Бухгалтерский баланс и счета бухгалтерского учета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бухгалтерский баланс и счета бухгалтерского учета.



 

Термин «баланс» в переводе с латинского и французского означает - весы, т.е равенство двух сторон, уравновешивание. В бухгалтерии баланс используется для получения обобщенной информации о наличии и экономической группировки имущества организации по составу и размещению, а также источникам его формирования.

Обобщение, применяемое в балансе, означает переход на более высокую ступень учета. Оно широко используется в экономическом и юридическом анализах финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта для принятия соответствующих управленческих решений. Согласно ст.48 ГК РФ наличие у организации самостоятельного бухгалтерского баланса, свидетельствует об имущественной обособленности хозяйствующего субъекта.

Бухгалтерский баланс представляет собой способ периодического отражения информации об имуществе организации в обобщенном денежном выражении на определенную дату (первое число месяца, квартала, года) посредством ее группировки по составу и размещению хозяйственных средств (в активе баланса), а также по источникам их формирования (в пассиве баланса).

Структура баланса отражает имущественное состояние предприятия и представляет собой двухстороннюю таблицу, одна часть которой именуется активом, другая - пассивом.

А к т и в П а с с и в
Имущество по видам и функциональной роли Имущество по источникам образования и назначения
Итого: Итого:

 

Актив показывает, где размещены средства, а пассив – откуда получены эти средства. Валюта баланса - итог по активу и пассиву баланса.

По составу средства, отражённые в активе, подразделяются на основные, оборотные и отвлечённые.

Основные средства – это здания, машины, оборудование и другое имущество, срок полезного использования которых превышает двенадцать месяцев. Они имеют высокую стоимость и длительный срок эксплуатации, а их стоимость постепенно погашается путём включения в себестоимость производимой продукции посредством начисления амортизации.

Оборотные средства участвуют в цикле производства и обращения, постоянно находятся в движении, видоизменяют свою форму. К ним относятся: сырье и материалы, полуфабрикаты, незавершённое производство, готовая продукция и задолженность дебиторов.

Отвлечённые средства - это та часть средств предприятия, которая не участвует в его оборотах и характеризует перераспределение средств. К ним относятся: отчисления от прибыли, вносимые авансом в бюджет в течение отчетного года, когда окончательная сумма взноса ещё не определена.

Различают следующие виды балансов:

1) годовой бухгалтерский баланс - выступает в качестве заключительного, являющимся завершением текущего года и служащего основанием для открытия счетов в новом отчетном году;

2) вступительный (организационный ) баланс - составляется в заново создаваемых организациях;

3) соединительный баланс - составляется при слиянии двух и более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо. При этом показатели обоих субъектов суммируются;

4) разделительный баланс - составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц или выделении из общего баланса хозяйства определенной доли капитала для образования новой организации;

5) санируемый баланс - составляется до окончания отчетного периода с целью показать реальное финансовое положение организации.

Чаще всего он составляется аудитором при оказании услуги по составлению бухгалтерской отчетности (п.1 ч.6 ст.1 ФЗ «Об аудиторской деятельности»);

6) сводный баланс - формируется при соединении отдельных заключительных балансов (годовых, периодических).

7) сводно-консолидируемый баланс - представляет собой объединение юридически самостоятельных балансов, находящихся хотя и в разных, но экономически взаимосвязанных организациях.

Особенностью данного вида баланса является то, что из него исключаются, прежде всего, все внутренние обороты и делается расчет по каждой статье баланса в зависимости от доли каждого участника в капитале группы.

Значение бухгалтерского баланса для юридической практики определяется тем, что баланс является важнейшим документом, содержащим информацию о финансовом положении организации и наглядно в обобщенном виде отражающим хозяйственные операции. В связи с этим он имеет существенное значениедля юридической практики, особенно при выявлении экономических и налоговых преступлений.

В следственной и судебной практике данные баланса позволяют:

- обеспечить сохранность и бережность использования основных средств, товарно-материальных ценностей, наличие производственных запасов и разрешить другие вопросы, которые могут быть связаны с нарушениями финансово-расчётной дисциплины:

- выявить факты сокрытия различных недостатков, а иногда и признаков прямых злоупотреблений работниками бухгалтерского аппарата путем фальсификации баланса;

- установить признаки отклонений от учета и организовать первичный оперативный поиск по отдельным показателям баланса (и другим формам периодической отчетности) доказательственных материалов в целях предупреждения или выявления правонарушений.

В содержании бухгалтерского баланса отражаются лишь обобщенные сведения на момент его составления. Для повседневного и эффективного руководства экономической деятельностью этого недостаточно. Поэтому для текущего учета и контроля используются счета бухгалтерского учета, которые в течение месяца до составления баланса и отчётности сообщают сведения об изменениях в составе средств хозяйства и о ходе важнейших хозяйственных процессов.

Графически счет представляет собой двухстороннюю таблицу (рис.1), левая часть которой называется «дебет» (от лат. debet – «он должен»), а правая – «кредит» (от лат. credit – «он верит»).

Рис.1

Счет _ ________________

(наименование счета)

Дебет Кредит

 
 


Счета бухгалтерского учета представляют собой способ группировки и текущего отражения однородных средств, их источников и хозяйственных процессов в целях оперативного контроля за ними. Счета делятся на: активные, пассивные и активно-пассивные.

Существует определенный порядок записи на счетах. В активных счетах запись в дебет означает увеличение (прибыло), а в кредит - уменьшение (убыло) учитываемого объекта в денежном выражении. В пассивном счете, наоборот, дебет означает «убыло», а кредит – «прибыло».

На активно-пассивных счетах может быть как дебетовое, так и кредитовое сальдо (развернутое сальдо). Такие счета называются активно-пассивными. Например, счет 76 - «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Запись в счете бухгалтерского учета производится и с использованием метода двойной записи. Данное требование закреплено в п.4 ст. 8 ФЗ №129, где отмечено: «Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи во взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета». Сущность двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается в одной и той же сумме по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Требования к двойной записи на счетах: 1) каждая хозяйственная операция записывается в двух взаимосвязанный счетах (в одном счете операция записывается в дебет, а в другом в кредит); 2) на обоих счетах хозяйственная операция отражается в равных суммах.

Метод двойной записи имеет основополагающее значение в бухгалтерском учете, так как он обеспечивает выполнение следующих задач бухгалтерского учета:

полнота и достоверность информации о хозяйственной деятельности организации, ее имущественном положении;

контроль за наличием и движением имущества и обязательств организации;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов.

Для ведения учета необходимо правильно определить счета, затрагиваемые каждой операцией. Сама запись на бухгалтерских счетах с указанием сумм называется бухгалтерской проводкой. Взаимосвязь счетов, на которых отражается операция, называется корреспонденцией счетов, а сами взаимосвязанные счета, на которых отражаются хозяйственные операции, называются корреспондирующими.

Классификация счетов бухгалтерского учета:

1) по отношению к балансу - балансовые и забалансовые счета. Балансовыми называются счета, отражающие состав, размещение имущества, средств хозяйства (активные счета) или обязательства, источники получения средств (пассивные счета). На забалансовых счетах учитываются средства, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его пользовании (арендованные основные средства, материальные ценности на ответственном хранении, в переработке);

2) по степени детализации - синтетические, аналитические и субсчета;

- синтетические счета – наиболее высокий уровень обобщения в учете. На этих счетах учет ведется по видам средств или их источникам только в стоимостном (денежном) выражении. Это учет обобщенных данных о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, например, счета «Основные средства», «Материалы», «Расчеты с персоналом по оплате труда».

- аналитические счета открываются в результате расчленения отдельных синтетических счетов. В аналитических счетах детализируются записи, сделанные на синтетических счетах. Например, на основании записей, сделанных по синтетическому счету 70 - «Расчеты с персоналом по оплате труда.

- субсчета – счета второго порядка, они являются промежуточной группировкой аналитических счетов. Например, по синтетическому счету «Материалы» могут быть открыты такие субсчета, как «Сырье и материалы», «Топливо», «Тара и тарные материалы», «Запасные части», «Строительные материалы» и т. п.

3) по экономическому содержанию: счета средств и процессов в сфере производства и счета средств и процессов в сфере обращения;

4) в зависимости от назначения или структуры: на счета для учета хозяйственных средств и их источников (инвентарные, счета денежных средств, фондовые, расчетные, регулирующие) и счета учета хозяйственных процессов (калькуляционные, собирательно-распределительные, операционно-результативные и финансово-результативные).

На каждый элемент хозяйственной деятельности открывается отдельный счёт, который имеет название и кодовый номер. Перечень счетов, используемых для учёта финансово-хозяйственной деятельности, даётся в плане счетов.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.

План счетов бухгалтерского учета состоит из восьми разделов: 1. Внеоборотные активы.2.Производственные запасы.3.Затраты на производство.4.Готовая продукция и товары.5. Денежные средства.6.Расчеты.7.Капитал.8.Финансовые результаты.

ЛЕКЦИЯ 2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.162.26 (0.008 с.)