Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приемы проверки бухгалтерских документов.
Бухгалтерские документы имеют существенное значение при выявлении и расследовании преступлений экономической направленности в связи с тем, что являются носителями юридически значимой информации. Целенаправленное исследование документов в юридической практике 1) даёт юристу представление о многообразии возможных нарушений связей между учётными документами и отражёнными в них хозяйственными операциями, а так же между самими документами; 2) помогает разобраться в бухгалтерских документах, не прибегая к помощи специалиста-бухгалтера; 3) позволяет целенаправленно осуществлять активную поисковую работу и реализовывать проверенные сведения о выявленных нарушениях в либо целях профилактики, либо для раскрытия преступления. Вместе с тем исследуемые юристом документы могут в дальнейшем являться объектом анализа при проведении документальной ревизии, аудиторской, налоговой проверке и судебно-бухгалтерской экспертизы. Особое значение для юристов имеет умение выявлять признаки подлогов в учетных и бухгалтерских документах. Подлоги могут проявляться в виде несоответствии определенных действий участников кредитно-денежных сделок по времени, месту, отклонений от порядка осуществления учетных операций, установленного нормативными актами, нелогичности и нецелесообразности операции, несоответствия между различными экземплярами одного документа, несоответствия штампов и печатей названию предприятия, подчисток, исправлений и т.п. Подложные бухгалтерские документы с позиции криминалистической практики делятся на два вида: фальсифицированные (измененные с помощью материального подлога) и содержащие заведомо ложные сведения(составленные посредством интеллектуального подлога). Материальный подлог (подделка, фальсификация) означает внесение непосредственных изменений в реквизиты документа. Наиболее типичными видами данного подлога являются: подчистка, дописка, дорисовка, травление и смывание, техническая подделка подписи, подделка печатей и штампов. Для выявления фактов дописки, дорисовки цифр, подделки почерка материально-ответственных лиц в документах назначается почерковедческая экспертиза. Травлением и смыванием уничтожается первоначальный текст, как правило, рукописных документов. Признаками данного способа являются: наличие расплывов красителя в штрихах текста, наличие матовых, желтых пятен на отдельных частях документа. Документы, в которых имеются признаки травления, изымаются сотрудниками правоохранительных органов и направляются на исследование в экспертные учреждения, где с помощью люминесценции специалистами просматриваются зоны документов предполагаемого травления.
Другой вид подлога – интеллектуальный характеризуется изготовлением документа, правильного по форме, но свидетельствующего о фактах полного или частичного несоответствия действительности. Например, отражение в расходных документах иного товара вместо фактически отпущенного, однако на такую же общую сумму, несоответствие титульного листа устава предприятия его фактическому содержанию. С помощью интеллектуального подлога в документах отражаются ложные сведения об отдельных сторонах действительно совершенной хозяйственной операциях. Искажение сведений чаще всего касается суммы денежных средств, количество, качество товара и др. Интеллектуальные подлоги устанавливаются проверяющими лицами при осмотре черновых записей, которые часто ведут материально-ответственные лица. Наиболее эффективным приемом выявления данных подлогов является изучение документов и отраженных в них операций, содержания документов, копий или вторых экземпляров. Для выявления подложных документов в юридической и контрольно-ревизионной практике широко используются приемы проверки отдельного документа, включающие в себя: формальную, нормативную и арифметическую проверки. Формальная проверка – это внешний осмотр бухгалтерского документа, изучение и взаимное сопоставление его реквизитов. Её применение состоит из двух действий: а) анализа соблюдения внешней формы документа; б) изучение реквизитов документа. Начальная стадия осмотра может привлечь внимание проверяющего к отдельным отклонениям от формальных требований: - отклонению от правил составления и оформления документов. Первичные документы составляются по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации. Все самостоятельно разрабатываемые формы документов подлежат обязательному утверждению в составе иных документов, утверждаемых при формировании учетной политики;
- отсутствию каких-либо реквизитов (печати, подписи, части текста и т.п.). Обязательные реквизиты документа находят закрепление в п.2 ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете»; - наличию сомнительных реквизитов, свидетельствующих о признаках материального подлога (подчисток, травления, подклеек, приписок иных изменений цифровых и текстовых записей); - наличию излишних реквизитов (различные пометки; посторонние записи на тексте документа; избыток лишних подписей, печатей и штампов); - несоответствию документов реальной обстановке их составления, использования и хранения (чистые, немятые и др.); - противоречию между реквизитами документа (несоответствие между штампом и печатью по названию предприятия), и логические, проявляющиеся в необычном их сочетании или находящиеся в противоречии с нормальной хозяйственной деятельностью предприятия вообще либо отдельно взятой хозяйственной операции, в частности (наименование предприятия, от имени которого составлен документ, может не совпадать с его наименованием на печати либо дата на первичном документе указывает на праздничные и выходные дни, когда предприятие не работало). При детальном изучении документа могут быть установлены внешние несоответствия и логические несоответствия в документе. Внешние несоответствия могут проявляться в отсутствии тождественности в реквизитах, например название организации в штампе или печати на одном документе. Логические несоответствия проявляются в сопоставлении содержания документа с общепринятыми представлениями о хозяйственной деятельности организации, например оплата работы сезонными рабочими сбора плодоовощной продукции в зимнее время и т.п. Успех применения формальной проверки при выявлении признаков преступлений находится в прямой зависимости от знания юристами: порядка заполнения бухгалтерских документов; слабых звеньев в учётном процессе; уязвимых хозяйственных операций, используемых подозреваемыми в своих корыстных целях; применения апробированных ревизионной практикой приёмов распознавания доброкачественности документов. Нормативная проверка заключается в изучении документа с точки зрения соответствия действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ГОСТам, ОСТам, техническим условиям, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, размера налогов и т. п., а также целесообразности отраженной в нем хозяйственной операции. Подобная проверка позволяет выяснить правомерность различных хозяйственных операций и установить факты нарушения различных правил, инструкций. Арифметическая (счетная) проверка заключается в установлении правильности сделанных в документе подсчетов итоговых сумм. С ее помощью можно выявить арифметические несоответствия между частными и итоговыми суммами. Названные несоответствия могут быть выявлены, как по горизонтальным строчкам (например, при умножении или сложении), так и по вертикальным (правильность подсчета по отдельным колонкам и итоговой сумме, выраженной как в количественном, натуральном, так и стоимостном выражении). Она также позволяет установить правильность вычисления процентов, умножения количественных показателей на целостные и т.п.
Бухгалтерские документы, имеющие признаки подлога могут использоваться в уголовном и гражданском процессе в качестве источников доказательств. Это обусловлено следующими обстоятельствами: - бухгалтерские документы имеют существенное значение при проведении документальных ревизий и проверок по уголовным и гражданским делам; - бухгалтерские документы, изученные оперативными сотрудниками в процессе наведения справок, могут способствовать эффективному решению конкретных задач оперативно-розыскной деятельности и, в конечном итоге, послужить основанием для возбуждения уголовного дела (п.3 ч.1 ст.140 УПК РФ); - все виды документов (первичные, сводные, учетные регистры, документы оперативного и неофициального учетов) являются объектами исследования не только судебно-бухгалтерской экспертизы, но и других видов экспертиз. - бухгалтерские документы могут способствовать установлению истины по уголовному либо гражданскому делу, хозяйственному спору и иметь существенное значение в качестве источников доказательств (ч.3. ст.81, 84 УПК РФ, гл. 6 ГПК, гл. 6 АПК РФ), а также в процессе судебного следствия при их оглашении судом. В связи со значимостью бухгалтерских документов особое значение приобретает процесс их изъятия. Изъятие бухгалтерских документов - это основанные на законах и подзаконных нормативных актах действия правоохранительных и контролирующих органов по принудительному лишению граждан, организаций, предприятий и учреждений независимо от формы собственности возможности пользоваться и распоряжаться бухгалтерскими документами. Первичные документы могут быть изъяты (ч.8 ст.9 ФЗ №129) следующими субъектами: 1) органами дознания; 2) органами предварительного расследования; 3) органами прокуратуры; 4) судом; 5) налоговой инспекцией. Федеральные законодательные и подзаконные акты наделяют правом изъятия бухгалтерских документов такие органы как: Счетная палата, Федеральное казначейство РФ, Антимонопольный комитет, таможенные органы и др. Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей орган, производящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия (ч.8 ст.9 ФЗ №129).
С разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, должностные лица имеют право также дооформить документы, прошить их, пронумеровать, опечатать, сделать опись и т.д. Изъятие бухгалтерских документов правоохранительными и контролирующими органами может осуществляться: 1) до возбуждения уголовного дела; 2) после возбуждения уголовного дела. 1. До возбуждения уголовного дела Правовое основание: Инструкция «О порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждения и граждан, утв. Министерством финансов РФ от 26.07.1991 г. №16/176 (раздел 3); ФЗ «О бухгалтерском учете» (п.8ст.9); Налоговый кодекс РФ (ст.ст.93,94); Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст.27.10.); п.1 ч.1 ст15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. ФЗ №293 от 26.12.2008); Уголовно-процессуальный кодекс (ч.2 ст. 176 «Осмотр места происшествия»). В соответствии с оперативно-розыскным законодательством (п.1 ч.1 ст15) в случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) должностное лицо, осуществляющее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ. При изъятии документов в процессе проведения ОРМ с них изготавливаются копии, которые заверяются лицом, изъявшим документы, о чем делается запись в протоколе. В случае если изготовить и передать копии одновременно с изъятием документов, должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течении 5 дней после изъятия, о чём делается запись в протоколе. 2. После возбуждения уголовного дела Правовое основание: Уголовно-процессуальный кодекс РФ (Ст.176,177 – осмотр; ст. 182 УПК РФ – обыск, ст. 183 УПК РФ - выемка, ст.184 УПК РФ – личный обыск). По уголовному делу для изъятия документов следователь выносит постановление (ч.2 ст182 УПК РФ) о производстве обыска или выемки, которое предъявляется главному бухгалтеру для ознакомления и росписи. Результаты производства обыска и выемки документов, оформляется протоколом (ч.12 ст.182 УПК РФ). Изъятия бухгалтерских документов позволяет своевременно и на законном основании получить их, определить круг подозреваемых лиц, установить причину несоответствий, приобщить необходимые документы к материалам проверки или материалам уголовного дела с целью своевременного принятия обоснованного процессуального решения.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.017 с.) |