Знаки препинания в текстах, разговорной речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знаки препинания в текстах, разговорной речи



 

Различные трудности возникают при пунктуационном оформлении текстов разговорной речи. В некоторых случаях представляется возможным находить какие-то соотношения между конструкциями разговорной речи и конструкциями речи книжной (кодифицированного литературного языка), проводить аналогию между теми и другими; иногда такое сопоставление невозможно и приходится искать особые критерии для решения вопроса о знаках препинания в текстах разговорной речи.

Чаще всего пишущие опираются на интонацию. Например, в предложениях с существительными в роли главных членов, между которыми при чтении делается пауза, можно поставить тире: У меня шторы — немецкий шёлк; У Игоря была чашка — тонкий фарфор; Твоё платье — шёлк или шерсть?. [36]Ср. два ряда предложений:

1) с интонационным выделением постпозитивного именительного падежа в функции качественного определителя другого существительного, что можно показать постановкой тире: Он купил шкаф — карельская береза; Они продают новый гарнитур — красное дерево; Дай мне польские витамины — коробочка серенькая;

2) без интонационного выделения постпозитивного именительного, обозначающего иной признак — часть предмета, количество, размер и т. п.: Вот твой сырок половинка; У нас есть шпроты коробка; Вот нитки катушка; Там есть сыр остатки; У вас есть чай заварка?

Необычность предложений второй группы (отсутствие синтаксической связи между соседними существительными) объясняется тем, что мы невольно подходим к ним с меркой норм книжно-письменной речи, упуская из виду, что перед нами две различные системы национального языка.

Однако опора на интонацию не может считаться решающим критерием. Во-первых, как известно, между интонацией и пунктуацией нет полного соответствия (возможна пауза, но нет знака препинания; есть знак, но нет паузы). Во-вторых, сама интонация — понятие относительное: в аналогичных построениях интонационное членение то наличествует, то отсутствует. Ср. две конструкции с именительным падежом пояснения (ситуация — у кассы магазина): Четыре тысячи, первый отдел. — Двадцать две тысячи первый отдел.

Ср. также два возможных варианта пунктуации в примерах:

а) А кино, что, сегодня не будет? — А кино, что? сегодня не будет?

б) Это ты нарочно, да, разбросал повсюду окурки? — Это ты нарочно, да? разбросал повсюду окурки?

В качестве эксперимента было предложено нескольким лицам (среди них были и опытные корректоры) написать предложение: Улица Гоголя не знаете где? (данное, естественно, без знаков препинания). Полученные варианты:

Улица Гоголя, не знаете где?

Улица Гоголя — не знаете где?

Улица Гоголя, не знаете, где?

Улица Гоголя не знаете где?

Авторы первых двух вариантов усматривали наличие в них именительного темы, после которого возможна постановка как запятой, так и тире. Сторонники двух последних вариантов считали, что здесь перед ними сложноподчиненное предложение, в котором главная часть находится внутри придаточной, а в этих случаях в пунктуации возможны колебания (см. ниже, п. 2). Большинством голосов последний вариант был признан наиболее приемлемым. Так же решили вопрос о пунктуации в предложении В отдел редких книг не скажете как пройти?

Но тем не менее остается в силе положение: все, что мы произносим, мы должны уметь отразить на письме.

Далее рассматриваются некоторые случаи, представляющие интерес в плане пунктуационного оформления текстов разговорной речи.

1. Если за полным предложением следует присоединение с оценочным значением, то перед ним ставится тире: Есть у меня магнитофонные записизакачаешься!; Иной раз он такое скажетумрёшь!; Все пришли вовремяпорядок!

2. В разговорной речи встречаются сложноподчиненные предложения с главной частью внутри придаточной: Без него не знаю что бы делал; Прошло не помню сколько времени; Он не скажу чтобы был симпатичен; Так мы про бежали не считал сколько километров.

Ср. в письменной речи: Манилова проговорила, несколько даже картавя, что он очень обрадовал их своим приездом и что муж, её, не проходило дня, чтобы не вспомнил о нём (Г.); Ему одному только не помню я, какое дал прозвание Жуковский (Вяз.); …Они спрашивали и отвечали коротко о таких вещах, о которых они сами знали, что надо было говорить долго (Л. Т.). [37]В подобных случаях запятая обычно ставится только после главной части предложения (см. § 33, п. 3). Однако устойчивого правила здесь нет. Ср.: Для характеристики тогдашней жизни в России я не думаю, чтоб было излишним сказать несколько слов о содержании дворовых (Герц.). — Лет до четырнадцати, я не могу сказать, чтоб мой отец особенно теснил меня, но просто вся атмосфера нашего дома была тяжела для живого мальчика (Герц.).

3. В разговорной речи встречаются сложные предложения такого типа: Самая прочная дружба — это когда всё готов сделать для товарища; Самая интересная книга — это когда не знаешь, чем всё это кончится; Авторитет — это когда тебя боятся; Детское кино — это когда мультфильмы показывают; Счастье — это когда у тебя любимая работа.

Ср.: Любовь — это когда кажется то, чего нет (Ч.); Самая поздняя осень — это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой» (Пришв.). В этих конструкциях придаточная часть сложноподчиненного предложения выполняет функцию сказуемого при подлежащем, выраженном формой именительного падежа существительного, и отделяется от него посредством тире.

4. Тире ставится в разговорных конструкциях между двумя частями, из которых первая близка по функции к именительному темы (что-то называется, указывается), а вторая начинается с указательного местоимения это или содержит в своем составе личное местоимение: Через улицу переходит — это ваш учитель?; В воротах стоит — это из вашего класса?; Вон дерётся — ты его знаешь? В этих примерах можно отметить так называемое смещение (перебой) конструкции, находящее свое выражение в том, что начало предложения дается в одном синтаксическом плане, а конец — в другом; на письме это обычно обозначается при помощи тире.

5. Запятая ставится между двумя частями бессоюзных конструкций, первая из которых содержит вопросительное наречие, а вторая определяет существительное из первой части (в целом конструкция может быть приравнена к сложноподчиненному предложению с придаточной определительной, но без союзного слова который): А где мой кошелёк, тут лежал?; А где крючок и кольцо, исчезли куда-то?; А где картонная коробка, у нас была?

Разновидностью этого типа вопросов являются предложения, в которых первая часть не содержит вопросительного наречия: Здесь книжки нет, я оставляла?; Хочешь лепёшечку, бабушка испекла?; Эту авоську, я тебе говорила, ты взял? Такая же пунктуация применяется и для невопросительных структур типа: Компот остался ещё недоеденный, стоял в банке; Я ему показал одну икону, у Сони висит в комнате.

Отношения между частями бывают и не атрибутивными, конструкции могут быть эквивалентными общелитературным конструкциям с союзами когда, если и др.: Сергей, мы сядем под дерево, дождь пойдёт; Что мне делать, слесаря не дозовёшься?

Возможны и другие значения (причины, условия, уступки, цели, сравнения), причем поясняющая (зависимая) часть может находиться внутри поясняемой (основной) части. Пунктуация в этих случаях носит условный характер, так как некоторые конструкции близки к вставным и допускают использование других знаков препинания: В больницу, зуб болит, еду — причина; Как же я в Киев, никого нет, поеду? — условие; Билеты на Таганку, исхитрялся по-всякому, так и не достал — уступка; Бумагу, в магазин зайду, нужно мне — цель; Это наверно гадость такая же, вот я недавно глотала — сравнение.

Не вызывает сомнений постановка запятой перед второй частью, в которой союзное слово (или союз) имеется, но поставлено оно не в начале, а в конце: Надень кофту, там висит которая; А где карандаш, тут лежал который?; И вчера был снег вечером, я шла когда.

6. Запятая ставится внутри конструкций, эквивалентных сложноподчиненным предложениям с отсутствующим соотносительным словом: Кто записаны, получат билеты получше; У кого детей нет, редко дачу снимают; Кто приехал, у нас ночевать будут; Кто с ней занималась, у неё принимала экзамен.

Однако при отсутствии интонационного отделения запятая не ставится: Спросите кто стоит впереди (имеется в виду: «спросите у того, кто стоит впереди»; при постановке запятой получился бы другой смысл: «выясните, кто стоит впереди»); Найдите мне кто вяжет; Пускай кто остаётся работает.

При отсутствии смысловой и синтаксической связи между обеими частями конструкции их разделяют знаком тире: Кто умеет хорошо готовить — картошка вещь замечательная; Кому холодно — можно закрыть окно.

7. Запятая не ставится внутри выражений типа есть чем заняться, найду куда обратиться (см. § 41, п. 7): У тебя есть где ночевать?; У тебя нет чем мазать клей?; У вас не будет чем отвинтить?; У тебя не будет куда яблоки положить?; Тебе надо во что завернуть?; Ему нужно чем завязать. Ср. также: Возьми на чём сидеть; Купи чем стирать; Дай во что завернуть; Дай мне на чём ты гладила; Ты взял чем вытираться?; Собирай с чем на рынок пойдём. Отсутствие запятой перед местоименным оборотом объясняется тем, что он, будучи синонимичен однословному названию предмета, не является придаточной частью сложноподчиненного предложения (в других случаях синонимия члена предложения и придаточной части не служит препятствием к ее пунктуационному выделению). Ср.: чем стирать — мыло, стиральный порошок; на чём сидеть — коврик, одеяло; чем вытираться — полотенце; с чем на рынок идти — сумки и т. д.

8. Запятая ставится, если конструкция с местоимением выступает в функции обращения: Заходите, кто первый; Кто пальто снял, проходите в зал; Кому выходить, не толпитесь в проходе; Предъявляйте, у кого проездной. Так же: Чья посылка, подойдите сюда; Чья очередь, входите; Чей чемодан, освободите проход.

9. Тире ставится в предложениях, в которых в роли сказуемого выступает целое предложение с качественно-характеризующим значением, иногда — фразеологический оборот (см. § 5, п. 6): Пирог — пальчики оближешь; Книжка — с ума сойти можно; Работа — только кнопки нажимай; Ветер — на месте не устоять; Тулуп у него — можно сейчас же переселяться на полюс; Работники у меня — хоть всем премии давай; Ученики в классе — можно о каждом хорошее сказать; Эта сумка — подкладка моется; Наш стол — крышка раздвигается; Моя ручка — перо царапает; У тебя голос — стёкла дрожат; Эта рубашка — воротник не мнётся; Наши окна — рамы развинчиваются; Твоё платье — рисунок не меняется?

Ср. также примеры, в которых после тире стоит предикативное сочетание с количественным значением: Молока у них — пей не хочу; Народу там — пушкой не пробьёшь.

10. Запятая не ставится между двумя глаголами в одинаковой форме, образующими единое смысловое целое (движение и его цель, пребывание в определенном состоянии), типа сбегай принеси, погляжу пойду, лежишь отдыхаешь (см. § 9, п. 1, прим. 1): снеси продай; сниму выстираю; бери спрячь; спи ложись; возьми читай; носил продавал; не вытерпел сказал; сжалился впустил; заторопился забыл; …Я дорогой ела шла; У неё нога болит, она ходит хромает; Я вчера лежал читал наш четвёртый но мер; Это надо обязательно сходить переписать; А я-то на ней мучилась спала; У меня брат здесь лежал умер, и отец здесь лежал умер; Я его очень торопилась шила; Правда, они конечно мучились жили; Он говорил, он читал хохотал от восторга; Хлеба ты обрадовалась накупила!; Я там был слушал пели.

Ср. реализацию этих конструкций разговорной речи в художественной литературе: Да что же я… Сидела шила (Л.Т.); Притомились мы, идём дремлем (Кор.); Так вы идите поскорей оканчивайте (Ч.); Пойдём походим — холодно тут (Гриб.).

11. Различная пунктуация встречается в конструкциях разговорной речи, в самом начале которых употреблена форма именительного падежа существительного (см. §72):

1) После именительного темы в сегментированных конструкциях, за которыми следует личное местоимение, чаще ставится запятая: А трамвай, он как идёт?; Гречневая каша, она не быстро варится; Овчарки, они бывают красивые.

Такая пунктуация сохраняется и в тех случаях, когда в позиции именительного темы (сегмента) выступают другиe грамматические структуры — словосочетание, прилагательное, предложно-падежное сочетание: Русский старинный фарфор, он очень сейчас вот ценится; Зелёная, она разве не в чистке? (о кофте); А на семнадцати камнях, они чем лучше? (о часах).

2) В тех случаях, когда форма именительного падежа с союзом а, следующая за другим высказыванием того же лица, интонационно обособляется, ставится тире: Проmpu люстру, а бумага — найди что-нибудь в шкафу; Ты обедай один, а чай — подожди меня; Давай разбором займёмся, а диктант — завтра утром.

3) Если форма именительного падежа употреблена в объектном или обстоятельственном значении (что неприемлемо для книжно-письменной речи), то она не отделяется знаком препинания от следующего за ней глагола: Станция метро «Первомайская» сойдёте?

4) Если за формой именительного падежа следует предикативное наречие (слово категории состояния), то обычно наблюдается их интонационное членение и между ними ставится тире: Лес — чудесно!; Человеческая кровь — страшно! (Копт.); Учёный — хорошо! (Панф.); Болезни — плохо.

Интонационное членение отсутствует, если между указанными словами имеется какой-либо член предложения: Баня для здоровья нехорошо (Ч.); И три минуты на залп не плохо (Степ.).

При наличии слова это между формой именительного падежа и наречием тире ставится обязательно: Шторм — это прекрасно (Пан.); Нет, рана в живот — это отвратительно (Герм.).

Тире ставится перед словом это и в тех случаях, когда в сегменте представлена неопределенная форма глагола или какая-либо конструкция: Обещать — это он умеет; А чтобы самому сходить — это ему в голову не пришло; По какому учебнику — это он не спросил.

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]Здесь и в дальнейшем точка поставлена перед скобкой условно, только для иллюстрации правил.

 

[2]См.: Букчина Б. З. Висячий дефис, Современная русская пунктуация. М., 1979.

 

[3]См.: Гостеева С. А. О функциях знаков препинания в предложениях, содержащих компоненты с двусторонней синтаксической связью, Современная русская пунктуация. М., 1979 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

 

[4]См.: Шведова Н. Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М., 1960. с.252…269 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

 

[5]Подробнее см.: Ляпон М. В. О значении запятой при расчленении составного союза, Современная русская пунктуация. М., 1979 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

 

[6]Подробнее см.: Попов А. С. Псевдопридаточные предложения и пунктуационная практика в современном русском языке, Современная русская пунктуация. М., 1979.

 

[7]См.: Грамматика русского языка. М., 1954. т.2. ч.2. с.375…376 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

 

[8]См.: Фразеологический словарь русского языка, Под ред. А. И. Молоткова. М., 1967 (соответствующие словарные статьи). См. также: Макаров М. М. Фразеологический оборот и пунктуация, Рус. язык в школе. 1976. № 1.

 

[9]См.: Некрасова Е. Л. Пунктуация при сравнениях с союзом как в современных поэтических текстах, Современная русская пунктуация. М., 1979.

 

[10]См.: Шапиро А. Б. Основы русской пунктуации. М., 1955. С. 171; Лапотько А. Г., Попова З. Д. Тире и двоеточие в их отношении друг к другу в многокомпонентных конструкциях, Современная русская пунктуация. М., 1979. (Многие примеры в разделе заимствованы из этих источников.)

 

[11]См.: Иванчикова Е. Л. О развитии синтаксиса русского языка в советскую эпоху, Развитие синтаксиса современного русского языка. М., 1966 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

 

[12]См.: Правила русской орфографии и пунктуации. М., 1956. с.102…103.

 

[13]См.: Шапиро А. Б. Основы русской пунктуации. с.343…351.

 

[14]См.: Гришко Ф. Т. Наблюдения над употреблением сложного знака «запятая — тире», Рус. язык в школе. 1971. № 6 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

 

[15]Шапиро А. Б. Основы русской пунктуации. С. 347 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

 

[16]См. Ицкович В. А., Шварцкопф Б. С. Знаки препинания как реплики диалога, Современная русская пунктуация М. 1979

 

[17]Иванова В. Ф. История и принципы русской пунктуации. Л., 1962. С. 23.

 

[18]Иллюстративный материал взят из работ, посвященных вопросам структуры газетных заголовков и пунктуации в них: Брагина А. А. Двоеточие: подчинение или сочинение, Современная русская пунктуация. М., 1979; Оно же. Точки: две и… три, Рус. речь. 1969. № 1; Попов А. С. Синтаксическая структура современных газетных заглавий и ее развитие, Развитие синтаксиса современного русского языка. М., 1966; Швец А. В. Разговорные конструкции в языке газет. Киев, 1971.

 

[19]См.: Шварцкопф Б. С. Внимание: кавычки!, Рус. речь. 1967. № 4. 216

 

[20]См.: Волгина Н. С. Понятие факультативности применительно к употреблению знаков препинания, Современная русская пунктуация. М., 1979.

 

[21]См.: Гостеева С. А. О функциях знаков препинания в предложениях, содержащих компоненты с двусторонней синтаксической связью, Современная русская пунктуация. М., 1979 (оттуда заимствованы и эти примеры).

 

[22]Гвоздев А. Н. Современный русский язык: Сб. упражнений. М., 1964 (оттуда заимствованы и эти примеры).

 

[23]См.: Ширяев Е. Н. Соотношение знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, Современная русская пунктуация. М., 1979.

 

[24]См.: Гришко Ф. Т. Возможное варьирование знаков препинания, Рус. яз. в школе. 1973. № 5 (оттуда заимствованы и некоторые примеры); Барулина Н. Н. О некоторых закономерностях в смешении тире и двоеточия, Современная русская пунктуация. М, 1979.

 

[25]См.: Макаров В. Г. О знаках препинания в одном из типов бессоюзных сложных предложений //Рус. яз. в школе. 1977. № 1 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

 

[26]Современная русская пунктуация. М., 1979. С. 90.

 

[27]Волгина Н. С. Принципы русской пунктуации. М., 1972. С.55

 

[28]Иванова В. Ф. О первоначальном употреблении тире в русской печати, Современная русская пунктуация. С. 236.

 

[29]См., например: Ефимов А. И. Стилистические функции скобок в языке Салтыкова-Щедрина, Рус. яз. в школе. 1946. № 1 (примерно то же в его книге «Стилистика художественной речи». М., 1957. С. 425…435); Волгина Н.…С. Стилистическая роль знаков препинания в поэзии М. Цветаевой, Рус. речь. 1978. № 6. Она же. «Ни моря нет глубже, ни бездны темней…» (о пунктуации А. Блока), Рус. речь. 1980. № 6; Николаев А. А. Пунктуация стихотворений Тютчева, Современная русская пунктуация. М., 1979; Иванчикова Е. А. Об одном приеме аффективной пунктуации Достоевского, Там же.

 

[30]См.: Гришко Ф. Т. Авторские знаки препинания, Рус. яз. в школе. 1978. № 2 (автор ссылается на определение, данное в «Краткой литературной энциклопедии», т.6, с.81).

 

[31]См.: Шапиро А. Б. Основы русской пунктуации. М., 1955 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

 

[32]Примеры из статьи Ф. Т. Гришко «Авторские знаки препинания».

 

[33]Шапиро А. Б. Современный русский язык. Пунктуация. М., 1966. С. 64.

 

[34]Чернышев В. И. Избр. труды. М., 1970. Т. 2. С. 275.

 

[35]Там же. С. 309.

 

[36]Примеры заимствованы из кн.:

Русская разговорная речь. М.. 1973. (Предложения в этой книге даются без знаков препинания: с косой черточкой при наличии интонационного деления и без нее при его отсутствии.);

Земская Е. А. Русская разговорная речь: Проспект. М., 1968;

Гвоздев А. Н. Современный русский язык: Сб. упражнений. М., 1964;

Кручинина И. Н. Синтаксис разговорной речи, Рус. речь. 1968. № 1;

Лаптева О. А. Некоторые эквиваленты общелитературных подчинительных конструкций в разговорной речи, Развитие синтаксиса современного русского языка. М., 1966;

Она же. Общие устно-речевые синтаксические явления литературного языка и диалектов, Русская разговорная речь. Саратов, 1970;

Ширяев Е. Н. Связи свободного соединения между предикативными конструкциями в разговорной речи, Русская разговорная речь. Саратов, 1970;

Грамматика современного русского литературного языка. М., 1970;

Бабайцева В. В. Переходные конструкции в синтаксисе. Воронеж, 1967.

 

[37]Текст в примерах носит разговорный характер, но он не подпадает под то понимание устной разговорной речи, которого придерживаются современные исследователи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.23.157.16 (0.072 с.)