Лекция 13. Процесс интери ори 3ации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 13. Процесс интери ори 3ации




П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

выполнение, замедлить выполнение так, чтобы каждый шаг был зафиксирован. Например, при обучении иностранным языкам приходится делать так: человеку дается образец фонетики, правильного произношения, он пытается воспроизвести предложенное, и ему кажется, что он воспроизводит правильно. А на самом деле — неправильно, потому что мало дать ему образец, нужно тут же зафиксировать (включить магнитофон) то, что он произнес, а потом воспроизвести то, что он произнес.

Действие должно происходить в такой форме, в которой оно могло бы быть явно усмотрено испытуемым: замедленно, развернуто и в такой форме, в какой оно может быть фиксировано вовне. В этой же форме оно подвергается и всем тем изменениям, о которых я говорил: дифференцировке, осознанию, что значит обязательное выражение в речи, которая должна сопровождать действие на всех его отрезках. И тут же (по возможности, конечно) должны происходить развертывание и сокращение этого действия. Словом, здесь, на этом этапе формирования материального действия, должна происходить и отработка желаемых свойств этого действия.

Теперь возникает вопрос а когда заканчивать этот этап? Ведь это же только этап, и очень опасно задерживаться на нем, не продвигаясь дальше. Я уже говорил, что всякая автоматизация на том или ином этапе означает и закрепление на этом этапе. Но надо не закрепляться, а переходить к другим, более высоким формам. Значит, когда же, по какому показателю? А показатель заключается в том, что действие начинает протекать плавно, безошибочно и с удовлетворительной, но достаточно большой скоростью. Когда действие достигает этих показателей, мы начинаем убирать материальные опоры действия Какие именно''' Прежде всего нужно убрать ориентировочную карточку. Это делается таким образом. Когда вы начинаете замечать, что ваш испытуемый уже изредка посматривает в карточку или работает, почти не обращаясь к ней, то вы эту карточку переворачиваете тыльной стороной. При этом предупреждаете, что если испытуемый что-нибудь забудет, то он имеет возможность посмотреть в карточку, выполнить операцию, но потом карточку обязательно надо положить тыльной стороной вверх Эта ситуация наталкивает его на то, чтобы не обращаться каждый раз к карточке. Это же препятствует действию, останавливает его. Это создает ситуацию невольного, непроизвольного запоминания

Ш


Ели

А если вы передержите действие на этой карточке, то получите обратный эффект. И это очень важно потому, что одно и то же орудие может выполнять совершенно противоположные функции. Значит, если вы передержите, то у него складывается такое ощущение, что имеется памятка, к которой он может обратиться в любой момент. А памятка для того и делается, чтобы не запоминать что-нибудь. Понимаете, если у меня есть справочник, я же не буду справочник выучивать. Когда нужно, я обращаюсь к нему. Это создает, наоборот, психологическую ситуацию, подталкивающую человека к тому, чтобы не запоминать. И на этом, между прочим, Очень многие попытки введения подобных карточек-памяток потерпели крах в истории разных видов обучения. Значит, нужно вовремя отнять ориентировочную карточку

Потом следует отнять и материал, если речь идет о переходе в умственное действие. Ну, скажем, если нужно производить вычисление или анализ какого-либо рода, то надо приучаться к тому, чтобы не только схема этого вычисления, этого анализа усваивалась, но чтобы и объект, который представляет собой, например, исходные данные или исходный материал, тоже усваивался так, чтобы можно было обходиться без его помощи. Но это уже не так существенно. Существенным является опять-таки вот эта схема действий.

Значит, когда вы отнимаете материальные опоры действия, то вы не сразу переводите действие в умственный план. А сначала переводите его в план громкой речи, т. е. анализ какого-то материала и действия с этим материалом начинает выполняться в громкой речи Она громкая не только по форме, главное, что по функции своей это есть речь, обращенная к другому человеку. Это одновременно и речевое действие, и сообщение об этом действии.

Вот эта вторая сторона сейчас очень важна, потому что каждый, кто работал с людьми, знает, что сплошь и рядом человек рассказывает хотя и правильно, но с большими пробелами или вообще рассказывает что-то такое, что с этим действием никак не связано, т. е. очень часто наблюдается несоответствие действия и речи. А это очень опасная вещь. Контроль со стороны другого человека здесь очень важен потому, что здесь впервые к речи предъявляется требование полноты и полной понятности другому, т. е. требование именно ее социальных (общественных) качеств. Значит, человек должен говорить о действии не просто так, как ему это кажется ясным (мало



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.003 с.)