Программа предусматривает 210 часов при 35 неделях. В связи с тем, что учебный год длится 34 недели, авторская программа рассчитана на 204 часа.
Наименование разделов
| Количество часов, предусмотренных в авторской программе
| Количество часов, предусмотренных в рабочей программе
|
Глагол
| 28+2 ч
| 30+6 ч
|
Изменения, внесенные в авторскую программу в 9 классе
Программа предусматривает 105 часов (3 часа в неделю) при 35 неделях. В связи с тем, что учебный год длится 34 недели, авторская программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Ученик научится
· владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
· владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
· владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
· адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение);
· участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
· создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
· анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации;
· использовать знание алфавита при поиске информации;
· различать значимые и незначимые единицы языка;
· проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
· классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
· членить слова на слоги и правильно их переносить;
· определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
· опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;
· проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
· проводить лексический анализ слова;
· опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
· опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
· проводить морфологический анализ слова;
· применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
· опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
· анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
· находить грамматическую основу предложения;
· распознавать главные и второстепенные члены предложения;
· опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
· проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
· соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
· опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
· опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
· использовать орфографические словари.
Планируемые результаты изучения учебного предмета "Русский язык"
Класс
Личностные результаты изучения русского языка:
· осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
Метапредметные результаты изучения русского языка:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Содержание программы в 5 классе:
№ п/п
| Название раздела/темы учебного предмета
| Кол-во часов
| Содержание учебного раздела
|
| Язык – важнейшее средство общения
|
| Язык человек. Язык и речь. / Язык - важнейшее средство человеческого общения. Язык и его единицы. Общение устное и письменное. Стили речи
|
| Повторение изученного в начальных классах
|
| Звуки и буквы. Произношение и правописание Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова Правописание непроверяемых и непроизносимых согласных в корне слова. Буквы И, У, А после шипящих Разделительные Ъ и Ь. Раздельное написание предлогов с другими словами Части речи. Глагол. Ь на конце глаголов 2лица ед.ч. Глагол. Раздельное написание НЕ с глаголами. Правописание -тся и -ться в глаголах Правописание безударных личных окончаний глаголов. Имя существительное. Падежные окончания существительных. Ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Местоимение Повторение и обобщение изученного в 5 классе
|
| Синтаксис, пунктуация, культура речи
|
| Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Способы грамматической связи в словосочетании Способы выражения грамматической связи в словосочетании Разбор словосочетания Предложение. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее Сказуемое Тире между подлежащим и сказуемым Нераспространенные и распространенные предложения..Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение Обстоятельство Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами Обобщающие слова при однородных членах предложения Предложения с обращениями, Знаки препинания при обращениях Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения Простые и сложные предложения Синтаксический разбор сложного предложения Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
|
| Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
|
| Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук как единица речи. Гласные звуки. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие Согласные звонкие и глухие Графика. Алфавит Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака Двойная роль букв е, ё, ю, я Орфоэпия. Ударение Фонетический разбор слова Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»
|
| Лексика. Культура речи
|
| Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы Синонимы Антонимы Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи»
|
| Морфемика. Орфография. Культура речи
|
| Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Окончание и основа самостоятельных частей речи. Корень слова. Исторические изменения в составе слова. Суффикс Приставка Чередование гласных и согласных звуков. Полногласные и неполногласные сочетания. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слова Правописание гласных и согласных в приставках Буквы з и с на конце приставок. Чередование букв о — а в корне –лаг -/ -лож- Чередование букв о — а в корне –раст - /- рос- Буквы ё—о после шипящих в корне Буквы и — ы после ц Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи»
|
| Морфология. Орфография. Культура речи
|
|
|
| Имя существительное
|
| Имя существительное как часть речи Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род имен существительных Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа Три склонения имен существительных Падеж имен существительных Правописание падежных окончаний существительных Падеж и склонение имен существительных. Особенности склонения существительных на –ИЕ, -ИЙ, -ИЯ Множественное число имён существительных. Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных Морфологический разбор имени существительного Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном
|
| Имя прилагательное
|
| Имя прилагательное как часть речи Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных Прилагательные полные и краткие Морфологический разбор имени прилагательного Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном
|
| Глагол
|
| Глагол как часть речи. Не с глаголами Неопределенная форма глагола Правописание –тся и –ться в глаголах Виды глагола Буквы е — и в корнях с чередованием Время глагола. Прошедшее время Настоящее время Будущее время Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием Морфологический разбор глагола Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа Повторение и обобщение изученного материала о глаголе
|
| Повторение и систематизация изученного
|
| Синтаксис. Пунктуация. Орфограммы в корне слова. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Орфограммы в корне слова Фонетика. Морфемика. Орфография. Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов
|
КЛАСС
Личностные результаты изучения русского языка:
· осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
Метапредметные результаты изучения русского языка в основной школе:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать иобосновывать выводы и составлять собственный текст), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Содержание программы в 6 классе:
№ п/п
| Название раздела/темы учебного предмета
| Кол-во часов
| Содержание учебного раздела
|
| Язык. Речь. Общение.
| 3+1ч
| Русский язык – один из развитых языков мира
Язык, речь, общение
Ситуация общения
|
| Повторение изученного в 5 классе
| 6+2 ч
| Звуки и буквы. Части слова. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение. Пунктуация в простом и сложном предложении. Прямая речь, диалог.
Текст и его признаки. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи: официально-деловой стиль.
Обучающиеся должны знать: роль русского языка среди языков мира; изученные в 5 классе орфограммы, пунктограммы.
Обучающиеся должны уметь: обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных
письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный диктант с грамматическим заданием.
|
| Текст
| 3+2ч
| Текст и его особенности.
Тема и основная мысль. Ключевые слова
Текст. Стили речи. Официально-деловой стиль.
|
| Лексика. Культура речи
| 10+2ч
| Повторение пройденного по лексике в V классе. Лингвистические словари.
Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Диалектные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Исконно-русская и заимствованная лексика. Эмоционально-окрашенные слова. Понятие о фразеологизмах.
Развитие речи
Использование слов в соответствии с их лексическим значением. Способы сжатия текста. Описание помещения.
Обучающиеся должны знать: общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова; устаревшие слова и неологизмы; исконно-русскую и заимствованную лексику; эмоционально-окрашенные слова; фразеологизмы.
Обучающиеся должны уметь: пользоваться различными словарями; определять лексическую принадлежность слова; использовать слова в соответствии с их лексическим значением; сжато излагать содержание текста; составлять рабочие материалы к описанию помещения.
|
| Фразеология. Культура речи
| 3+1ч
| Фразеологизмы.
Источники фразеологизмов.
|
| Словообразование и орфография. Культура речи
| 31+4ч
| Повторение пройденного по словообразованию в V классе.
Этимология слова. Основные способы образования слов в русском языке. Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР-/-ГАР-, -КОС/КАС-. Правописание гласных в приставках ПРЕ- И ПРИ-,буквы Ыи Ипосле приставок на согласные.
Сложные слова. Правописание соединительных гласных О и Е. Сложносокращенные слова.
Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
Развитие речи
Систематизация материала к сочинению. Сложный план. Описание картины.
Обучающиеся должны знать: способы образования слов; возможности изменения морфем; орфограммы, связанные с морфемикой.
Обучающиеся должны уметь: производить морфемный анализ слов; выбирать правильные написания, зависящие от строения слова; согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени; пользоваться словообразовательными словарями; составлять сложный план; писать сочинение по картине.
|
| Морфология. Орфография. Культура речи.
|
|
|
| Имя существительное. Культура речи
| 22+3ч
| Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе. Морфологические признаки существительного. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные (ознакомление). Род несклоняемых существительных. Существительные общего рода. Образование существительных.
НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ЕК -ИК; буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных. Согласные Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК).
Развитие речи
Употребление в речи разносклоняемых и несклоняемых существительных. Описание помещения по личным впечатлениям.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки существительного; способы образования существительных; правописание не с существительными и суффиксов существительных.
Обучающиеся должны уметь: различать существительное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор существительного; создавать тексты типа описания.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение-описание помещения; контрольные диктанты с грамматическим заданием.
|
| Имя прилагательное Культура речи
| 22+3ч
| Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе. Морфологические признаки прилагательного. Разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Образование прилагательных. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения.
НЕ с именами прилагательными. Буквы О и Епосле шипящих и Цв суффиксах прилагательных. Правописание гласных Н и НН в именах прилагательных. Различение на письме суффиксов -К- и -СК-.Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Развитие речи
Употребление в речи прилагательных. Описание природы. Выборочная работа с текстом. Описание картины.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки прилагательного; способы образования прилагательных; правописание не с прилагательными и суффиксов прилагательных; правописание сложных прилагательных.
Обучающиеся должны уметь: различать прилагательное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; создавать тексты типа описания.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение по картине; выборочное изложение; контрольный диктант с грамматическим заданием.
|
| Имя числительное. Культура речи
| 16+2ч
| Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки числительного. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Развитие речи
Употребление в речи прилагательных. Устное выступление. Выборочное изложение.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки числительного; способы образования числительных; правописание числительных.
Обучающиеся должны уметь: различать числительное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; писать выборочное изложение, публично выступать.
|
| Местоимение. Культура речи
| 23+3ч
| Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. НЕ в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
Развитие речи
Употребление в речи местоимений. Рассказ по сюжетным рисункам. Изложение с элементами сочинения.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки местоимения; способы образования местоимений; правописание местоимений.
Обучающиеся должны уметь: различать местоимение среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор местоимения; писать изложение с элементами сочинения, составлять рассказ по сюжетным рисункам.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; рассказ по сюжетным рисункам; контрольное изложение с элементами сочинения; контрольное сочинение; контрольный диктант с грамматическим заданием.
|
| Глагол. Культура речи
| 28+2ч
| Повторение пройденного о глаголе в V классе. Морфологические признаки глагола. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонение. Раздельное написание БЫ(Б) с глаголами в условном наклонении. Правописание глаголов повелительного наклонения. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Образование глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Развитие речи
Употребление в речи глагола. Употребление наклонений глагола. Рассказ. Рассказ по рисункам. Рассказ на основе услышанного.
Обучающиеся должны знать: морфологические признаки глагола; способы образования глагола; правописание суффиксов глаголов.
Обучающиеся должны уметь: различать глагол среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор глагола; создавать тексты-рассказы.
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение с элементами сочинения; сочинение-рассказ на основе услышанного, контрольное сочинение-рассказ; контрольные диктанты с грамматическим заданием.
|
| Повторение и систематизация изученного в 6 классе. Культура речи
| 10+2ч
| Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Резервные уроки – 2 часа
Обучающиеся должны знать: изученные в 5 классе теоретические сведения по лингвистике, орфограммы, пунктограммы.
Обучающиеся должны уметь: обосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль; писать изложения (выборочные, с элементами сочинения) и сочинения различных видов (по картине, рассказы, на основе услышанного).
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный итоговый диктант.
|
|
|
|
|
Класс
Метапредметные знания и умения:
· владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных жанров;
· уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с выражением собственных суждений о прочитанном в устной и письменной формах;
· пользоваться языковыми средствами при построении высказывания, обеспечивая простоту и ясность предложений;
· составлять компьютерную презентацию по интернет источникам, выступать с ней.
Личностные результаты обучения:
· сознательное отношение к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний.
Содержание программы в 7 классе:
№ п/п
| Название раздела/темы учебного предмета
| Кол-во часов
| Содержание учебного раздела
|
| Общие сведения о языке
|
| Русский язык как развивающееся явление.
|
| Повторение изученного в 5-6 классах
|
| Синтаксис и пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разбор. Лексика и фразеология Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова Орфография Диалог как текст. Виды диалога.
|
| Морфология и орфография. Культура речи
|
|
|
| Причастие
|
| Причастие как часть речи Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласная перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных. Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».
|
| Деепричастие
|
| Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте Раздельное написание НЕ с деепричастиями. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Употребление деепричастий в речи. Морфологический разбор деепричастия. Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие».
|
| Наречие
|
| Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Буквы О и А на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие»
|
| Категория состояния
|
| Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния.
|
| Служебные части речи
|
| Самостоятельные и служебные части речи.
|
| Предлог
|
| Предлог как служебная часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога Слитное и раздельное написание производных предлогов. Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог».
|
| Союз
|
| Союз как часть речи Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Сочинительные и подчинительные союзы. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато Обобщение и систематизация изученного по темам «Предлоги» и «Союзы»
|
| Частица
|
| Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смыслоразличительные частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Правописание частиц. Отрицательные частицы НЕ и НИ. Различение частицы не- и приставки не-. Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ. Обобщение и систематизация по теме «Частица»
|
| Междометия. Звукоподражательные слова
|
| Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличие от междометий. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
|
| Повторение и систематизация изученного в 7 классе
|
| Текст. Стили речи Фонетика и графика. Культура речи. Орфоэпическая норма. Лексика и фразеология. Лексические нормы Морфология и синтаксис. Грамматические нормы. Интонационные нормы Нормы речевого поведения (речевой этикет) Орфографические нормы Пунктуационные нормы
|
Класс
Метапредметные знания и умения
· владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
· уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с выражением собственных суждений о прочитанном в устной и письменной формах;
· пользоваться языковыми средствами при построении высказывания, обеспечивая простоту и ясность предложений;
· составлять компьютерную презентацию по интернет источникам, выступать с ней.
Личностные результаты обучения