Тема 6. 5. Итальянский театр рубежа хiх-хх веков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. 5. Итальянский театр рубежа хiх-хх веков



Особенности развития итальянского театра после завершения национального объединения страны. Основные направления в искусстве Италии на рубеже ХIХ-ХХ веков: неоромантизм, эстетизм, символизм, веризм. Переход от романтизма к веризму.

Веризм – разновидность итальянского натурализма. Веризм в итальянском театре. Опора на современные темы в искусстве, отказ от костюмированных исторических спектаклей. Проблематика произведений веристов. Замена характера физиологическим типом. Интуитивное начало в игре актеров. Новые формы и приемы в актерском искусстве.

Элеонора Дузе (1858-1924). Особенность актерского дарования. Отказ от грима, стремление к простоте. Пренебрежение эффектами. Предпочтение современным пьесам в репертуаре. Поиски средств выражения современной новой драмы. Ибсеновские героини в исполнении Дузе. Личностное начало в ролях актрисы. Маргарита Готье («Дама с камелиями» А.Дюма), Джульетта («Ромео и Джульетта»Шекспира).

 

Контрольные вопросы

1. Театр как вид искусства. Актер выразитель специфики театра. Искусство режиссуры.

2. Происхождение древнегреческого театра и драматургии. Праздники Диониса в Афинах. Культ Диониса.

3. Организация театральных представлений в Древней Греции. Устройство древнегреческого театра

4. Стилистика античного спектакля. Актерское искусство в древнегреческом театре. Костюмы и маски

5. Аристотель о происхождении театра. Аристотель о трагедии и трагическом.

6. Тема рока в античной трагедии.

7. Художественное своеобразие трагедий Эсхила.

8. Художественное своеобразие трагедий Софокла.

9. Художественное своеобразие трагедий Еврипида.

10. Древнегреческая комедия. Комедии Аристофана.

11. Менандр и театр эллинизма.

12. Римский театр и драматургия. Трагедии Сенеки. Комедии Плавта.

13. Основные тенденции развития средневекового театра.

14. Жанры средневекового театра. Искусство гистрионов. Ранняя светская драма. Площадной фарс.

15. Жанры средневекового театра. Литургическая и полулитургическая драма, миракль, мистерия, моралите. Эволюция церковного театра в средние века. Постановка мистерий.

16. Итальянский театр эпохи Возрождения. Ученая комедия Итальянского Возрождения (comedia erudite). Комедии Макиавелли.

17. Итальянская комедия масок (comedia dell'arte).Источники комедии дель'арте. Типы масок. Влияние комедии дель 'арте на мировой театр.

18. Импровизация в комедии дель'арте. Лацци.

19. Общая характеристика испанского театра эпохи Возрождения. Драматургия испанского Возрождения. Лопе де Руэда, Сервантес, Лопе де Вега.

20. Устройство корралей в испанском театре эпохи Возрождения.

21. Маньеристская природа комедий Тирсо де Молины.

22. Барокко и маньеризм в испанском театре ХVII века.

23. Философская проблематика пьесы Кальдерона «Жизнь есть сон». Анализ пьесы.

24. Английский театр эпохи Возрождения. Устройство шекспировского театра «Глобус»

25. Реализм Шекспира.

26. Исторические хроники Шекспира. Оптимистическое восприятие действительности в хрониках и комедиях Шекспира.

27. Великие трагедии Шекспира. Трагический конфликт у Шекспира.

28. Особенность композиций шекспировских произведений. Язык трагедий Шекспира.

29. Мрачные комедии Шекспира. Шуты у Шекспира.

30. Французский театр классицизма. Нормативная поэтика классицизма

31. Создание монументальной национальной трагедии в творчестве Корнеля.

32. Любовно-психологическая трагедия Расина.

33. Драматургия П.Корнеля и Ж.Расина. Своеобразие характеров в произведениях классицистов.

34. Становление творческого метода Мольера в русле классицистской эстетики.

35. Высокая комедия Ж.-Б. Мольера

36. Значение традиций фарса итальянской комедии дель' арте в творчестве Ж.-Б.Мольера.

37. Мольер - актер и режиссер. Актеры труппы Мольера.

38. Основание театра Комеди Франсэз (1680г.)

39. Общая характеристика английского театра эпохи Просвещения. Театральные реформы эпохи Просвещения.

40. Творчество Шеридана.

41. Друри-Лейн и Ковент Гарден – привилегированные театры Лондона. История создания.

42. Английский театр эпохи Просвещения. Реформа английской сцены. Д.Гаррик - ведущий актер-реалист эпохи Просвещения.

43. Вольтер-глава просветительского классицизма во Франции.

44. Разработка просветительского реализма в драматургии Дидро. «Парадокс об актере» Д.Дидро.

45. Театр и драматургия французского Просвещения. Творчество А.Лекена.

46. А.Лекуврёр, И.Клерон, М.Дюмениль – крупнейшие актрисы Франции XVIII века.

47. Мариво и Бомарше – комедиографы Франции XVIII века.

48. Традиции комедии дель арте в творчестве Гольдони. Реформы Гольдони в итальянском театре XVIII века.

49. Попытка возрождения импровизации и буффонады в пьесах Гоцци.

50. Лессинг – крупнейший немецкий просветитель, создатель жанра драмы.

51. Драмы Ф.Шиллера. Особенности построения конфликта в драмах Шиллера. Художественное воздействие драматургии Шиллера на немецкую драму.

52. Театральные идеи Гёте.

53. Театр периода Великой французской буржуазной революции. Творчество Тальма.

54. Романтизм как направление. Теория и практика романтического театра.

55. Драматургия романтизма. Гюго, Дюма-отец, Виньи, Мюссе.

56. Искусство актеров романтического театра. Бокаж, Дорваль, Леметр, Рашель.

57. Романтическая драма Г.Фон Клейста.

58. Романтическая драма Г.Бюхнера.

59. Драматургия Д.Байрона и П.Б.Шелли.

60. Э.Кин - актер-романтик.

61. Великие итальянские трагики – Т.Сальвини и Э.Росси.

62. Э.Дузе и итальянский театр конца ХIХ века.

63. Натурализм в искусстве и в театре. Программа сценического натурализма Э.Золя. Борьба Эмиля Золя за реформу французского театра.

64. Андре Антуан и программа Свободного театра. Режиссерская деятельность Андре Антуана.

65. Отто Брам и Свободная сцена в Берлине.

66. Натуралистические пьесы Гауптмана.

67. Режиссерская деятельность Макса Рейнхардта.

68. Мейнингенский театр. Становление режиссерского театра в Германии

69. Археологическая режиссура Чарльза Кина.

70. Сценическое искусство Франции второй половины 19 века. Творчество Коклена, Сюлли, Бернар

71. Сценическое искусство Англии второй половины 19 века. Творчество Ирвинга и Терри.

72. Генрик Ибсен – основоположник «новой драмы».

73. Психологическая драма Генрика Ибсена. Символ в драматургии Ибсена

74. Символизм как направление в искусстве. Драматургия Мориса Метерлинка.

75. Символистские искания Эдварда Гордона Крэга. Театральная теория Крэга. Понятие «сверхмарионетки»

76. Символистский театр Люнье По и Поля Фора.

77. Драматургия А.Стриндберга.

78. Драматургия Б.Шоу- этап развития «новой драмы».

79. Социальная драматургия Б.Шоу. Особенности развития драматического конфликта в пьесах Б.Шоу.

80. Тенденции развития европейского театра на рубеже 19-20 веков

 

СПИСОК ПЬЕС ДЛЯ ПРОЧТЕНИЯ

· Эсхил. Прометей прикованный. Персы. Орестея

· Софокл. Антигона. Царь Эдип

· Еврипид. Медея. Ипполит

· Аристофан. Всадники. Мир. Лягушки. Лисистрата

· Аристотель. Поэтика

· Менандр. Брюзга. Третейский суд

· Плавт. Клад. Менехмы

· Теренций. Братья

· Сенека. Федра. Медея

· Жан Бодель. Игра о святом Николае

· Рютбёф. Чудо о Теофиле

· Адам де ла Аль. Игра в беседке. Игра о Робене и Марион

· Адвокат Патлен (анонимные фарсы ХVвека)

· Закс Г.Школяр в раю

· Ариосто Л.Подмененные

· Макиавелли Н. Мандрагора

· Тассо Т. Аминта

· Сервантес М. Нумансия. Саламанская пещера. Интермедии. Театр чудес

· Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна. Собака на сене

· Тирсо де Молина. Благочестивая Марта. Севильский озорник

· Кальдерон П. Жизнь есть сон

· Марло К. Тамерлан Великий. Трагическая история доктора Фауста

· Шекспир В. Ромео и Джульетта. Гамлет. Отелло. Король Лир. Макбет. РичардIII. Генрих IV. Укрощение строптивой. Сон в летнюю ночь. Венецианский купец. Двенадцатая ночь. Буря.

· Джонсон Б. Вольпоне

· Корнель П. Сид. Гораций

· Расин Ж. Андромаха. Федра

· Мольер Ж.-Б. Смешные жеманнцицы. Школа жен. Версальский экспромт. Тартюф. Дон Жуан. Мизантроп. Скупой. Мещанин во дворянстве. Плутни Скапена. Мнимый больной

· Фильдинг Г. Судья в собственной ловушке. Дон Кихот в Англии

· Голдсмит О. Ночь ошибок

· Шеридан Р.Соперники. Школа злословия

· Вольтер Ф.М. Заира.Магомет

· Бомарше П.О. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро

· Дидро Д. Парадокс об актере. Отец семейства

· Гольдони К. Слуга двух господ. Трактирщица. Кьоджинские перепалки

· Гоцци К. Любовь к трем апельсинам. Ворон. Турандот. Зеленая птичка

· Лессинг Г.Э. Эмилия Галотти

· Гете В. Эгмонт. Фауст

· Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь. Дон Карлос. Мария Стюарт.

· Шенье М.-Ж. Карл IX

· Мериме П. Небо и ад. Театр Клары Гасуль

· Гюго В. Эрнани. Предисловие к «Кромвелю». Рюи Блаз

· Виньи де А. Чаттертон

· Дюма-отец А. Кин, или Гений и беспутство

· Бальзак. О. Мачеха.Делец

· Скриб Э. Стакан воды

· Дюма-сын А. Дама с камелиями

· Байрон Д.Г. Каин

· Шелли П.Б.Ченчи

· Золя Э. Тереза Ракен. Наследники Рабурдена

· Ростан Э. Сирано де Бержерак

· Роллан Р. 14 июля. Робеспьер

· Метерлинк. Слепые. Непрошенная. Там внутри. Чудо святого Антония. Синяя птица

· Верхарн Э. Зори

· Ибсен.Г. Бранд. Пер Гюнт. Привидения. Дикая утка. Кукольный дом

· Гауптман Г. Ткачи. Перед заходом солнца

· Уайльд О. Идеальный муж. Саломея. Как важно быть серьезным

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исследования

· Аникст, А.А. Театр эпохи Шекспира [Текст]/ А.Аникст.-М., 1965.

· Аникст, А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга [Текст]/ А.А. Аникст.-М., 1967.

· Аникст, А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века: Эпоха Романтизма[Текст]/ А.А.Аникст.- М., 1980.

· Аникст, А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса[Текст]/ А.А. Аникст.- М., 1983.

· Аникст, А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века[Текст]/ А.А.Аникст.- М., 1988.

· Антуан, А. Дневники директора театра [Текст]/ А.Антуан.-М.-Л., 1939.

· Аристотель. Поэтика[Текст]/ Аристотель.- М., 1957.

· Арто, А. Театр и его двойник[Текст]/ А.Арто.- М., 1993.

· Барро, Ж.-Л. Размышления о театре[Текст]/ Ж.-Л. Барро.- М., 1959.

· Барро, Ж.-Л. Воспоминания для будущего [Текст]/ Ж.-Л. Барро.- М., 1979.

· Бартошевич, А.В. Шекспир. Англия. ХХ век[Текст]/А.В. Бартошевич.-М., 1994.

· Бачелис, Т.И. Шекспир и Крэг [Текст]/ Т.И.Бачелис.-М., 1983.

· Бентли, Э. Жизнь драмы [Текст]/ Э.Бентли.-М., 1978.

· Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии [Текст]/ Н.Я.Берковский.- Л., 1973.

· Божович, В.И. Традиции и взаимодействие искусств [Текст]/ В.И.Божович.- М., 1987.

· Бояджиев, Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия. Испания. Англия [Текст]/ Г.Н.Бояджиев.- Л., 1973.

· Бояджиев, Г.Н. Мольер[Текст]/ Г.Н.Бояджиев.- М., 1967.

· Брехт Б. Об экспериментальном театре. "Малый органон" для театра. –Собр. соч. в 5-ти т. Т. 5/2. М., 1965.

· Брук, П. Пустое пространство[Текст]/ П.Брук.- М., 1976.

· Бушуева, С.К. Полвека итальянского театра [Текст]/ С.К.Бушуева.- Л., 1978.

· Бушуева, С.К. Итальянский современный театр [Текст]/ С.К.Бушуева.- Л., 1983.

· Вагнер, Р. Избранные работы[Текст]/ Р.Вагнер.-М., 1978.

· Вилар, Ж. О театральной традиции [Текст]/ Ж.Вилар.-М., 1956.

· Гасснер, Дж. Форма и идея в современном театре [Текст]/ Дж.Гасснер.- М., 1959.

· Гвоздев, А.А. Из истории театра и драмы [Текст]/ А.А.Гвоздев.- Пг., 1923.

· Гете, И.-В. Правила для актеров. О театре и литературе[Текст] И.В.Гете / Собр. соч. в 10-ти т. Т. 10. М., 1980.

· Гительман, Л.И. Из истории французской режиссуры [Текст]/ Л.И.Гительман.-Л., 1976.

· Гительман, Л.И. Русская классика на французской сцене [Текст]/ Л.И.Гительман.-Л., 1978.

· Головня, В.В., История античного театра[Текст]/ В.В.Головня.- М., 1972.

· Гольдони, К. Мемуары [Текст]/ К.Гольдони.- М., 1933.

· Горович, Б. Оперный театр [Текст]/ Б.Горобич.- М., 1984.

· Дейч, А.И. Франсуа-Жозеф Тальма[Текст]/ А.И. Дейч.- М., 1973.

· Державин, К.Н. Театр французской революции [Текст]/ К.Н.Державин.- Л., 1932.

· Дидро, Д. Парадокс об актере [Текст] / В кн.: Дидро Д. Эстетика и литературная критика.- М., 1980

· Жуве, Л. Мысли о театре. М., 1960.

· Зингер, Г.Р. Элиза Рашель[Текст]/ Г.Р.Зингер.- М., 1980.

· Зингерман, Б.И. Очерки истории драмы 20 века [Текст]/ Б.И.Зингерман.-М., 1979.

· Золя, Э. Натурализм в театре[Текст]/ Э.Золя. Собр. соч. В 26-ти тт. Т. 26.- М., 1966.

· Иванов, Вяч. Дионис и прадионисийство[Текст]/ Вяч.Иванов.-СПб., 1994.

· История западноевропейского театра. В 8-ми тт. М., 1956-1988.

· Каллистов, Д.П. Античный театр [Текст]/ Д.П.Каллистов.- Л., 1970.

· Карельский, А.В. Драма немецкого романтизма [Текст]/ А.В.Карельский.- М., 1992.

· Клюев, В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта [Текст]/ В.Г.Клюев.- М., 1966.

· Коклен-старший. Искусство актера[Текст]/ Коклен-старший.- Л., 1937.

· Крэг, Э.-Г. Воспоминания, статьи, письма [Текст]/ Э.Г.Крэг.-М., 1988.

· Крэг, Э.-Г. Искусство театра [Текст]/ Э.Г.Крэг.-СПб., 1912.

· Лессинг, Г.-Э. Гамбургская драматургия [Текст]/ Г.Э.Лессинг.- М., 1935.

· Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика [Текст]/ А.Ф.Лосев.- М., 1975.

· Метерлинк, М. Сокровище смиренных[Текст]/ М.Метерлинк.Полн. собр. соч. Т. 3. - М., 1903

· Минц, Н.В. Эдмунд Кин[Текст]/Н.В.Минц.- М., 1957.

· Минц, Н.В. Дэвид Гаррик и театр его времени [Текст]/ Н.В.Минц.-М., 1977.

· Молодцова, М.М. Луиджи Пиранделло [Текст]/ М.Молодцова.-Л., 1982.

· Молодцова, М.М. Комедия дель арте. История и современная судьба[Текст]/ М.М.Молодцова.-Л., 1990.

· Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки [Текст]/ Ф.Ницше. Сочинения: В 2-х тт. Т. 1.- М., 1990.

· Образцова, А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-ХХ веков[Текст]/А.Г.Образцова.- М., 1974.

· Образцова, А.Г. Синтез искусств и английская сцена на рубеже XIX - ХХ веков[Текст]/ А.Г.Образцова.- М., 1984.

· Пави, П. Словарь театра[Текст]/ П.Пави.- М., 1991.

· Паушкин, М. Средневековый театр[Текст]/ М.Паушкин.- М., 1914.

· Пинский, Л.Е. Шекспир [Текст]/ Л.Е.Пинский.- Л., 1971.

· Проскурникова, Т.Б. Французская антидрама[Текст]/ Т.Б.Проскурникова.- М., 1968.

· Ремизов, Б.Г. Между классицизмом и романтизмом: Спор о драме в период Первой империи[Текст]/Б.Г.Ремизов.-Л., 1962.

· Рыкова, Н.Я. Адриенна Лекуврер[Текст]/Н.Я.Рыкова.- Л., 1967.

· Сальвинии, Ч. Томмазо Сальвини[Текст]/ Ч.Сальвини.- М., 1971.

· Синьорелли, О. Элеонора Дузе[Текст]/ О.Синьорелли.-М., 1975.

· Смирнов, Б.А. Театр США ХХ века [Текст]/ Б.А.Смирнов.-Л.,1976.

· Современный зарубежный театр: Сб. статей. -М., 1969.

· Стрелер, Дж. Театр для людей. Мысли записанные, высказанные и осуществленные[Текст]/ Дж.Стрелер.-М., 1984.

· Тайнен, К. На сцене и в кино [Текст]/ К.Тайнен.-М., 1969.

· Театральная энциклопедия в 5-ти тт. Т. 1-5. Гл. ред. С.С. Мокульский. М., 1961-1967.

· Финкельштейн, Е.Л. Фредерик-Леметр[Текст]/ Е.Л.Финкельштейн.-Л., 1968.

· Фукс, Г. Революция театра [Текст]/ Г.Фукс.-СПб., 1911.

· Хрестоматия по истории западноевропейского театра./ Сост. и ред. С.С. Мокульского. В 2-х т. Т. 1. М., 1953; Т. 2. М., 1955.

· Шварц, В.С. Йозеф Кайнц [Текст]/ В.С.Шварц.-Л., 1972.

· Шкунаева, И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней [Текст]/ И.Д.Шкунаева.- М., 1973.

· Шоу, Б. О драме и театре[Текст]/ Б.Шоу.- М., 1963.

· Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Сб. научных трудов. -Л., 1991.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.071 с.)