Движущие силы и условия психического развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движущие силы и условия психического развития.



Всю совокупность теорий человеческого развития можно объединить:

– биологизаторское направление (Холл, Геккель, Штерн) – человек – биологическое существо. Наследственность определяет весь факт психического развития.

– социологизаторское направление (Локк) – основной фактор развития – среда.

Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики человека.

Необратимость – отсутствие возможности возврата к предыдущему состоянию. Реализуется движением от низших форм к высшим.

Закономерность – проявляется в существовании устойчивых связей между новообразованиями процесса развития:

1. Структура и динамика созревания мозга заданы генетически. Являются самыми важными услоиями развития. Социальный опыт – источник развития.

2. Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия, которые возникают и решаются в ходе развития.

3. Развитие совершается постепенно, но в нем могут присутствовать и скачки. Количественные изменения, накапливаясь, подготавливают переходы к новым качественным состояниям.

Рост – количественные соматические изменения.

Созревание – все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста.

Принцип развития – психика как специфический компонент эволюции организма, при этом ее развитие понимается не только как рост, но и как изменение, как процесс количественного изменения в качественное и приводит к скачкообразным появляется новообразованиям (в развитие речи – ребенок молчит, хотя все понимает, а потом резко заговорил). Предпосылки органические свойства создают анатомо-физиологические предпосылки для формирования ВПФ, но не их содержания и не их структуру.

Источник – соц. среда, культурный опыт человека выступают для ребенка в качестве источника развития.

Условие – врожденное свойство организма, его созревание; 2-е условие – общение со взрослым.

Движущие силы – по Выготскому, являются – обучение., по Леонтьеву – собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности.

Теории онтогенетического развития психики условно можно разделить на две группы:

Биогенетические концепции – основным фактором развития считается наследственность, т.е. становление психики и поведения – результат эволюционного преобразования заложенных возможностей и задатков. Основные представители: Стэнли Холл (теория рекапитуляции – онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества) например, процесс развития рисунка в истории человечества и в детстве очень похожи. Речь тоже. Карл Бюллер (теория 3 ступеней детского развития – инстинкт, дрессура, интеллект. Основной принцип развития – принцип удовольствия (под влиянием Фрейда). В указанных формах поведения меняется лишь место удовольствия). В. Штерн (теория конвергенции или 2 факторов – внутренние задатки соединяются с внешними условиями и происходит конвергенция. Определяющее значение все же отдается наследственности). А.Гезелл (теория 2 факторов: развитие – процесс адаптации ребенка к соц. среде) Изучая влияние наследственности и среды на психическое развитие, первым стал проводить лонгитюдные исследования на близнецах. З.Фрейд (психоаналитическая концепция психическое развития – развитие связано с перемещением либидо (главный мотив активности) по разным эрогенным зонам). Ж.Пиаже (операциональная теория интеллекта – цель развития есть адаптация к среде. Развитие интеллекта – пример биологической адаптации).

Социогенетические концепции – основной фактор развития – среда. Воспитание позволяет сформировать любые психологические и поведенческие свойства (Дж.Локк). Основные представители (теории социального научения): Торндайк и Скиннер (рассматривали влияние физическое состояний (голод, жажда) на процесс научения). Миллер и Доллард (ребенок может учиться, подражая, имитируя наблюдаемое поведение. Стимул не обязателен). А.Бандура (изучал агрессивность – агрессивное или неагрессивное поведение ребенок может усваивать при наблюдении за другими людьми (кино, СМИ…)). Бронфенбреннер (рассматривал влияние семьи. Возрастная сегрегация – неспособность человека найти место в обществе, понять, чем хочет заниматься, отсутствие интереса к делу…). Э.Эриксон (эпигенетическая теория развития личности – основана на психоанализе, но носит не психо-сексуальный характер, а психо-социальный. Т.е. на развитие влияет культура и среда).

Движущие силы развития (детерминанты развития): По Выготскому – обучение. По Эльконину – противоречия. По Леонтьеву – собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически-сложившиеся человеческие способности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.172.162.78 (0.003 с.)