Значит, здесь должен быть другой подход к массовому обучению — через изменение методики преподавания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значит, здесь должен быть другой подход к массовому обучению — через изменение методики преподавания.



Я уже рассказывал, что мы взяли детей в конце первого года обучения и проверили, как сложились у них умственные действия по отношению к арифметическому Материалу. И вот оказались очень четкие различия, которые в общем соответствовали оценке учителя. Но только в общем, были т очень занятные расхождения. Оказалось, что двоечники — это vo> кто застряли на ранних формах выполнения заданий и, пытаясь догнать своих уходящих вперед товарищей, автоматизировали свои ранние формы, потому что автоматизация дает ускорение. Понимаете, пытаясь догнать уходящих вперед, они автоматизировали то, чем они обладают, и благодаря этому заклинились на первоначальных, недостаточных формах. Беда заключается в том, что когда учитель, желая их поправить, проводит для них дополнительные занятия, то он опять занимается с ними тем же самым методом. Он только дает им дополнительное задание. И теперь все зависит от того, какой это учитель. Если он замечает, что ребенок работает не так, как нужно, и его поправляет, тогда эти занятия приводят к положительному результату. А если это средний учитель? Он выполняет свои обязанности честно, дополнительно работает с этим учеником, но не замечает, чего не хватает этому ребенку Он просто проводит с ним дополнительное время А ребенок благодаря этому еще более заклинивается на своих ранних формах и окончательно становится неуспевающим. И тогда учитель говорит «Я делал с ним все, что мог, но он безнадежен» Вот и все Boi откуда эти несчастные двоечники.

А почему троечник (все-таки троечник — это уже успевающий) есть троечник, а не четверочник? Потому что он овладевает первыми формами, заучивает результаты этих первых форм, а промежуточные формы действия в уме пропускает. Там, где он может опереться на табличные данные, он дает правильный ответ Если нет, он обращается к развернутому материальному выполнению действия. Но если ему нужно что-то мысленно проверить, он этого сделать не может Так что он кое-как тянется на тройке за своим классом,

ЛЕКЦИЯ 15. ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ОБРАЗОВ


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Потому что кое-что он знает, а там, где что-то нужно сделать в уме, он уже не может.

Теперь четверочники. Это очень интересный и очень пестрый народ. Они отличаются от пятерочников тем, что у них всегда что-то недоработано: то недостаточное обобщение материала, то недостаточно автоматизированные навыки. Словом разные у них недостатки..».

Ну а пятерочники? Настоящие пятерочники — это те, кому посчастливилось пройти полную программу положительных действий, т. е. успешно освоить все эти этапы. Они по всем проверочным показателям удовлетворяют полной системе требований. Но среди них часто бывают и ненастоящие пятерочники. Когда мы показывали таких детей учителям, то они соглашались, что пятерку поставили для поощрения. Причем поощрение бывает разное: иногда учитель видит, что это хороший ученик, учится на твердую четверку, старается. А другому ставят пятерку за то, что он хороший мальчик. А с другой стороны, есть пятерочники, которым ставят четверки, чтобы они не зазнались. Словом, личностные характеристики и личные воздействия очень сильно путают карты настоящих пятерочников.

Теперь последний, очень интересный момент заключается в том, что отметки учителя являются суммарными показателями, т. е. общими показателями, а вот возможность развернуть оценки по нашей системе, по этой шкале, чтобы отобразить действительные возможности ученика, показать внутреннюю картину того, что он собой представляет, практически не реализуется. И вот мы выбрали 7 двоечников, и, выяснив, что у них плохо усвоено (у них автоматизированы ранние приемы, как я уже говорил), постарались деавто-матизировать эти приемы. Это делалось так: возвращали ученика к развернутому, замедленнохму предметному действию. А затем последовательно отрабатывали все формы этого умственного действия. И очень быстро (за 2 недели) этих двоечники становились четверочниками, некоторые даже пятерочниками, а один двоечник стал троечником. Каков же вывод? Следует не просто с ними дополнительно занимаеться, а проводить прицельную коррекцию, направленную на возмещение недостающих, пропущенных форм действий, которыми они должны были овладеть, но не овладели. И тогда картина успеваемости резко улучшаестя.


ЛЕИЦИЯ 16

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ. ОБРАЗОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Тема этой лекции — формирование физических действий. В учебниках этот процесс обычно называется образованием двигательных навыков.

В связи с этим названием — «двигательные навыки» или просто ♦навыки» — я хочу прежде всего заметить, что навык не есть самостоятельное явление, как оно часто изображается, а есть только одна из характеристик действия. Еще говорят, что навык есть показатель совершенства действия. Так вот, надо иметь в виду, что навык не всегда является показателем совершенства, потому что он имеет разные степени становления. Даже когда достигается высшая степень становления действия, это только одна из характеристик, и ее нельзя рассматривать без учета других; потому что в некоторых случаях достижение высшей степени становления действия, т. е. образование навыка, становится большим препятствием для дальнейшего развития. Значит, надо иметь в виду, что навык — это только одна из характеристик действия, хотя и очень важная.

Мы будем говорить не о навыке, а о физических действиях, т е. таких действиях, в которых исполнительная часть остается среди вещей, во внешнем мире. Л ориентировочная часть претерпевает развитие, которое может идти двумя путями Скажем, у животных ориентировочная часть остается в плане восприятия и превращается там в идеальные действия А у человека ориентировочная часть всегда проходит путь через речь и внутренний умственный план.

Очень важно то обстоятельство, что всякое действие предполагает систему условий, обеспечивающих его полное и правильное выполнение. Но эта система не всегда бывает дана испытуемому, и тогда он начинает действовать на неполной ориентировочной основе И вот в зависимости от этого намечается два основных типа формирования физических действий- на полной и на неполной



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.19.151 (0.004 с.)