвергаются все гипотезы, выведенные из теоретической концепции, лежащей в основе валидизируемого теста.

Конструктная валидность предполагает постепенное накопление информации из разных источников. В дело идут любые данные, бросающие свет на природу рассматриваемого свойства, на условия, от которых зависит его развитие и проявление (например, наличие корреляции со сходными показателями других тестов)

К конкретным методам получения конструктной валидности часто относят такие, где критериями являются:

1) возрастные изменения;

2) корреляция с другими тестами;

3) внутренняя согласованность;

4) конвергентная и дискриминантная валидность;

5) факторный анализ;

6) влияние экспериментальных переменных на результаты теста.

, что он измеряет.

Структура внутренних взаимосвязей в тесте является показателем его внутренней согласованности. Проверка внутренней согласованности позволяет доказывать, что тест измеряет один психологический конструкт. Для выяснения же того, какой именно, определяется конвергентная и дискриминантная валидность теста.

2 Конвергентная валидность. Конвергентная валидность теста показывает, что его результаты тесно коррелируют с теми параметрами, с которыми они должны быть связаны в соответствии с теорией: например, тип нервной системы должен быть связан со скоростью реакции – у человека обладающего подвижной нервной системой должна быть и более высокая скорость реакции. Человек с «математическими склонностями» («физик») должен проявлять большой интерес к компьютерам, технике и т.п., чем человек с «филологическими склонностями» («лирик»). Анализ целого списка таких взаимосвязей теста с другими параметрами позволяет определить, какой же теоретический психологический конструкт он измеряет. Таким образом, конструктная валидность – наличие корреляции со сходными показателями других тестов.

3 Дискриминантная валидность. Конструктная валидность теста зависит не только от того, насколько тесно он коррелирует с другими переменными, с которыми теоретически должен коррелировать, но и от отсутствия значимой корреляции с переменными, с которыми он не должен быть связан. Конструктная валидность теста интеллекта означает, что результаты по нему, очевидно, не должны зависеть от имеющихся у обследуемого знаний, типа его темперамента, состояния здоровья, специфических особенностей долговременной памяти и т.д., - лишь в этом случае мы можем быть уверены, что тест диагностирует именно интеллект, не совокупность всех этих факторов.

В то же время если тест предназначен для предсказания успешности обучения в школе, которая, безусловно в определённой мере зависит не только от собственно интеллекта, но и от перечисленных факторов, он вполне может с ними коррелировать, что не снижает его конструктную валидность: связь с этими факторами сама входит в измеряемый теоретический психологический конструкт.Таким образом, дискриминантную валидность – отсутствие корреляции с другими (независимыми) признаками.

Для проверки конвергентной и дискриминантной валидности используются те же приёмы, что и для проверки критериальной: подсчёт коэффициента корреляции между результатами всех обследуемых по данному тесту и результатами по второй переменной, метод контрастных групп. Корреляция с уже существующими тестами, измеряющими приблизительно ту же психологическую реальность. В отличие от критериальной валидности корреляции должны быть, но ниже; обычно они колеблются в пределах от 0.20 до 0.60. Для подтверждения дискриминантной валидности корреляции с незначимыми переменными должны быть очень низкими, незначительными.

Вывод в форме таблицы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.142.26 (0.007 с.)