Тема Язык. Основные функции языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема Язык. Основные функции языка.



Русский язык и культура речи. Вопросы и материал

Тема Язык. Основные функции языка.

Язык – система знаков (звуков, букв, предложений, смыслов прочего) и способов их соединения. Служит орудием выражения мысли чувств и волеизъявления, является средством общения.

Основные функции языка:

1) Функция общения людей друг с другом;

2) Функция мышления в форме слов

3) Функция познания, изучения определения мира через обмен знаниями от одних людей к другим, от одного поколения к другому.

Сохранения богатства языка – одна из важнейших задач народа.

Тема Литературный язык – это язык науки и культуры, художественной литературы газет и журналов документов, театра, радио, телевидения, язык повседневного общения культурных, образованных людей.

Тема Процессы в современной речи:

§ Снижение общего уровня речевой и коммуникативной культуры;

§ заметное оскудения словарного запаса носителей языка;

§ жаргонизация речи(использования жаргона);

§ рост заимствованной лексики;

§ речевая агрессия;

§ нарушения речевых норм.

Тема Нормы литературного языка.

Норма - система правил, сводов законов языка, по которым строиться правильная, грамотность речи.

Основным признаком русского литературного языка является нормативность, т.е. наличие общепринятых, общеобязательных для всех говорящих на данном языке норм.

Литературной нормой называются принятые в языковой практике правила употребления языковых единиц (правила произношения, словоупотребления, использования грамматических и стилистических ресурсов языковой системы).

Тема Культура речи – это владения языковой нормой устного и письменного языка, а так же умение использовать выразительно- языковые средства в разных условиях общения.

Тема Качества литературной речи – это свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникаций и характеризующие уровень речи культуры говорящего.

 

 

ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ

 

 

Правильность речи — качество речи, состоящее в соответствии ее звуковой (орфографической), лексической и грамматической структуры принятым в языке литературным нормам. Правильность является базовым качеством речи, обеспечивающим придание речи других, более сложных качеств, таких как выразительность, богатство, логичность.

 

Грамматическая правильность речи – один из показателей культуры человека. Однако даже в речи образованных людей встречаются ошибки в определении рода, числа или типа склонения заимствованных слов.

 

Тема Правильность как одно из качеств речи.

Качество речи:

1) Правильность (в соответствии с нормами литературного языка)

Нормы:

А) орфоэпические (произношения)

Б) Орфографические (правила написания)

В) синтаксические (построения предложения)

Г) Морфологические (разбор слова по составу «слово строение»)

Д) Пунктуация (знаки пунктуации, знаки препинания)

Е) стилистические (соответствия стилям речи)

2) Чистота речи (отсутствие в речи лишних слов, слов паразитов, многословия)

3) Богатство речи (словарный запас человека использующего языковые средства)

4) Точность речи (умение четко и ясно выразить мысли)

5) Логичность речи (коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь - мышление).

6) Выразительность

7) Уместность

 

Тема Стили речи.

Стиль – разновидность языка, который используются в какой- то сфере жизнедеятельности человека.

Основные стили:

Разговорный стиль (используется в повседневной речи).

Литературно художественный стиль (литературные произведения, изобразительно выразительные средства).

Публистический стиль

Научный стиль

Официально – деловой стиль

Разговорный стиль речи не является книжным. Он используется в повседневном общении людей между собой в различных бытовых ситуациях. Так как при разговоре речь не готовится заранее, характерными чертами является неполнота выраженной мысли и эмоциональность.

Литературно-художественный стиль — отличается от остальных книжных стилей тем, что при написании своих произведений автор может использовать практически любой из выше перечисленных стилей. А так, как литература отражает все сферы жизнедеятельности человека, то здесь используется и просторечие, диалекты, жаргонная речь. Также для него характерна эмоциональность. Литературно-художественный стиль применяется в художественной литературе.

Публицистический стиль речи также как и предыдущий относится к книжному стилю и применяется не только с целью передачи той или иной информации, но и с целью воздействия на чувства и мысли слушателей или читателей, которых нужно в чем-то убедить или чем-то заинтересовать. Публицистический стиль характерен для выступлений на различных собраниях, газетных статей, аналитических и информационных радио- и телепередач. Такому стилю присущи эмоциональность и выразительность.

Научный стиль используют в сфере научной деятельности. Жанры, в которых он реализуется, это написание диссертаций, курсовых, контрольных или дипломных работ, научные статьи, лекции, рефераты, конспекты, тезисы. Основной характеристикой этого стиля речи является логичность, четкость и отсутствие проявления каких-либо эмоций со стороны автора.

Официально-деловой стиль характеризуется несколькими основными свойствами. Это четкость, отсутствие эмоциональности изложения стандартность и консерватизм. Его используют при написании законов, приказов, докладных записок, заявлений, деловых писем и различных юридических документов. Стандартность написания выражается в написании данных документов по установленной схеме — шаблону. Используются специфическая лексика и морфология.

Тема Типы речи.

В зависимости от содержания теста или устной речи и от того, какой вопрос раскрыт в них, мы выделяем следующие типы речи:

описания

повествование

рассуждение

Описания – словесное изображения предмета речи, его признаков (кто? какой?)

Повествования – сообщение о том, что произошло, как развивались события (сто происходило?)

Рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему такое отношение и т. д.

Тема Устная и письменная речь.

Две формы речи: устная и письменная.

Речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной. Основой письменной и устной речи является литературная речь.

Устная речь – это любая звучащая речь (диалог, монолог, политолог). Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, возникающие в результате деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устно речи. Интонация создаётся мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень чёткости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием речи, что может передать всё богатство человеческих переживаний, настроений. Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительным каналам. Устную речь сопровождают, усиливая её выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой – то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление, служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия. Необратимость, поступательный и линейный характер развёртывания во времени – одно из главных свойств устной речи. Нужно говорить и мыслить здесь и сейчас. Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция) и неподготовленной (разговор, беседа). Подготовленная речь – это продуманность, более чёткая структура организации. Неподготовленная устная речь – это спонтанность. Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована. Устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений. Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка. Функциональные разновидности устной речи: - устную научную речь, - устную публицистическую речь, - виды устной речи в сфере официально – делового общения, - художественную и разговорную речь. В устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, просторечные элементы.

Письменная речь – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. Письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь даёт возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя. Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звукобуквенного типа. Письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, - это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, что позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текс. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи. Основная функция письменной речи – фиксация устной речи. Основное свойство – способность к длительному хранению информации. Письменная речь использует книжный язык. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространённые определения, вставные конструкции. Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, потому обладает чёткой структурой и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы. Параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения. Обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Является основной формой существования в научном, публицистическом, официально – деловом и художественном стилях. Итак, речевое общение происходит в двух формах – устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство в том, что эти формы речи имеют общую основу – литературный язык, в практике занимают примерно равное место. Различия в средствах выражения. Устная речь больше привязана к разговорному стилю. Письмо чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями.
Тема Культура общения.

Культура общения складывается из правильной точной образной уместной речи, а так же из умения слушать собеседника, речевого этикета, невербальных способов общения норм поведения в общественных местах и хорошего тона.

Умение слушать (риторика) слушать- слышать собеседника.

Умение читать (быстро понимать смысл) скорость чтения, средняя скорость 250 слов в минуту, умение запоминать, делать выводы. Резюме краткие выводы.

Умение использовать невербального (общения) способы общения (жесты мимика).

Речевой этикет – это система правил устойчивых формул общения которое проняты в обществе.

Тема Публичного выступления

Главное первое впечатление

Внешний вид.

Считается, что внешность должна быть в меру привлекательная, костюм – умеренно модным. Костюм или платье не должны плотно обтягивать фигуру. Одежда должна соответствовать ситуации общения и возрасту.

Элементы в одежде, повышающие доверие к оратору:

· темная традиционная одежда;

· темно-синий цвет;

· тёмно-серый цвет;

· коричневый цвет;

· черный цвет;

· добротный материал;

· определенная эффектность одежды (контрастность цветов);

· деловой стиль одежды – строгий костюм с длинными рукавами, должно быть минимальное количество открытых участков тела;

· ноги не должны быть открытыми. Повышают доверие очки в темной оправе; силуэт, приближающийся к прямоугольнику (прямые плечи).

Элементы, которые снижают доверие:

· одежда ярких, насыщенных тонов;

· слишком модная одежда;

· многочисленные украшения;

· элементы спортивной, неофициальной одежды: мягкий свитер, джинсы, кроссовки и так далее;

· силуэт, приближающийся к шару (покатые плечи, рукав реглан)

Манера выступления важна для оратора. Она хорошо запоминается, можно повысить или понизить доверие. Манера выступления важнее, чем внешность оратора.

1) уверенность к себе;

2) деловитость;

3) дружеское отношение к слушателям;

4) скромность;

·5) подъем, эмоциональность в изложении.

Нельзя:

· выглядеть уставшим, спешащим, избыточно возбуждённым;

· извиняться за свою миссию перед аудиторией;

· сидеть, стоять на одном месте;

· стоять спиной;

· держать руки в карманах, вертеть что-то в руках;

· смотреть в глаза одному слушателю, смотреть в пространство, на пол, на ноги – это потеря контакта с аудиторией.

Поза оратора. Ноги слегка расставлены, не должны быть перекрещены руки или ноги – это закрытая поза. Грудь - вперед, живот - втянуть. Голова должна быть слегка приподнята. Оратор не должен облокачиваться.

Жесты и мимика: речь, которая не сопровождается жестами – не настоящая. Лучшим жестом считается тот, который органически сливается со словом.

Речь оратора – произношение, должна быть интересно, паузы, артикуляция, интонация.

Речь оратора имеет ряд особенностей:

· Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.

· Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.

· Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.

· Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики.

 

Невербальные средства

Знаки невербального общения разнообразные Они включают:

o язык жестов и поз;

o язык мимики;

o парамовленневих характеристики;

o язык пространства;

o язык одежды и язык цветов т.д.

Размеры личной пространственной территории человека можно разделить на 4 зоны:

· интимная зона – от 15 до 45 см;

· личная зона – от 46 до 120 см;

· социальная зона – от 120 до 360 см;

· общественная, или публичная зона – более 360 см – это рас­стояние, которое должно соблюдаться, когда мы ад­ресуемся к большой группе людей.

 

Особенности подготовки публичного выступления

При подготовке публичного выступления оратор должен ответить на восемь главных вопросов:

  1. Что говорить — информационный аспект сообщения.
  2. Как говорить — коммуникационный аспект сообщения.
  3. Кто говорит — личностный аспект произнесения публичной речи.
  4. Кому говорит — ориентация на аудиторию.
  5. Зачем говорить — решение актуальных проблем, ориентация на потребности и интересы аудитории.
  6. Где говорить — оформление пространства аудитории.
  7. Когда говорить — учет времени суток, времени года.
  8. Сколько говорить — учет количества времени.

Цель публичного выступления заключается в том, чтобы определить, какой реакции оратор хочет добиться от аудитории. Варианты целей:

  • информирование аудитории — изложение фактов, пробуждение у слушателей интереса к проблеме;
  • формирование убеждений, представлений, которые могут стать мотивами поведения;
  • формирование отношения аудитории к высказанным идеям и фактам;
  • достижение однозначного понимания проблем оратором и аудиторией;
  • оказание эмоционального воздействия на слушателей для создания у них определенного состояния или побуждения к определенным действиям, призыв к действию;
  • обретение доверия аудитории. Доверие — это показатель того, насколько аудитория воспринимает оратора как человека знающего, честного, обаятельного;
  • развлечение аудитории, приятное времяпрепровождение.

Способы определения цели публичного выступления следующие:

  1. Записать примерную цель речи, выражающую желаемую реакцию слушателей.
  2. Составить полное предложение, характеризующее реакцию слушателей, сформулировать ожидания оратора.
  3. Обозначить идею речи: цель обязательно должна выражать только одну идею.
  4. Выдвинуть тезис; тезис — это высказывание, содержащее конкретные составляющие речи в поддержку намеченной цели; в тезисе представлена цель выступления, сформулированная в одном предложении.

 

 

 

 


 

Деловые коммуникации

Правила для говорящего

Доброжелательное отношение к собеседнику.

Вежливость должна быть уместна.

Не ставить себя в центр внимания пытаться понять точку зрения собеседника.

Поставить в центр внимания слушателя.

Выбирать темы уместные в данной ситуации и понятия собеседника.

Запрещённые темы в деловых переговорах:

Религия

Политика

Личные темы

Сплетничать нельзя

1.

 

 

 

 

 

 






Русский язык и культура речи. Вопросы и материал

Тема Язык. Основные функции языка.

Язык – система знаков (звуков, букв, предложений, смыслов прочего) и способов их соединения. Служит орудием выражения мысли чувств и волеизъявления, является средством общения.

Основные функции языка:

1) Функция общения людей друг с другом;

2) Функция мышления в форме слов

3) Функция познания, изучения определения мира через обмен знаниями от одних людей к другим, от одного поколения к другому.

Сохранения богатства языка – одна из важнейших задач народа.

Тема Литературный язык – это язык науки и культуры, художественной литературы газет и журналов документов, театра, радио, телевидения, язык повседневного общения культурных, образованных людей.

Тема Процессы в современной речи:

§ Снижение общего уровня речевой и коммуникативной культуры;

§ заметное оскудения словарного запаса носителей языка;

§ жаргонизация речи(использования жаргона);

§ рост заимствованной лексики;

§ речевая агрессия;

§ нарушения речевых норм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.076 с.)