ТОП 10:

ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА



ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

КАЧЕСТВЕННЫМ И ДОСТУПНЫМ ЖИЛЬЕМ –

ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Материалы подготовлены Информационно-аналитическим центром

при Администрации Президента Республики Беларусь

на основе информации

Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь

 

Результаты изучения общественного мнения, осуществляемого Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь, свидетельствуют об актуальности вопросов обеспечения населения жильем. Так, по данным республиканского опроса, проведенного ИАЦ в III квартале 2016 г., жилищная проблема занимала пятую позицию среди проблем, волнующих граждан (после роста цен, снижения реальных доходов, безработицы, алкоголизма). На ее значимость указал каждый четвертый респондент (23%).

Вопрос обеспечения граждан качественным и доступным жильем находится на постоянном контроле Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

В своем докладе на пятом Всебелорусском народном собрании Глава государства, определяя стратегию дальнейшего развития нашей страны, заявил: ”Нам надо в строительстве увеличивать эффективность. Нам надо создавать современные материалы, чтобы дом или квартиру можно было построить быстро, качественно и чтобы она долгий период времени служила. У нас сегодня жилой фонд потребляет 35–40% энергоресурсов страны. Почти половина! Значит,это направление для нас очень важно и все процессы там должны быть усовершенствованы. Ставится задача переориентации мощностей отрасли на экспорт услуг – проектирование и сдача объектов ”под ключ“. Более активно будем развивать индивидуальное строительство“.

”К 2020 году мы увеличим выпуск стройматериалов с высокими техническими характеристиками до 85%. Это поможет снизить себестоимость квадратного метра до уровня среднемесячной зарплаты по стране. Необходимо обеспечить доступность кредитных ресурсов для населения. За пятилетку мы планируем построить свыше 18 млн. м² жилья, в том числе 1,55 млн. м² – для состоящих на учете нуждающихся граждан“, – подчеркнул Глава государства.

Количество граждан (семей), состоящих на учете нуждающихся

в улучшении жилищных условий(на начало 2016 года)

Показатель
Количество граждан (семей), тыс. 813,6 773,0 742,2 718,2
Динамика, по сравнению с прошлым периодом, %

 

В общем количестве нуждающихся в улучшении жилищных условий основную долю составляют городские жители– 90,1%, доля сельских – всего лишь 9,9%. Наконец 2015 года таких граждан (семей) было 718,2 тыс., что на 95,4 тыс. меньше, чем в 2013 году.

В Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь, разработанной на период до 2016 года, были представлены принципиально новые направления в финансировании жилищного строительства – нормативно оформлена ипотека и начата разработка системы жилищных строительных сбережений (далее – система ЖСС).

Справочно.

Ипотека – это долгосрочный кредит под залог недвижимого имущества на приобретение жилья в собственность.

Система ЖСС – система финансовых и организационных мероприятий по улучшению жилищных условий участников, основанная на привлечении денежных средств участников во вклады, начислении на них дохода, выделении премий государства и предоставлении им кредитов при условии накопления не менее минимально необходимой суммы жилищных строительных сбережений в течение срока накопления в соответствии с условиями договора о жилищных строительных сбережениях.

В 2014 году в государствах – участниках СНГ построено 120 млн. м² общей площади жилых домов, что на 27% больше, чем в 2010 году. По сравнению с 2013 годом объемы жилищного строительства возросли в Содружестве на 10,9%, в том числе в России – на 14,8%, Таджикистане – на 10%, Казахстане – на 10,2%, Кыргызстане – на 11,1%, Узбекистане – на 5,6%, Беларуси – на 5,7%. В то же время в Азербайджане и Украине ввод в эксплуатацию жилья сократился.

Ввод в эксплуатацию жилых домов в странах СНГ (млн. м²)

 

 
Азербайджан 2,0 2,0 2,1 2,4 2,0
Армения 0,5 0,6 0,4 0,3 0,3
Беларусь 6,6 5,5 4,5 5,2 5,5
Казахстан 6,4 6,5 6,7 6,8 7,5
Кыргызстан 0,7 0,9 0,9 0,9 1,0
Молдова 0,5 0,6 0,5 0,5 0,5
Россия 58,4 62,3 65,7 70,5 81,0
Таджикистан 1,0 0,9 0,9 1,0 1,1
Узбекистан 8,9 9,2 10,4 10,7 11,3
Украина 9,3 9,4 10,7 11,2 9,7

Ввод в эксплуатацию жилых домов в расчете на 1000 человек населения в странах СНГ за 2011–2015 годы (м² общей площади)

 

  Ввод в эксплуатацию жилых домов на 1000 человек населения, м² общей площади
2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
Беларусь
Азербайджан
Армения *
Казахстан
Кыргызстан *
Молдова
Россия
Таджикистан *
Узбекистан * *
Украина

* Данные на сайтах статистических комитетов не приведены.

Системная работа Правительства по решению жилищных проблем граждан получила свое развитие в Государственной программе ”Строительство жилья“ на 2016–2020 годы (далее – Государственная программа), принятой постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 325.

Документ направлен на создание условий для удовлетворения гражданами потребности в доступном и комфортном жилье согласно их индивидуальным запросам и финансовым возможностям.

Развитие жилищного строительства в Республике Беларусь в 2016–2020 годах будет проходить в соответствии с общей концепцией развития экономики страны, предусматривающей сокращение доли бюджетного финансирования и расширение использования внебюджетных источников.

Проводимая в январе–сентябре 2016 г. Правительством Республики Беларусь, Минстройархитектуры, облисполкомами и Минским горисполкомом работа (с учетом экономических возможностей) позволила выполнить годовое задание по строительству жилья в объеме 77,0% по общей площади жилых домов и 87,3% по площади жилых домов, строящихся с государственной поддержкой.

По итогам ввода жилья за 2016 год регионами планируется выполнить годовое задание по общему вводу и с государственной поддержкой.

В Беларуси процесс формирования фонда жилых помещений коммерческого использования госжилфонда начался после принятия Главой государства Указа от 8 ноября 2011 г. № 512 ”О некоторых вопросах использования государственного жилищного фонда“. Уже в 2012 году было введено в эксплуатацию 190 арендных квартир.

Справочно.

Значительная часть европейцев постоянно проживает в арендуемом жилье. Например, в Швейцарии в 2013 году доля проживающих в съемном жилье составила 56% всего населения. ”Страной нанимателей“ называют Германию: здесь почти каждый второй немец снимает жилье. В крупнейших городах Берлине, Мюнхене, Гамбурге и Кельне доля нанимателей составляет от 75% до 85% жителей. К странам с высокой долей арендного жилья в структуре жилищного фонда относятся также Австрия, Дания, Франция, Швеция, Нидерланды, Чехия.

В Беларуси тема арендного жилья постоянно присутствует в программных правительственных документах и в производственной повестке дня отечественного стройкомплекса.

Уже за 2013–2015 годы в нашей стране было введено 454,7 тыс. м² арендного жилья государственного жилищного фонда. Лидировала по объемам белорусская столица, где проживает пятая часть населения страны (около 2 млн. человек). В г.Минске в 2013–2015 годах было введено 130,7 тыс. м² арендного жилья (29% от общего объема по республике).

Первостепенное значение для индивидуального жилищного строительства имеет обеспечение земельными участками.

В Республике Беларусь по состоянию на 1 июля 2016 г. территории, подобранные под индивидуальное жилищное строительство, составляют 12179,9 га (60603 земельных участка), в перечни свободных (незанятых) включено 29496 земельных участков.

Территории, обеспеченные градостроительной (проектной) документацией, составляют 82,9%. Так, в Минской области – 63,0%, в Гомельской – 100,0%.

Формирование цен на жилье

Средняя стоимость 1 м² общей площади введенных в эксплуатацию домов (без индивидуальных застройщиков) за январь–июнь 2016 г. с использованием государственной поддержки составила 751,3 руб.

Справочно.

На 2017 год данный показатель запланирован на уровне 924,8 руб. за 1 м² общей площади.

Средняя стоимость 1 м² общей площади жилья, строящегося с государственной поддержкой (без учета индивидуальных застройщиков), составит к 2020 году в пределах 1131,8 руб.

Предельные нормативы стоимости 1 м² общей площади жилого помещения для расчета размера льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений устанавливаются ежегодно и на сегодня составляют 660 руб. за 1 м², что определено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2015 г. № 1101 ”О мерах по выполнению заданий на 2016 год по строительству жилых домов, объемах ввода в эксплуатацию и финансирования строительства жилья и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в 2017 году“.

Формирование цен в долевом строительстве жильярегламентируется Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2013 г. № 263 ”О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь“ (далее – Указ № 263).

Прибыль застройщика определяется в порядке, установленном Положением о долевом строительстве объектов в Республике Беларусь, утвержденным данным Указом.

При этом прибыль застройщика в размере не более 5% от определяемой в текущих ценах сметной стоимости объекта долевого строительства распространяется на общую площадь строящегося объекта долевого строительства в размере 30 м² на одного члена семьи дольщика при строительстве одноквартирного жилого дома и 20 м² на одного члена семьи дольщика при строительстве жилого помещения в блокированном жилом доме (30 м² – при строительстве однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме для одного человека).

При строительстве одноквартирных жилых домов, жилых помещений в блокированных жилых домах для дольщиков, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, строительстве нежилых помещений в блокированных жилых домах, иных объектов недвижимости цена объекта долевого строительства (цена договора) формируется на стадии заключения договора в соответствии с законодательством. При этом застройщик вправе предусматривать прибыль, размер которой не ограничивается.

Вопросы защиты дольщиков и ответственности застройщиков при долевом строительстве жилых и нежилых помещений регулируются нормами Указа № 263.

Так, в соответствии с Указом № 263 средства, направляемые непосредственно на строительство объектов долевого строительства, принимаются застройщиком на специальный счет, открытый для строительства одного объекта (жилого дома). Это позволяет использовать средства только по целевому назначению.

Договор с дольщиками заключается по типовой форме, утвержденной Указом № 263, то есть застройщик не вправе внести в договор нормы, заведомо ущемляющие права дольщиков.

Указом № 263 предусмотрено обязательное опубликование застройщиком проектной декларации, в которой имеется вся необходимая информация о застройщике и объекте строительства. Это дает дольщику возможность свободнее ориентироваться на рынке строительных услуг, выбирая застройщика.

Изменение цены договора возможно только в установленном Указом № 263 порядке. При этом дольщик вправе не согласиться с изменением цены, в таком случае застройщик обосновывает эту цену с представлением расчетов. То есть любое изменение цены договора дольщик вправе проверить и согласиться с ним или нет.

Обязательная регистрация договора в местных исполнительных и распорядительных органах защищает дольщиков от двойных продаж одной квартиры и нарушений при составлении долевого договора.

Указом определена ответственность застройщика за несвоевременный ввод объекта в эксплуатацию.

Справочно.

В случае наличия вины застройщика при срыве срока ввода объекта он уплачивает дольщикам пеню в размере 0,01% (при превышении срока ввода относительно нормативного срока строительства до 3 месяцев), 0,02% (при превышении такого срока от 3 до 6 месяцев) и 0,03% (при превышении срока свыше 6 месяцев) от суммы внесенных дольщиками платежей за каждый день просрочки.

Также Указом № 263 установлено, что в случае наличия вины застройщика в невыполнении срока ввода объекта в эксплуатацию он обязан при расчете цены договора применять только индексы, установленные для месяца, который является последним в нормативном сроке строительства, установленном в договоре.

Кроме того, дольщику предоставлена возможность прекратить строительство на любой его стадии без объяснения причин, получив при этом внесенные средства с индексацией.

Расчет стоимости строительства в настоящее время производится не по базисным ценам, а по ресурсному методу, который наиболее точно учитывает произведенные затраты, что позволяет в конечном результате сдерживать рост стоимости одного квадратного метра жилья, в первую очередь строящегося с господдержкой.

С 2015 года законодательно урегулирован порядок заселения сданных в эксплуатацию жилых домов, что обязывает застройщика в течение месяца после ввода провести все процедуры для обеспечения условий для передачи гражданину квартиры.

 

Справочно.

Количество банков, участвующих в кредитовании физических лиц на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья, увеличилось с восьми в январе до девяти в сентябре 2016 г. (ОАО ”АСБ Беларусбанк“, ОАО ”Белагропромбанк“, ОАО ”БПС-Сбербанк“, ОАО ”Белинвестбанк“, ОАО ”Белгазпромбанк“, ОАО ”Банк БелВЭБ“, ”Приорбанк“ ОАО, ОАО ”Технобанк“, ОАО ”Паритетбанк“).

Средняя процентная ставка по новым кредитам в белорусских рублях, предоставленным физическим лицам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья (без учета кредитов, предоставленных на льготных условиях по решениям Президента), в январе 2016 г. сложилась на уровне 30,1% годовых, в сентябре – 22,8% годовых, снизившись с начала года на 7,3 процентного пункта.

Средняя процентная ставка по новым кредитам в белорусских рублях, предоставленным физическим лицам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья (с учетом кредитов, предоставленных на льготных условиях по решениям Президента), в январе 2016 г. сложилась на уровне 7,3% годовых, в сентябре – 7,9% годовых, незначительно увеличившись с начала года на 0,6 процентного пункта.

Система строительных сбережений, предлагаемая ОАО ”АСБ Беларусбанк“, реализуется с 1 июля 2006 г. Предполагает два этапа:

– накопление собственных сбережений;

– период кредитования.

Право участника на получение кредита возникает после окончания сберегательного этапа, в течение которого осуществлялось накопление и хранение денежных средств. Кредиты предоставляются на приобретение жилых помещений, строительство жилых помещений путем приобретения жилищных облигаций в белорусских рублях.

Предполагается, что операторами вышеназванной системы ЖСС смогут стать все банки Республики Беларусь, что позволит быстрее внедрить систему и создать конкурентную среду.

Банки будут устанавливать самостоятельно тарифные программы, включающие сроки накоплений, порядок кредитования и условия смены тарифной программы.

В круг участников ЖСС смогут входить все категории граждан (нуждающиеся и не нуждающиеся в улучшении жилищных условий). Это будет соответствовать общемировой модели функционирования классической системы ЖСС, основными залогами успешной работы которой являются привлечение в нее максимально широкого круга участников ипоощрениеихпремией государства за то, что граждане на долгосрочной основе хранят деньги в данной системе, даже тех, кто не планирует в будущем вкладывать средства в улучшение жилищных условий. Предусматривается предоставление возможности использования средств системы ЖСС не только на строительство, но и на приобретение, а также на капитальный ремонт и реконструкцию жилья.

Также предполагается освобождение от налогообложения процентов по вкладу.

Ориентируясь на мировую практику жилищного кредитования, для обеспечения доступности кредитов на финансирование жилья уровень инфляции в стране не должен превышать 5–8%, а уровень процентной ставки по долгосрочным кредитам в национальной валюте на указанные цели – 12–15% годовых. Стоимость 1 м² не должна превышать среднемесячную номинальную заработную плату более чем в 2 раза.

В целях укрепления доверия к белорусскому рублю процентные ставки в экономике будут поддерживаться на положительном в реальном выражении уровне, обеспечивающем сохранность сбережений в национальной валюте.

Предполагается снизить ставку рефинансирования до значения
14–16% годовых в 2017 году и 7–9% годовых в 2020 году.

В проекте Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы прогнозируется, что процентные ставки по новым кредитам в национальной валюте сложатся к концу 2017 года на уровне 17–18% годовых, 2018 года – 14–15% годовых, 2019 года – 11–12% годовых, 2020 года – 9–11% годовых.

Реализация мер, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, позволит создать благоприятные условия для внедрения в стране систем жилищных строительных сбережений и ипотечного кредитования.

Необходимо особо отметить такой новый для Беларуси инструмент улучшения жилищных условий, как лизинг.

С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. № 99 ”О вопросах регулирования лизинговой деятельности“ созданы правовые условия для получения физическими лицами во владение и пользование на условиях лизинга имущества для использования в личных, бытовых, социальных и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Уже сегодня в рамках положений данного Указа и Гражданского кодекса Республики Беларусь граждане имеют возможность получать в лизинг жилые дома и квартиры. Такие лизинговые продукты предлагают физическим лицам отдельные лизинговые организации.

Вместе с тем на сегодняшний день Жилищным кодексом Республики Беларусь и иным жилищным законодательством не определены многие аспекты гражданско-правовых, жилищных, административных отношений, права и обязанности сторон, связанные с заключением и исполнением договора лизинга жилого помещения. В связи с этим для обеспечения достаточного, комплексного правового регулирования всех аспектов лизинга жилых помещений, защиты прав и законных интересов лизингополучателей – физических лиц Национальным банком разработан и согласовывается с заинтересованными государственными органами проект Указа Президента Республики Беларусь ”О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам лизинговой деятельности“.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

КАЧЕСТВЕННЫМ И ДОСТУПНЫМ ЖИЛЬЕМ –

ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Материалы подготовлены Информационно-аналитическим центром

при Администрации Президента Республики Беларусь

на основе информации

Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь

 

Результаты изучения общественного мнения, осуществляемого Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь, свидетельствуют об актуальности вопросов обеспечения населения жильем. Так, по данным республиканского опроса, проведенного ИАЦ в III квартале 2016 г., жилищная проблема занимала пятую позицию среди проблем, волнующих граждан (после роста цен, снижения реальных доходов, безработицы, алкоголизма). На ее значимость указал каждый четвертый респондент (23%).

Вопрос обеспечения граждан качественным и доступным жильем находится на постоянном контроле Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

В своем докладе на пятом Всебелорусском народном собрании Глава государства, определяя стратегию дальнейшего развития нашей страны, заявил: ”Нам надо в строительстве увеличивать эффективность. Нам надо создавать современные материалы, чтобы дом или квартиру можно было построить быстро, качественно и чтобы она долгий период времени служила. У нас сегодня жилой фонд потребляет 35–40% энергоресурсов страны. Почти половина! Значит,это направление для нас очень важно и все процессы там должны быть усовершенствованы. Ставится задача переориентации мощностей отрасли на экспорт услуг – проектирование и сдача объектов ”под ключ“. Более активно будем развивать индивидуальное строительство“.

”К 2020 году мы увеличим выпуск стройматериалов с высокими техническими характеристиками до 85%. Это поможет снизить себестоимость квадратного метра до уровня среднемесячной зарплаты по стране. Необходимо обеспечить доступность кредитных ресурсов для населения. За пятилетку мы планируем построить свыше 18 млн. м² жилья, в том числе 1,55 млн. м² – для состоящих на учете нуждающихся граждан“, – подчеркнул Глава государства.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.013 с.)