Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность культуры изолированных тканей и клеток
Каждая отдельная живая клетка несет в себе полную наследственную генетическую информацию о материнском организме. На этой особенности живых клеток основан метод размножения растений в культуре изолированных тканей. Живые клетки самой разной дифференциации (эндосперм семян, элементы цветка, листа, корня и др.) будучи изолированы, способны размножаться, а при подходящих условиях превращаться в клетки, подобные зиготе, и давать начало зародышу, а затем и целому организму. Особенно важно взаимодействие с соседними клетками той же ткани. При изолировании не отдельной клетки, а ткани или органа большинство генов заблокировано из-за взаимодействия с соседними клетками той же ткани; чаще всего из ткани или органа можно получить большое количество такой же ткани или орган. Например, от проросшего семени можно отделить кончик корня и поместить его в колбу с питательной средой. Из этого кончика вырастает целый корень, который дает начало боковым корням и через 7-10 дней прекращает рост. Чтобы рост возобновился, от выросшего корня снова отделяют кончик и пересаживают на свежую питательную среду; цикл повторяется. Так можно делать длительный период времени (изолированные корни томатов, полученные Уайтом в 1934 году, до сих пор выращивают и размножают во многих лабораториях мира). В настоящее время ученые научились выращивать из отдельных тканей различные органы. Если клетку отделить, освободив её от влияния соседних клеток, подобрать правильно питательную среду, то такая клетка ведет себя подобно зародышевой и из нее вырастает целое растение. В опытах Стьюарта в США и Р.Г. Бутенко в СССР брался маленький кусочек корня моркови и помещался в питательную среду. Ткань моркови начинала быстро расти, и за 20 дней увеличивала свой вес примерно в 80 раз. Клетки этой ткани делились и размножались, но не дифференцировались. Получалось скопление однотипных клеток. Затем брали одну клетку из этого скопления и помещали ее в новую питательную среду, при надлежащем подборе среды из одной клетки удавалось вырастить новое целое растение моркови с корнями, листьями, цветами и семенами (приведено по М.В. Волькенштейну, 1972). Первые попытки выращивания растений из отдельных тканей предпринимались еще в XIX веке, но неудачно. Лишь в 1932 г. независимо друг от друга француз Р. Готре и американец Ф. Уайт добились хороших результатов.
История развития данного направления науки в нашей стране неоднозначна. Так, в 1917 г. под руководством Н.К. Кольцова был открыт Институт экспериментальной биологии. В 1921 г. В.Н. Сукачев поставил перед лесоводами проблему «преодоление барьера времени», к решению которой приступили сотрудники научно-исследовательских и лесных вузов. В 1933 г. в Ленинграде был организован Институт генетики АН СССР, возглавляемый до 1940 г. Н.И. Вавиловым. Однако основные работы по культивирования тканей и органов растений стали проводиться с 1957 года. В 1965 г. был сформирован научный совет по проблемам селекции и учреждено Всесоюзное общество генетиков и селекционеров. Этапы развития культуры изолированных тканей и органов растений (приведено по Е.А. Калашниковой и др., 2001): 1.1892-1922 гг. Немецкие ученые Хаберландт, Фехтинг, Рехингер пытались культивировать в растворе сахарозы растительные ткани, но неудачно. Только для стеблей одуванчика и тополя был получен каллус. Хаберландт выдвинул гипотезу о тотипотентности любой живой растительной клетки. В 1909 г. Уэббер предложил термин «клон» для растений, полученных бесполым путем. 2. 1922-1932 гг. Независимо друг от друга американский ученый Робинс и немецкий исследователь Котте показали возможность культивирования на твердых питательных средах меристемы кончика корня томатов и кукурузы. Французский ученый Р. Готре сообщил о способности вяза и сосны образовывать каллус in vitro. 3. 1932-1940 гг. французский исследователь Р. Готре и американчкий ученый Ф. Уайт показали возможность длительного культивирования in vitro растительных тканей за счет их пассирования. 4. 1940-1960 гг. Оценено положительное влияние натуральных экстрактов, таких как эндосперм кокосовых орехов, каштана, кукурузы и др. для размножения in vitro. В 40-х гг. выяснилась способность вяза к образованию адвентивных почек. С открытием в 1955 г. Скугом и Миллером цитокининов стало возможным стимулировать деление клеток ткани. В 1957 году впервые были получены целые нормальные растения из клеток каллуса Эрикссоном и Скугом (Картель, 1989). В 1959 г. французский исследователь Жорж Морель с помощью метода культуры изолированных меристем получил первые регенеранты орхидей. Никелл и Тулик разработали метод культивирования отдельной клетки с помощью ткани-няньки, а также клеточных суспензий.
5. 1960-1975 гг. Матес в середине 60-х гг. получил первые растения-регенеранты осины. В 1960 г. английским професором Коккингом разработан метод получения и культивирования протопластов. В 1970 г. Пауэр с учениками осуществил искусственное слияние протопластов. В 1964 г. индийские ученые Гуха и Магешвари индуцировали андрогенез в культуре пыльников и использовали этот метод для получения гаплоидных растений. В институте физиологии растений им. Тимирязева проф. Р.Г. Бутенко было изучено микроразмножение картофеля, сахарной свеклы, гвоздики, герберы, яблони, абрикоса, лимона, тополей, сосны обыкновенной, ели обыкновенной. 6. 1975 г. - по настоящее время. Продолжается быстрое развитие техникиin vitro; разрабатываются методы электрослияния протопластов, клеточной селекции, мутагенеза и др. В сельскохозяйственной академии им. Тимирязева создан банк редких, декоративных, цветочных и исчезающих видов растений. Разработаны технологии размножения 16 сортов бегоний, 10 сортов хризантем, 8 сортов гиацинтов, 12 сортов фиалок, 20 сортов лилий и др. растений. В настоящее время размножены in vitro более 200 видов древесных растений. Благодаря технике in vitro удается клонировать 30-100-летние деревья дуба. Разработана техника микроклонирования плюсовых деревьев ильма, черешни, робинии, секвойи, осины и др. пород. У пихты доказана возможность соматического эмбриогенеза. С помощью техники in vitro предпринимаются попытки включения в геном тополя факторов устойчивости против бактериального рака (Gebhardt, 1995). При работе с растительными тканями использовались в основном экспланты травянистых растений, так как ткани древесных культур оказались трудным объектом для культивирования. Однако в последнее время возрос интерес к использованию культуры тканей для размножения культурных и дикорастущих деревьев. Преимущества вегетативного размножения в культуре ткани перед другими видами вегетативного размножения (Катаева, Аветисов, 1981): 1. Коэффициент размножения при использовании данного метода вегетативного размножения намного выше (из одной вершинки яблони за 8 месяцев культивирования можно получить до 60 тыс. побегов); 2. Рост растений в лабораторных условиях можно поддерживать круглый год; 3. Данный метод размножения требует небольших площадей (тысячи растений могут разместиться на лабораторной площади); 4. Этим методом можно размножать растения, которые с трудом или совсем не размножаются вегетативно (пальмы); 5. Одновременно с размножением часто происходит оздоровление растений от вирусов и патогенных микроорганизмов. 6. Обычные методы вегетативного размножения часто малоэффективны, особенно для особей старше 10-15 лет. В зависимости от типа изолированной ткани и ее свойств возможны два пути получения растений-регенерантов: 1) Образование целых растений из уже существующих растительных структур (развитие почек, образование побегов на культивируемых верхушках стебля и т.д.);
2) Формирование в культуре каллусных тканей из отдельных клеток и развитие их в целые растения (если сегменты корня или стебля поместить на питательную среду в колбу, то они образуют каллусную ткань, которая впоследствии дает начало новым органам. Весь процесс вегетативного размножения в культуре ткани можно разделить на несколько этапов 1 - Эксплантирование исходной ткани растения. На этой стадии необходимо получить культуру, свободную от инфекции, добиться ее выживания на питательной среде и обеспечить быстрый рост экспланта. 2 - Собственно микроразмножение, то есть образование микропобегов на экспланте. 3 - Укоренение размноженных побегов и содержание их в прохладном помещении. На этом этапе нужно обеспечить развитие нормальной корневой системы, после чего растения хранят при пониженных температурах, что позволяет задерживать рост растений и использовать их длительный период времени. В последнее время предложен метод укоренения растений в условиях гидропоники. Укоренению микропобегов способствует также добавление в питательную среду активированного угля или затенение нижней части культуральных сосудов плотной черной материей (Калашникова, Родин, 2001). 4 - Подготовка растений к высадке в почву. На этом этапе проводят закалку растений, повышают их устойчивость к патогенным микроорганизмам и неблагоприятным факторам внешней среды. При этом обычно повышают влажность воздуха до 80 % и увеличивают интенсивность освещения до 10000 лк. Высадку растений-регенерантов в субстрат лучше проводить весной. Растения с 2-3 листьями и хорошо развитыми корнями вынимают из культуральных сосудов. Корни отмывают от питательной среды и высаживают в предварительно простерилизованный почвенный субстрат. Горшочки с растениями помещают в теплицы. Через 20-30 дней после посадки хорошо укоренившиеся растения подкармливают растворами минеральных солей. Контрольные вопросы: 1. Способы размножения 2. Преимущества вегетативного размножения 3. Естественные и искусственные методы вегетативного размножения 4. Вегетативное размножение в культуре ткани (in vitro) 5. Преимущества вегетативного размножения in vitro перед другими видами вегетативного размножения 6. Этапы клонирования в культуре ткани
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.013 с.) |