Блок-схема 5.1. Историческое развитие психики и сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок-схема 5.1. Историческое развитие психики и сознания



РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО поведения

Сложны* умения

Интерпретации законов


РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ

Умения познать себя путам познания других

РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Высшая ступень развития психики

Законченно-офор­мленная нейропсихолошчесивя

•ИЗИОПСИХОЛОГИЧ. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ТРУДА

н

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Навыки животных

Сложные безусловные рефлексы (инстинкты)

РАЗВИТИЕ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

Простые безусловные рефлексы

Общества


 



 


Блок-схема 5.2. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)



СТАДИИ И УРОВЕНЬ   ВИДЫ ЖИВЫХ
РАЗВИТИЯ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ВЖ«'1П1^Ч|.Н
ПСИХИКИ    
I. СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ
А. НИЗШИЙ УРОВЕНЬ. Четкие реакции на биологически значимые Простейшие. Многие
Примитивные элементы свойства среды через изменение скорости и низшие
чувствительности. Развитая направления движений. Слабая пластичность многоклеточные
раздражимость. поведения. Несформированная способность организмы,
  реагирования на биологически нейтральные, живущие в водной
  лишенные жизненною значения свойства среде.
  среды. Слабая, нецеленапрввленная  
  двигательная активность.  
Б. ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ. Четкие реакции на биологический Высшие (кольчатые)
Наличие ощущений. Появление нейтральные раздражители. Развитая черви, брюхоногие
важнейшего органа двигательная активность (ползание, рытье в моллюски (улитки),
манипулирования - челюстей. грунте, плавание с выходом из воды на некоторые другие
Способность к формированию сушу). Способность избегать беспозвоночные.
элементарных условных неблагоприятньк условий среды, вести  
рефлексов. активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют наибольшую роль. Главное значение в поведении играют жесткие врожденные при» рант.  
П. СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВг ОЙ ПСИХИКИ  
А. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ. Формирование двигательных пввьиов. Рыбыи другие
Спряжение внешней Преобладают ригидные, генетически низшие
действительности в форме запрограммированные комлоненты. псовоночные, а
образов предметов. Двигательные сгюсобности весьма сложны и также (отчасти)
Интеграция, объединение разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, некоторые высшие
воздействующих свойств а бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный беспозвоночные
целостный образ вещи. поиск положительных раздражителей, (членистоногие и
Главный орган избегание отрицательных (вредных), головоногие
манипулирования - челюсти. развитое защитное поведение. моллюски). Насекомые.
Б. ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ. Высокоразвитые инстинктивные формы Высшие
Элементарные формы поведения. Способность к научению. позвоночные (птицы
мышления (решение задач).   и некоторые
Складывание определенной   млекопитающие)
«картины мира»    
В. НАИВЫСШИЙ УРОВЕНЬ Пцдппиви специализированных органов Обезьяны,
Выделение в првктич. манипулирования: лап и рук. Развитие некоторые другие
деятельности особой, исследовательских форм поведения с в», спаяв
ориеитироеочно- широким использованием ранее позвоночные.
исследовательсхои приобретенных знаний, умений и навыков. (собаки, дельфины).
подготовительной фазы.    
Способность решать одну и ту    
же задачу разными методами.    
Перенос однажды найденного    
принципа решения задачи в    
новые условия. Создание и    
использование в деятельности    
примит. орудий. Способность к    
познанию окруж.    
действительности независимо    
от наличия биолог, потаебн-    


РАЗДЕЛ 2.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

 
 

ПРОЦЕССЫ

Тема 6. Ощущение

И О щущение - простейшая форма психического отражения, свойственная и животному, и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений.

@ О рганы чувств - нервные образования, предназначенные для приема и переработки сигналов, информирующих об изменениях в окружающей субъекта среде и в его организме.

(уй) Се нсорный (от лат. sensus - чувство, ощущение) - связанный с работой органов чувств.

Q А нализатор -совокупность нервных структур, обеспечивающая распознавание раздражителей в зависимости от их характеристик и на основе этого вызывающая ощущение определенного вида (зрительное. слуховое и т.д.).

(ур Ре цептор - перефирическая специализированная часть анализатора, посредством которой происходит преобразование раздражения в нервное возбуждение.

(у\) Эк стерорецепторы - рецепторы, отражающие свойства предметов и явлений внешнего мира.

Q И нтероцепторы -рецепторы, расположенные на внутренних органах и отражающие состояние этих органов.

Проприоцепторы - рецепторы, воспринимающие сигналы о

положении различных частей тела и их движении.


(^ij Ад аптация - свойство ощущений, которое отражает приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

(»0 Ко нтраст - свойство ощущений, характеризующееся тем, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

&) П ороги ощущений - свойство ощущений, которое характеризует интервал от минимальной величины раздражителя, начинающего вызывать ощущение (нижний порог) до максимальной величины, до которой раздражение еще ощущается (верхний порог)

Се нсибилизациясвойство ощущений, характери-зующееся повышением чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

(ур П оследовател ьныс образысвойство ощущений, при котором происходит продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.

(ур С инестезия - явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.

f Персонллкк Ч

/|>ч Эрнст Генрих Вебер (1 795 -1878) - немецкий анатом

и физиолог. Один из основоположников экспериментальной

mi психологии. Исследования физиологии некоторых органов

Г чувств (слуха, зрения, кожных ощущений) легли в основу закона

^ j Вебера - Фехнера.

 

Густав Теодер Фехнер (1801 - 1887) - немецкий психолог, физик. Опираясь на установленную Вебером зависимость между ощущениями и раздражителями, вывел один из первых психофизических законов (закон Вебера -Фехнера), согласно которому интенсивность ощущения J пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.


 




Блок-схема 6.1. Возникновение ощущений


Блок-схема 6.3. Виды ощущений


 


                                 
   
   
 
     
 
     
 
   
 
 
   
     
 
   
 
   
 
     
 
 


)
ш

Блок-схема 6.2. Свойства ощущений

СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ

'пристюсоблвние органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью ю наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки

АДАПТАЦИЯ
КОНТРАСТ

слабые раздражители увеличивают чувствительность (с действующий раздражителем, а сильные уменьшают угу чувствительность

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ

интервал or мимим. цаа/ввШ раздражителя, Шшащщвв ШшШашШ ощущение (вшвашавш порог) до маковч. ШШаааЩ до которой 0аа0вШвШ еше ощущает* {верхний


 

ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ

ЗРИТЕЛЬНЫЕ

ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ

ВКУСОВЫЕ

ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ

СЛУХОВЫЕ

ТЕМПЕРАТУРНЫЕ

ТАКТИЛЬНЫЕ

 

 

 

 

     
Г "^ . ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ Le-------- ** ОЩУЩЕНИЕ БОЛИ
^V—  
ОЩУЩЕНИЕ
  \ РАВНОВЕСИЯ
\  
X [ ОЩУЩЕНИЯ УСКОРЕНИЯ
    __________________ 1

 


СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ


ЯвяввШШ чувствительности анализаторов а связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной' деятельности других анализаторов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.03 с.)