ТЕМА 2 Судебная власть и правосудие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 2 Судебная власть и правосудие



 

2.1 Понятие и назначение судебной власти, ее свойства и символы.

2.2 Взаимоотношения судебной власти с Президентом, законодательной и исполнительными властями, а также с политическими партиями и другими общественными объединениями.

2.3 Понятие о правосудии, его отличительные черты, соотношение с судебной властью.

 

 

2.1 Понятие и назначение судебной власти,
ее свойства и символы.

 

Формирование понятия судебной власти тесно связано с длительным процессом разработки концепции разделения государственной власти в обществе на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Элементы этой теории встречаются уже в работах античных ученых Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона и др. В классическом же виде теория разделения власти сформировалась в 18-м столетии. У ее истоков стоял Джон Локк – английский философ и политический деятель. Джон Локк не выделял в качестве самостоятельной судебную власть и считал, что существует законодательная, исполнительная и федеративная власти. Первым на три общепризнанных вида власти (законодательную, исполнительную и судебную) указал французский просветитель, правовед и философ Ш. Л. Монтескье. В дальнейшем концепция разделения власти получила закрепление в конституциях большинства современных государств.

Термин «судебная власть» был введен в оборот на белорусских землях еще в 16 в. Статутами Великого Княжества Литовского. Затем два столетия спустя широко применялся Судебными Уставами 1864 г. и во всей дореволюционной юриспруденции. В советский период идея разделения власти была отвергнута. И лишь в перестроечные годы начало проявляться более серьезное отношение к концепции разделения власти.

В современном национальном законодательстве термин «судебная власть» впервые появился в Декларации от 27 июня 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь» (ст.7) и Законе от 27 февраля 1991 г. «Об основных принципах народовластия» (ст. 7).

Термин «судебная власть» используется во многих нормативных правовых актах. Так, в ст. 2 Кодекса о судоустройстве и статусе судей определено, что судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленным Конституцией и настоящим Кодексом. Она осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном действующим законодательством порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

К целям судебной власти относится:

· восстановление нарушенного права;

· обеспечение торжества закона, прав и свобод человека, законных интересов юридических лиц, социальных ценностей и благ.

Вместе с тем в белорусском законодательстве отсутствует легальное определение понятия судебной власти. В юридической литературе по этому поводу представлены различные суждения и подходы. Большинство авторов определяют данное понятие через категории «суд», «правосудие», «судебная система». При даче определения судебной власти следует исходить из содержания и субъектов судебной власти. Представителями судебной власти являются только суды. Содержание судебной власти составляют такие полномочия, как:

1) осуществление судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве;

2) правосудие – деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебном заседании правовых конфликтов;

3) обеспечение исполнения судебных решений, в частности, процессуальный контроль за действиями (бездействием) судебного исполнителя, который будет реализован путем разрешения судом соответствующих жалоб;

4) разъяснение в порядке судебного толкования действующего законодательства по вопросам судебной практики;

5) участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества в их деятельности;

6) организационное, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества;

7) аналитическая и организационная работа;

8) осуществление иных полномочий, входящих в компетенцию суда.

С учетом изложенного судебную власть можно определить следующим образом. Судебная власть – это система независимых судебных учреждений, призванных от имени государства реализовывать всю совокупность возложенных на них властных полномочий по осуществлению правосудия, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.

Чтобы судебная власть выполняла свое предназначение, ей должны быть присущи определенные свойства (признаки). При изучении данной темы следует обратить внимание на следующие свойства судебной власти: самостоятельность и независимость; полнота и исключительность; верховенство в системе юстиции; объективность и беспристрастность; политическая нейтральность; легитимность. Эти свойства проявляются в полномочиях судебной власти, ее организации и формировании, статусе судей и процедуре деятельности, взаимодействии с другими ветвями власти, обеспечивая выполнение возложенных на суд задач.

Самостоятельность и независимость судебной власти – это организационное отграничение ее от других ветвей власти, осуществление судебных функций независимо от посторонних влияний (соблюдение тайны совещательной комнаты) на основе закона и внутреннего убеждения суда, сформулированного в результате всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.

Полнота и исключительность судебной власти означают полноту ее полномочий при осуществлении правосудия, полновластие суда при разрешении подведомственных споров и конфликтов. Решения суда могут быть отменены либо изменены лишь вышестоящими судебными инстанциями при наличии к этому предусмотренных законодательством оснований и условий.

Объективность и беспристрастность суда – неотъемлемые свойства судебной власти, без которых она превращается в свою противоположность, в судилище и произвол. Судьи и народные заседатели рассматривают и разрешают споры непредвзято (при отсутствии какой – либо заинтересованности в исходе дела) и всесторонне (посредством исследования всех обстоятельств дела, как обвинительного, так и оправдательного характера). Гарантией данного свойства судебной власти является содержащийся в процессуальном законодательстве институт отвода (самоотвода) судей и народных заседателей от участия в рассмотрении судом дела при наличии обстоятельств, ставящих под сомнение их беспристрастность и объективность.

Верховенство судебной власти определяется особым правовым статусом суда среди правоохранительных органов, а также в том, что она формируется высшей, верховной властью (Парламентом или Президентом) и осуществляется от имени Республики Беларусь.

Политическая нейтральность заключается в том, что суды и судьи как арбитры в разрешении правовых споров и конфликтов в обществе должны быть вне политики и политической борьбы. Рассматриваемая черта обеспечивает беспристрастность и объективность суда.

Легитимность судебной власти означает ее соответствие закону, установленной им процедуре ее формирования, организации и деятельности. Судебная власть считается легитимной при доверии к ней народа, его поддержке и признании авторитета выносимых ею решений.

Символы судебной власти. В соответствии со ст. 15 Кодекса о судоустройстве в судах используются государственные символы Республики Беларусь: Государственный герб и Государственный флаг. На зданиях Конституционного Суда, судов общей юрисдикции, в помещениях заседаний Конституционного Суда, в залах судебных заседаний судов общей юрисдикции устанавливается Государственный флаг Республики Беларусь, а также помещается изображение Государственного герба Республики Беларусь.

При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии, которые относятся к атрибутам судебной власти.

 

 

2.2 Взаимоотношения судебной власти с Президентом,
законодательной и исполнительными властями, а также с политическими партиями и другими общественными
объединениями

Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями протекают по двум основным направлениям. Во-первых, ветви власти взаимодействуют между собой с целью эффективного управления государством. Во-вторых, каждая из трех ветвей единой государственной власти осуществляя свои полномочия, сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая в государстве законность и правопорядок, соблюдение прав и свобод граждан, государственные и общественные интересы. Так, Парламент (Национальное собрание), Президент Республики Беларусь, принимая (издавая) законы и иные нормативные правовые акты, определяют судебную систему страны, структуру судов и организацию их работы, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения дел и иных материалов. В свою очередь судебная власть вправе: обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями по совершенствованию законодательства; участвовать в разработке и обсуждении законопроектов; давать заключения о соответствии Конституции содержания нормативных правовых актов; разъяснять действующее законодательство по вопросам судебной практики и т. д.

Парламент, Президент Республики Беларусь принимают участие в формировании судейского корпуса. Согласно п.8-10 ст.84 Конституции Республики Беларусь Президент с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда из числа судей этих судов. Он же с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, а также непосредственно назначает шесть судей Конституционного Суда и иных судей Республики Беларусь. Совет Республики избирает шесть судей Конституционного Суда (п.3 ст. 98 Конституции Республики Беларусь). По совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на пять лет Президентом Республики Беларусь назначаются председатели и заместители председателей районных (городских), областных (Минского городских) судов.

Парламент утверждает финансирование судов за счет средств республиканского бюджета, смету расходов, связанную с их деятельностью.

Судебная власть наделена правом, оценивать законность решений и действий органов и должностных лиц исполнительной власти, разрешать споры между государственными органами и гражданами.

Взаимодействие судебной власти с политическими партиями и другими общественными объединениями характеризуется в настоящее время таким свойством – как политическая нейтральность судебной власти. В историческом же плане на белорусских землях деполитизация судей была осуществлена в 1906 г. Однако в советский период времени ситуация координально изменилась. На судебные должности подбирались члены компартии либо они становились ими на судебной работе. И только с изданием 24 августа 1991 г. Указа Президента СССР «О прекращении деятельности политических партий и политических движений в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и государственном аппарате» был сделан первый законодательный шаг в направлении департизации судебной власти. 25 августа 1991 г. аналогичный акт был принят Верховным Советом БССР.

В дальнейшем этот вопрос был решен в Беларуси на конституционном уровне, а затем в Законе от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и статусе судей» (ст. 61) и в Кодексе о судоустройстве (ст. 88). На судей распространяются ограничения, связанные с государственной службой. Они не могут быть членами Совета Республики, депутатами Палаты представителей Национального собрания, местных Советов депутатов, а также членами политических партий и иных общественных объединений. Имеются и другие точки взаимодействия судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями. В частности, судебной власти подсудны правовые конфликты, одной (двумя) сторонами которых являются указанные институты.

 

 

2.3 Понятие о правосудии, его отличительные черты,
соотношение с судебной властью

 

Основным полномочием судебной власти является осуществление правосудия. Суть его состоит в рассмотрении и разрешении судом правовых споров (конфликтов) между участниками правоотношений. В законодательстве отсутствует определение термина «правосудие». Нет единого подхода в определении данного понятия и со стороны ученых-юристов. Представляется, что в самом общем виде правосудие можно определить как форму государственной деятельности, заключающуюся в разбирательстве и разрешении судами гражданских, экономических, уголовных и административных дел.

Правосудию присущ ряд характерных черт:

- правосудие может осуществляться только особым органом – судом (судьей);

- правосудие осуществляется судом не произвольно, а посредством конкретных, установленных законом способов. В зависимости от способа осуществления правосудия и специфики разрешаемых судом дел различают следующие виды правосудия: по гражданским, экономическим, административным и уголовным делам;

- процессуальная форма осуществления правосудия, под которой понимается установленный процессуальным законом порядок производства по делу. Правосудие осуществляется посредством гражданского, уголовного, административного и хозяйственного судопроизводства. В соответствии со ст. 5 Кодекса о судоустройстве Конституционный Суд не осуществляет правосудие, а является органом судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

- как правило, правосудие осуществляется с применением судом мер государственного принуждения.

При характеристике правосудия нужно четко отличать его от судебной власти, так как они не являются тождественными понятиями. Судебная власть и правосудие соотносятся как целое и частное. Судебная власть более широкое понятие, поскольку правосудие является лишь одним из полномочий, составляющих ее содержание.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дать определение судебной власти.

2. Самостоятельность и независимость как свойство судебной власти.

3. Полнота и исключительность судебной власти.

4. Верховенство в системе юстиции как свойство судебной власти.

5. Объективность и беспристрастность как свойство судебной власти.

6. Политическая нейтральность как свойство судебной власти.

7. Легитимность как свойство судебной власти.

8. Взаимоотношения между судебной, законодательной и исполнительной властями.

9. Взаимодействие судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями.

10. Понятие правосудия.

11. Отличительные черты правосудия.

12. Соотношение правосудия и судебной власти.

13. Государственные символы Республики Беларусь, используемые в судах.

14. Уголовная юстиция.

Темы рефератов

1. Понятие судебной власти, ее свойства и взаимоотношения с исполнительной и законодательной властью.

2. Понятие правосудия, его отличительные черты и взаимоотношение с судебной властью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.024 с.)