Тема 2. Методологические и теоретические основы психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Методологические и теоретические основы психологии



РАЗДЕЛ 1.

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

 


 


 

  ПСИХОЛОГИЯ
  КАК НАУКА,
ЭТАП ИЗУЧАЮЩАЯ
  ФАКТЫ,
  ЗАКОНОМЕРНОСТИ ■
  И МЕХАНИЗМЫ
  психики
психология КАК НАУКА О ПОВЕДЕНИИ
=►

Данный этап наступил в начале 20 в. Задачи психологии - наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека (что можно непосредственно увидеть). Мотивы поступков не учитывались.


 


Тема 1. Общая психология как наука

Психика (от греч. psychikos - душенный) свойство

высокоорганизованной материи (головного моиа), заключающееся в

способности субъектом активно отражать явления. «Л ын тинного мира,

что делает возможным построение картины /того мира и

саморегуляцию своего поведения и дентеч.шн ти

@ П сихология (от греч. psyche дунш. 1'Г.и\ учение, наука) -

наука о закономерностях возникший-ним. /нппнти* и функционирования

психики и сознания человека.

$|) П редмет общей психолошн нтоиштрностнразвития

ы проявления психических прицеп пи. т ихических состояний,

психических свойств, психических nli/i,питании

йй Сознание - высшая форма т тическа.-о отражения

объективной действительности, присуще* ИММ0 человеку как

общественно-историческому существу

(g) Бе ссознательное - совокупит»"• ч, тичтких явлений, не

представленных в сознании человека и я «" МНЛИИМШ и влиянии

которых субъект не отдает себе отчета

Qitl) Л ичностьчеловеческий индивид ЯвКйувьвШ межличностных

и социальных отношений и сознательной деятечыюсти

Поведениеприсущее живым существам взаимодействие

с окружающей средой, определяемое потребностями адаптации

и характеризующееся пассивным характером.

ФЭ Д еятельность - совокупность действий человека,

определяемых системой мотивов, направленная на реализацию

психического образа и характеризующаяся активным характером.


 

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКАОСОЗНАНИИ
2 ЭТАП
=►

Возникла в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание срактов.

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ
1 ЭТАП
•¥

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни челсвека.

С Персоналки\

Вильгельм Вундт (1832-1920) - немецкий психолог. Создатель первой в мире экспериментальной психологической лаборатории (1879; г.Лейпциг). Предметом изучения были ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека.

л*
J.

Гренвил Стэнли Холл (1846 - 1 924) - американский психолог. Основал первую в Америке психологическую лабораторию в Университете Джона Хопкинса в 1883 году. Один из основоположников педологии. Был сторонником широкого использования в педагогической практике вопросников (тестов) для определения уровня развития детей.




Блок-схема 1.2. Мир психических явление (предмет психологии)

Владимир Михайлович Бехтерев (18S7 1927) -русский физиолог и психолог. Основал мерную в России экспериментально-психологическую лаборатрию (1885), а затем Психоневрологический институт (1908) жрпый в мире центр по юмплексному изучению человека INnpoftorui естественнонаучную теорию поведения, известную как рефлексология.


Блок-схема 1.3. Отрасли психологии, имеющие отношение
к педагогической деятельности
-

ДЕЯТЕЛЬ -НОСТНЫЙ

подход

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ


* психическое развитие человека происходит в
процессе деятельности;

• на каждой возрастном этапе существует ведущий вид деятельности, который определяет содержание и интенсивность развития;

• в процессе деятельности происходит усвоение общественно историчесхого опыта путем интериориэации (перехода во внутренний план);

* деятельность имеет сложную структуру и
включает собственно деятельность, действия,
операции. психсо>зиологичеосие
функциональные системы;

■ единицами строения личности выступает система мотивов и личностных смыслов, которые организованы иерархично.

 

" в основе психической жизни индивида лежит понятие установки;

• установка возникает в результате взаимодействия двух факторов - гютреоности и ситуации удовлетворения потребностей;

• при удоелет ворен ии гх>треоностей в одних и тек же условиях происходит формирование и закрепление установки; она становится фиксированмой;

• установки определяют направленность любых

субьекта

проявлений психики и (осознаваемых и


СЛ. Рубинштейн А.Н. Леонтьев

"~

Д.Н. Узнадзе; АС. Прамгишвили; И.Т. Нжалава; И. Г. Норакидзе


 


12


 




Тема 3. Методы психологии

W М етод (от греч. methodos - путь исследования или познания)

- способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
w) М етоды психологии - совокупность способов и приемов
изучения психических явлений.

(yf) М етодики исследования психологических явлений -

воплощение психологического метода (методов) в соответствии с целями и задачами конкретного исследования.

@ О рганизационные методы - группа методов психологии, которые определяют способ организации психологического исследования

@ Э мпирические методы (методы сбора первичной информации)группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении.

@ М етоды обработки данных - группа статистических методов, позволяющих произвести количественную обработку первичной информации.

СиО М етоды интерпретации - различные приёмы объяснения выявленных в результате статистической обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами.

(yj) М етоды психологического воздействия - специфические приёмы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.

© Эк сперимент (от лат. experimentum проба, опыт)- один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (или факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.

($А) Н аблюдение - один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях.

G-i) Те стирование (психодиагностический метод) (от англ. test

— ОПЫТ, проба) — один из методов сбора первичной информации,
характеризующийся предъявлением испытуемым системы заданий,
позволяющих измерить уровень развития определенного психического явления

(

Персоналия ^\ J

Фрэнсис Гальтон (1822 -1911) английский психолог Первым разработал учение о существовании индивидуально-психологических различий между людьми - дифференциальную психологию. Создал статистические методы, ставшие основой факторного анали за, широко применяемого в современной психологии.


Альфред Бине (1857 - 1911) - французский психолог. Основатель экспериментальной психоложи во Франции и первой в этой стране психологической лаборатории в Сорбонне (1889). Один из основоположников учения о тестах. Наибольшее внимание уделял проблеме интеллектуального развития и диагностике уровня этого развития.

 

 

Блок-схема 3. 1. Классификация методов психологии


Естественный


Формирующий


 


Включенное


Невкл юченное


Констатирующий


 


по участью исследователя в наблюдаемом процессе


\ по характеру условий проведения


по отношению к изучаемому явлению


Блок-схема 3.3. Классификация метода тестирования



ПО ФОРМЕ ПРОВЕДЕНИЯ

 
СИТУАТИВНЫЕ

I


ВИДЫ ТЕСТОВ

 

ПО ИЗУЧАЕМОМУ ПРИЗНАКУ

£

I

ОПРОСНИКИ

ПРОЕКТИВНЫЕ


НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

С
) (
)
ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
ТЕЛЕСНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
 
СИМПАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

 

  Ju
п ц
   
X Z
% ж
  I
  S

 


 



Блок-схем* 4.2. Основные структуры головного мозга


 
)
С

 


ГОЛОВНОЙ МОЗГ

т

ПЕРЕДНИЙ МОЗГ СРЕДНИЙ МОЗГ ЗАДНИЙ МОЗГ


 



ё


 

  Конечный мозг
 
Кора больших полушарий
   
Г* Лимбическая1 сметана
  ---------------------- в.

Продолговатый мозг


 



 

 

С

w

!


               
   
   
 
 
 
   
 

Ч /
 

Тема 5. Развитие психики и сознания

_Филогенез - (от греч. phyle - род, племя, вид и genos -

происхождение) - историческое формирование группы организмов. В психологии — процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, а также процесс возникновения и эволюция форм сознания в ходе истории человечества. vO О нтогенез - (от греч. gentos - сущее и genos - рождение, происхождение) - процесс развития индивидуального организма. В психологии - формирование основных структур психим4 индивида в течение жизни

W) Н аучение - процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Путем научения может приобретаться любой опыт у человека и новые формы поведения у животных. (ч") И мпритинг (от англ. imprint - запечатлевать) - специфическая форма научения у высших позвоночных, которая характеризуется запуском «готовых» (запечатленных) с рождения форм поведения под влиянием какого-либо внешнего стимула.

&) И нстинкт (от лат. instinctus побуждение) - совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека.

(Й___ Навык - действие, сформированное путем повторения,

характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием

поэлементной регуляции и контроля.

W И нтеллект - относительно устойчивая структура

умственных способностей индивида.

&) И нтеллект животных - высшая форма психической

деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных),

отличающаяся отражением отношений и связей (ситуаций), а также

нестереотипным решением сложных задач различными способами.

W П сихическое отражение - самый сложный и наиболее развитый вид отражения, характеризующийся избирательностью, целенаправленностью и способностью порождать как чувственные образы, так и образы логического мышления.

(ур Вы сшие психические функции - сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению

Г Персоналки ^\

Чарльз Роберт Дарвин (1809 - 1882) - английский

естествоиспытатель. Создатель эволюционного учения о

происхождении видов путем естественного отбора. Это учение

способствовало утверждению в психологии объективного

■v метода и принципа развития.


Эдвард Ли Торндайк (1874 - 1949) - американский психолог. Разработал методику исследования поведения животных при помощи «проблемных ящиков» (ящики с секретом, механизм которого должно «открыть» само животное). Результаты исследований позволили ученому заключить, что животное действует методом «проб, ошибок и случайного успеха». Своими исследованиями подготовил возникновение бихевиоризма.

Александр Романович Лурия (1902 - 1977) -советский психолог, основоположник нейропсихологии в СССР. Всемирную славу принесли работы по изучению аффективных реакций человека на стрессовые ситуации. Участвовал в разработке культурно-исторической теории. Основное внимание уделил экспериментальному исследованию мозговой локализации высших психических функций.

Интерпретации законов


РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ

Умения познать себя путам познания других

РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Высшая ступень развития психики

Законченно-офор­мленная нейропсихолошчесивя

•ИЗИОПСИХОЛОГИЧ. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ТРУДА

н

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Навыки животных

Сложные безусловные рефлексы (инстинкты)

РАЗВИТИЕ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

Простые безусловные рефлексы

Общества


 



 


Блок-схема 5.2. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)



СТАДИИ И УРОВЕНЬ   ВИДЫ ЖИВЫХ
РАЗВИТИЯ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ВЖ«'1П1^Ч|.Н
ПСИХИКИ    
I. СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ
А. НИЗШИЙ УРОВЕНЬ. Четкие реакции на биологически значимые Простейшие. Многие
Примитивные элементы свойства среды через изменение скорости и низшие
чувствительности. Развитая направления движений. Слабая пластичность многоклеточные
раздражимость. поведения. Несформированная способность организмы,
  реагирования на биологически нейтральные, живущие в водной
  лишенные жизненною значения свойства среде.
  среды. Слабая, нецеленапрввленная  
  двигательная активность.  
Б. ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ. Четкие реакции на биологический Высшие (кольчатые)
Наличие ощущений. Появление нейтральные раздражители. Развитая черви, брюхоногие
важнейшего органа двигательная активность (ползание, рытье в моллюски (улитки),
манипулирования - челюстей. грунте, плавание с выходом из воды на некоторые другие
Способность к формированию сушу). Способность избегать беспозвоночные.
элементарных условных неблагоприятньк условий среды, вести  
рефлексов. активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют наибольшую роль. Главное значение в поведении играют жесткие врожденные при» рант.  
П. СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВг ОЙ ПСИХИКИ  
А. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ. Формирование двигательных пввьиов. Рыбыи другие
Спряжение внешней Преобладают ригидные, генетически низшие
действительности в форме запрограммированные комлоненты. псовоночные, а
образов предметов. Двигательные сгюсобности весьма сложны и также (отчасти)
Интеграция, объединение разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, некоторые высшие
воздействующих свойств а бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный беспозвоночные
целостный образ вещи. поиск положительных раздражителей, (членистоногие и
Главный орган избегание отрицательных (вредных), головоногие
манипулирования - челюсти. развитое защитное поведение. моллюски). Насекомые.
Б. ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ. Высокоразвитые инстинктивные формы Высшие
Элементарные формы поведения. Способность к научению. позвоночные (птицы
мышления (решение задач).   и некоторые
Складывание определенной   млекопитающие)
«картины мира»    
В. НАИВЫСШИЙ УРОВЕНЬ Пцдппиви специализированных органов Обезьяны,
Выделение в првктич. манипулирования: лап и рук. Развитие некоторые другие
деятельности особой, исследовательских форм поведения с в», спаяв
ориеитироеочно- широким использованием ранее позвоночные.
исследовательсхои приобретенных знаний, умений и навыков. (собаки, дельфины).
подготовительной фазы.    
Способность решать одну и ту    
же задачу разными методами.    
Перенос однажды найденного    
принципа решения задачи в    
новые условия. Создание и    
использование в деятельности    
примит. орудий. Способность к    
познанию окруж.    
действительности независимо    
от наличия биолог, потаебн-    


РАЗДЕЛ 2.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

 
 

ПРОЦЕССЫ

Тема 6. Ощущение

И О щущение - простейшая форма психического отражения, свойственная и животному, и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений.

@ О рганы чувств - нервные образования, предназначенные для приема и переработки сигналов, информирующих об изменениях в окружающей субъекта среде и в его организме.

(уй) Се нсорный (от лат. sensus - чувство, ощущение) - связанный с работой органов чувств.

Q А нализатор -совокупность нервных структур, обеспечивающая распознавание раздражителей в зависимости от их характеристик и на основе этого вызывающая ощущение определенного вида (зрительное. слуховое и т.д.).

(ур Ре цептор - перефирическая специализированная часть анализатора, посредством которой происходит преобразование раздражения в нервное возбуждение.

(у\) Эк стерорецепторы - рецепторы, отражающие свойства предметов и явлений внешнего мира.

Q И нтероцепторы -рецепторы, расположенные на внутренних органах и отражающие состояние этих органов.

Проприоцепторы - рецепторы, воспринимающие сигналы о

положении различных частей тела и их движении.


(^ij Ад аптация - свойство ощущений, которое отражает приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

(»0 Ко нтраст - свойство ощущений, характеризующееся тем, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

&) П ороги ощущений - свойство ощущений, которое характеризует интервал от минимальной величины раздражителя, начинающего вызывать ощущение (нижний порог) до максимальной величины, до которой раздражение еще ощущается (верхний порог)

Се нсибилизациясвойство ощущений, характери-зующееся повышением чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

(ур П оследовател ьныс образысвойство ощущений, при котором происходит продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.

(ур С инестезия - явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.

f Персонллкк Ч

/|>ч Эрнст Генрих Вебер (1 795 -1878) - немецкий анатом

и физиолог. Один из основоположников экспериментальной

mi психологии. Исследования физиологии некоторых органов

Г чувств (слуха, зрения, кожных ощущений) легли в основу закона

^ j Вебера - Фехнера.

 

Густав Теодер Фехнер (1801 - 1887) - немецкий психолог, физик. Опираясь на установленную Вебером зависимость между ощущениями и раздражителями, вывел один из первых психофизических законов (закон Вебера -Фехнера), согласно которому интенсивность ощущения J пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.


 




Блок-схема 6.1. Возникновение ощущений


Блок-схема 6.3. Виды ощущений


 


                                 
   
   
 
     
 
     
 
   
 
 
   
     
 
   
 
   
 
     
 
 


)
ш

Блок-схема 6.2. Свойства ощущений

СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ

'пристюсоблвние органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью ю наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки

АДАПТАЦИЯ
КОНТРАСТ

слабые раздражители увеличивают чувствительность (с действующий раздражителем, а сильные уменьшают угу чувствительность

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ

интервал or мимим. цаа/ввШ раздражителя, Шшащщвв ШшШашШ ощущение (вшвашавш порог) до маковч. ШШаааЩ до которой 0аа0вШвШ еше ощущает* {верхний


 

ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ

ЗРИТЕЛЬНЫЕ

ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ

ВКУСОВЫЕ

ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ

СЛУХОВЫЕ

ТЕМПЕРАТУРНЫЕ

ТАКТИЛЬНЫЕ

 

 

 

 

     
Г "^ . ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ Le-------- ** ОЩУЩЕНИЕ БОЛИ
^V—  
ОЩУЩЕНИЕ
  \ РАВНОВЕСИЯ
\  
X [ ОЩУЩЕНИЯ УСКОРЕНИЯ
    __________________ 1

 


СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ


ЯвяввШШ чувствительности анализаторов а связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной' деятельности других анализаторов

Тема 7. Восприятие

Восприятие - целостное отражение предметов и явлений,

возникающее при непосредственном воздействии физических

раздражителей на органы чувств.

GO П ерцептивная система - совокупность анализаторов.

обеспечивающих данный акт восприятия.

(тУ С енсорика - общая психофизиологическая система

организма, обеспечивающая процессы ощущения и восприятия.

@ И ллюзии восприятия - искаженное отражение

реальности, носящее устойчивый характер.

GO И збирательность восприятия - свойство восприятия.

указывающее на проявление преимущественного выделения одних

объектов по сравнению с другими, обусловленное интересом,

установками и т.д.

GO П редметность восприятия - свойство восприятия.

характеризующееся способностью человека отражать окружающую

действительность в результате воздействия конкретных предметов.

относящихся к конкретному классу явлений.

GO А пперцепциязависимость восприятия от прежнего

опыта человека.

GO О смысленность восприятия - свойство, показывающее.

что восприятие у человека связано с мышлением, с пониманием

сущности предмета.

GO К онстантность восприятия - свойство восприятия.

характеризующееся постоянством отражения величины, формы и

цвета предметов, что обусловлено знанием их физических свойств и

предыдущим опытом восприятия при изменении расстояния, ракурса,

освещенности.

GO Ц елостность восприятия - свойство восприятия,

выражающееся в том, что образы отражаемых предметов

выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и

характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный

момент не воспринимаются.

ГПврсоналмм ^\

Макс Вертгеймер (1880 -1943) - немецкий психолог, один из основателей и главный теоретик гештальтпсихологии. Экспериментально доказал, что сознание строите! из целостных образов (гештальтов), неразложимых на отдельные сенсорные элементы. Основные работы затрагивают с J проблемы восприятия и мышления.


Николай Николаевич Ланге(1858-1921)- русский психолог, один из основателей эютериментальной психологии в России. Сформулировал концепцию стадиальности (фазовости) процесса восприятия, предполагающую смену фаз восприятия от более общего характера к более частному. Разработал моторную теорию внимания.

Александр Владимирович Запорожец (1905 -1981) - советский психолог. Раскрыл роль практических действий в генезисе познавательных процессов. Выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой впоследствии была разработана система сенсорного воспитания.

СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

ПРЕДМЕТНОСТЬ

Способность человека воспри/вшт мир ш форме отделвпявс друг от/друтш предметов, вШШЯЯЩК сшаЛстынм,

вин—рм яяйш вщщ

АППЕРЦЕПЦИЯ
ОСМЫСЛЕННОСТЬ

Ьлвтачрв гтому ааЛстеу — шхлрннтыет акрушлюив/е предметы чк относительно постоянные по форме, цвету, пятам* и тл

КОНСТАНТНОСТЬ

Змшюнюсп воспрмяпш от прошлого опыт* ШЦвщщвщ от общего сакряшна гюанчеаЫ деятельности человек* н его ШШЯШЯввШШШ особенмРСтвЛ.

ЦЕЛОСТНОСТЬ

Виицшмтше есть кегля отрляеяше ш ЯВИМ целостного обрела 1BVMJi 1

шш тлеммя, я ажжупмост ют качеств и ырагтчригтм*

'♦♦♦ИГ

 

СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

ОПИСАНИЕ СВОЙСТВ ВОСПРИЯТИЯ


 




rmj


Блок-схема 7.2. Виды восприятия

 

 

 

 

 

 

     
   
  >* ПРОСТРАНСТВА
  X  
/  
  у  
L В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ S „ ВРЕМЕНИ
ч
  \  
  ч ДВИЖЕНИЯ
     
   

 

 

 

 

 

     
    г \ ПРЕДНАМЕРЕННОЕ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛИ L^
CL  
^ НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ
   
     

 

 

 

 

 

     
    ОРГАНИЗОВАННОЕ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛИ L^
:<"  
\* НЕОРГАНИЗОВАННОЕ
   
     

 

психический познавательный процесс,

Тема 8. Внимание!^i) Внимание

характеризующийся направленностью и сосредоточенностью суОъекта

в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Ql Доминанта - физиологическая основа внимания.

х^ара-к-пТеризующаяся возникновением в коре головного мозга

временно господствующего очага возбуждения. Учение о доминанте

было разработано А.А. Ухтомским.

О) Произвольное внимание - внимание, которое возникает в

iUmeSSm сознательных усилий человека и характеризуется

целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

S) Непроизвольное внимание - внимание, возникающее

независимо от сознания человека и вызываемое внешними причинами

-интенсивностью, новизной, необычностью, динамичностью объекта.

S) Послепроизвольное внимание - внимание, которое

)±а^т~еризуется непроизвольным сосредоточением на "Р**"*™;

который раньше был объектом произвольного внимания и

представлял большой интерес для субъекта.

ф) Ко нцентрация внимания - свойство внимания.

отражающее степень сосредоточенности на объекте.

(ft) О бъем внимания - количество объектов, которые могут

быть охвачены вниманием одновременно.

fit) Переключение внимания - намеренный перенос внимания

Го~дн~оТо объекта на другой (осознанность отличает переключение

от отвлечения внимания).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.254 с.)