ТОП 10:

Роль мужа в семье, согласно Библии



Роль мужа в семье, согласно Библии

Стих из Библии Качества мужа, его роль
1 Кор. 11:3 «Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава – Бог» Любит Господа. Покорный Богу. Праведен. Безупречен. Глава жене. Глава в семье.
1 Тим. 3:4-5 «Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью»… Имеет власть, руководство, Божий страх. Управляющий домом, справедливый наставник, Способен учить. Мудрый.
Еф. 5:18 «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…». Трезвый. Воздержан. Божий сосуд. Водимый Духом Святым. Не пристрастным к табаку, вину или наркотикам.
1 Петра 2:9 «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас…» Избранный Богом, отделённый от мира, Посвященный Богу. Знающий Слово Царственный священник, великодушен. Божий благовестник, не любящий спорить.
Кол. 3:19 «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Любит и уважает жену. Не гневливый. Не суровый, добрый, нежный, интересный
Еф. 5: 31 «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть». Приоритет – жене. Великодушен. Дисциплинирован. Принцип отделение от родителей. Един с женой.
1 Тим. 3:2 «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив»… Имеет только одну жену. Ведёт трезвый образ жизни, честный, приветливый и гостеприимный, непорочен, целомудрен. Не сребролюбив. Не эгоистичен.
1 Тим. 2:13,14 «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена»… Несёт ответственность за жену, её служение и предстояние пред Богом.
Кол. 3:21 «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». Отец – пример для подражания детям, ответственный за их учёбу. Добродетелен. Не оскорбляющий. Не злой. Справедлив.
1 Петр. 3:7 «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Верный, благоразумный, общительный Чуткий, нежный, заботливый. Трудолюбив. Хранящий жену от непосильного бремени Умеющий сочувствовать, внимательный, Ответственный за духовную жизнь в браке
Прит. 13:25 «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Наказание детей должно основываться на любви к ним. Глава в семье. Ответственный за воспитание детей, непорочен, целомудрен. Мужественен. Смирен
Псал. 102:13 «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его». Обязанности отца основаны на любви, Он имеет любовь подобную любви Господа. Милосердный. Хороший муж/отец.
Еф. 5:23 «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» Глава жены. Заботится о нравственной чистоте и непорочности жены. Способен учить. Духовная зрелость. Благочестив.

Любить свою жену – Божий приказ мужу. «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.2:28).Любить свою жену постоянно любовью «Агапе», так, чтобы она это чувствовала (Прит.31:28,29).

Муж – священник в семье

Роль жены в браке

Теперь рассмотрим: какой же должна быть жена? Библия повествует о многих добродетельных жёнах, но самый яркий пример образцовой жены описан в тридцать первой главе Книги Притч. Господь сотворил жену «помощницей мужу, соответственно ему». Каковы же обязанности жены? Каков образ идеальной жены? И чему должны подражать наши современные жёны, женщины третьего тысячелетия? Наглядно всё это можно представить в таблице.

Добродетельность

«Кто найдет добродетельную жену цена ее выше жемчугов» (Прит.31:10). «Добродетельная жена — венец для мужа своего»…(Прит.12:4). «Добродетельная» с еврейского — תיל сила, мощь, способность, богатство, достоинство, благородство, мужество, храбрость, доблесть. А по-гречески άβαρηςнеобременительный, тот, кто не в тягость, не приносящий трудности. Может ли человек увидеть качества добродетельности в другом человеке? Это качество даёт человеку Бог при рождении свыше, когда человек устремляется к Источнику вечной Любви. Любовь к Богу – это путь к добродетели. При истинном и искреннем покаянии, Бог даёт человеку Свои качества и Свою небесную любовь. Когда супруги полюбят Источник Любви, тогда и только тогда, доверяясь Творцу, они получат такое замечательное качество как добродетель. В Послании к Филиппийцам написано:

«…Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто,

что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том

помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то

исполняйте, — и Бог мира будет с вами». (Фил.4:8-9).

Добродетель ещё по-гречески «δύναμις»– могущество, способность, возможность. «Она воздаёт ему добром, а не злом во все дни жизни своей» (Прит.31:12). Любящая и мудрая жена делает только доброе для мужа. Поэтому «уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка» (Прит.31:11). Уверенность – это обоюдное доверие, умение хранить тайны друг друга и секреты других людей. Без страха Божьего этого не достичь. Добродетель – это Господне благословение для всей семьи и для других людей.

VII. Интересная статистика

«Есть много семей, где Бог исключен из взаимоотношений людей. История семей Макса Юлеса и Джонатана Эдвардса служит наглядной иллюстрацией такого контраста. Макс Юлес, живший в штате Нью-Йорк, не верил в Бога. Женился он на девушке с такими же убеждениями. Имя Бога не упоминалось в их семье. Социологи провели внимательные исследования 1026 потомков этой семьи, и вот результаты их труда: 300 человек умерли преждевременно; 100 человек получили тюремные сроки и в среднем провели в заключение по 13 лет каждый; 190 – занимались проституцией и 100 человек были алкоголиками. Не имеется никаких сведений о полезных вкладах в общество 1026 потомками Макса Юлеса. Джонатан Эдвардс, живший в том же штате, и приблизительно в то же самое время, был убеждённым христианином. Он женился на девушке с такими же убеждениями. Вместе они основали семью в центре которой был Бог. Исследователями были изучены 729 потомков этого брака. 300 из них были университетскими ректорами, 60 – авторами хороших книг, один стал вице-президентом США. Вклад, внесённый в общество 729 потомками Джонатана Эдвардса, неизмерим. Его семья является воплощением замечательного примера библейского принципа: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит.22:6).

Современное общество предлагает различные способы достижения счастливого брака.

Учеными разработаны различные психологические методики и всевозможные инструкции, которые призваны помочь супругам. Но почему тогда, не смотря на хорошие разработки психологов, возрастает количество разводов?

«Статистикой отмечен процент разводов. Так, в Республике Казахстан до 75 %, в России — до 50 %, в США — до 50 %. Почему же так действенно все негативное? Потому что эти методы могут помочь людям только в очень малой степени, так как они затрагивают только эмоциональный, то есть душевный уровень проблемы, но не затрагивают духовного уровня». (43)

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем…» (1 Кор.2:14-15). К сожалению, в этом грешном мире многими семьями возводится множество домов, но все чаще оказывается, что лишь некоторым из них удается создать брак, по-настоящему угодный Богу. Большая часть людей игнорирует Библейские принципы семейных отношений, предназначенные для создания счастливого брака. Не верят Всемогущему Богу. И как следствие, не могут достичь семейного счастья в брачном союзе. Отсюда следует вывод: достижение брака, угодного Господу, личное счастье в семейном союзе зависит от принятия супругами Библейских принципов семейной жизни. А так же от того, насколько близко семейная пара придерживается учения Христа Иисуса. Любовь – это треугольник правильных отношений, в вершине которого стоит Бог, а в его основании – муж и жена. И чем ближе каждый из них к Богу, тем ближе они оказываются друг к другу до того момента, когда они сольются с Христом. Или муж и жена – в Господе, Божья любовь объемлет их, и основание (знаменатель) их брачного союза – тоже любовь.

Итак, жизнь супружеской пары во Христе Иисусе, соблюдение принципов семейной жизни по Слову Божьему – главное условие счастливого брака.

IX. Заключение

Тема, которая была рассмотрена, очень актуальна. Дело в том, что в настоящее время участились случаи несчастных браков, вплоть до развода, среди евангельских христиан баптистов. И как следствие, встал вопрос: можно ли помочь несчастным семьям обрести мир с Богом и восстановить радость общения между супругами? Тема: «Принципы семейной жизни», включает в себя Библейское представление Божьего плана создания семьи.

Этот план включает в себя:

* Познание христианином Божьей воли относительно брака,

* Выбора супруги, согласно Слову Божьему.

Основные принципы:

* Любовь,

* Готовность вступить в брак,

* Заключение законного брачного союза до конца жизни,

* Отделение молодой семьи от родителей,

* Единство (прилепление) мужа и жены,

* Распределение ролей в браке,

* Построение семейных отношений во Христе, согласно Слову – духовное единство.

И дополнительные принципы:

— Общение,

— Физическая близость,

— Значимость и уверенность,

— Принцип верных приоритетов,

— Верность и постоянство.

Рассмотрено Библейское представление мужа как главы семьи и представлена образцовая жена как помощница мужу. Описаны их роли и должные взаимоотношения между ними.

Затронуты негативные стороны, которые имеют место в семейных отношениях как результат

неповиновения Божьему Слову – грех и ошибки:

* Сожительство,

* Полигамия,

* Главенство жены.

Исходя из этого показано, что достижение счастливого брака, зависит от принятия супругами в семейную жизнь Библейских принципов.

Отвечает: Инна Белоножко

Виталий пишет: "Доброго времени суток!
Не могу найти достойную жену. Подскажите, пожалуйста, как и где искать хорошую жену и какие советы дает Библия в поиске и выборе жены? Спасибо за ответ".

Мир Вам, Виталий!

Постараюсь дать полный ответ со всей глубиной и широтой мысли...

Господь, конечно, может помочь Вам найти жену. Но без Вашего участия ничего не получится. Раньше искали в библиотеках, сейчас на дискотеках... Но там ли "она"? Да, добродетельная жена - это подарок от Господа, и получить его , ничего не делая, невозможно. Каково Ваше участие? Это очень серьезная подготовка к браку, близкие отношения с Богом, умение разбираться в людях - те ресурсы, которые Бог дал нам для развития нашего мышления в верном направлении. Если этого не будет, то появляется другой "сват" - дьявол, и его задача сосватать такую пару, чтобы они более всего не подходили друг другу и страдали. Поэтому, вывод: постигайте науку создания христианской семьи.

Господь желает дать Свой совет, но сделает это только по нашей просьбе. Но спрашивая, Виталий, важно слушать, что говорит Бог, а не самому составлять ответ, то, что хочется. Говоря о "достойной" жене, поставьте перед собой такие вопросы, как перед будущим супругом:

- каковы мои мотивы для вступления в брак? И каковы ожидания от брака?

- осознаю ли я свою ответственность, готов ли я к браку?

- приобрел ли навыки практической жизни?

- подготовил ли себя к трудностям семейной жизни, обладаю ли здоровьем?

- забочусь ли я о счастье моих родителей?

- доверяюсь ли Богу, исследую ли Библию, чтобы узнать волю Божью относительно жизненных вопросов?

Прекрасных девушек много. Умниц и красавиц. Но как найти "свою"? Можно обозначить так: какая не может быть "моей"? Та, которая непочтительна, любит праздность ( ленивая ), глумится над святым, богохульствует и прикладывается к рюмке, не сознает своей ответственности перед Богом, не любит и не боится Бога, и ничего не знает о принципах истинной праведности. Вот так. Теперь, наверное, спутницу искать легче? Или тяжелей? Есть определенные критерии.

Вообще, Виталий, возможно, Вы много внимания уделяете недостаткам девушек, и, похоже, так и считаете девушек недостойными для создания семьи. Недостатки есть у каждого. Но научитесь видеть в людях то хорошее, что в них есть. Мыслите позитивно. Это не значит, что нужно жениться на первой встречной прекрасной девушке, потому что она только добрая, например. Просто нужно учиться видеть людей с хорошими задатками, правильно воспринимать и оценивать их.

Выбирая жену, изучайте ее характер. Будет ли она усердной и старательной? Принесет ли счастье в ваш дом? Является ли экономной хозяйкой? Можно ли на нее в чем-нибудь положиться? Сможет ли девушка ( жена ) быть рядом и нести свою часть жизненного бремени и своим влиянием смогла бы облагородить, очистить и сделать счастливым мужа?

При выборе спутника жизни необходимо исходить из того, обеспечит ли этот брак наилучшее физическое, умственное и духовное развитие супругов и их детей. Что говорит Библия? "Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов"( Притчи 31:10), "Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы" (Притчи 31:30). Советую Вам прочитать всю 31 главу Притч. И еще: "Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками"(Притчи 14:1). Наставления женам и мужьям можно прочитать в 1 Петра 3:1-11 и Ефесянам 5:17-33.

Доверьтесь Господу, трудитесь вместе с Ним! Господь покажет Вам девушку, которая осчастливит Вас, а Вы - ее!

Благословений и радости!

С уважением,

Инна

 

Институт брака

Опубликовал:

Stanislav C.

-

07/01/2015

·

· 2

· 9

·

·

·

·

·

·

Сегодня представление о браке сильно отличается от того, что было 15 лет назад.

Если еще раньше взглянуть?

Например, у моей пробабушки брак был в 16 лет и ее сватали без ее согласия. Всего в ее семье в общем счете было 18 детей, большая часть которых погибло во вторую мировую войну.

Интересно взглянуть на брак в Библии, какой был брак 2000 лет назад?

Статьи, в которых мы ранее изучали тему отношения мужчин и женщин:

Секс в Библии

Часто люди ищут ответ на вопрос про секс. А что Библия говорит об этом? В этой статье целая глава Нового Завета дает ответ на наш вопрос.

Библия о гражданском браке

Обычно на вопрос «Вы женаты?» или «Вы за мужем?», часто можно услышать:

— Нет. Мы живем в гражданском браке.

Мужской и женский мозг

Пастор рассказывает о разнице мышления мужчин и женщин. Это не лекция и не семинар и даже не проповедь. В легкой и доступной форме с юмором рассуждает о браке.

СОЮЗ ДВУХ

Понятие Брак

+2) при всем разнообразии форм брачных союзов, встречающихся в Ветхом Завете, в еврейской Библии нет четкого понятия брака; в значительной большей мере, как в исторических повествованиях, так и в предписаниях закона здесь говорится о практической стороне брака: о заключении брачных союзов, об обстоятельствах, препятствующих заключению брака, и т.п.

Брак в Ветхом Завете можно, пожалуй, сравнить с заветом, который Бог заключил со Своим народом

сравните Ос. 2 главу и

14 Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя.
(Мал.2:14)

Установление института брака делает детей социально защищенными, создает условия для семейной жизни и упорядочивает быт народа.

Отмеченное выше сходство с заветом проявляется в том, что при заключении брака человек делает выбор и принимает на себя определенные обязательства, что способствует организации и сплочению человеческого общества.

Библия считает, что одной из задач брака является искоренение блуда (секс в библии).

2 Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
(1Кор.7:2)

Важную роль в браке играют дети, прежде всего сыновья.

4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
(Пс.126:4 и след.)

Рождение детей — это Божье благословение, не получить этот дар — значит быть наказанным и несчастным;

1 И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю.
(Быт.30:1)

6 Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее.
(1Цар.1:6 и след.)

Моногамный брак

+3) несмотря на то, что в книге Бытия 1 и 2 явно подразумевается моногамный брак, т.е. союз одного мужчины с одной женщиной, в израильском обществе долгое время царила полигамия (в отличие, например, от Вавилонии, которая уже примерно к 2100 г. до Р.Х. знала лишь моногамные браки).

Многоженцами были не только Ламех,

23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;
(Быт.4:23)

но и праотцы Авраам и Иаков, а также израильские цари — вплоть до периода Нового Завета.

Из Втор 21:15-17

15 Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, [так] и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, —
16 то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой;
17 но первенцем должен признать сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему [принадлежит] право первородства.
(Втор.21:15-17)

ясно, что о брак мужчины с несколькими женщинами говорится в Законе, хотя, с другой стороны, уже в писаниях пророков встречаются высказывания против полигамных браков.

Новый Завет явно высказывается в пользу моногамии.

ВЫБОР СУПРУГОВ

Вступление в брак

+1) вступление в брак начиналось с того момента, как отец юноши после переговоров с отцом девушки сватал ее;

4 И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девицу в жену.
(Быт.34:4)

6 И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь.
(Быт.38:6)

2 Он пошел и объявил отцу своему и матери своей и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену.
(Суд.14:2)

в редких случаях предложение о браке могло исходить от отца невесты.

Иногда жених сватался сам,

16 Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет ее] себе в жену;
(Исх.22:16 и след.)

но случалось, что отец жениха или сам жених направляли кого-либо с таким поручением к родителям невесты.

4 но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку.
(Быт.24:4 и след.)

Согласие и благословение родителей считалось предпосылкой счастливого брака.

(сравните слова «были в тягость» в Быт 26:35, где говорится о том, что выбор невесты был сделан без согласия родителей).

Бывало, что будущие супруги знакомились во время совместной работы.

16 У священника Мадиамского [было] семь дочерей. Они пришли, начерпали [воды] и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего.
(Исх.2:16 и след.)

7 она сказала: «буду я подбирать и собирать между снопами позади жнецов»; и пришла, и находится [здесь] с самого утра доселе; мало бывает она дома.
(Руф.2:7 и след.)

Воин мог получить жену в качестве военного трофея.

30 верно, они нашли, делят добычу, по девице, по две девицы на каждого воина, в добычу полученная разноцветная [одежда] Сисаре, полученная в добычу разноцветная одежда, вышитая с обеих сторон, снятая с плеч пленника.
(Суд.5:30)

19 И сказали: вот, каждый год бывает праздник Господень в Силоме, который на север от Вефиля и на восток от дороги, ведущей от Вефиля в Сихем, и на юг от Левоны.
(Суд.21:19 и след.)

Жених или его отец должен был заплатить отцу невесты выкуп деньгами, скотом или оказать ему военную или прочую помощь.

(ср. Быт 34:11 и след.; Нав 15:16; Суд 1:12; 1Цар 17:25; 18:25)

Из текста Исх 20:17 видно, что жена практически причислялась к имуществу мужа, однако предположение, что израильтяне покупали жен, было бы неверным.

17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
(Исх.20:17)

Заключенный брачный договор (упоминание о письменном договоре содержится только в Книге Товита) означал обручение девушки, после чего она поступала под опеку мужа; с этого момента он становился ее господином [евр. баал], которому она была обязана хранить верность.

23 Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею,
24 то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и [так] истреби зло из среды себя.
25 Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею,
26 а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его;
27 ибо он встретился с нею в поле, и [хотя] отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее.
(Втор.22:23-27)

В Быт 24:58 у Ревекки, которая не была знакома с будущим мужем, спрашивают ее согласия на брак;

58 И призвали Ревекку и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду.
(Быт.24:58)

лишь став женой Исаака, она смогла завоевать его любовь.

67 И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в [печали] по матери своей.
(Быт.24:67)

С момента обручения жених получает право сразу или по прошествии определенного времени взять обрученную в свой дом;

Свадьба

+2) Свадьба начиналась с того, что жених, наряженный матерью, с венцом на голове, шел навстречу невесте

11 Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его.
(Песн.3:11)

10 Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством.
(Ис.61:10)

в сопровождении друзей и, вероятно, музыкантов.

11 И как там увидели его, выбрали тридцать брачных друзей, которые были бы при нем.
(Суд.14:11)

Вечером первого свадебного дня подруги выводили невесту навстречу жениху, постепенно к этой процессии присоединялись и другие люди.

15 в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее,
(Пс.44:15 и след.)

В честь торжества зажигали факелы и светильники.

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
(Матф.25:1 и след.)

На свадьбу приглашали множество гостей.

2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
(Иоан.2:2)

Брачный пир мог продолжаться до семи дней и сопровождался застольем, пением, танцами, играми и загадыванием загадок.

27 окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других.
(Быт.29:27)

12 И сказал им Самсон: загадаю я вам загадку; если вы отгадаете мне ее в семь дней пира и отгадаете верно, то я дам вам тридцать синдонов и тридцать перемен одежд;
(Суд.14:12)

Невесту приводили к жениху под покрывалом.

65 И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась.
(Быт.24:65)

От отца она получала приданое (Нав 15:19) — скот или земельные угодья.

19 Она сказала: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние.
(Иис.Нав.15:19)

В знак того, что жених принял невесту в свое владение, он простирал над ней полу своей одежды, показывая тем самым, что берет на себя обязательство заботиться о жене и защищать ее;

9 И сказал [ей Вооз]: кто ты? Она сказала: я Руфь, раба твоя, простри крыло твое на рабу твою, ибо ты родственник.
(Руф.3:9)

Многоженство (полигамия)

+3) многоженство (полигамия), отчасти порождаемое стремлением иметь больше детей, практически являлось и признаком богатства.

13 И взял Давид еще наложниц и жен из Иерусалима, после того, как пришел из Хеврона.
(2Цар.5:13)

1 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок,
2 из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью.
3 И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его.
4 Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его.
5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской.
6 И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его.
7 Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской.
8 Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам.
(3Цар.11:1-8)

Мужчина мог иметь несколько равноправных жен либо одну жену и несколько наложниц; последние могли быть рабынями.

В Быт 16; 21; 29:30; 30:1 и след. говорится о том, какие трудности возникали в браке, если муж предпочитал одну из жен, а также из-за ревности и раздоров.

ЗАКОН И БРАК

Брак у израильтян

+1) средний возраст вступавших в брак израильтян составлял 18 ле; по мнению раввинов, девушка могла вступать в брак по достижении 12 лет, юноша — 13 лет, что объясняется ранним половым созреванием в южных странах.

Во времена патриархов выбор жены совершался в собственном роду или племени.

Быт 24 глава

3 Отец и мать его сказали ему: разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе моем, что ты идешь взять жену у Филистимлян необрезанных? И сказал Самсон отцу своему: ее возьми мне, потому что она мне понравилась.
(Суд.14:3)

Дочерям, наследовавшим родовой удел, позднее было запрещено выходить замуж за пределами колена, к которому они принадлежали (Чис 36:5-12), поскольку удел должен был переходить по наследству только в этом колене.

5 И дал Моисей повеление сынам Израилевым, по слову Господню, и сказал: правду говорит колено сынов Иосифовых;
6 вот что заповедует Господь о дочерях Салпаадовых: они могут быть женами тех, кто понравится глазам их, только должны быть женами в племени колена отца своего,
7 чтобы удел сынов Израилевых не переходил из колена в колено; ибо каждый из сынов Израилевых должен быть привязан к уделу колена отцов своих;
8 и всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего, чтобы сыны Израилевы наследовали каждый удел отцов своих,
9 и чтобы не переходил удел из колена в другое колено; ибо каждое из колен сынов Израилевых должно быть привязано к своему уделу.
10 Как повелел Господь Моисею, так и сделали дочери Салпаадовы.
11 И вышли дочери Салпаадовы Махла, Фирца, Хогла, Милка и Ноа в замужество за сыновей дядей своих;
12 в племени сынов Манассии, сына Иосифова, они были женами, и остался удел их в колене племени отца их.
(Чис.36:5-12)

Закон запрещал брак между родственниками по восходящей и нисходящей линиям, а также по первой боковой линии и между родственниками супругов.

7 Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее.
8 Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего.
9 Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их.
10 Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота.
11 Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя [по отцу], не открывай наготы ее.
12 Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему.
13 Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей.
14 Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя.
15 Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее.
16 Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего.
17 Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие.
(Лев.18:7-17)

11 Кто ляжет с женою отца своего, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них.
(Лев.20:11)

21 И сказал Ахитофел Авессалому: войди к наложницам отца твоего, которых он оставил охранять дом свой; и услышат все Израильтяне, что ты сделался ненавистным для отца твоего, и укрепятся руки всех, которые с тобою.
(2Цар.16:21)

Запрещались и браки между сводными или приемными братьями и сестрами,

9 Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их.
(Лев.18:9)

Сравним

12 да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою;
(Быт.20:12)

а также браки одного мужчины с двумя сестрами.

18 Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее.
(Лев.18:18)

В ранний период израильской истории не возникало сложностей, когда израильтяне брали в жены иноплеменниц,

· Быт 41:45 — Иосиф;

· Исх 2:21; Чис 12:1 — Моисей;

· ср. также Суд 14:1; 2Цар 11:3

причем эти женщины, естественно, принимали веру мужей.

Позднее браки с женщинами из других племен, а также с язычницами запрещались из-за опасности отпадения от Бога.

1 Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя,
2 и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их;
3 и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего;
4 ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и [тогда] воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя.
(Втор.7:1-4)

16 А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души,
(Втор.20:16 и след.)

10 Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен,
(Втор.21:10 и след.)

и книга Езд. 9 глава

Показателен в этом отношении пример царя Соломона (3Цар 11:1-11), который под влиянием своих иноплеменных жен отошел от веры в единого Бога;

1 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок,
2 из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью.
3 И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его.
4 Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его.
5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской.
6 И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его.
7 Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской.
8 Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам.
9 И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему
10 и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь.
11 И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему;
(3Цар.11:1-11)

Брак у священников

+2) особые установления действовали в отношении брака священников.

Так, первосвященник мог иметь лишь одну жену, причем жениться ему следовало только на израильтянке, и только на девице (Лев 21:14); ни один священник не имел права жениться на вдове, отверженной, опороченной женщине или на блуднице;

14 вдову, или отверженную, или опороченную, [или] блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену;
(Лев.21:14)

Брак деверя

+3) у израильтян был известен и брак деверя (левиратный брак), цель которого — не допустить вымирания рода.

Если мужчина умирал бездетным, то его брат должен был жениться на жене своего умершего брата для «восстановления семени».

8 И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему.
(Быт.38:8)

5 Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, —
6 и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле.
7 Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»;
8 тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять ее»,
9 [тогда] невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему».
10 и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого.
(Втор.25:5-10)

Первый сын от этого союза носил имя умершего и считался его наследником. Во всех прочих случаях женитьба на невестке была запрещена.

16 Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего.
(Лев.18:16)

21 Если кто возьмет жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они.
(Лев.20:21)

ИНТЕРЕСЫ МУЖЧИНЫ

Поскольку в браке учитывались прежде всего интересы мужчины, который мог иметь нескольких жен, то ясно, что мужчины пользовались значительно большей свободой, чем женщины.

Закон и брак

+1) состоя в браке, муж не должен был прелюбодействовать.

Прелюбодеянием считалась половая связь с замужней или с обрученной с другим мужчиной женщиной.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.046 с.)