Атомистическая концепция в античной философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Атомистическая концепция в античной философии



АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

(VI в. до н.э.— V в. н.э.) — Возникновение и развитие философии в древней Греции и Риме неразрывно связаны с развитием рабовладельческого строя, сменившего первобытнообщинный строй. Основой всей жизни античного мира был рабский труд. Распад родового строя в древней Греции сопровождался возникновением городов, развитием ремесла и торговли. Рост производства, разделение труда между земледелием и промышленностью, ставшее возможным только при рабстве, колонизация и развитие торговых связей с другими народами — всё это привело к расцвету древнегреческой культуры. Под влиянием развития производства, торговли, мореплавания, а также общественной политической жизни растёт интерес к исследованию природы. Старое религиозно-мифологическое мировоззрение всё больше уступает место стремлению проникнуть в сущность объективной действительности и законов её развития. На этой почве выросла древнегреческая философия. Она выступала как нерасчленённая, всеобъемлющая наука, как наука наук, включавшая в себя вследствие неразвитости научного мышления все области знания. История древнегреческой философии — это история борьбы первоначального, наивного материализма против различных идеалистических учений, это борьба материалистической линии Демокрита и идеалистической линии Платона. Борьба эта была основана на противоположности мировоззрений рабовладельческой демократии и реакционной аристократии.

Можно установить три периода в развитии античной философии. Первый период — VI в. до н.э. Это — философия периода образования рабовладельческого общества. Первоначальный, наивный материализм, который был одновременно стихийно-диалектическим взглядом на мир, представлен на этом этапе милетской школой и Гераклитом. Философы милетской школы — Фалес, Анаксимен, Анаксимандр — исходили из признания единого, вечно движущегося материального первоначала. У Фалеса это — вода, у Анаксимена — воздух, у Анаксимандра — бесконечная неопределённая материя — “апейрон”. Гераклит также считал началом всего сущего материальную стихию — огонь, из которого путём борьбы противоположностей происходят все формы действительности. Он учил о всеобщей текучести вещей, сущность мирового процесса он сводил к закономерным преобразованиям вечной материи. Диалектика Гераклита явилась одной из высших ступеней, достигнутых древнегреческой философией. Материалистические школы — милетская и эфесская — боролись с идеалистическими и антидиалектическими взглядами пифагорейской и элейской школ. Представители пифагорейской школы (основатель — Пифагор) развивали мистическое учение о числе как сущности всех вещей и учение о “гармонии” в природе и в обществе, исключающей борьбу противоположностей. Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) противопоставили представлению об изменчивости и многообразии природы учение о неподвижном и неизменном бытии. Элейцы своим метафизическим тезисом о неподвижном бытии, исключающем многообразие явлений и изменчивость природы, открывали дверь идеализму.

Второй период — V в. до н.э. Это — философия периода расцвета древнегреческой рабовладельческой демократии. На первый план выступили вопросы строения материи, теории познания, проблемы общественной жизни. Вопрос о строении материи стал в центре внимания всех трёх материалистических школ V в. до н.э., связанных с именами Анаксагора, Эмпедокла и Демокрита. Анаксагор принимал за основу существующего материальные частицы — “семена вещей” (“гомеомерии”), из сочетания которых образуются качественно подобные им тела. Для объяснения движения Анаксагор вводит внешнюю силу — "нус" (мировой ум), который понимается им как тончайшее и легчайшее вещество. Эмпедокл учил о четырёх “корнях” всего сущего (огонь, воздух, вода и земля), приводимых в движение двумя материальными силами — “любовью” и “ненавистью”. В атомистическом учении Демокрита античный материализм достигает высшей точки своего развития. Демокрит был “первым энциклопедическим умом среди греков”, наиболее выдающимся представителем единой, нерасчленённой науки древнего мира. В основе существующего лежат, по Демокриту, два первоначала: атомы и пустота. Атомы, т. е. неделимые частицы материи, вечны и неизменны. Возникновение и уничтожение бесконечных миров и всех природных вещей — результат сочетания атомов, движущихся в пустоте. Учение Демокрита об атомах было механистическим. У софистов, первых профессиональных учителей “мудрости” и красноречия, центром философских исследований является человек и его отношение к миру. Основная группа софистов по своим социально-политическим взглядам примыкала к рабовладельческой демократии, по философским — к материалистическому лагерю. Для другой группы софистов характерны реакционные, антидемократические воззрения. Наиболее яркий представитель софистов материалист Протагор объявляет человека “мерой всех вещей”, а ощущения — единственным источником познания. В противоположность материалистическому учению Демокрита складывается философия Платана — главы идеалистического лагеря античной философия, идеолога аристократической реакции. Непосредственным предшественником Платона был Со крат — представитель идеалистического, религиозно-этического мировоззрения. В основе философии Платона лежит противопоставление выдуманного им мира вечных и неизменных идей изменчивому, несовершенному, согласно его взгляду, миру вещей, являющемуся лишь тенью мира идей. Борясь против достижений античной науки, Платон учитт о сотворении мира божественным творцом, о бессмертии и переселении душ, сводит познание к воспоминанию души о мире идей, созерцавшихся ею до вселения в тело. Общественно-политические взгляды Платона, как и его философские взгляды, были реаккционными. Борьба между материалистической философией Демокрита и идеалистической философией Платона составляет центральный пункт всей истории древнегреческой философии. Уже в этой борьбе в полной мере сказались всё прогрессивное значение материализма в истории науки и реакционная роль идеализма. Борьба между философскими взглядами Демокрита и Платона была выражением политической борьбы между рабовладельческой демократией и аристократией. Итог достижений древнегреческой философии и естествознания подводит “энциклопедическая наука Аристотеля”. Аристотель выступил с опровержением платоновской теории идей. В решении основного вопроса философии Аристотель колебался между материализмом и идеализмом. Материя рассматривалась им как косная и инертная, а движущим и творческим началом признавалась материальная форма. Аристотель сыграл значительную роль в развитии диалектики и логики.

Он исследовал формы мышления.

Третий период — философия периода кризиса и упадка рабовладельческого общества. В этот, эллинистический, период от философии, выступавшей как всеобъемлющая, нерасчленённая наука, стали отпочковываться положительные науки, частные науки, разрабатывавшие методы точного исследования природы. Материалистическая линия античной философии была продолжена в этот период Эпикуром и его школой. Эпикур — материалист, атеист и просветитель — возрождает атомистическое учение Демокрита и защищает его от нападок мистиков и теологов. Эпикур вносит в это учение ряд видоизменений. Основное в них— концепция спонтанного (обусловленного внутренними причинами) отклонения атомов от прямой линии, в силу которого становится возможным их столкновение. Целью философии Эпикур считал счастье человека, для достижения которого надо освободиться от религиозных предрассудков и овладеть знанием законов природы. Последователем и популяризатором учения Эпикура в древнем Риме был Лукреций Кар (I в. до н.э.). Начиная с 111—11 вв. до н.э. в результате общего кризиса и разложения рабовладельческого строя происходит упадок философии. Разнообразные школы эллинистической и римской эпохи (академики, стоики, скептики и др.) выражают явную деградацию философской мысли в сторону идеализма и мистики.

Представители идеологии империализма прибегают к фальсификации античной философии для борьбы с современным материализмом и наукой. Особую ненависть реакционеров вызывают материалистические учения. Демокрит, Эпикур и Другие античные материалисты объявляются безнравственными и недостойными названия философов. Одновременно делаются попытки возродить реакционное учение Платона об идеях и “идеальном” государстве, приспособить это учение для пропаганды религиозной мистики и политики эксплуататорских классов.

Милетская школа. Гераклит.

Представителями являются: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Они считали, что существует первоначало – архэ.

У Фалеса архэ – вода; вещи одушевленны (например магнит) и закончив свой срок земного существования переходят в воду.

У Анаксимандра архэ – Апейрон, т. е. беспредельное. Из беспредельного порождается предельное и не вечное – вещи, живые существа (в том числе и люди). Апейрон мстит всему предельному за его обособление, т. е. разрушает все предельное восстанавливая единство беспредельного.

У Анаксимена архэ – воздух.

Гераклит – древнегреческий философ-материалист, один из основоположников диалектики. Он учил, что “мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим”. Огонь – это первовещество. Огонь превращается в землю и воду, т. е. единое становится многим и всем. Он считал, что все существует и, в то же время, не существует, т. к. все течет и постоянно изменяется, возникает и исчезает, мир состоит из противоположностей, ведущих между собой борьбу и вэтой борьбе видел причину развития.

Элеаты

Ксенофан считал, что боги – создания человека. Он отмечал, что боги в изображении Гомера и Гесиода внешне не отличались от человека и если бы животные могли рисовать, то их боги были бы похожи на них. Подлинный бог – единичен, не имеет ничего общего с людьми. Он неподвижен, ибо ни к чему движение тому, кто являет собой абсолютное совершенство. Самой совершенной фигурой считали шар, следовательно, бог шарообразен. Бог представляет собой не тело, а мысль.

Парменид считал, что существует множество мнений, но лишь в одном случае мнение будет истинным – в том, когда оно совпадает с реальными ее характеристиками. Он считал, что небытие не существует, т. к. если предположить, что небытие реально, то оно существует, а следовательно обладает бытием. Он также считал, что нельзя отождествлять бытие и небытие, т. к. в этом случае очевидно противоречие: об одном и том же явлении высказываются два противоположных суждения, каждое из которых претендует на истинность, а истина только одна. Бытие неделимо и неподвижно, доступно только для разума. Единое Парменида = бог Ксенофана.

Зенон – не создал своего учения, но придумал остроумный способ доказать доктрины Ксенофана-Парменида – апории Зенона (летящая стрела не летит, т. к. в каждый момент полета находится в определенной точке, и зафиксировать момент движения не удается).

Мелис – представитель элейской школы.

Орфики и пифагорейцы

Орфики – последователи культа Орфея. Одним из мифов происхождения мира было представление о его рождении из гигантского зародыша-яйца. Основное учение – учение о метемпсихозе (переселение душ).

Пифагорейцы – представители мощного религиозного движения, сложившегося в рамках орфизма, последователи древнегреческого философа Пифагора. Пифагорейская школа внесла вклад в развитие математики и астрономии. Абсолютизировав понятие, количество и оторвав его от материальных вещей, пифагорейцы пришли к идеализму, приняв количественное отношение за сущность вещей. На этой идеалистической основе и выросла мистика чисел.

Основу этики пифагорейцев составляет учение о надлежащем (о правиле, о пределе), которое нельзя переходить. Мера – граница надлежащего, соблюдение ее воспринималось как добродетель, а отсутствие меры – безмерность.

Сократ

СОКРАТ (469—399 до н.э.)— древнегреческий философ-идеалист, выступивший против материализма, естественно-научного знания и безбожия с проповедью религиозно-нравственного учения. Когда демократическое правление было восстановлено, Сократ за свою враждебную народу деятельность был присуждён к смерти. Сократ не оставил после себя письменных трудов, он всегда выступал устно, но его учение стало широко известно и дошло до наших дней благодаря сочинениям Платона, Ксенофонта и Аристофана, воспроизводивших сократовские высказывания. Цель философии, по Сократу, — научить людей добродетельной жизни. Осуществлению этой практической задачи должно предшествовать познание всеобщих этических норм, всеобщего блага, так как, по мнению Сократа, добродетель и знание — одно и то же. Источником этого познания является самопознание, начинающееся с сомнения в своих знаниях. “Я знаю, что ничего не знаю”, — повторял Сократ. Метод Сократа ставил своей целью обнаружение “истины” путём спора. Задавая собеседнику вопрос за вопросом, Сократ приводил его к признанию собственного невежества (“ирония”), а затем к познанию истинной добродетели, иначе говоря, помогал мысли “родиться” (“майевтика”); при этом всеобщее этическое понятие определялось путём сопоставления ряда частных фактов (“индукция”). Завершением “сократического” метода было подразделение понятий на роды и виды (“определение”). Этот метод явился одним из источников идеалистической диалектики последователя Сократа — Платона. Сократ отвергал познание природы, считал, что человеку не дано ее постигнуть. Он проповедовал грубый телеологизм.

Платон

ПЛАТОН (427-347 до н.э.) — древнегреческий философ-идеалист, злейший враг материализма, науки, противник афинской демократии, отстаивавший в своих

политических и философских взглядах интересы реакционной афинской аристократии. Философия Платона — “объективный” идеализм, основанный на противопоставлении посюстороннему изменчивому миру природных вещей потустороннего неизменного, вечного и неподвижного “истинного бытия”, мира духовных сущностей — идей. Мир идей Платон считал первичным, а мир чувственных вещей — вторичным и производным. Вещи для Платона — лишь тени мира идей. Это значит, что предметы природы, например дерево, лошадь, вода и т. д., являются порождениями потусторонней идеи дерева, идеи “лошадности” и т. п. В теории познания Платон выступал против сенсуализма античных мыслителей и утверждал, что чувства не могут быть источником истинного знания, поскольку они не выходят за пределы предметного мира. Источником истинного знания являются воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. Методом, возбуждающим в душе воспоминания об идеях, Платон считал диалектику, которую понимал как искусство сопоставления и анализирования понятий в ходе беседы. В философии Платона намечается подход к идеалистической диалектике понятий. Материалистической концепции о бесконечной, закономерно развивающейся вселенной Платон противопоставил религиозное учение о создании мира божественным творцом, детерминизму противопоставил теологию.

В области социально-политических вопросов Платон выдвинул теорию, целью которой было обосновать вечное господство аристократии. В своём учении об “идеальном государстве” он доказывал, что общественный строй должен базироваться на существовании трёх сословий: философов-правителей, стражей и земледельцев с ремесленниками. Первое, высшее, сословие управляет государством, второе охраняет государственный порядок, третье занято производительным трудом. Это разделение труда, которое должно было закрепить навеки эксплуатацию рабов, Платон считал “естественным” и неизменным. Он не допускал никакого участия народных масс, “демоса”, в управлении государством. Демократию он считал низшей формой государственного устройства. Идеальным устройством является, по его мнению, аристократическая республика.

Аристотель

АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н.э.) — древнегреческий философ, “величайший мыслитель древности”. Аристотель был учеником Платона, но он отверг идеалистическую теорию идей своего учителя, подвергнув её суровой критике. В этой критике уже содержится понимание теоретико-познавательных корней идеализма вообще. Платон, по мнению Аристотеля, отделил сущность от того, сущностью чего она является, превратив тем самым общее (понятие) в отдельное существо; он создал особый идеальный, сверхчувственный мир наряду с миром чувственным, реальным. Идеи, по Платону, являются прообразами вещей, они существуют независимо от вещей, а вещи, заимствующие у них своё бытие,— это только их отблеск, тени, несовершенные копии. Аристотель доказывает, что признание неизменных сверхчувственных сущностей не может объяснить причин возникновения и изменения чувственных вещей. Уже здесь обнаруживаются материалистические моменты в философии Аристотеля. В противоположность Платону Аристотель утверждает, что сущность заключена в самих вещах, что не существует всеобщего наряду и отдельно от единичного. В противном случае, замечает Аристотель, “должно будет существовать какое-то небо помимо чувственного неба, а также и солнце и луна, и одинаковым образом все остальные небесные тела. Но как же возможно отнестись с доверием к подобным утверждениям?”. Ленин указывал, что Аристотель не сомневался в реальности внешнего мира. Он путается именно в диалектике общего и отдельного, понятия и ощущения, сущности и явления. По Аристотелю, идея (форма — по его терминологии) и вещь неразрывны.

Аристотель колеблется между идеализмом и материализмом и в конечном счёте склоняется к идеализму. Каждый предмет, каждая единичная вещь, по Аристотелю, состоит из двух начал — материи и формы (так, статуя делается из меди, которой придаётся известная форма), и основе мироздания находится неопределённый, пассивный субстрат — “первая материя”. Однако в таком виде материя существует только в абстракции; в действительности она определяется (и вечно определена) активностью самих но себе нематериальных форм. Материя — это возможность, способность вещи, идеальная форма её действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению: форма материализуется, материя формируется. Хотя формы и связываются Аристотелем с материей, тем не менее существует, по Аристотелю, одна чистая, т. е. отрешённая от материи, форма всех форм. Это мысль, разум, который “мыслит сам себя”,— это бог. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, который един и вечен. Вселенная, по Аристотелю, имеет форму шара с центром — Землёй, над которой движутся “сферы” с прикреплёнными к ним светилами.

В теории познания (так же как и в ряде вопросов натурфилософии и математики) Аристотель вплотную подходит к материализму, защищая в отлично от Платона происхождение знания из чувств. Хотя Аристотель колебался между диалектикой и метафизикой, однако его философии в значительной мере свойственны элементы диалектического понимания действительности. Критикуя элеатов за их отрицание движения, Аристотель говорил о них, как о “псподвижниках” и “противоестественниках”. Он считал, что незнание движения необходимо влечёт за собой незнание природы. Элементы диалектики ярко проявлялись у Аристотеля в его постановке вопроса о соотношении возможности и действительности, формы и содержания и др.

Аристотель выступил в античной философии как создатель логики. В своей логике он стремился не отделить, а соединить формы мышления с бытием, объяснить логические категории в соответствии с объективной реальностью. Однако логика Аристотеля в основных своих положениях является метафизической. По своим социально-политическим взглядам Аристотель был идеологом рабовладельцев. Рабство одних и господство других он считал “естественным” состоянием.

Эпикуреизм

ЭПИКУР (341—270 до н.э.) — выдающийся материалист и атеист эпохи эллинизма, радикальный просветитель древности. Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Философия Эпикура признает бытие вещей вне сознания человека и независимо от него. Возрождая атомизм Левкиппа — Демокрита, Эпикур вносит в него оригинальные изменения, высказывает гениальные догадки, подтверждённые дальнейшим развитием науки. Всё существующее, по Эпикуру, есть результат движения и столкновения атомов. Для объяснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом пространстве с одинаковой скоростью, Эпикур вводит понятие спонтанного (внутренне обусловленного) “отклонения” атома от прямой линии. Этот взгляд противостоит фаталистическому учению Демокрита о необходимости, отрицающему случайность.

В теории познания Эпикур — материалист-сенсуалист. Основой познания он признает ощущения, которые сами по себе всегда истинны, так как исходят из объективной реальности; ошибки возникают из истолкования ощущений. Эпикур развивает наивно-материалистическую теорию “идолов”, согласно которой от поверхности т ел исходит непрерывный поток мельчайших частиц, проникающих в органы чувств и вызывающих образы вещей. Утверждая материальность и смертность души, Эпикур выступает против невежества и суеверия, порождающих страх перед богами и смертью. Цель философии, по Эпикуру, — счастье человека, для достижения которого следует освободиться от предрассудков, овладеть знанием законов природы. Эпикур пытается построить этическую теорию разумного наслаждения, в основе которой лежит индивидуалистический идеал уклонения от страданий и достижения спокойного и радостного состояния духа. Как идеолог рабовладельческого общества Эпикур считает наиболее разумным для человека не деятельность, а покой, атараксию.

Стоицизм

СТОИКИ — представители философского направления, возникшего в древней Греции около III в. до н.э. и просуществовавшего до VI в. н.э. Название произошло от греческого — портик, где учил основатель стоицизма — Зенон Китайский (ок. 336—264 до н.э.). Учение стоиков чрезвычайно разнородно и противоречиво. В нём содержится и ряд положительных моментов, но в целом оно отразило период разложения рабовладельческого строя, период упадка философии. История стоицизма делится на три периода: древняя стоя (наиболее выдающийся мыслитель Хризипп — ок. 280—205 до н.э.), средняя и новая. В эпоху Римской империи стоя (новая) с характерным для неё интересом преимущественно к этике, к моральным проблемам представлена Сенекой (ок. 3— 65), Эпиктетом (ок. 50—138) и

Марком Аврелием (121—180). Стоики делили философию на логику, физику и этику. В своей логике они развивали сенсуалистическую теорию познания. Все знания, утверждали они, приобретаются через чувственные восприятия. Душа до опыта — чистая доска. Представления суть оттиски предметов в душе. Чувственные представления подвергаются затем дальнейшей обработке мышлением. Так образуются общие понятия, суждения. Все познавательные процессы, по учению стоиков, происходят в душе, представляющей особого рода тело — пневму (соединение воздуха и огня). В области физики стоикя выступают в основном как материалисты; они развивают учение Гераклита об огне. Природу они рассматривают как материальное и вместе с тем живое и разумное целое, все части которого находятся в движении. Однако стоики считали материю пассивным началом, а активным началом — бога. По учению стоиков, всё в мире подчинено строгой необходимости, истолковываемой ими в духе “судьбы”, “рока”, т. е. фаталистически. В плане такого понимания необходимости они строили и свою этику. Борясь против Эпикура, они в этике исходили из того, что главное — добродетель, а не наслаждение.

Основными чертами идеалистической этики стоиков были проповедь покорности судьбе, бесстрастие (апатия), отказ от радостей жизни. Изменяющемуся миру вещей стоики противопоставляли “устойчивость” разума. Они проповедовали космополитические идеи. Этика стоиков импонирует эксплуататорской идеологии. Недаром в империалистическую эпоху реакционеры используют этику стоиков в своих целях. Из этики стоиков многое заимствовало зарождавшееся тогда христианство с его культом покорности человека “судьбе”, пассивного подчинения угнетателям и т. п.

Скептицизм

СКЕПТИЦИЗМ (греч. — рассматриваю) — философское направление, выражающее сомнение в возможности достоверного знания объективной истины. Сомнение скептики возводят в принцип; по поводу каждого предмета, говорят они, допустимы два исключающих друг друга мнения — утверждение и отрицание, и потому наши знания о вещах не достоверны. Скептицизм как философское направление зародился в древней Греции; его основателем считается Пиррон, (ок. 360— 270 до н.э.). По мнению древних скептиков, убеждение в невозможности познания вещей должно привести в теории к “воздержанию от суждения”, а в практике обеспечить безразличное, бесстрастное отношение к предметам — “безмятежность” души. В эпоху Возрождения скептицизм наполнился иным содержанием, сыграл значительную роль в борьбе со средневековой идеологией, в подрыве авторитета церкви. С другой стороны, французский философ и математик Паскаль (1623-1662) уже делал из скептицизма выводы в пользу мистицизма; религиозное чувство он ставил выше колеблющегося в ходе познания разума. В XVIII в. скептицизм выливается в форму агностицизма; представителем его был Юм, выступивший с отрицанием объективного значения важнейших философских категорий: субстанции, причинности. К скептикам следует отнести и Канта с его тезисом о непознаваемости “вещей в себе”. Скептицизм как отрицание в принципе возможности познания объективной истины опровергается всем историческим развитием наук и опытом человечества. Диалектический материализм исходит из того, что нет в мире непознаваемых вещей, что непознанные ещё вещи будут раскрыты и познаны силами науки и практики. Скептицизм не может привести в пользу своего мнения о непознаваемости вещей ничего, кроме софистических доводов. Практика неумолимо разоблачает всякое ложное, ненаучное положение и, наоборот, подтверждает всякую верную, научную истину. Если, как говорят скептики, люди не могут познавать истинную сущность вещей, то непонятно, как люди существуют, ибо их существование предполагает знание объективных законов природы и воздействие на природу с целью её подчинения человеку. Не только люди, но даже животные не могли бы биологически приспособляться к окружающим их условиям, если бы их представления в доступных им пределах не соответствовали воспринимаемым явлениям. Человек же в отличие от животного создаёт орудия производства, с помощью которых он переделывает природу и в процессе изменения природы познаёт самые глубокие тайны вещей.

Неоплатонизм

НЕОПЛАТОНИЗМ — реакционная мистическая философия эпохи упадка Римской империи (III—VI вв.), идеология рабовладельческой аристократии. Идеалистическое учение Платона о реальном мире как тени сверхчувственного мира “идей” приняло в неоплатонизме форму мистической эманации (излучения, истечения) материального мира из духовного первоначала. Материя для неоплатонизма — лишь низшее звено в иерархии вселенной, эманация “мировой души”, над которой возвышается “дух”, а над последним возвышается “первосушность”. Высшая ступень философии достигается, согласно неоплатоникам, не посредством опыта и разума, а путём мистического экстаза. Идеализм выродился в этой философии в теософию, поощряющую самые дикие суеверия. Неоплатоновская школа первоначально возникла в Александрии (Египет). В 244 г. Плотин (204—270) основал неоплатоновскую школу в Риме. В IV в. в Сирии появилась школа Ямвлиха (ум. ок. 330 г.). Последняя неоплатоновская школа была организована Проклом (410—485) в Афинах. Неоплатонизм сыграл решающую роль в христианской патристике и оказал огромное влияние на всё развитие философии феодального общества как в христианских, так и в мусульманских странах.

Патристика

ПАТРИСТИКА — христианское богословие I—V вв., апологетика “отцов церкви”, отстаивавших догматы новой религии против “языческой” античной философии. Начиная с III в.патристика не просто отвергает и осуждает античную философию, а старается приспособите её наиболее реакционную форму— неоплатонизм — для обоснования христианства. Крупнейшие представители патристики:Тертуллиан (ок. 150—222), Климент Александрийский (ок. 150—215), Ориген (ок. 185—254), Авгистин.

Аврелий Августин

АВГУСТИН Аврелий (354— 430) — епископ Гиппонский (в Сев. Африке), крупнейший древнехристианский богослов и философ-мистик, ярый враг материализма. Философское учение Августина близко к неоплатонизму. Фанатический проповедник нетерпимости к еретикам и иноверцам, ненавистник прогрессивных традиций античной философии. В сочинении “О граде божьем” развил христианскую концепцию всемирной истории, понимаемой фаталистически, как результат божественного предопределения. “Земному граду”, “греховному” светскому государству, воплощением которого для Августина был языческий Рим эпохи упадка, он противопоставляет “град божий”, всемирное господство церкви. Влияние Августина на последующее развитие христианской теологии огромно.

Фома Аквинский

АКВИНСКИЙ Фома (1225— 1274) — средневековый христианский теолог и философ-схоласт, крупнейший идеолог западноевропейского феодализма. Уроженец Италии. Преподавал теологию и философию в Кёльне, Париже, Болонье и Неаполе. Метафизическая система Фомы (томизм) и поныне является официальным учением римско-католической церкви. Философию Фома использовал как служанку богословия: для доказательства бытия бога, “обоснования” христианских мифов, защиты феодального строя и притязаний папства на мировое господство. Философия Фомы — теологический догматизм; содержание её определяется стремлением “доказать” во что бы то ни стало церковные догмы и каноны. В основу своей философии он кладёт искажённое, приспособленное к требованиям церкви учение Аристотеля, убив в этом учении всё живое и увековечив мёртвое. В споре об универсалиях Фома придерживается смягчённого схоластического реализма, утверждая, что понятия существуют и до отдельных вещей (в божественном разуме), и в самих вещах (как общее в единичном), и после вещей (в познающем их человеческом разуме).

Томизм — одна из наиболее, враждебных научному материалистическому мировоззрению философских систем во всей истории философии. На протяжении 700 лет томисты злобно борются против социального и культурного прогресса человечества.

Средневековая схоластика

СХОЛАСТИКА (греч. — школа) — Такое наименование установилось за господствующих и преподававшимся в школе направлением средневековой философии. Философия в то время находилась на службе у церковной догматики, была “служанкой богословия” и поэтому не исследовала природу и окружающую действительность, а старалась из общих догматов церкви сделать конкретные выводы и определить правила поведения человека. Отсюда “схоластикой” называется всякое оторванное от жизни, бесплодное умствование, буквоедство, начётничество, оперирование одними общими понятиями и умозаключениями без обращения к фактам и практике.

Пантеизм эпохи Возрождения

ПАНТЕИЗМ (от греч. — всё и бог) — философское учение, согласно которому бог представляет собой безличное начало; это начало находится не за пределами природы, а тождественно с нею. Таким образом, пантеизм растворяет бога в природе, отвергая сверхприродное начало. Если раньше под видом пантеизма нередко выступал по существу материалистический взгляд на природу (например, у Джордано Бруно и в особенности у Спинозы), то ныне пантеизм превращён в идеалистическую теорию о существовании мира в боге.

Николай Кузанский

Натурфилософию развивал ближайший советник Папы Пия II, кардинал, ученый, философ Николай Кузанский(1401—1464).

Н. Кузанского исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве; он также выступает против теологического принципа конечности Вселенной в пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривается, что мир не является бесконечным в том смысле, в котором является Бог как “абсолютный максимум”. Но все же “нельзя считать его и конечным, потому, что он не имеет границ, между которыми заключен”; по мнению Н. Кузанского, Земля не составляет

Центра мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не является окружностью, замыкающей мир. Н. Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе.

Глубокие идеи были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества — безграничность возможностей человека, особенно в сфере познания. Вместе с тем и в познании проявляется его пантеизм:

Бог заранее есть все, что только может быть. Начало просвечивает во всем, а человек способен мыслить бесконечно, преодолевая любые противоположности.

Философские воззрения Николая Кузанского оказали воздействие на последующую натурфилософскую мысль эпохи Возрождения.

Философия Фрэнсиса Бэкона

Английский философ Френсис Бэкон (1561—1626) дал качественное описание субстанциональных форм и отождествил субстанцию с формой конкретных вещей.

Материя наделяется им такими свойствами, как желтизна, голубизна, чернота, теплота, тяжесть и т.п. Это, по мнению Ф. Бэкона, простейшие качества материи. Из различных комбинаций этих “натур” образуются все многообразные вещи природы.

Учение о качественной разнородности материи Ф. Бэкон подкреплял своим учением о форме и движении. Форма в его понимании — это материальная сущность принадлежащего предмету свойства. По Бэкону, форма — это род движения материальных частиц, из которых состоит тело. Но эти частицы — не атомы. Ф. Бэкон отрицательно относился к учению древних философов об атомистическом строении материи и особенно к учению о существовании пустоты. Он не считал пространство пустотой: для него оно было связано с местом, постоянно занимаемым материей. Фактически он отождествлял пространство с протяженностью материальных объектов. О времени Бэкон писал как об объективной мере скорости материальных тел. Такой подход к рассмотрению сущности времени достоин внимания, ибо время признается неким внутренним свойством самой материи, состоящим в продолжительности, длительности происходящих изменений материальных тел и характеризующим темп этих изменений. Таким образом, время органически связывается с движением.

Движение, по Бэкону, — это прирожденное свойство материи. Как вечна материя, так вечно и движение. Он назвал 19 видов или форм движения в природе: колебание, сопротивление, инерция, стремление, напряжение, жизненный дух, мука и др. Эти формы фактически были характеристиками механической формы движения материи, которая в то время наиболее полно была исследована наукой. Вместе с тем Ф. Бэкон стремился исследовать и объяснить многокачественность материального мира, правильно чувствуя, что причина кроется в специфике форм движения материи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.50.161 (0.053 с.)