Тема. Проблема художественной сопряженности «стихов» и «прозы» В романе Б. Пастернака «доктор живаго» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Проблема художественной сопряженности «стихов» и «прозы» В романе Б. Пастернака «доктор живаго»



Задание

В письме к О.М. Фрейденберг Б.Л. Пастернак, раскрывая замысел романа «Доктор Живаго», писал: «Я… хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального и подробно разработанного… эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека…». Сам поэт, таким образом, указывает на двойственную природу романа: эпическое и лирическое в нем сложнейшим образом сопряжены. В романе присутствуют «стихи» и «проза». 24 стихотворения своего героя автор делает приложением к роману.

Вокруг романа до сих пор идут споры. Некоторые исследователи считают, что поэт Пастернак не справился с прозой, с романной формой в частности. Какова ваша точка зрения?

Постарайтесь показать взаимодействие стихов и прозы в романе. Подумайте, почему «Стихи к роману» помещаются в конце повествования. Как их проблематика и образность проецируются на содержании основного текста?

 

Текст

Пастернак Б.Л. Доктор Живаго (любое издание)

Литература

1. Борисов В.М., Пастернак Е.Б. Материалы к творческой истории романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». // Новый мир. — 1998. — № 6.

2. Быков Д. Пастернак. ЖЗЛ. — М., 2008.

3. Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. — М., 1989.

4. Данин Д.С. Бремя стыда. Книга без жанра. — М., 1996.

5. Иванова Н.Б. Борис Пастернак. Времена жизни. -М., 2007.

6. Масленникова З.А. Борис Пастернак. — М., 2001.

7. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак: Биография. — М., 1997.

8. Скороспелова Е.Б. Русская проза ХХ века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). — М., 2003.

9. С разных точек зрения «Доктор Живаго» Бориса Пастернака // Сост. Л.В. Бахнов, Л.Б. Воронин. — М., 2000.

 

Вариант 23

Тема. Особенности художественного обобщения в малых жанрах прозы А.И. Солженицына

Задание

К жанрам малой прозы (рассказы, миниатюры, названные писателем «крохотки») Солженицын обращался еще в 60-е гг. В 90-е произошло его активное возвращение к жанровым формам. На примере анализа рассказа из «цикла двучастных» «Молодняк» (1993) постарайтесь показать, какими средствами в столь небольшом произведении автор поднимает вопросы о месте личности в истории и о преломлении истории в человеческой судьбе? Каковы способы выражения авторской позиции в рассказах? В чем особенность композиционного построения в рассказе? Особое внимание следует уделить вопросу лирического и эпического начал в этих миниатюрах.

 

Текст

Солженицын А.И. На изломах: Малая проза. – Ярославль, 1998.

Литература

1. Голубков М.М. Александр Солженицын. — М., 2001.

2. Давыдова Т.Т., Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России. – М., 2007.

3. Колобаева Л.А. «Крохотки»// Литературное обозрение. – 1999. – № 1.

4. Лакшин В. Солженицын и колесо истории / сост. С. Кайдаш-Лакшина. – М., 2009.

5. Нива Ж. Солженицын. — М., 1992.

6. Спиваковский П.Е. Феномен А.И. Солженицына: Новый взгляд. – М., 1998.

7. Урманов А.В. Поэтика прозы А. Солженицына. – М., 2000.

 

Вариант 24

Тема. Особенности художественного обобщения в малых жанрах прозы А.И. Солженицына

Задание

К жанрам малой прозы (рассказы, миниатюры, названные писателем «крохотки») Солженицын обращался еще в 60-е гг. В 90-е произошло его активное возвращение к жанровым формам. На примере анализа рассказа из «цикла двучастных» «Настенька» (1995) постарайтесь показать, какими средствами в столь небольшом произведении автор поднимает вопросы о месте личности в истории и о преломлении истории в человеческой судьбе? Каковы способы выражения авторской позиции в рассказах? В чем особенность композиционного построения в рассказе? Особое внимание следует уделить вопросу лирического и эпического начал в этих миниатюрах.

Текст

Солженицын А.И. На изломах: Малая проза. – Ярославль, 1998.

Литература

1. Голубков М.М. Александр Солженицын. — М., 2001.

2. Давыдова Т.Т., Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России. – М., 2007.

3. Колобаева Л.А. «Крохотки»// Литературное обозрение. – 1999. – № 1.

4. Лакшин В. Солженицын и колесо истории / сост. С. Кайдаш-Лакшина. – М., 2009.

5. Нива Ж. Солженицын. — М., 1992.

6. Спиваковский П.Е. Феномен А.И. Солженицына: Новый взгляд. – М., 1998.

7. Урманов А.В. Поэтика прозы А. Солженицына. – М., 2000.

 

 

Вариант 25



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.004 с.)