Обоснование цели исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование цели исследования



Обращение психологии к изучению цветовой семантики выявило актуальность изучения собственно психического, а не его онтологически относительно материальных проявлений типа поведения, деятельности, активности и т. д.

В переводе с др. греческого psychē означает не только дух, душу или жизнь, но и такие их идеальные свойства как характер, настроение, чувства и т.п. Поясним, что понятие «идеальное» мы используем как онтологический предикат неопредмеченного, невербализованного, неформализованного. То есть всего того, что относится к неосознаваемым проявлениям психики. В психологии интеллекта эти свойства обычно соотносятся с метакогнитивными функциями, без учета которых, как констатирует М. А. Холодная, теория интеллекта перестает работать по существу.

Поэтому в понятие “интеллект” мы вкладываем не когнитивистское, а классическое понимание (intellectus — ощущения, чувства, рассудок), которое включает в себя и метакогнитивные функции, например, цветоощущение. Отсюда следует, что не психика включает в себя интеллект, а интеллект включает в себя психику.

Как уже говорилось, в психологии до сих пор отсутствует научное определение понятия “цвет”. И это несмотря на то, что цвет является самым идеальным «инструментарием», без учета которого изучать идеальное (психику) невозможно. Маловероятно, чтобы кто-либо мог оспорить эту аксиому хроматизма, поскольку ни один из оппонентов не смог привести более идеального атрибута психики. В хроматизме цвет — идеальное (психическое), связанное с материальным (физическим, физиологическим, лингвистическим) через чувства как их информационно-энергетическое отношение.

Архетипическая модель интеллекта (АМИ)[mccclxiv] основана именно на онтологическом представлении относительности идеального и материального. Так, в материальном плане приведенного определения, казалось бы, эклектически смешиваются физическое и лингвистическое. Однако сопоставление их предикатов показывает, что физическое материально во внешней среде, тогда как в интеллекте лингвистическое проявляет материальные свойства относительно психического.

Наглядным примером психолингвистического соответствия цвета (как идеального) и цветообозначений (как онтологически материального) может служить следующее сопоставление. Вербализованным является существенно меньшее число цветов (100–150), чем таковых может различить человеческий глаз в их оттенках (1–1,5 миллиона). Аналогичное сравнение представляют и чувства. Вербализовано примерно 100–150 их проявлений, тогда как в действительности субъект испытывает их бесконечное число, быть может, превышающее и миллионы.

Безусловно это дает основания полагать цвет тем самым идеальным инструментарием, без которого невозможно изучение интеллекта. Однако как и любое онтологически идеальное явление, интеллект неразрывно связан с материальным. Душу невозможно оторвать от тела без ее умерщвления. Поэтому данные психофизики, физиологии или психологии телесности дают науке о психике (как идеальном) мощные вспомогательные инструментарии, связанные с базовым уровнем изучения интеллекта.

Вместе с тем в психологии постоянно возникает вопрос о субъективности исследователей, которая несомненно накладывается на субъективность испытуемых. Нередко это приводит к возникновению некой, если можно так сказать, сверхсубъективности, которая нередко усиливается и факторным анализом высших порядков.

Этот парадокс был разрешен нами путем выявления архетипической («атомарной») модели интеллекта (АМИ), которая тысячелетиями воссоздавалась историей мировой культуры, по-видимому, как уже говорилось выше в целях оптимального воспроизводства вида и рекреации индивида.

Задача подразделения интеллекта на «атомарные» компоненты была сформулирована еще Платоном в «Федре». В ХХ веке Фрейд и Юнг детализировали ее введением гипотетических инстанций, которые в конце века нашли свою динамическую локализацию в определенных отделах ЦНС, то есть из разряда метафизических предположений перешли в научную категорию компонентов интеллекта, изучаемых на опыте. В АМИ эти компоненты семантически связаны с подразделением индивидов по гендеру (психологитческому полу) и одновременно — с определенными цветами, которые канонизировались мировой культурой.

 

Основная цель исследования

Согласно данной постановке проблемы оказалось необходимым экспериментально выявить связь гендерного распределения «атомарных» компонентов АМИ с предпочтительными цветами. Отсюда вытекала и основная цель исследования: подтвердить (или опровергнуть) связь идеального (чувств цветового концепта) с материальным, то есть с опредмеченным в словах тестов, с одной стороны, и в вербальных цветообозначениях, с другой.

 

Экспериментальная гипотеза

В предварительных исследованиях нами было выявлено, что на выбор предпочтительных цветов оказывали определенное влияние не только возраст, но и цвет наличной одежды, поскольку одежда является определенного рода светофильтром для бессознания. Существенное влияние на выбор оказывали и различные фазы месячного цикла женщин. Так, например, в предменструальной фазе существенно увеличивался выбор маскулинных цветов, что, возможно, объяснялось увеличением концентрации тестостерона. Поэтому в анкетах требовалось введение таких «физиологических» данных как «день цикла» для женщин. В соответствии с билатеральным разнесением компонентов АМИ, в анкету был введен пункт «правша — левша», а также и «наличие/отсутствие дальтонизма».

Вопросы вербального теста АМИ первоначально формулировались нами по принципу 5 шкалы MMPI с учетом комментариев Л. Н. Собчик. Вместе с тем “многоатомная” неоднозначность большинства из них показала, что необходимо было более четко представить каждый компонент АМИ с разнесением по гендеру (f-m), а также по андрогинности для компонентов (n), включающих, к примеру, эстетику цветовосприятия. При разработке теста мы основывались на рекомендациях Л. В. Куликова.

Таким образом, на опыте должна была проявиться идентификация атомарных компонентов АМИ, которые определялись бы с совершенно различных позиций. Так, с одной стороны, она могла проводиться по выбору предпочтительных цветов в визуальном хром-тесте и тесте Люшера, а также в вербальном хром-тесте. С другой стороны, этот же результат должен был проявиться при ответах на “бесцветные” тест-вопросы вербальных тестов MMPI и АМИ. Иначе говоря, в идеальном случает все 4 теста должны были привести к выбору одних и тех же компонентов интеллекта каждым испытуемым. С учетом закономерности Яньшина, которую анализировала Собчик, в хром-тестах отмечались также отвергаемые цвета, которые должны были найти свое подтверждение и в отвергаемых вопросах вербального теста АМИ.

 

Методика исследования

Стимульные таблицы визуального хром-теста представлены на цветном рисунке 88. Рабочие варианты анкеты с вербальным хром-тестом и теста АМИ приводятся ниже.

 

Дата (цифрами):.. 200 г.

ФИО (полностью)

Возраст_____ лет Правша — левша (подчеркнуть)

Для женщин: день цикла:; (беременная, кормящая — подчеркнуть).

Наличие дальтонизма (да, нет, сомневаюсь — подчеркнуть)

 

1. Тест АМИ.

Обозначить в столбце с номером положительный ответ (согласие) знаком умножения «х» и отрицательный — прочерком «–».

Соседние пустые столбцы использовать для последующей обработки.

 

               
               
               
               

 

2. Визуальный выбор по стимульным образцам.

В ыбрать в цветовом круге три сектора (не сегмента) с нравящимися и три с отвергаемыми цветами.

Обозначить их первыми буквами цветообозначений, которые указаны по периметру цветового круга.

Аналогично выбрать на ахромной шкале один нравящийся и один отвергаемый квадрат и обозначить их номерами квадратов.

 

Порядок предпочтений Предпочтительный (цветообозначение) Отвергаемый (цветообозначение)
1. (больше всего)    
2. (менее)    
3. (еще менее)    
№ ахромного цвета    

 

3. Выбор апертурных и предметных цветов по цветообозначениям

Закрыть листом бумаги таблицу по п. 2.

 

Цветообозначения Апертурные цвета *) Желаемый цвет Цвет одежд на себе
Полихромные + одежд на себе **) в данный момент **)
Красный — К        
Оранжевый — О        
Желтый — Ж        
Зеленый — З        
Голубой — Г        
Синий — С        
Фиолетовый — Ф        
Пурпурный — П        
Ахромные        
Белый — Б        
Серый — Сер        
Черный — Ч        

*) Только для этой графы отметить номерами:

отдельно среди полихромных

в столбце «+» 1 — больше всех нравится, 2 — менее и 3 — еще менее предпочтительный;

в столбце «–» 1 — больше всех не нравится, 2 — менее и 3 — тоже не нравится.

Среди трех ахромных

выбрать один нравящийся («+») и один не нравящийся («–»).

**) Знаком «+» указать цвет верхнего (видимого) и через дробь (/) — нижнего белья.

 

 

Тест АМИ

 

1. Иногда я опаздываю на занятия.

2. Люблю читать научно-техническую литературу.

3. Думаю, мне понравилась бы работа библиотекаря.

4. Меня редко интересует мнение большинства.

5. Главным в любви я считаю влечение душ, но не тел.

6. Я люблю учиться.

7. Меня не тревожат ушибы на моем теле.

8. Я с удовольствием трачу время и силы, чтобы приготовить и вкусно поесть.

9. Люблю гулять в одиночестве по темным улицам.

10. Я всегда прихожу вóвремя.

11. Я с трудом засыпаю.

12. Мне хотелось бы участвовать в охоте, чтобы убивать животных.

13. В любви я считаю важным не духовное, а телесное влечение.

14. Обычно я с трудом просыпаюсь и плохо соображаю в этот момент.

15. Я хóлю и лелею свое тело.

16. Люблю ходить в музеи, на выставки и т. д.

 

Ключ к тесту АМИ с доминантами и их канонизированными цветами:

1. Id (f) — Г 2. M (m) — З 3. Id (f) — Г 4. Id (m) — Ф 5. Id (n) — С 6. M (f) — П 7. S (m) — К 8. S (n) — О
9. S (m) — К 10. M (m) — З 11. M (f) — П 12. Id (m) — Ф 13. S (n) — О 14. S (f) — Ж 15. S (f) — Ж 16. Id (n) — С

 

Основной контингент испытуемых составляли студенты СПбГИП и СР (152 женщины и 18 мужчин в возрасте 20–25 лет); преимущественно правши с нормальным цветовым зрением.

 

Результаты эксперимента

Полученные результаты мы считаем предварительными. Поэтому приводим лишь качественную оценку достоверности для закономерностей, установленных в опыте.

1. Тест MMPI в силу семантической многозначности для компонентов интеллекта мог интерпретироваться так, что достоверность для триады могла достигать практически 80 %. При однозначной же фиксации каждого тест вопроса MMPI (для выявления доминирующего компонента) триада стимульных цветов, выбранных предпочтительными, с достоверностью 60–65 % соответствовала выбору цветовой триады компонентов интеллекта по вербальным тестам и тесту АМИ. Исключения составлял голубой (отсутствующий в тесте Люшера) и пурпурный (объединенный в тесте Люшера совместно с фиолетовым).

2. С достоверностью 75–80 % совпадали 2 цвета и с достоверностью 85–90 % совпадал 1 цвет с соответствующим компонентом интеллекта по тесту АМИ.

3. Как мы и предполагали, в конце месячного цикла у женщин нередко встечалось определенное смещение выбора цветов, а также отсутствие корреляции с 5 шкалой ММPI. По тесту АМИ эти расхождения наблюдались значительно реже.

4. За исключением 4 вопросов все остальные пункты 5 шкалы MMPI оказались многозначными. К примеру положительныйответ на 92 вопрос мог интерпретироваться как доминанта и женственного бессознания S (f), и/или женственного сознания M (f).

5. Практически все вопросы теста АМИ показали однозначное соответствие с компонентами интеллекта и предпочтительными цветами в пределах указанной в пп. 1–2 достоверности.

 

Обсуждение результатов

Несмотря на предварительный характер, полученные результаты включены нами в базы данных для последующей количественной обработки. Как показал данный этап исследования, визуальный и вербальный выборы предпочтительных цветов оказались практически тождественными АМИ-тесту и частично 5 шкале MMPI. Это позволило нам, если можно так сказать экспериментально верифицировать объективный характер АМИ в пределах вышеприведенной достоверности.

В частности, можно отметить, что при так называемом “затруднительном” выборе (“все цвета одинаково нравятся”) первый предпочтительный цвет визуального теста часто не совпадал с 5 шкалой MMPI и тестом АМИ, тогда как второй и третий цвета в преобладающем большинстве случаев совпадали.

Как и предполагалось, цвет наличной одежды влиял не только на выбор предпочтительных цветов, но и на результаты по вербальным тестам АМИ и MMPI. Это влияние наблюдалось в основном у женщин в предовуляционной фазе цикла и у фемининных мужчин.

Визуальный хром-тест, в отличие от теста Люшера, включал значимое количество фокусных цветов без их смешения, к примеру в №2 (сине-зеленый) и №5 (фиолетовый), что дало проекцию на более детальную картину функционального подразделения интеллекта на атомарные компоненты.

 

Выводы

1. Экспериментально подтверждена связь (канонизированная историей мировой культуры) доминирующего характера определенных компонентов с определенными цветами в АМИ.

2. Согласие с экспериментом позволило считать установленные принципы архетипической модели интеллекта надежной основой для создания психологической теории.

3. Гендерные характеристики достаточно четко моделировались цветом и носили полярный характер лишь на диаметрах цветового круга: Id (f) — S (m); M (f) — M (m); Id (m) — S (f) и Id (n) — S (n). Поэтому нам представляется недостаточно обоснованным построение так называемой полярной шкалы “маскулинность — фемининность”, принятое рядом исследователей.

4. Проведенная работа выявила необходимость строгого учета в психологических исследованиях таких факторов как цвет одежды и гендер.

5. Безусловно, для дальнейшей разработки теории АМИ требуется огромнейшая работа как по дифференциации функций каждого из компонентов интеллекта, так и атрибуция определенных психологических проявлений каждому из этих компонентов.

 


Литература

1. Абрамов Л. К (Ред.). Руководство по цвету для архитекторов, строителей и студентов. Л.: ЛИСИ, 1967.

2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., Академический проект, 2001.

3. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. Гл. 6–7.

5. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., Прометей, 1994.

6. Асадуллина Ф. В жертву остальным цветам голубого не отдам // Здоровье. 2001. 3.

7. Бастид Р. О чем говорят цвета. Мифы и символы // Курьер ЮНЕСКО. Июнь. 1958. С. 24–33.

8. Батуев А. С. Высшие интегративные системы мозга. Л., Наука, 1981.

9. Белик А. А. Психологическая антропология. История и теория. М.: ИЭ РАН, 1993.

10. Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория. СПб.: «Дорваль»,1992.

11. Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

12. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Еврознак, 2001.

13. Берн Э. Введение в психиатрию и анализ для непосвященных. Минск: Попурри, 1998.

14. Богословский Е. Искусство Древнего Египта // Художник. 1988. № 12.

15. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б&K, 2000.

16. Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977.

17. Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология: Справочник. М.: Медицина, 1990.

18. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997.

19. Витгенштейн Л. Философские работы. (Сост. М. С. Козлова). М.: Гнозис, 1994.

20. Галеев Б. М. Искусство космического века. Казань: ФЭН, 2002.

21. Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика) // Гете И.-В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Наука, 1957.

22. Горшкова В. Светоносная палитра // Родина.1994. № 2. С. 96–98.

23. Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции. М. Искусство, 1986.

24. Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997.

25. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964.

26. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993.

27. Забадыкина Е. Женщины в современной России (на примере Санкт-Петербурга) // Все люди — сестры. 1993. №1–2. С. 60–72.

28. Забозлаева Т. В. Символика цвета. СПб.: BOREY-PRINT, 1996.

29. Измайлов Ч. А., Соколов Е. Н., Черноризов А. М. Психофизиология цветового зрения. М.: МГУ, 1989.

30. Иттен И. Искусство цвета. М., изд. Д. Аронов, 2000.

31. Каждан А. П. Цвет в художественной системе Никиты Хониата. // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. М., Наука, 1973.

32. Казимир Малевич. Л., М., Амстердам 1989.

33. Кандинский В. О духовном в искусстве (живопись). Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990.

34. Канкия С. Цвет как лекарство // Здоровье и экология женщины. 2001. № 12. С. 10.

35. Каптен Ю. Л. Основы медитации. СПб.: Андреев и сыновья, 1991.

36. Кармин А. С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.

37. Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994.

38. Килошенко М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. СПб.: Речь, 2001.

39. Киреева Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до ХХ века. М.: Просвещение, 1976.

40. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1990.

41. Корво Д., Вернер-Бондз Л. Целебная сила цветозонотерапии. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

42. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.

43. Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета. Путь упражнений по живописи и переживанию цвета. М.: Антропософия, 1995.

44. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995.

45. Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

46. Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001.

47. Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.

48. Купер Дж. Энциклопедия символов. М.: Золотой век, 1995.

49. Кустодиева.Т. К. Итальянское искусство эпохи Возрождения. Л.: Искусство, 1985.

50. Кустодиева.Т. К. Итальянская живопись XIII–XV веков. Каталог выставки. Л.: Гос. Эрмитаж, 1989.

51. Кустодиева.Т. К. Сны готики и Ренессанса. Сиенская живопись XIV — первой половины XVI века. СПб.: Эрмитаж, 2002.

52. Левинский Й.-Т. Еврейские праздники. Тель-Авив: АХИАСАФ, 1991.

53. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985.

54. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М.: Академия, 1934.

55. Лунин И. И., Старовойтова Г. В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991.

56. Люшер М. Цвет вашего характера. М., Вече, 1996.

57. Лясковская О. А. Французская готика XII–XIV веков. М.: Искусство, 1973.

58. Марк Шагал. Каталог выставки. М.: СХ, 1987.

59. Махлина С. Т. Эстетика и художественная культура. СПб.: ГАК, 1997.

60. Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства. СПб.: Композитор, 2003.

61. Миронова Л. Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 172–188.

62. Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984.

63. Мифы народов мира. (Гл. ред. С. А. Токарев) М.: СЭ. Т.1. 1980. Т.2. 1982.

64. Музеум книги. Каталог выставки. Гос. Эрмитаж. Славия, 2002.

65. Мыльников А. С. Народы Центральной Европы: формирование национального самосознания. XVIII–XIX вв. СПб.: Наука, 1997.

66. Николай I и Новый Эрмитаж. Каталог выставки. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2002.

67. Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. Минск: ВШ, 1994.

68. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2002.

69. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М.: МГУ, 1997.

70. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969.

71. Платонов К. К. Психологическая структура личности // Личность при социализме. М.: Наука, 1968. С. 69–75.

72. Платонов Ю. П. Этническая психология. СПб.: Речь, 2001.

73. Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995.

74. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979.

75. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. (Ред. И. Н. Яблоков) М.: Гардарики, 2002.

76. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

77. Розанов В. В. Люди лунного света. Метафизика христианства. СПб.: Новое время, 1913.

78. Савельева О. О. Коммерция в стиле модерн // Человек, 2002, № 5, с. 54-75.

79. Сарабьянов Д. В. Валентин Александрович Серов. М., Искусство, 1974.

80. Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. Журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 43–47.

81. Серов Н. В. Аксиология цвета в культурах Востока и Запада // Евразия. 2001. № 2. С. 85–91.

82. Серов Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. СПб.: Речь, 2001.

83. Серов Н. В. Светоцветовое представление информации // Научно-техническая информация. 2001. Сер.2. № 12. С. 1–3.

84. Сиверцев М. А. Межрелигиозный диалог в условиях цивилизации // Человек. 2002, № 5. С. 76–87.

85. Симонов П. В. Эмоциональный мозг: Физиология, нейрофизиология, психология эмоций. М.: Наука, 1981.

86. Смекал В. Личность // Й. Шванцара и др. Диагностика психического развития. Прага: Авиценна, 1978.

87. Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001.

88. Советское искусство 20–30-х годов. Л.: Искусство, 1988.

89. Соколов Е. Н., Измайлов Ч. А. Цветовое зрение. М.: МГУ, 1984.

90. Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. Вступ. ст. М. А. Мамоновой, А. В. Иванова. М.: Ассоциация молодых ученых, 1990.

91. Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975.

92. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. Paris: YMCA-PRESS, 1965.

93. Турчин В. Символика цвета // Юный художник. 1991. № 7.

94. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.

95. Ульяновский А. В. Мифодизайн рекламы. СПб.: Институт личности, 1995.

96. Федоров-Давыдов А. А. Природа и человек в искусстве Врубеля // М. А. Врубель. М.: Искусство, 1968.

97. Филимоненко Ю. И. Цветовой тест Люшера. Модификация “попарные сравнения”. СПб.: СПбГУ, 1993.

98. Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб., 1993.

99. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.

100. Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. СПб: Андрей Наследников, 2001.

101. Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. Минск, Полифакт, 1990.

102. Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984.

103. Хёйзинга И. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления … М.: Наука, 1988.

104. Хельмиус Г. Сценарий взросления. О любви, сексуальности и социализации в подростковые годы. СПб.: Нордмедиздат, 2003.

105. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.

106. Цуканов Б. И. Время в психике человека. Одесса, Астропринт, 2000.

107. Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «Монгол Зурат». Улан-Батор: Госиздательство, 1986.

108. Шереметева Г. Б. Семь цветов здоровья: лечение цветом. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

109. Шмитт Б. Что такое феминизм? Философский и исторический обзор // Все люди — сестры. 1993. №1–2. С. 21–28.

110. Эткинд А. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика... М.: Наука, 1987. С. 221–227.

111. Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: СамГПУ, 1996.

112. Яньшин П. В. Введение в психосемантику цвета: Учебно-методическое пособие. Самара: СамГПУ, 2001.

113. Bern E. Principles of group treatment. N.Y., Oxford University Press, 1966.

114. Birren, F. Color psychology and color therapy. N.Y., Citadel Press, 1978.

115. Brémond É. L’intelligence de la couleur, P., Albin Michel, 2002.

116. Colby K.M. Energy and structure in psychoanalysis. N.Y., Ronald Press Company, 1955.

117. Cooper J. С. Lexikon alter Symbole. Leipzig, Seeman, 1986.

118. Dukelskaya L., Moore A. A capital collection Houghton Hall and the Hermitage. New Haven, London, Yale University, 2002.

119. Eysenck A. A critical and experimental study of color preference // Am. J. Psychol. 1941. 54. 385–394.

120. Frances R. Psychologie de l'èsthétique. P., PUDF, 1968.

121. Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. Berlin, Henschelverlag, 1970.

122. Heller E. Wie Farben wirken. Farbpsychologie. Farbsymbolik. Kreative Farbgestaltung. Hamburg, Rowohlt Verlag GmbH, 1999.

123. Kostin V. Petrov-Vodkine. L., Aurore, 1976.

124. La couleur: Nature, histoire et décoration. (Red. Y. Forman). P., Le Temps Apprivoisé, 1993.

125. L’Ermitage. Peinture d’Europe occidentale. (Red. Y.I.Kouznetsov). L., Aurore, 1980.

126. Le Musée Russe. Peinture. (Red. N.N. Novoouspenski). L., Aurore, 1979.

127. Pastoureau M. Dictionnaire des couleurs de notre temps. Symbolique et société. P., BONNETON, 1999.

128. Zeugner G. Farbenlehre // Farbgestaltung. B., VEB Verlag für Bauwesen, 1987.

129. Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, 1980.

130. Vigorelli G. Giotto. Corvina Kiadó, 1984.

131. Wittgenstein L. Bemerkungen über die Farben. Baden-Baden, Nomos, 1979.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.113 с.)