Юстиция США, Великобритании, Германии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юстиция США, Великобритании, Германии



Юстиция США, Великобритании, Германии представляет две правовые системы:

англосаксонскую, или систему общего (прецедентного) права;

романо-германскую, или континентальную.

Они характеризуются отделением судебной власти от законодательной и исполнительной, относительной независимостью, политической нейтральностью, приоритетным положением суда в системе юстиции, несменяемостью и неприкосновенностью судей.

Структура судебной власти, как правило, смешанная, полисистемная, децентрализованная, многозвенная и многоинстанционная, включающая общие и специализированные суды. В ней действуют составы из профессиональных судей (один судья или два и более) и составы с участием народных (общественных) представителей (суд присяжных, или шеффенов).

Основной способ комплектования судейского корпуса в этих странах – назначение судей главой государства (президентом, монархом). Он формируется после тщательного отбора из представителей среднего и высшего классов профессионально образованных специалистов, как правило, со значительным стажем юридической деятельности (адвокатской, прокурорской). Важная гарантия судейской независимости в перечисленных странах – административная и финансовая автономия судебной власти, невозможность уменьшения вознаграждения судьям во время пребывания в должности.

В этих странах развита система судейского самоуправления, высшие органы которой представляют и защищают интересы судейского сообщества, участвуют в решении кадровых вопросов, формировании судейского корпуса.

Предварительное (досудебное) производство или расследование ведут полиция и специальные органы следствия, которые в некоторых странах (в частности, США) многочисленны и весьма разнообразны по своей организационной структуре. Их система дополняется широкой сетью частных детективов (агентов) и частными полицейскими формированиями. Досудебное производство осуществляют и прокуроры (атторнеи), а в англосаксонских странах – также потерпевший самостоятельно или с помощью адвоката.

Адвокатура в этих странах – ассоциация свободных независимых юристов, оказывающих квалифицированные профессиональные правовые услуги физическим и юридическим лицам в разных формах. В качестве судебных юристов они выступают в судах и совершают нотариальные действия, но главным образом обеспечивают правовое обслуживание бизнеса, промышленно-финансовых корпораций и компаний, фирм и банков, т. е. занимаются юрисконсультской деятельностью. Из адвокатов в некоторых из этих стран комплектуется судейский корпус; они занимают ответственные должности в правительстве и парламенте. Поэтому попасть в солидную, преуспевающую юридическую фирму нелегко: большая конкуренция и высокие предъявляемые требования.

Давая общую характеристику юстиции западных государств, нужно предостеречь от переоценки ее достоинств. Как и везде, там есть свои проблемы. Многие ученые отмечают, что юстиция этих стран переживает трудные времена, кризисные явления. В связи с ростом преступности, объема работы осуществлена антидемократическая реформа в Англии, в частности, Законом «Об уголовной юстиции и общественном порядке» от 3 ноября 1994 г.

США одна из крупнейших стран мира, демократическая республика с президентской формой правления, с устойчивой и развитой правовой системой и юстицией, в основном построенной по английскому образцу. Вместе с тем есть и своя специфика, обусловленная местными и историческими условиями и традициями, государственным устройством. Поскольку США является федеративным государством, судебная система, как и юстиция в целом, организационно раздвоена, дуалистична.

Судебная система США включает систему федеральных судов и судебные системы 50 штатов, отличающиеся разнообразием. Федеральная судебная система состоит из трех уровней:

районные федеральные суды, размещенные по судебным округам;

окружные апелляционные суды;

Верховный Суд США.

Верховный Суд США – высшая апелляционная инстанция в стране, как для федеральных, так и для судов штатов, но практически заслушивает сравнительно небольшой процент поступающих жалоб. Главная же функция Верховного Суда США – осуществление конституционного контроля, толкование Конституции США, связанное с рассмотрением конкретных судебных дел. Поскольку Верховный Суд США проверяет конституционность актов Конгресса и Президента, его именуют иногда третьей палатой Конгресса, обеспечивающей равновесие между ветвями власти.

К федеральным судам относятся специализированные суды: Таможенный суд и Апелляционный таможенный суд, Налоговый суд, Суд по претензиям к правительству США, суды по делам о банкротстве, Апелляционный суд по делам ветеранов, Военный апелляционный суд и некоторые другие.

Подавляющее большинство судебных дел (до 99%) рассматривают суды штатов. Как правило, судебные системы штатов трех-, четырехзвенные.

На самом низком уровне – суды ограниченной юрисдикции: мировые, полицейские, муниципальные, семейные, суды по делам несовершеннолетних, по делам о наследствах, завещаниях и опеке, суды права справедливости и др. Второй уровень судов штатов суды общей юрисдикции, основные суды первой инстанции, где рассматриваются более серьезные гражданские и уголовные дела, в том числе и с участием присяжных заседателей. Третье звено – промежуточное – апелляционные суды. Наконец, Верховный Суд штата – высшая апелляционная инстанция штата.

Значительную роль в судебной системе США играет суд присяжных. Атторнейская служба в США делится на федеральную и службу штатов.

Департамент юстиции (главное правоохранительное ведомство федерального правительства США) возглавляет генерал-атторней, являющийся членом Кабинета Министров США. Будучи главным прокурором США и министром юстиции одновременно, генерал-атторней наделен широкими полномочиями: осуществляет юридическое консультирование федерального правительства, представляет его интересы в судах, наделен правом возбуждения и прекращения уголовного преследования по делам федеральной подсудности; руководит расследованием, проводимым Федеральным бюро расследования (которое входит в названный департамент), представляет к назначению кандидатов на должность судей федеральных судов, выполняет другие функции. Имеет заместителя – генерал-солиситора, представляющего правительство в федеральных судах.

Генерал-атторнею США подчиняются окружные атторнеи (прокуроры), назначаемые, как и генерал-атторней, Президентом США с согласия Сената сроком на четыре года.

В штатах имеются генерал-атторнеи и местные атторнеи, Все они в масштабе страны объединены в Национальную ассоциацию генерал-аттор-неев. Вместе с тем прокуроры штатов действуют автономно и не подчиняются федеральной прокуратуре. В основном они наделены функциями обвинительной власти (возбуждают уголовные дела, руководят их расследованием полицией, поддерживают обвинение в судах).

В США имеется должность независимого прокурора как блюстителя правовой порядочности власти. Он назначается генерал-атторнеем и расследует дела в отношении высших должностных лиц страны, включая Президента, при наличии компрометирующих сведений.

Органы предварительного расследования США до недавних пор отличались полной децентрализацией. В настоящее время они действуют под эгидой Центрального разведывательного управления США. На федеральном уровне расследованием соответствующих категорий дел занимаются:

Федеральное бюро расследований.

Секретная служба казначейства.

Бюро наркотиков.

Таможенное бюро.

Служба иммиграции.

Инспекторский департамент почтового ведомства и др.

В США имеются полицейские формирования не только на федеральном уровне, но и на уровне штатов, городов, поселков; полицейские агентства в графствах, частные полицейские службы корпораций и предприятий. Досудебное расследование вправе вести атторнеи и их помощники, частные детективные бюро и агентства.

Судебная система Англии отличается отсутствием единства, архаичностью и сложностью, делением судов на местные и центральные, низшие и высшие.

Вопросы судебной организации регулируются в этой стране значительным числом законодательных актов, принятых в различные годы, наиболее важные из которых: Закон «О судах» 12 мая 1971 г. и Закон «Об уголовном правосудии» 1972 г. Эти законы значительно модернизировали английскую судебную систему, сделали ее более стройной и современной.

Традиционно в судебную систему Англии входят низшие и высшие суды. К первым относятся мировые и магистратские суды, ко вторым – Верховный Суд Англии и Уэльса и Палата лордов. Верховный Суд Англии состоит из Высокого суда, Суда Короны и Апелляционного суда. Высокий суд имеет трехчленную структуру: канцелярское отделение, отделение королевской скамьи и по семейным делам. Возглавляет Высокий суд и канцелярское отделение лорд-канцлер, а отделение королевской скамьи – лорд – главный судья. Формально судебную систему Англии возглавляет Суд Палаты лордов. Он считается высшей и окончательной апелляционной инстанцией для всех судов страны.

Система судов общей юрисдикции дополняется широкой сетью специализированных судов: промышленные, транспортные, земельные, по квартирной плате, церковные, военные и др.

Особенностью английской системы юстиции является отсутствие в ней Министерства юстиции. Некоторые функции судебного управления, в частности, связанные с формированием судов, выполняет лорд-канцлер. По его представлению королевой назначаются судьи высших судов.

В Англии нет и прокуратуры в обычном понимании этого слова. Ее полномочия в определенном объеме выполняет генерал-атторней, возглавляющий английскую адвокатуру, являющийся юрисконсультом королевы и Правительства. Он – главный орган обвинения в суде по делам государственного значения, а также представляет интересы правительства в качестве истца или ответчика.

Специальным органом Англии, предназначенным для осуществления уголовного преследования, является независимая от полиции организация – Королевская служба обвинения. Ее возглавляет директор службы государственного обвинения.

В Англии широкое развитие получила адвокатура, которая включает два адвокатских сословия: барристеров и солиситоров. Первые – высшая, привилегированная группа адвокатов, выступающих в судах в качестве представителей той или другой стороны. Они с клиентурой непосредственно не связаны. Солиситоры занимаются консультационной деятельностью, составлением деловых бумаг, собиранием доказательств, совершением сделок.

Германия одна из демократических стран Западной Европы, которая имеет хорошо развитую правовую систему и высокую правовую культуру. Организация судебной власти в ФРГ регулируется Конституцией 1949 г. и Законом «О судьях» от 19 апреля 1982 г. Поскольку ФРГ – федеральное государство, судебная система включает федеральные суды и суды земель. Судебная система имеет суды общей и специальной юрисдикции.

Система общих судов образует четыре уровня: участковые, действующие в составе одного профессионального судьи, и двух шеффенов (заседателей); земельные (окружные) суды; Высший земельный суд; Высший федеральный суд, или Федеральная судебная палата. В соответствии со ст. 95 Конституции ФРГ, кроме того, действуют: федеральный административный суд, федеральная финансовая палата, федеральный трудовой суд, федеральный социальный суд.

Особое место занимает Федеральный Конституционный Суд.

Прокуратура Германии делится на федеральную и прокуратуру земель. Первая состоит из федеральной прокуратуры при Федеральной судебной палате и федеральных прокуроров во главе с Генеральным прокурором ФРГ. Последний находится в подчинении Министерства юстиции ФРГ, а прокуроры земель, соответственно, в подчинении министров юстиции земель. Прокуроры земель не находятся в подчинении федеральной прокуратуры и образуют самостоятельную систему: при участковых судах состоят прокуроры, при судах земель (окружных) – обер-прокуроры, при высших судах земель – генерал-прокуроры.

Прокуратура в ФРГ – орган уголовного преследования и поддержания обвинения в судах. Прокуратура осуществляет предварительное расследование, хотя преимущественно ведет его уголовная полиция.

Адвокат в ФРГв соответствии с федеральным Положением об адвокатах от 1 августа 1959 г. – профессиональный консультант и представитель во всех правовых делах. Адвокаты объединяются в палаты по округам высших судов земель. Палата адвокатов является корпорацией, за которой осуществляют государственный надзор управления юстиции земель.

Высший орган палаты – собрание, решающее наиболее важные вопросы организации и деятельности адвокатов и избираемое сроком на четыре года, исполнительный орган – правление. Оно же из своей среды выбирает президиум, состоящий из президента, вице-президента, секретаря и казначея.

Палаты адвокатов земель объединены в федеральную палату адвокатов.

Вопросы для самоконтроля

1. Федеральные суды Российской Федерации.

2. Суды субъектов Российской Федерации.

3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

4. Состав и структура Верховного Суда Российской Федерации.

5. Органы судейского сообщества Российской Федерации.

6. Направления (функции) прокурорской деятельности Российской Федерации.

7. Система органов прокуратуры Российской Федерации. Их полномочия.

8. Органы, осуществляющие дознание на территории Российской Федерации.

9. Судебная система США.

10. Судебная система Англии.

11. Адвокатура Англии..

12. Судебная система Германии.

13. Прокуратура Германии.

14. Адвокатура Германии.

 

 

Темы рефератов

1. Судебная система Российской Федерации.

2. Система органов прокуратуры Российской Федерации. Их задачи, функции и направление деятельности.

3. Судебная система Англии.

4. Судебная система США.


Контрольные вопросы
к экзамену и зачету по дисциплине «Судоустройство»

 

1. Предмет и основные понятия дисциплины «Судоустройство».

2. Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции.

3. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь, ее задачи, основные направления и ее новый этап.

4. Значение решений первого и второго съездов судей Республики Беларусь для совершенствования организации и деятельности судов.

5. Правовые источники дисциплины «Судоустройство».

6. Понятие, свойства и назначение судебной власти.

7. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями, политическими партиями и общественными объединениями.

8. Понятие о правосудии. Его отличительные черты.

9. Соотношение правосудия с судебной властью. Государственные символы, используемые в судах.

10. Понятие, система и значение конституционных основ судебной власти.

11. Осуществление судебной власти только судами.

12. Независимость судей и народных заседателей, подчинение их только закону.

13. Законность при осуществлении правосудия.

14. Равенство граждан и организаций перед законом и судом. Состязательность и равенство сторон при осуществлении правосудия.

15. Участие граждан в осуществлении правосудия.

16. Гласность при осуществлении правосудия.

17. Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде.

18. Право граждан и организаций на судебную защиту.

19. Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь.

20. Принцип презумпции невиновности.

21. Обеспечение в судопроизводстве и делопроизводстве пользования государственными языками.

22. Обязательность судебных постановлений и требований судьи.

23. Назначение и выборность судей.

24. Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях.

25. Принципы построения судебной системы. Виды судов.

26. Основные этапы развития судебной системы в Республике Беларусь.

27. Общая характеристика действующей судебной системы.

28. Районный (городской) суды.

29. Областные (Минский городской) суды и экономические суды областей (города Минска).

30. Верховный Суд.

31. Экономические суды.

32. Конституционный Суд.

33. Понятие и значение статуса судьи.

34. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи судов общей юрисдикции.

35. Судья Конституционного Суда.

36. Квалификационный экзамен на должность судьи. Специальная подготовка на должность судьи.

37. Права и обязанности судей и народных заседателей.

38. Принципы правового и социального статуса судьи.

39. Аттестация судей судов общей юрисдикции.

40. Квалификационные классы судей.

41. Дисциплинарная ответственность судей судов общей юрисдикции.

42. Приостановление и возобновление полномочий судьи.

43. Прекращение полномочий судьи.

44. Народные заседатели. Их правовой статус.

45. Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества.

46. Система и структура Министерства юстиции Республики Беларусь, его функции.

47. Органы судейского сообщества. Их понятие и значение.

48. Состав и структура Республиканского Совета судей, его полномочия.

49. Полномочия квалификационных коллегий.

50. Понятие органов предварительного расследования, их задачи и виды.

51. Органы предварительного следствия, их задачи и компетенция.

52. Органы дознания, их система, организация и компетенция.

53. Следственный комитет Республики Беларусь, его состав, структура и компетенция.

54. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Национальное центральное бюро Интерпола в Республике Беларусь.

55. Задачи, функции и направления деятельности прокуратуры.

56. Принципы деятельности прокуратуры.

57. Система и структура органов прокуратуры.

58. Требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров.

59. Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности.

60. Классные чины прокурорских работников.

61. Поощрения и ответственность прокурорских работников.

62. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников.

63. Понятие, задачи адвокатуры и виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

64. Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности.

65. Организационные формы деятельности адвокатуры.

66. Права и обязанности адвокатов.

67. Дисциплинарная ответственность адвокатов.

68. Органы адвокатского самоуправления, их задачи, полномочия.

69. Понятие, задачи и организация нотариата.

70. Основные принципы организации деятельности нотариусов.

71. Требования, предъявляемые к лицу, претендующему на допуск к профессии нотариуса.

72. Компетенция нотариата.

 

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Нормативные правовые акты
и иные официальные документы

 

1 Основные принципы независимости судебных органов: приняты Конгрессом ООН и одобрены резолюциями Ген. Ассамблеи ООН, авг.-дек. 1985 г. // Права человека: сб. международно-правовых документов / сост. В. В. Щербов. – Минск: Белфранс, 1999. – С. 278-280.

2 Бангалорские принципы поведения судей // Права человека: международно-правовые документы и практика их применения: в 4 т. / сост. Е. В. Кузнецова. – Минск: Амалфея, 2009. Т. 1. – С. 456-460.

3 Рекомендация № R (94)12 Комитета министров государствам-членам О независимости, эффективности и роли судей: принята Комитетом министров Совета Европы, 13 окт. 1994 г. // Права человека: сб. международно-правовых документов / сост. В. В. Щербов. – Минск: Белфранс, 1999. – С. 918-921.

4 Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изм. и доп. принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. И 17 окт. 2004 г.// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

5 Концепция судебно-правовой реформы: прил. к постановлению Верх. Совета Респ. Беларусь, 23 апр. 1992 г., № 1611-ХII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

6 Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 1999 г., № 238-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

7 Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, 29 июня 2006 г., № 139-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

8 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г., № 295-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

9 Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, 15 дек. 1998 г., № 219-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

10 Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2011 г., № 334-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

11 Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Респ. Беларусь,15 июля 2015 г., № 289-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

12 Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г., № 263-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

13 Об органах государственной безопасности Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2012 г., № 390-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

14 Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 16 июля 2008 г., № 414-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

15 О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Закон Респ. Беларусь, 13 дек. 1999 г., № 340-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

16 О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

17 О Конституционном Суде Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 марта 1994 г., № 2914-XІІ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

18 О нотариате и нотариальной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2004 г., № 305-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

19 О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г., № 220-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

20 О Следственном комитете Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 13 июля 2012 г., № 403-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

21 Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь: указ Президента Респ. Беларусь, 27 ноября 2013 г., № 523 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

22 О некоторых вопросах нотариальной деятельности: указ Президента Респ. Беларусь, 11 авг. 2011 г., № 366 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

23 О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов: указ Президента Респ. Беларусь, 29 ноября 2013 г., № 530 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

24 О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь: декрет Президента Респ. Беларусь, 26 июня 2008 г., № 14 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

25 О некоторых социально-правовых гарантиях для военнослужащих, судей и прокурорских работников: указ Президента Респ. Беларусь, 3 апр. 2008 г., № 195 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

26 О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь: декрет Президента Респ. Беларусь, 29 ноября 2013 г., № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

27 Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь: утв. указом Президента Респ. Беларусь, 27 марта 2008 г., № 181 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

28 Послание о перспективах развития системы судов общей юрисдикции Республики Беларусь: утв. указом Президента Респ. Беларусь, 10 окт. 2011 г., № 454 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

29 Положение о Министерстве юстиции Республики Беларусь: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 31 окт. 2001 г., № 1605 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

30 О некоторых вопросах осуществления адвокатской деятельности и оказания юридических услуг: постановление Министерства юстиции Респ. Беларусь, 30 ноября 2010 г., № 105 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

31 Правила профессиональной этики адвоката: утв. постановлением Министерства юстиции Респ. Беларусь, 6 февр. 2012 г., № 39 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

32 Правила профессиональной этики нотариуса: утв. постановлением Министерства юстиции Респ. Беларусь, 16 ноября 2004 г., № 37 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.

33 Кодекс чести судьи Республики Беларусь: принят на 1-м съезде судей Республики Беларусь, 5 дек. 1997 г. // Судовы веснiк. – 1998. – № 1. – С. 16‑17.

34 Первый съезд судей Республики Беларусь. Документы и материалы / Администрация Президента Республики Беларусь; Республиканский совет судей. – Минск, 1998. – 187 с.

35 Второй Съезд судей Республики Беларусь // Юстиция Беларуси. – 2002. – № 2. – С. 2- 8.

36 Об обеспечении гласности при осуществлении правосудия и о распространении информации о деятельности судов: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, 20 декабря 2013г., №11 / Судовы Веснiк. 2014. №1.

37 Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа работы по специальности, необходимого для кандидата на должность судьи системы судов общей юрисдикции: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2015 г. №371 //Юстиция Беларуси.-2015. -№5.-С. 24.

Учебники

 

38. Судоустройство: Учебник / А. А. Данилевич [и др.]; под ред. А. А. Данилевича, И. И. Мартинович. – 2-ое изд., перераб. И дополн. – Минск: Амалфея, 2010. – 464 с.

39. Гуценко, К. Ф. Правоохранительные органы: Учебник / К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев. – Москва: Изд-во «Зерцало». – 2007. – 440 с.

 

 

3. Дополнительная литература

 

40. Адамюк, О. И. Становление и развитие военной юстиции в Беларуси: от революционных военных трибуналов к военной судебной системе в Республике Беларусь/ О. И. Адамюк.– Минск: МИТСО, 2013.– 376 с.

41. Белова, Т. Система и содержание принципов нотариата в Республике Беларусь / Т. Белова // Юстиция Беларуси. – 2005. – № 3. – С. 28-32.

42. Белорусское законодательство о суде, прокуратуре, адвокатуре и органах охраны общественного порядка (1919–1991) / сост. В. Н. Бибило. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. – 464 с.

43. Бибило, В. Н. Дихотомия судебной власти / В. Н. Бибило // Право и демократия: сб. науч. тр.: вып. 20 / редкол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2009. – С. 235–249.

44. Бибило, В. Н. Дискреционная власть суда / В. Н. Бибило // Веснік БДУ: навукова-практычны часопіс Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Сер. 3. – 2009. – № 2. – С. 76–81.

45. Бибило, В. Н. Становление и развитие белорусского законодательства о судоустройстве / В. Н. Бибило // Право и демократия: cб. науч. тр.: вып. 21 / редкол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2010. – С. 178–197.

46. Бибило, В. Н. Судебные системы зарубежных стран / В. Н. Бибило. – Минск: Право и экономика, 2013. – 100 с.

47. Богданов, Е. В. Проблемы теории и практики реализации судебной власти в форме правосудия / Е. В. Богданов. – Минск: Право и экономика, 2002. – 105 с.

48. Белова, Т. Система и содержание принципов нотариата в Республике Беларусь / Т. Белова // Юстиция Беларуси. – 2005. – № 3.

49. Бранчель, И. Предварительное расследование: его роль и место в правоохранительной системе / И. Бранчель // Юстиция Беларуси. – 2008. – № 9

50. Василевич, Г. А. Конституционное правосудие на защите прав и свобод человека / Г. А. Василевич. – Минск: Право и экономика, 2003. – 256 с.

51. Василевич, Г. А. Развитие конституционного контроля – объективная закономерность становления правового государства / Г. А. Василевич // Юстиция Беларуси. – 2002. – № 7. – С. 3-5.

52. Верховный Суд Республики Беларусь: История и современность (1923-1998) / Под общ. ред. В. О. Сукало, Л. Л. Зайцевой. – Минск: Интер-Дайджест, 1998. – 240 с.

53. Воронович, Т. Роль суда в правовом воспитании граждан / Т. Воронович // Юстиция Беларуси. – 2013. – № 4. – С. 43-48.

54. Голованов, В. Нравственные основы правосудия / В. Голованов // Юстиция Беларуси. – 2009. – № 6. – С. 11-13.

55. Голованов, В. Г. Общие суды Республики Беларусь в контексте обеспечения национальной безопасности / В. Г. Голованов.- Минск: Право и экономика, 2012. –113 с.

56. Дубровин, Е. Внеслужебная деятельность судей / Е. Дубровин // Юстиция Беларуси. – 2011. – № 2. – С. 34-36.

57. Дубровин, Е. Требования к кандидатам на должности судей вышестоящих судов / Е. Дубровин // Юстиция Беларуси. – 2010. – № 11. – С. 13.

58. Захарова, Ж. Новый этап в развитии отечественного нотариата / Ж. Захарова // Юстиция Беларуси. – 2004. – № 9.

59. Захарова, Ж. Основные направления реформы нотариата./ Ж. Захарова. // Юстиция Беларуси. – 2014. – № 1.

60. Закревский, Л. Г. К вопросу о функциях и направлениях деятельности прокуратуры Республики Беларусь в современный период/ Л. Г. Закревский// Caцыяльна-эканамiчныя i прававые даследаваннi. – 2015. – №1.

61. Кирвель, И. Нотариат латинского типа / И Кирвель// Юстиция Беларуси. – 2014. – № 10.

62. Каменков, В, Каменков, Г. «Белинюрколлегия»: история, современный правовой статус, пути. совершенствования/ В. Каменков, Г. Каменков. // Юстиция Беларуси. – 2013. – 11.–С. 56-58.

63. Коваленко, Е. Новации законодательства об адвокатуре как средство развития белорусского рынка юридических услуг / Е. Коваленко // Юстиция Беларуси. -2012. – № 1.

64. История в лицах // Юстиция Беларуси. – 2009. – № 2. – С. 13-22.

65. Калинкович, В. Создание Следственного комитета как новый этап развития отечественного уголовного процесса / В. Калинкович // Судовы веснiк. – 2011. – № 4. – С. 10-12.

66. Каменков, В. О роли хозяйственных судов в современных экономических условиях / В. Каменков // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь. – 2010. – № 6. – С. 12-16.

67. Кодавбович, С. Место и роль Следственного комитета в системе государственных органов Республики Беларусь/С. Кодавбович // Юстиция Беларуси. – 2015.- № 5.-С. 72-75.

68. Лукашенко, А. Г. Правосудие для всех // Юстиция Беларуси. – 2008. – № 4. – С. 5-11.

69. Мартинович, И. И. Адвокатура Беларуси: история и современность / И. И. Мартинович. – Минск: Тесей, 2002. – 176 с.

70. Мартинович, И. И. Инновационное развитие белорусской адвокатуры – вызовы времени / И. И. Мартинович // Юстиция Беларуси. – 2013. – № 4. – С. 37-39.

71. Мартинович, И. И. Кодификация законодательства о судоустройстве – качественно новый уровень правового регулирования организации судебной власти в Республике Беларусь / И. Мартинович // Юстиция Беларуси. – 2006. – № 10. – С. 17-21.

72. Мартинович, И. И. Почему нам нужен суд присяжных заседателей / И. И. Мартинович // Юстиция Беларуси. – 2012. – № 4. – С. 8 –10.

73. Мартинович, И. И. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь / И. И. Мартинович, М. И. Пастухов. – Минск: Амалфея, 1995. – 224 с.

74. Мартинович, И. И. Укрепление и развитие конституционных основ (начал) судебной власти – гарантия эффективности судебной системы / И. И. Мартинович // Юстиция Беларуси. – 2008. – № 7. – С. 12-16.

75. Минец, И. О судейском самоуправлении, независимости суда и статусе судьи / И. Минец // Судовы веснiк. – 2001. – № 4. – С. 2-5.

76. Мытник, П. К вопросу о создании единого Следственного комитета / П. Мытник // Юстиция Беларуси. – 2011. – № 9.

77. Петраш, А. А. Послание о перспективах развития системы общих судов Республики Беларусь как новый этап повышения эффективности правосудия / А. А. Петраш // Юстиция Беларуси. − 2013. − № 3. – С. 19-22.

78. Ракитский, В. Суд присяжных заседателей: «за» и «против» для Беларуси (обсуждаем) / В. Ракитский.// Судовы Веснiк. -2014. – №2.

79. Самарин, В. И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции / В. И. Самарин. – С-Пб.: Питер, 2004. – 202 с.

80. Сенько, А. С. Проблемные вопросы обеспечения конституционного права граждан на судебную защиту / А. С. Сенько // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – 2006. – № 2. – С. 94-101.

81. Сенько, А. С. Судоустройство: ответы на экзаменационные вопросы / А. С. Сенько..- Минск: Тетралит, 2014.- 160 с.

82. Судебная власть / И. Л. Петрухин [и др.]; под ред. И. Л. Петрухина. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 720 с.

83. Судебные системы европейских стран: справочник. – М.: Международные отношения, 2002. – 336 с.

84. Сукало, В. Белорусское правосудие: пути совершенствования и развития / В. Сукало // Судовы веснік. – 2011. – № 4. – С. 7-9.

85. Сукало, В. Задачи общих судов по реализации положений Послания о перспективах развития системы общих судов Республики Беларусь / В. Сукало // Судовы веснік. – 2012. – № 1. – С. 5-9.

86. Сукало, В. Роль Верховного Суда в проведении судебно-правовых преобразований / В. Сукало // Судовы веснік. – 2013. – № 2. – С. 3-5.

87. Сукало, В. Судебная система в новом качестве: итоги работы, проблемы и задачи на перспективу / В. Сукало // Судовы веснiк. – 2015. – № 1.

88. Чайчиц, В. Становление адвокатуры Беларуси / В. Чайчиц //Юстиция Беларуси. 2012. № 7.

89. Швед, А. Правовое регулирование деятельности и предпосылки образования Следственного комитета Республики Беларусь / А. Швед // Юстиция Беларуси. – 2012. – № 11.

 


СОДЕРЖАНИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 3

 

ОБЩИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 6

 

ТЕМА 1 Предмет, система и основные понятия учебной дисциплины «Судоустройство» 7

1.1 Предмет, понятие, система и значение курса «Судоустройство», его соотношение с другими юридическими дисциплинами 7

1.2 Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции 9

1.3 Правовые источники курса, их общая характеристика и классификация. 14

ТЕМА 2 Судебная власть и правосудие. 16

2.1 Понятие и назначение судебной власти, ее свойства и сим



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.181 с.)