ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основную часть работы/проекта можно разделить на три раздела, каждый из которых должен иметь свое название.



Глава первая

В первом разделе рекомендуется рассмотреть сущность проблемы, теоретическое и практическое ее решение по материалам изученных законодательных актов, нормативно-методических документов и литературных источников. При этом следует сравнить точки зрения подходов и решений отечественных и зарубежных специалистов по изучаемой проблеме. В этой главе, как правило, дается обзор общего состояния и эффективности деятельности организации, осуществляемой по одному из генеральных направлений (планово-экономическая деятельность, освоение новой продукции и технологии; техническое перевооружение предприятия, фирмы; совершенствование организации производства, труда и управления; подготовка и повышения квалификации кадров). Исследуются теоретические вопросы рассматриваемого аспекта управленческой деятельности. Оцениваются методы процесса принятия решений, в том числе связанные с управленческими нововведениями в организации. В конце главы делаются краткие выводы и общие предложения по возможным организационным преобразованиям, исходя из уровня развития организационной науки и достижений научно-технического прогресса, - направленным на повышение эффективности хозяйственной деятельности и успешное приспособление производственной системы и системы управления организацией к изменениям во внешней среде.

Глава 2

Во втором разделе приводится краткая характеристика исследуемого объекта - организации: выпускаемая продукция или услуги, используемые ресурсы (капитал, материалы, технология, информация, кадры) миссия и главные цели деятельности. В дополнение к этому необходимо дать краткую характеристику финансово-экономического положения организации, по материалам которой выполняется курсовая работа, используя общепринятые методологию, методики, методы и технику анализа хозяйственной деятельности. Необходимо проанализировать деятельность конкретного хозяйствующего субъекта, по выбранной (или предложенной ркуоводителем работы) методике, на основе собранных исходных данных для анализа.

Информационной базой анализа являются:

1.Информация действующего нормативно-правового обеспечения (законы, указы Президента РФ, послания Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и др.).

2.Методология и отраслевые методики анализа хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

3.Информация о состоянии экономичиской среды, в которой работает предприятие (величина процентных ставок, темп инфляции, коньюнктура сырьевых и товарных рынков и т.д.).

4.Планово-учетная информация (информация бухгалтерского учета: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложения к балансу - формы №№ 1-5; и данные управленческого учета).

5.Информация финансовых органов, учреждений банковской системы, товарных, валютных бирж и прочая финансовая информация.

При необходимости, освещается отраслевая методика проведения исследования объекта и анализа имеющихся материалов, характеризующих тот или иной вид деятельности государства, а также предприятия или организации, на базе которых выполняется курсовая работа, а также материалы собственных наблюдений.

Далее в этой главе приводится анализ возможностей и выявляются основные направления опережающего организационного (инновационного, экономического и т.д.) развития организации как основы повышения эффективности ее деятельности. Исследуются механизмы управления организацией в целом и управленческими инновациями в частности. Анализируются приоритеты в управлении, тенденции и объективные предпосылки развития организации. Управленческие нововедения рассматривается как фактор конкурентоспособности фирм.

Глава 3

В третьем разделе излагаются общие направления решения основных проблем по теме работы/проекта, исходя из факторов и имеющихся резервов повышения эффективности использования ресурсов государства, предприятий и учреждений. В дополнение к этому предлагаются рекомендации по совершенствованию деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе разрабатываются и обосновываются предложения (организационные мероприятия) по совершенствованию методов использования ресурсов и управления по основным направлениям деятельности организации, а имено:

1.Освоение новых подходов в управлениии, улучшенного качества и оперативности процесса принятия решений, внедрения новых методов и технологии управления.

2.Автоматизация и механизация управленческого труда.

3.Совершенствование организации производства, труда и управления, техническое перевооружение основного производства.

4.Совершенствование системы управление персоналом, подготовки и повышения квалификации кадров.

5.Совершенствование системы финансово-экономичсекого планирования;

6.Совершенствования форм и механизмов управления инновационной деятельностью, в том числе в упралении организацией (принципы построения инновационных структур управления, организационные формы реализации инновационных проектов).

Предложения (рекомендации) по улучшению управления и деятельности организации в целом могут быть представлены в виде сводной таблицы мероприятий с обоснованием их эффективности.

Предложения (рекомендации) могут быть представлены такие в виде проекта-комплекса взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения конкретных задач в течение заданного периода при установленном бюджете.

Выводы и предложения должны представлять собой результат анализа основного содержания темы в виде теоретических положений и практических рекомендаций. Они должны иметь четкие определения, а практические рекомендации способствовать улучшению того или иного вида деятельности и повышению эффективности использования ресурсов предприятия/организаций. Обоснованные выводы и предложения в значительной мере определяют качество выполненной работы.

В конце главы проводятся расчеты экономической эффективности разработанных предложений (рекомендаций) по улучшению управления и деятельности организации в целом, на конкретных расчетных материалах и примерах,

¾ для работ - представленных по отдельным аспектам и критериям эффективности того или иного вида деятельности,

¾ для проектов – представленных, в том числе и по критериям, характеризующим экономическую эффективность планов мероприятий (проектов), связанных с реализацией производственно-технологических, организационных, управленческих и др. инноваций в деятельности организации.

В форме проектов могут быть реализованы мероприятия по улучшению структуры управления, форм организации труда, совершенствованию системы финансово-экономического планирования и организационного управления, внедрению различного рода организационных новшеств.

Проект – это бизнес-план, который в значительной степени характеризуется неповторимостью условий в их совокупности, например: заданием цели; временными, финансовыми, трудовыми и другими ограничениями; специфической для проекта организацией его осуществления. Все проекты несут признаки каких-либо изменений, например: формирование новой адаптивной структуры менеджмента (начальное состояние и предлагаемая структура); совершенствование системы финансово-экономичсекого планирования, реконструкция цеха (начальное состояние – характеристика цеха, конечное состояние – характеристика цеха после реконструкции).

Оргпроектирование – наиболее высокий уровень работы по совершенствованию организации управления предприятием, фирмой и их отдельными подразделениями и участками. Разрабатываемые проектные решения базируются на анализе сложившейся организации деятельности предприятия, фирмы, прогрессивных нормативах и научных рекомендациях, учете передового опыта.

Организационный проект включает в себя три группы действий:

1) фиксирует текущее состояние организации;

2) разрабатывают (моделируют) прообраз организации применительно к конкретному моменту в будущем;

3) составляет перечень действий, совершение которых преобразует организацию из ее текущего состояния в состояние прообраза.

 

 

Обоснование экономической эффективности рекомендаций/предложений, сформулировыванных

по итогам дипломной работы (проекта)

 

 

Экономическая эффективность мероприятий, предложенных в Главе 3 дипломной работы (проекта), расчитывается без учета фактора времени по следующим общим экономическим показателям:

- экономический эффект от реализации мероприятия;

- срок окупаемости затрат на мероприятия;

- рентабельность затрат на мероприятия.

- годовая экономия от мероприятия

Дополнительно могут расчитываться частные показатели экономической эффективности мероприятий к кторым можно отнести:

- рост производительности труда;

- ускорение оборачиваемости оборотных средств;

- рост фондоотдачи;

- снижение ресурсоемкости производства.

Экономический эффект (прибыль, доход) от реализации мероприятия рассчитывается как разница между приростом выручки (дохода, прибыли) за счет реализации мероприятия (ΔВ) и затратами на мероприятие (З) по формуле:

Эф (ΔП) = ΔВ - З,

где Эф (ΔП) – годовой экономический эффект (прирост прыбыли), руб.;

ΔВ – прирост выручки (дохода, прибыли) за счет реализации мероприятия, руб.;

З – затраты на мероприятие, руб.

 

 

Срок окупаемости может быть рассчитан по формуле:

Ток = З/Эф,

где З – затраты на мероприятие, руб.;

Эф – годовой экономический эффект, руб.;

 

При этом, для оценки целесообразности реализации мероприятия рассчитанный срок окупаемости необходимо сравнить с нормативным. Нормативный срок принимается равным трем годам.

 

Рентабельность затрат показывает, какой процент дополнительной прибыли дает каждый вложенный рубль инвестированных средств и рассчитывается по формуле:

Рз = (Эф (ΔП) / З)*100%,

где Эф (ΔП) – годовой экономический эффект (прирост прыбыли), руб.;

З – затраты на мероприятия, руб.;

 

При оценке по этому показателю эффективность затрат на мероприятия будет доказана, если величина рентабельности будет выше нормативной. Нормативная рентабельность может устанавливаться несколькими путями:

· в качестве норматива может приниматься устоявшаяся рентабельность предприятия;

· норматив можно определить, как среднестатистическую величину рентабельности предприятий в отрасли;

· если эти величины не известны, для оценки может использоваться процент доходности по банковским депозитам.

Годовая экономия от мероприятия может быть рассчитана как разница затрат до внедрения мероприятия и после его внедрения по отдельным изменяющимся статьям калькуляции себестоимости продукции.

Пример 1.Оценка эффективности мероприятий по увеличению объемов реализации продукции торгового предприятия

 

С целью увеличения объемов реализации продукции предлагается:

- Проведерние индивидуальных и коллективных соревнований для продавцов по технике личных продаж.

- Организация и проведение акций по продвижению сезонных товаров.

1. Проведерние индивидуальных и коллективных соревнований для продавцов.Предполагается, что в ходе соревнований продавцы должны установить свой собственный рекорд по продажам тех или иных товаров. При этом администрацией торгового предприятия устанавливается премиальный фонд размером 95 тыс.руб.

Эффективность данного мероприятия оценивается через предполагаемый прирост объема реализации продукции. Его величина может быть определена с помощью экспертной группы (10 человек), состоящая из администрации и продавцов торгового предприятия.

Экспертам дают ответ на следующие вопросы:

1. Как Вы считаете, сколько потенциальных потребителей (в процентах от общего числа) посетят магазин?

2. На сколько увеличиться объем реализации продукции зв год в результате организации и проведения соревнований между продавцами?

Результаты опроса систематизируются в таблицу 3.1.

 

 

Таблица 3.1 - Прогноз результатов проведения опроса

Показатель   Мнение экспертов Среднее значение показателя
Прирост величины объема реализации (выручки), % 1,9 2,1 1,6 2,0 1,9 2,1 1,8 1,6 2,0 1,7 1,9

 

Таким образом, по мнению результате проведения соревнований между продавцами объем реализации продукции увеличится на 1,9% за год.

Произведем расчет экономической эффективности по первому мероприятию. Результаты расчета показателей экономической эффективности мероприятия сведем в таблицу 3.2.

Таблица 3.2 - Исходные данные для расчета показателей экономической эффективности мероприятия №1

№ п/п Показатель Единица измерения Буквенное обозначение Числовое значение
1. Объем реализации до внедрения мероприятия (определяется по результатам анализа показателей хозяйственной деятельности предприятия, см.: Гл.2) тыс. руб. Ор1
2. Объем реализации после внедрения мероприятия (определяется на основе результатов экспертной оценки, см. выше) тыс. руб. ОР2= ОР1*1,019 (1,9%)
3. Прирост выручки (дохода, прибыли) за счет реализации мероприятия тыс. руб. ΔВ(ΔП) = ОР2 - ОР1
4. Затраты связанные с проведением мероприятия (премиальный фонд) тыс. руб. З

 

 

Годовой экономический эффект от реализации мероприятия рассчитывается как разница между приростом выручки (дохода, прибыли) за счет реализации мероприятия (ΔВ) и затратами на мероприятие (З) по формуле:

Эф = ΔВ - З,

где Эф – годовой экономический эффект, руб.;

ΔВ – прирост выручки (прибыли) за счет реализации мероприятия, руб.;

З – затраты на мероприятие, руб.

 

Итак, З = 95 тыс.руб.; ΔВ = 75954 тыс.руб – 74538 тыс.руб = 1416 тыс.руб; Эф = ΔВ - З = (75954 тыс.руб - 74538 тыс.руб) - 95 тыс.руб = 1416 тыс.руб - 95 тыс.руб = 1321 тыс.руб.

 

Далее рассчитаем срок окупаемости мероприятия, который представляет собой период, необходимый для возврата затрат связанных с проведением мероприятия за счет притока денежных средств от его осуществления. Срок окупаемости определяется делением суммы затрат связанных с проведением мероприятия на величину притока денежных средств.

Срок окупаемости мероприятия определяется по формуле:

Ток = З/ΔВ,

где З – затраты на мероприятие, руб.;

ΔВ – прирост выручки (прибыли) за счет реализации мероприятия, руб./год (период).

 

Итак, З = 95 тыс.руб; ΔВ = 75954 тыс.руб – 74538 тыс.руб = 1416 тыс.руб; Ток = К/ΔВ = 95 тыс.руб /1416 тыс.руб = 0,06; 365 дней * 0,07 = 26 день. Данным расчетом подтверждается окупаемость мероприятия менее чем за один месяц от начала его реализации.

2.Организация и проведение акции по продвижению сезонного товара.Предполагается, что проведение данного мероприятия будет способствоать увеличению сбыта сезонной продукции. Так например, в летнее время, по мнению экспертов, большим спросом будет пользоваться следующая продукция: кондиционеры, морозильные камеры, видеокамеры и другие товары.

Для организации акции по продвижению сезонного товара необходимо разработать рекламные листовки для привлечения потенциальных покупателей сезонного товара (см. табл. 3.3).

 

Таблица 3.3 – Организация акции по продвижению сезонного товара

№ п.п. Мероприятие Затраты Срок реализации Ответствен-ный
Разработка дизайн-макета листовок акции 5 000 февраль 2016 г. отдел маркетинга
Печать листовок 40 000 март 2016 г. отдел маркетинга
  Итого: 45 000    

 

 

Эффективность данного мероприятия оценивается через предполагаемый прирост объема реализации продукции. Его величина определяется на основе статистических данных (экспетрным путем или на основании предыдущего опыта, или практики работы конкурирующих торговых организаций, а именно конкурирующих торговых сетей магазинов различных марок: «Техносила», «МИР» и «Медиа Маркт» в г.о. Тольятти и в г. Самара), использующих данный элемент коммуникации. Предполагаемая величина объема реализации по экспетрным оценкам составляет 1,6%.

Далее проведем расчет экономической эффективности по второму мероприятию, а именно по организации акции связанной с продвижением сезонного товара.

Затраты связанные с организацией акции складываются из:

1. Разработка дизайн-макета листовок акции - 5 тыс.рублей.

2. Печать листовок - 40 тыс.рублей.

Общие затраты организации акции составляют 45 тыс.руб. Исходные данные для расчета экономической эффективности мероприятия систематизированы в таблице 3.4.

Таблица 3.4 - Исходные данные для расчета показателей экономической эффективности мероприятия

№ п/п Показатель Единица измерения Буквенное обозначение Числовое значение
1. Объем реализации до внедрения мероприятия (определяется по результатам анализа показателей хозяйственной деятельности предприятия, см.: Гл.2) тыс. руб. Ор1
2. Объем реализации после внедрения мероприятия (определяется на основе результатов экспертной оценки, см. выше) тыс. руб. Ор2
3. Прирост выручки (дохода, прибыли) за счет реализации мероприятия тыс. руб. ΔВ(ΔП) = ОР2 - ОР1
3. Единовременные затраты на рекламу тыс. руб. З

 

Годовой экономический эффект от реализации мероприятия рассчитывается как разница между приростом выручки (дохода, прибыли) за счет реализации мероприятия (ΔВ ) и затратами на мероприятие (З) по формуле:

Эф = ΔВ - З,

где Эф – годовой экономический эффект, руб.;

ΔВ – прирост выручки (прибыли) за счет реализации мероприятия, руб.;

З – затраты на мероприятие, руб.

 

Итак, З = 45 тыс.руб.; ΔВ = 75731 тыс.руб – 74538 тыс.руб = 1193 тыс.руб; Эф = ΔВ - К = (75731 тыс.руб - 74538 тыс.руб) - 45 тыс.руб = 1193 тыс.руб - 45 тыс.руб = 1148 тыс.руб.

 

Далее рассчитаем срок окупаемости мероприятия, который представляет собой период, необходимый для возврата затрат связанных с проведением мероприятия за счет притока денежных средств от его осуществления. Срок окупаемости определяется делением суммы затрат связанных с проведением мероприятия на величину притока денежных средств.

Срок окупаемости мероприятия определяется по формуле:

Ток = З/ΔВ,

где З – затраты на мероприятие, руб.;

ΔВ – прирост выручки (дохода, прибыли) за счет реализации мероприятия, руб./год (период).

 

Итак, З = 45; ΔВ = 75731 – 74538 = 1193; Ток = З/ΔВ = 45/1193 = 0,04; 365 дней * 0,06 = 15 дней. Данным расчетом подтверждается окупаемость мероприятия за ½ месяца от начала его реализации.

Сведем расчитанные показатели экономической эффективности проектируемых мероприятий в таблицу 3.5.

 

Таблица 3.5 - Сводная таблица показателей экономической эффективности мероприятий

Мероприятия Затраты, тысяч рублей Дополнительная выручка, тысяч рублей Годовой эффект, тысяч рублей Срок окупаемости мероприятия
Организация и проведение соревнований между продавцами 0,07
Организация и проведение акции по продвижению сезонного товара 0,04

 

Вывод: Таким образом, расчет экономической эффективности предложенных мероприятий показал, что затраты на их реализацию окупаются в течение месяца. В дополнение к этому реализация данных мероприятий позволит торговому предприятию увеличить объемы продаж в условиях экономического кризиса и усиления конкуренции на рынке бытовой техники и электроники в городе Тольятти.

В дополнение к этому в выпускной квалификационной работе могут расчитываться прогнозные значения основных технико-экономических показателей хозяйственной деятельности организации до и после внедрения мероприятий, как результат улучшения деятельности организации.

 

Для сравнения технико-экономических показателей необходимо обобщить данные из утвержденных форм отчетности предприятий и организаций в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Основные технико-экономические показатели проекта до и после внедрения мероприятий

 

Показатель До внедрения мероприятий После внедрения мероприятий Изменения (+) абсолютные Изменения ( + ) отн.,% (темп прироста)
4 = 3-2 5=4:2*100
1. Выручка от реализации, тыс. руб. (Форма № 2 «Отчет о финансовых результатах»*)        
2. Себестоимость продаж, тыс. руб.        
3. Валовая прибыль (убыток) стр.3=стр.1-стр.2        
4. Управленческие и коммерческие расходы, тыс. руб.        
5. Полная себестоимость продукции, тыс. руб. (Стр.5=стр.2+стр.4)        
6. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. (Стр. 6 = стр.3-стр.4)        
7. Сальдо прочих доходов (+) и расходов (-), тыс. руб.        
8. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. (Стр.8=стр.6 +/- стр. 7)        
9. Текущий налог на прибыль, тыс. руб.        
10. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. (Стр. 10=стр.8-стр.9)        
11. Стоимость основных средств, тыс. руб.        
12. Стоимость активов, тыс. руб.        
13. Собственный капитал, тыс. руб.        
14. Заемный капитал, тыс. руб.        
15. Численность ППП, чел.        
16.Выручка на одного работника (производительность труда), тыс. руб/чел.. (Стр.16=стр.1/стр.15)        
17. Фондоотдача, руб. (Стр.17=стр.1/стр.11)        
18. Оборачиваемость активов, кол. раз (Стр.18=стр.1/стр.12)        
19. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, % (Стр.19=стр.10/стр.13)*100        
20. Рентабельность продаж, % (Стр.20=стр.6/стр.1)*100        
21. Уровень затрат на 1 рубль товарной продукции, руб. (Стр.21=стр.5/стр.1)        

 

* Схема формирования чистой прибыли представлена на рис. 1.

 

 

 

Рис. 1. Схема формирования чистой прибыли в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах»

 

 

Предварительная защита бакалаврской работы/проекта

К предварительной защите допускаются студенты, выпускные квалификационные работы которых прошли проверку на наличие заимствований (плагиата) из общедоступных сетевых источников и электронной базы данных выпускных квалификационных работ университета. Предварительная защита бакалаврской работы осуществляется студентом на выпускающей кафедре перед просмотровой комиссией по предзащите, как правило, в присутствии заведующего кафедрой и руководителя бакалаврской работы в соответствии с графиком выполнения бакалаврской работы (не позднее двух недель до начала работы государственной экзаменационной комиссии).

На предварительной защите могут присутствовать все преподаватели кафедры, а также все специалисты, осуществляющие руководство бакалаврской работы.

На предварительную защиту студент-выпускник должен предоставить:

1. готовую бакалаврскую работу, оформленную в соответствии с требованиями данного учебно-методического пособия;

2. краткий доклад, содержащий основные положения, выносимые студентом на защиту (не более 4 - 4,5 страниц формата А4, напечатанных шрифтом 14 пт, интервал 1,5 пт.);

3. презентацию бакалаврской работы в электронном виде соответствующую докладу и основным положениям, выносимым студентом на защиту;

4. раздаточный материал (в одном экземпляре), иллюстрирующий основные положения бакалаврской работы, отраженные в докладе (не более 6-7 страниц).

На предварительной защите бакалаврская работа просматривается каждым из членов кафедры и специалистом. Особое внимание обращается на:

- соответствие цели и задач, поставленным в исследовании, теме бакалаврской работы;

- степень раскрытия основных вопросов, указанных в содержании работы;

- наличие аналитической работы, математических и экономических расчетов;

- наличие и обоснованность выводов, сформулированных студентом самостоятельно после каждого исследованного вопроса;

- качество и степень реализуемости мероприятий, предложенных студентом для решения выявленных в процессе анализа деятельности объекта проблем;

- оформление работы, наличие иллюстрационного материала, ссылок.

Особое внимание уделяется нормоконтролю, т.е. выполнению студентом-выпускником основных требований по оформлению бакалаврской работы, указанных в данном учебно-методическом пособии. Кроме того, членами комиссии уделяется внимание устному отзыву руководителя о степени подготовленности студента-выпускника по теме исследования, качестве работы студента и соответствии графику выполнения бакалаврской работы.

Замечания и предложения по бакалаврской работе должны быть зафиксированы в протоколе заседания просмотровой комиссии и учтены выпускником при подготовке работы к защите перед государственной экзаменационной комиссией. Кроме того, члены комиссии и руководитель делают на полях работы необходимые замечания по тексту.

На основании протокола заседания просмотровой комиссии делается зкспертное заключение о результатах просмотра и допуске работы к защите (или необходимости доработки и повторной предзащиты).

По результатам предзащиты выпускных квалификационных работ, руководители ВКР оформляют отзывы на ВКР (см.: форма отзыва руководителя представлена в Приложении 2) в которых указываются положительные и отрицательные моменты, подлежащие исправлению или доработке, а выпускающие кафедры оформляют Заключения о допуске студентов к защите с отметкой «Допущен к защите» либо «Не допущен к защите», в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников университета и внутривузовским Регламентом допуска студентов к защите ВКР (см. Приложение 8).

 

5. Отзыв руководителя о квалификационной работе

Письменный отзыв руководителя должен содержать общую характеристику проделанной студентом работы, ее актуальность, теоретический уровень и практическую значимость работы, степень самостоятельности проведенного исследования, глубину и оригинальность поставленных вопросов, анализ положительных и отрицательных сторон, рекомендации по дальнейшему использованию работы, практическую значимость, а также вывод о соответствии работы основным требованиям, предъявляемым к ВКР данного уровня. Отзыв завершает оценка выпускной квалификационной работы по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Письменный отзыв должен включать:

- обоснование актуальности и научной новизны темы исследования;

- общую оценку оригинальности предложенных решений, логики переходов от главы к главе, обоснованности выводов и предложений и т.д.;

- степень самостоятельности проведенного исследования;

- характеристику студента-выпускника в выполнении общего графика бакалаврской работы, а также соблюдение им сроков представления отдельных глав в соответствии с заданием на бакалаврскую работу;

- описание, положительные стороны бакалаврской работы и замечания по его содержанию и оформлению, рекомендации по возможной доработке бакалаврской работы, перечень устранённых замечаний руководителя в период совместной работы;

- теоретический уровень и практическую значимость работы, оценку целесообразности проведенного внедрения, полученный эффект, рекомендации по расширению области внедрения и дальнейшему использованию на исследуемом предприятии;

- рекомендации к защите бакалаврской работы;

- оценку выпускной ВКР по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Отзыв руководителя бакалаврской работы обязательно подписывается им с точным указанием места работы, должности, ученой степени и звания, даты выдачи.

Отрицательный отзыв руководителя не является препятствием для защиты бакалаврской работы в государственной экзаменационной комиссии, если студент не считает его достаточно объективным.

 





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.025 с.)