Тема урока
| Видоизменение побегов. Лабораторная работа №10 «Изучение видоизменённых побегов»
|
Тип урока
| Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
|
Цели
| Создать условия для:
- ознакомления учащихся с видоизмененными побегами, их строением, биологическим и хозяйственным значением;
- формирования у учащихся умений наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы в ходе выполнения лабораторных исследований;
-развития коммуникативные навыков, умения выслушивать окружающих, высказывать свое мнение в ходе коллективного обсуждения проблемы;
- воспитывать здоровый образ жизни.
|
Оборудование:
| компьютер, мультимедийный проектор, натуральные объекты.
|
Формы работы:
Методы работы:
| индивидуальная, групповая, фронтальная.
практический метод, частично-поисковый, эвристическая беседа.
|
Планируемые образовательные результаты
|
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
|
научиться наблюдать и описывать биологические объекты - «видоизменённый побег», «корневище», «клубень», «луковица».
| формирование умений находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, извлекать информацию из собственных наблюдений
| формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
|
Основные понятия, изучаемые на уроке
| «видоизменённый побег», «корневище», «клубень», «луковица».
|
Организационная структура урока
|
№ этапа
| Этап урока
| УУД
| Деятельность
| ЭОР
| Время,
мин
|
учителя
| учащихся
|
| Организационный этап
| Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов
| Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников.
| Учащиеся класса предварительно разделены на группы.
Готовятся к уроку, настраивают себя на работу в группах.
| компьютер, мультимедийный проектор
|
|
| Этап актуализации субъектного опыта учащихся
| Познавательные:
слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.
| Ребята, давайте вспомним, какие главные вегетативные органы растения вам известны?
- Корень, побег.
- Что такое побег? Из каких частей он состоит?
- Побег – это сложный орган, который состоит из стебля, листьев и почек.
Давайте вспомним строение побега. Я буду зачитывать предложения, в которых пропущены слова. По ходу моего чтения вы должны угадать нужное слово.
Внимание!
1. Основной надземный орган растения – это … (побег).
2.Он состоит из осевой части, которая называется … (стебель).
3. К боковым частям побега относятся … (листья).
4. Участок стебля, на котором развивается лист или почка называется … (узел).
5. Новый побег развивается из … (почки).
6. Главный признак, отличающий побег от корня … (образование листьев).
* Как называется стебель, с расположенными на нем листьями и почками? - Побег.
Итак, ребята, я убедилась в том, что вы знаете строение побега. А теперь послушайте загадки и догадайтесь, о каких растениях идет речь?
*Я вырос на грядке,
характер мой гадкий:
Куда ни приду, всех до слез доведу (лук).
*Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (картофель).
*Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят (ландыш) [1].
Подземная часть лука репчатого называется луковица, картофеля – клубень, ландыша – корневище. Клубень, корневище, луковица, как вы считаете, какими органами они являются – побегами или корнями? (Дети дают разные варианты ответов). Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называют - видоизмененные побеги.
* Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги?
- Нужно изучить строение этих органов.
*, следовательно, каковы цели урока?
- Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги.
Запишите тему урока: «Видоизменения подземных побегов».
| Слушают учителя, выполняют задания
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Отвечают на вопросы учителя.
Называют тему урока, ставят перед собой цели.
Записывают тему урока.
| Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс.
|
|
| Этап изучения новых знаний и способов деятельности
| Познавательные:
извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков,
обобщения и синтезирования;
Коммуникативные
сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные:
формировать умение способности к саморазвитию
| Нам предстоит доказать, что корневища, клубни, луковицы являются видоизмененными побегами. Для этого вам нужно выполнить лабораторную работу. Инструктивные карточки у вас на столах (в приложении 1). Возьмите карточку №1. Работать будете в группах:
1. Организация самостоятельной исследовательской работы по инструктивным карточкам.
Для этого класс разбивается на группы, выбирается руководитель из числа сильных учеников.
Группа I. Инструктивная карточка 1
Прочитайте материал учебника. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.
Лабораторная работа
«Изучение строения луковицы»
Цель: изучить строение подземного побега-луковицы
Оборудование: препаровальная игла, целая луковица и разрезанная луковица.
Ход работы:
1.Рассмотрите внешнее строение целой луковицы.
2.Расмотрите внутреннее строение разрезанной луковицы.
3.Зарисуйте в тетради внутреннее строение луковицы. Подпишите основные ее части: почку, донце, кожистую и мясистые чешуи.
4. Ответьте на вопрос: Что такое чешуя в луковице?
5.Сформулируйте вывод: Луковица - это видоизмененный побег, так как__________________________________________
Группа II. Инструктивная карточка 2
Прочитайте материал учебника. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.
Лабораторная работа «Изучение строения клубня»
Цель: изучить строение подземного побега-клубня
Оборудование: препаровальная игла, пророщенный клубень картофеля.
Ход работы:
1.Рассмотрите внешнее строение целого клубня.
2.Зарисуйте внешнее строение клубня картофеля в тетрадь. Подпишите верхушечную почку, глазки, основание.
3. Ответьте на вопрос: Что такое глазки? Какую они выполняют функцию?
4.Сформулируйте вывод: Клубень - это видоизмененный побег, так как_______________________________________________
Инструктивная карточка 3
Прочитайте материал учебника.
Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.
Группа III. Лабораторная работа «Изучение строения корневища»
Цель: изучить строение подземного побега-корневища.
Оборудование: лупа, корневищное растение ириса.
Ход работы:
1.Рассмотрите корневище ириса.
2. Воспользуйтесь лупой. Найдите на корневище узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.
3.Ответьте на вопрос: Чем корневище отличается от корня?
4.Сформулируйте вывод: Корневище - это видоизмененный побег, так как_________________________________________
| Работают учащиеся в группах.
Руководители групп распределяют обязанности между учащимися в группе. Работают по алгоритму инструктивных карточек. Записывают результаты своей работы в тетрадях на печатной основе.
Отчет руководителей групп.
|
|
|
| Этап первичной проверки понимания, изученного
| Познавательные: принятие участия в обсуждении,
анализ объектов с целью выделения необходимых признаков
Коммуникативные:
управление поведением партнера;
| 1. Обсуждение результатов.
1. Корневище.
Вопросы:
* Откуда корневище получило свое название?
- Из-за внешнего сходства с корнем.
* Как отличить корневище от корня?
- У корневища, как у надземных побегов, имеются почки, стебель, узлы и междоузлия.
Из почек весной развиваются молодые надземные побеги. Также у корневища есть видоизмененные листья - пленчатые чешуйки. От листьев могут остаться только листовые рубцы. От корневища отрастают придаточные корни.
Кроме ириса, корневища имеют черника, сныть, пырей.
* Вы изучили строение корневища, сделайте вывод: каким органом является корневище?
- Корневище – это видоизмененный побег, т.к. он имеет все части побега.
2. Клубень.
*Как можно доказать, что клубень – это побег? Какие части вы обозначили у клубня?
- Стебель, почки, ростки.
У клубней стеблевая часть утолщенная, т.к. в ней откладываются в запас питательные вещества.
* а как называются почки у клубня?
- Почки называются глазками.
Сами клубни развиваются на верхушке подземных побегов, которые называются столонами. Клубни – это верхушечные утолщения столонов.
3. Луковица.
* Что общего у луковицы с побегом?
- У луковицы есть почти плоский стебель, который называется донце. От донца отходят сухие и сочные листья. Сухие листья выполняют защитную функцию. Также имеются придаточные корни и почки, которые расположены в пазухах сочных листьев. Из почек образуются дочерние луковицы, которые называются детками или зубками.
2. Музыкальная физкультминутка
| Воспринимают информацию;
Выделяют существенные признаки, участвуют в беседе.
|
|
|
| Этап закрепления, изученного
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Личностные: формирование интеллектуальных умений
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
| Беседа:
Почему корневище, клубень и луковица являются побегами?
- Потому что они, как и надземные побеги имеют стебель, листья и почки.
*А чем они отличаются от обычного надземного побега? Почему их называют видоизмененными побегами?
- Нет зеленых листьев, корневище и клубень имеют толстые стебли, луковица – сочные чешуи.
* Чем можно объяснить необычное строение этих побегов?
- Различием в среде обитания, различием в функциях.
| Участвуют в беседе, отвечают на вопросы
|
|
|
| Этап обобщения и систематизации
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения
Личностные: формирование интеллектуальных умений
| Давайте вспомним тест «Функции частей побега». Укажите соответствие частей побега выполняемой функции.
| Решают тест
(в приложении 2).
|
|
|
| Этап информации о домашнем задании
|
| Объясняет сущность домашнего задания. Предлагает дома прочитать параграф, ответить на вопросы после параграфа.
| Фиксируют информацию
|
|
|
| Этап подведения итогов учебного занятия
|
| Анализирует работу учащихся на уроке, выставляет оценки.
| Участвуют в подведении итогов урока
|
|
|
| Рефлексия
| Коммуникативные: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать товарища. Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении биологии.
| Учитель:
- Предлагает вспомнить тему и цели урока.
- Насколько наша деятельность соответствовала целям.
- Какие задания были трудными? лёгкими?
- Какие трудности вы испытывали при работе в группах?
| Ученики:
- называют тему и цели урока;
- отмечают наиболее трудные задания;
- высказывают оценочные суждения о работе партнера;
- определяют степень совместного продвижения к цели.
|
|
|
| | | | | | | | | |