I. Технологическая карта урока по биологии по теме «роль бактерий в природе и жизни человека» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Технологическая карта урока по биологии по теме «роль бактерий в природе и жизни человека»



Для 5 «а» и 5 «б» классов МБОУ «СОШ с УИОП» г. Грайворон Грайворонского района Белгородской области

Автор Студент-практикант Назаров С.В.
Тема урока Роль бактерий в природе и жизни человека
Тип урока Урок комплексного применения знаний
Автор УМК (Программа учебного курса) Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, - М.: Дрофа, 2012.
Цель 1.учить обнаруживать взаимосвязи в живой природе, на примере роли бактерий в природе и жизни человека 2.учить умению работать с текстом учебника, иллюстрациями, выделять главное, сотрудничеству с одноклассниками
Планируемые результаты Предметные: Знать – начальные сведения о роли бактерий в природе и жизни человека, понятие симбиоз; Уметь – различать группы бактерий (почвенные, молочнокислые, клубеньковые, болезнетворные), давать характеристику этим группам бактерий, объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Метапредметные: - осуществлять самостоятельный поиск информации, сравнивать и анализировать учебный материал, делать выводы; принимать учебную задачу, осуществлять самооценку, адекватно воспринимать оценку учителя; учиться соотносить запланированную работу с тем, что получилось, соблюдать правила работы в группах, строить речевое выступление Личностные: Формируется интерес к предмету и положительная мотивация на основе изучения объектов природы
Материалы и оборудование учебник, проектор, карточки – задания, тест, презентация
Используемая литература Хрестоматия по биологии: Бактерии. Грибы. Растения/авт.-сост. О.Н. Дронова. – Саратов: Лицей, 2002.

 

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающегося
Осуществляемые действия познавательная коммуникативная регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Мотивация. Цель -включение обучающихся в деятельность на личностном уровне Создает условия для положительной эмоциональной направленности. Учитель: Голландский ученый Антони Ван Левенгук впервые увидел бактерии в микроскоп и назвал их «зверушками» в 1676 году. Другой выдающийся французский ученый Луи Пастер в 1864г доказал присутствие бактерий в воздухе и в воде. Он же основал первый научно- исследовательский институт микробиологии, который впоследствии был назван его именем. Представьте, что вы микробиологи на научном «симпозиуме». Наша работа на сегодняшнем симпозиуме начнется с повторения строение объекта исследования.
Актуализация опорных знаний, ЦЕЛЬ -повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, выявления затруднений в индивидуальной деятельности. 1.Организует дифференцированную работу по группам А) 1 группа: работа по карточкам 1,2,3: (Приложение 1)   Читают информацию, строят письменный ответ.   Анализируют информацию, используют знания для выполнения задания.         Планируют свою деятельность     Принимать и сохранять учебную задачу.  
Б) 2 группа: работа с тестом: (Приложение 2). Группа обучающихся выполняет тест. Анализируют информацию, выбирают правильный ответ     Осуществляют самоконтроль. Принимать и сохранять учебную задачу.  
В) 3 группа: фронтальная работа по терминам: Цитоплазма Вакуоль Спора Бактерия Хлоропласты Оболочка Хлорофилл Стимулирует активность учеников с проверкой определений на слайде в презентации   Отвечают определения, Осознанное и произвольное построение речевого ответа Во фронтальном режиме слушают ответы учащихся Понимать на слух ответы обучающихся; уметь формулировать определения. Контролируют правильность ответов, обучающихся в соответствии с образцом Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.
Самоопределение к деятельности. ЦЕЛЬ – включение учащихся в деятельность на личностном уровне Создает ситуацию целеполагания. - знают ли учащиеся, какие бывают бактерии - какую роль они играют в природе и жизни человека . какова цель нашего исследования     Учитель: Мы живем в мире, плотно заселенном бактериями. В слое почвы, толщиной 30 см и площадью 1 га, содержится от 1,5 до 30 т бактерий. В каждом грамме парного молока бактерий столько же, сколько людей на Земле. Огромное количество бактерий находиться внутри нашего организма. Как же мы выживаем в таких условиях?  
Слушают вопросы, отвечают. Выдвигают предположения о предполагаемых целях урока.     Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы. Слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания. Формулируют цели урока.   Принимать и сохранять учебную задачу.  
Открытие нового знания. ЦЕЛЬ-решение учебной задачи и обсуждение ее. 1.Работа по группам. Учитель делит класс на 5 групп, каждая группа получает свою карточку задание - используя текст учебника и дополнительный материал ответить на вопросы об одной из групп бактерий и ее роли в природе и жизни человека. (Приложение 3) Контролирует работу в группах по выполнению задания, при необходимости помогает. Формируют группы в соответствии с порядком, предложенным учителем, и выбирают выступающего от группы.   Читают текст, осуществляют поиск и анализ новой информации.     Анализ текста с поиском ответа на вопросы. Взаимодействуют между собой, приходят к единому решению Уметь в коммуникации строить понятные для партнеров высказывания, учитывающие, что они вычитали в учебнике. Контролируют и оценивают деятельность свою и других членов группы.   Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания. Принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять взаимоконтроль.    
Физкультминутка общего воздействия
2. Выступления групп. Учитель организует выступление от каждой группы, сопровождает выступление показом презентации с изображением тех или иных бактерий и заполнением таблицы. (Презентация) Озвучивают подготовленную информацию об одной группе бактерий и ее роли в природе Строить осознанно и произвольно речевое высказывание в устной и письменной форме Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время выступления. Понимать и воспринимать на слух объяснения обучающихся. Осуществляют самооценку своей деятельности и деятельности других одноклассников на уроке. Уметь адекватно оценивать свои силы и возможности, принимать и сохранять учебную цель.
Рефлексия. ЦЕЛЬ - осознание уч-ся своей учебной деятельностии оценка результатов деятельности всего класса. Подведение итогов урока: - какова же роль бактерий - положительная или отрицательная?   Раздает заполненные таблицы, для домашней работы (Приложение 4) Во фронтальном режиме уточняют роль бактерий в природе и жизни человека     Слушают учащихся, при необходимости дополняют, уточняют высказанные мнения по данному вопросу. Воспринимают на слух информацию; строят рассуждения; формулируют собственное мнение. Осуществляют самоконтроль совпадения своего мнения с ответами учащихся  
- Бактерия наш друг или враг?   Выставление оценок за урок               Адекватно воспринимать оценку учителя
Домашнее задание Учитель предлагает изучить §12 и составить рассказ о способах, причинах и мерах предупреждения заболеваний, вызванных бактериями. Для главных специалистов нашего симпозиума найти дополнительную информацию о роли бактерий в природе и жизни человека.     Самостоятельный поиск информации        

 

Ответы к тесту: 1) -3, 2) -2, 3) -2, 4) -1, 5) -2, 6) -3. Критерии оценки: «5» - 5б, «4»- 4б, «3» - 3б

 

Приложение 1к уроку [1]

Карточка №1. Разгадай кроссворд по теме «Бактерии»

                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

По горизонтали:

1.Организм, питается органическими веществами живых тел.

2.Шарообразные бактерии.

3. Бактерии, изогнутые в виде запятой.

4.Палочковидные бактерии.

По вертикали:

5.Организм, питается органическими веществами отмерших организмов или выделениями.

6.Спиралевидные бактерии.

Карточка 2.

1. Соединить понятия и перевод понятия с латинского или греческого языка.

Понятия Перевод
1. сапротрофы А. «семя»
2.паразиты Б. «гнилой»
3.спора В. «нахлебник»

 

Ответ записать в виде таблицы.

     
     

 

2. Зарисовать бактерию и подписать ее органоиды.

 

Карточка 3

Сравните строение растительной и бактериальной клетки.

 

Заполните таблицу:

сходство различие
     

 

Приложение 2 к уроку

Тест

1. Бактерии –

1) это многоклеточные организмы,

2) одноклеточные организмы, имеющие ядро

3) одноклеточные безъядерные организмы.

2. Споры бактерии образуются –

1) при половом размножении,

2) при неблагоприятных условиях,

3) при благоприятных условиях

3. Бактерии размножаются –

1) половым путем,

2) простым делением,

3) не размножаются

4. Сапрофиты – это организмы -

1) питающиеся отмершими остатками или выделениями других организмов,

2) питаются веществами из тела других живых организмов,

3) сами создают органические вещества

5. Паразиты – это организмы –

1) питающиеся отмершими остатками или выделениями других организмов,

2) питаются веществами из тела других живых организмов,

3) сами создают органические вещества

6. Бактерии - имеют форму –

1) пружины, треугольника, палочки,

2) в виде запятой, спирали, цилиндра

3) шара, спирали, в виде запятой, палочки.

 

 

Приложение 3к уроку

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы №1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.029 с.)