Потенциальные возможности школьного класса как группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потенциальные возможности школьного класса как группы



 

Это одна из наиболее перспективных и наименее используемых сфер для целенаправленного воздействия на поведение детей. Хотя изменение состава учеников школьного класса (в сторону его неоднородности с точки зрения социального и расового происхождения) может давать положительные результаты, его ни в коем случае нельзя рассматривать как единственно эффективный прием. Потенциальные возможности такого изменения наиболее полно реализуются лишь в сочетании с моделированием, подкреплением, групповыми влияниями, наличием возвышенных целей и т. д., о которых мы уже говорили. Нужно создавать внутри школьного класса такие ситуации, при которых желательные процессы будут протекать особенно интенсивно. Следует использовать и такие «механизмы», как совместная трудовая деятельность, соревнование между группами, продуманные формы взаимопомощи и т. п. К участию в подобных мероприятиях необходимо привлекать взрослых представителей разных рас и общественных слоев, школьников с различным уровнем успеваемости и т. п. Короче говоря, мы должны научиться как можно шире использовать влияние группы в целях содействия развитию личности. Важная роль группы, включая детскую, в стимулировании целенаправленной деятельности ее членов является неоспоримой для американской социальной науки. Однако в практике воспитания американских детей эти научные выводы остаются пока нереализованными. В СССР же целенаправленное воздействие на основе мотивационных процессов нашло практическое применение в широком масштабе, хотя, на наш взгляд, советские школьные воспитательные программы еще не были подвергнуты систематическому анализу и оценке. Американским педагогам и ученым еще предстоит применить результаты исследований для разработки специальных педагогических экспериментов, поддающихся точному анализу с помощью тестов, что будет способствовать совершенствованию научных поисков. Например, можно начать с изучения эффективности взаимодействия ученической пары — двух школьников с различными способностями, товарищей по играм, а затем сравнить их успехи с успехами ученических пар, где партнеры имеют одинаковые способности. Другая возможность основана на действенности группового подкрепления с помощью таких нововведений, как групповые аплодисменты за правильные ответы, выдвижение и чествование одноклассниками товарищей, имеющих индивидуальные достижения, и т. д. Но несомненно, наиболее необходимым нововведением в американском школьном классе должно быть привлечение учеников к деятельности на пользу другим людям — в классе, школе и в районе, где они живут.

Потенциальные возможности обновления педагогического процесса останутся нереализованными и недооцененными до тех пор, пока социальные условия, в которых этот процесс протекает, будут ограничены традиционным школьным классом с его однородным группированием учащихся по возрасту, а нередко и по способностям или социальному происхождению. Реализация этих возможностей требует выхода за рамки школьного класса и обращения к более многогранной социальной практике. В данном случае мы имеем в виду школу и местное окружение.

 

Школа

 

Вероятно, в условиях школы наиболее перспективным методом содействия социальному развитию ребенка является вовлечение детей старшего, а затем и младшего возраста в процесс активного взаимодействия. Для дошкольников или школьников младших классов старший по возрасту ученик, да еще если он того же пола, может быть очень влиятельной фигурой, особенно в тех случаях, когда он изъявляет желание проводить время со своими младшими товарищами. Тем не менее этот метод остается совершенно неиспользованным в системе американского образования (исключением является такой редко встречающийся анахронизм, как малокомплектные школы, где в одном классе занимаются дети разного возраста). В сущности, это касается всего процесса социализации в нашей стране. Поэтому экспериментировать можно чрезвычайно широко, начиная хотя бы с создания американского варианта советской системы «шефства». Такое шефство берут над дошкольниками или младшими школьниками учащиеся старшего возраста, причем у каждого малыша появляется свой «шеф», в обязанности которого входит установление тесных контактов с «подшефным» и его семьей. Старший ученик провожает своего подопечного в школу и домой после уроков, проводит много времени с ним и его друзьями, обучает их различным играм. Шеф постоянно интересуется успеваемостью своего младшего товарища и связанными с ней проблемами, читает вместе с ним книги, всячески помогает ему и стимулирует желание учиться. В то же время шефский класс для всех своих подшефных организует различные мероприятия, такие, как посещение спортивных состязаний, прогулки, походы за город, экскурсии в музеи и т. п.

Предыдущие примеры иллюстрируют, каким образом можно создать устойчивую ситуацию, в которой одновременно использовались бы и чисто педагогические приемы и социальные взаимосвязи. При этом эффективность воздействия моделирования и подкрепления возрастает за счет постоянных тесных контактов, принадлежности к одной группе, общего стремления к возвышенным целям.

Дальнейшее развитие этого принципа показывает, каким может быть потенциальный вклад школы в формирование каждого ребенка. Если подходить с формальной точки зрения, то школа как учреждение представляет собой социальную структуру, в которой и ребенок, и тот, кто заботится о его благополучии, являются «равноценными элементами».

В действительности же основное внимание школа должна уделять только ребенку и его интересам. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы в воспитательном процессе принимало активное участие как можно больше лиц и групп. Старшеклассники, школьные организации, учителя, школьные администраторы, родительские ассоциации — все они должны оказывать публичную поддержку энтузиастам дела воспитания, ведь именно их усилия отличаются наибольшей энергией и настойчивостью. Тогда и эффект подкрепления возрастет в геометрической прогрессии. И наоборот, если педагогическая программа рассчитана лишь на один «специальный» школьный класс, в котором учатся «проблемные» дети, то эффективность подкрепляющих влияний сводится на нет. Более того, может возникнуть и такая ситуация, при которой ученики из других классов станут враждебно воспринимать представителей спецкласса («марионетки», «недоумки») и соответственно к ним относиться. В этом случае и моделирование, и подкрепление, и групповое влияние ведут лишь к снижению и без того низкой самооценки «проблемного» ребенка.

Но дело здесь не только в нуждах «проблемных» и обездоленных детей (именно этим обычно аргументируется необходимость перемен в американских школах). Не менее важно и другое. Если требуемые радикальные нововведения не будут реализованы, это нанесет ущерб общему культурному развитию всех детей. Ведь для своего всестороннего развития подрастающее поколение нуждается не только в приобретении фактических знаний, но и в приобщении к социальным нормам и типам поведения, необходимым для жизни в обществе, основанном на сотрудничестве. Как мы видели, в советской школе предпринимаются сознательные усилия — посредством соответствующих моделей, подкреплений и коллективного воздействия — для передачи ребенку социальных ценностей и типов поведения, соответствующих коммунистическим идеалам. В американских школах воспитание в духе социальной ответственности и человеческого достоинства относят в лучшем случае к разряду внешкольных мероприятий. Запоздалое признание нашего педагогического долга по отношению к детям нашей страны — и обеспеченным, и обездоленным — позволяет надеяться на то, что это упущение будет исправлено, и мы сможем не просто декларировать демократическое воспитание, но и осуществлять его на практике.

 

Семья

 

Точно так же, как цепь рвется в самом слабом звене, так и важнейшие проблемы общества приобретают наибольшую остроту среди тех социальных слоев, которые живут в стрессовых условиях. Не удивительно, что в американском обществе «срывы» процесса социализации наблюдаются прежде всего в семьях бедняков. Именно с учетом конкретного положения дел мы предприняли попытку разработать контрмеры, наметить пути оживления процесса социализации при помощи специальных программ, таких, например, как «Первый старт». Подобные программы ставят своей целью привлечь родителей и других лиц к активному участию в жизни детей. При этом следует учитывать необходимость создания соответствующей обстановки, которая будет способствовать развитию более конструктивного взаимодействия между взрослыми и детьми.

Анализируя новые пути вовлечения родителей в процесс социализации, автор в значительной степени опирался на опыт, полученный им в качестве члена комитета по планированию и профессиональному руководству программой «Первый старт». Поэтому большинство приведенных примеров относится к обездоленной семье, однако предложенные нами мероприятия вполне применимы и к среднему классу, о чем свидетельствует растущий Интерес к использованию таких программ со стороны состоятельных кругов.

Сегодняшние программы, как правило, декларируют полную приверженность принципу вовлечения семьи в воспитательные мероприятия, однако применение этого принципа на практике осуществляется в рамках двух ограниченных форм: первая из них — участие нескольких родителей в составе комитета по реализации данной программы; вторая — собрания родителей, на которых специалисты, ответственные за осуществление программы, разъясняют различные ее аспекты. И то и другое оборачивается пренебрежительным отношением к наиболее важной стороне дела — действительному участию семьи в социализации ребенка, что предполагает массовое привлечение родителей и подростков к разнообразным формам взаимодействия с детьми.

Первым существенным шагом в осуществлении таких обновленных форм взаимодействия является обеспечение более тесных контактов детей с родителями и другими членами семьи. Это может происходить и в местном дошкольном центре, и в домашних условиях. Основным методом работы с родителями должно быть демонстрирование; необходимо наглядно показывать, как практически осуществлять отдельные элементы программы дошкольного воспитания. В этом нет ничего сложного, все вполне доступно самим родителям в процессе общения с ребенком: игры, чтение книг, рассматривание картинок, беседы на заданные темы. Особенно полезными следует считать такие формы общения с ребенком, которые предполагают вовлечение уже не одного, а нескольких человек, не только, скажем, учителя или матери, но и других взрослых (отца, бабушки) или подростков (брата, сестры, соседских детей). Результативным приёмом является обращение к членам семьи с просьбой провести определенные занятия с ребенком. Важно при этом, чтобы занятия не выглядели как своего рода урок, во время которого ребенку надлежит непременно что-то усвоить, а не то его ждет наказание. Занятия должны быть просто естественной интересной деятельностью для ребенка, тогда и усвоение знаний становится как бы непроизвольным результатом приятного времяпрепровождения.

Чтобы облегчить привлечение родителей к участию в подобного рода воспитательной программе, выходящей за рамки школы, желательно, например, создавать библиотеки, где имелись бы не только книги, но также игрушки и настольные игры, требующие непосредственного участия родителей и подростков. Кроме того, должна быть обеспечена такая возможность, чтобы книги и игрушки можно было брать на дом на длительный срок.

Конечно, необходимость участия членов семьи в воспитательных мероприятиях ставит профессиональных педагогических работников перед сложной дилеммой. С одной стороны, надо обязательно продемонстрировать родителям и другим членам семьи новые методы взаимодействия с детьми. С другой стороны, это должно быть сделано весьма тактично, ибо задача состоит в том, чтобы усилить, а не ослабить власть и престиж этих лиц в глазах детей. Второе требование вытекает из того установленного факта (мы говорили о нем раньше), что действенность и подкрепляющая функция модели самым непосредственным образом зависят от ее статуса, права распоряжаться материальными ресурсами и от степени влияния на общественное мнение.

Убедительной демонстрацией того, каким образом можно решить эту дилемму, явилось проведение программы «Первый старт» в одном из сельских районов Юга США. В данном случае был предложен вариант программы, рассчитанный исключительно на негритянских детей. Поскольку администрация местных школ, в которых доминировали белые, отказалась от всякого участия в такой программе, инициативу взяли на себя негритянские церковные круги под руководством 86-летнего священника. За несколько дней до начала занятий он пригласил группу родителей и подростков на пикник, чтобы познакомиться друг с другом. Встреча началась со скромного завтрака в близлежащем лесу, который посадил сам священник много лет назад, получив бесплатно саженцы от Министерства сельского хозяйства США. После завтрака вся группа отправилась на про­гулку в лес. Во время прогулки священник обратился к взрослым и подросткам с просьбой рассказать ему все, что они знают о животных и растениях, которые попадутся им в лесу. Он расспрашивал о цветах и птицах, о том, как растут деревья, чем кормятся звери; в свою очередь священник сам рассказал много интересного. В конце прогулки он обратился к группе со словами: «В субботу утром мы начинаем нашу программу «Первый старт», а по окончании уроков детям и учителям необходимо будет отдохнуть. Друзья, вы не могли бы после полудня привести детей сюда и рассказать им о лесе то, что вы знаете, и чего не знают они?»

Число откликнувшихся на эту просьбу было впечатляющим, да и справились с порученным дедом добровольные помощники учителей успешно.

 

Местное окружение

 

Предыдущий пример служит, в частности, иллюстрацией того, что подкрепляющим потенциалом обладают не только родные, но и соседи (как взрослые, так и подростки), с которыми ребенок часто общается и отождествляет себя. Нередко дети восхищаются ими, видят в них своих лидеров. Эти лица, вероятно, уступают лишь родителям с точки зрения возможностей влияния на поведение ребенка. Вот почему систематическое использование такого потенциала в воспитательных программах имело бы немаловажное значение. Для начала было бы целесообразно установить, какие семьи и лица, живущие по соседству, популярны в округе; затем их надо привлечь к воспитательным мероприятиям в качестве помощников. Однако нередко бывает и так, что деятельность этих лиц или групп, обеспечивающая им популярность, носит нежелательный характер с точки зрения приобщения к ней детей. Данное обстоятельство следует принимать во внимание, но вряд ли стоит придавать ему решающее значение, поскольку существенную роль играют лишь те типы поведения, которые модель демонстрирует в присутствии ребенка. Деятельность таких добровольных помощников должна носить позитивный характер и подкреплять намеченные аспекты программы. Эта деятельность может принимать самые различные формы: наблюдение за играми детей и участие в них, демонстрация того или иного умения, приобщение к каким-нибудь увлечениям — резьбе по дереву, игре на музыкальных инструментах, показу фокусов. Важно, чтобы любое занятие рассматривалось ребенком как естественное продолжение того, что он делает в школе.

Вторая возможность привлечения соседей состоит в установлении контактов ребенка с теми из них, кто «чего-то добился в жизни», особенно если это лица одинакового с ним социального происхождения. Кроме того, очень важно, чтобы они были полезными членами общества: рабочими, учителями, государственными служащими и т. п.

Этих людей необходимо просить как можно больше общаться с детьми (в качестве сопровождающих, организаторов развлечений, помощников учителей). Беседуя с такими людьми, ребенок может получить представление об интересующей его специальности, а еще лучше если он сможет увидеть их за работой. Все это, несомненно, будет способствовать улучшению профессиональной ориентации подрастающего поколения, что особенно важно для детей из бедных семей, которые имею! весьма смутное представление о современных профессиях.

Ввиду безотцовщины, часто встречающейся в обездоленных семьях, и явной феминизации в сфере воспитания и образования крайне желательно привлекать >. работе с детьми, в особенности с мальчиками, взрослы мужчин и подростков.

Приобщая к реализации воспитательных программ лиц из местного окружения, необходимо учитывать v. то, что многие мероприятия сложно провести эффективно, если ограничивать их лишь временем работы школы или рамками школьного класса. Во-первых, воспитательной программой предусматривается длительно! воздействие на ребенка, поэтому оно должно осуществляться вне школы в таком же объеме, как и в стена школы. Во-вторых, школьный класс не всегда само удобное место для многих видов неформальной деятельности, к которым можно привлечь родителей, других взрослых, а также подростков.

Весьма желательно, чтобы составной частью любо; всесторонней воспитательной программы стала деятельность местного «центра социализации». Такой центр должен функционировать после занятий в школе, по субботам и воскресеньям, во время каникул, но для этого необходим штат постоянных сотрудников. В сознании общественности должно утвердиться представление, что этот центр не только место, посещаемое детьми, но и учреждение, в котором должны работать все взрослые во имя общих интересов и интересов своих детей. Местный центр может разместиться в школьном здании, но в этом случае помещение (оборудование, оформление) должно существенно отличаться от традиционного школьного класса с партами.

 

Общество

 

Вклад всего общества в воспитательные программы, рассчитанные на обездоленных детей, аналогичен вкладу местного окружения, но привлекаемые при этом силы и средства должны быть более масштабными. В частности, можно прибегнуть к помощи взрослых и подростков другого социального слоя — из среднего класса общества — при условии, что они не будут представлять собой единственные «компетентные» модели. Дело в том, что без примера и поддержки со стороны «своих людей» восприимчивость ребенка к положительному, но относительно чужеродному влиянию во многом снижается. Следовательно, деятельность лиц, далеких от субкультуры обездоленного ребенка, должна самым тесным образом сочетаться с усилиями тех, кто представляет его непосредственное окружение и принимает активное участие в воспитательной программе. В свою очередь участие в такой совместной деятельности предполагает доброжелательные, основанные на взаимном уважении отношения между людьми, на какой бы социальной ступени они ни находились. Это важно не только для поддержания благоприятной «воспитательной» атмосфе­ры, но и для целенаправленного формирования у ребенка чувства самосознания; ощущения своей ценности как личности и члена общества.

Однако существенное значение имеет не только то, что общество делает для развития ребенка. Не менее важное значение имеет и то, что сам ребенок делает для общего блага — поначалу в весьма скромной степени, а затем все в большей и с возрастающим чувством ответственности. Как мы уже отмечали, именно навязанная ребенку «бесполезность» в нашем обществе отчасти объясняет настроения отчуждения, индифферентности и антагонизма. Если с раннего возраста ребенка будут стимулировать к деятельности, полезной для других, если будут поощрять его стремление содействовать общему благу, то у него выработается стабильное самосознание, чувство удовлетворения. Однако в конечном счете ребенок, пока он таковым остается, должен получать от общества больше, чем отдавать сам.

С этой точки зрения наибольшая значимость общества для ребенка, особенно для обездоленного, определяется тем, что многие возникающие проблемы порождаются самим обществом и поэтому возможности их решения находятся за пределами разъединенных усилий местного окружения, школы или семьи. Мы имеем в виду такие проблемы, как предоставление жилья, социальное обеспечение, медицинское обслуживание, организация отдыха, улучшение санитарных условий, работа полиции и характер телепрограмм.

При существующем положении дел приходится констатировать тот факт, что ни на местах, ни в национальном масштабе не создано специального учреждения, которое бы комплексно изучало ребенка в условиях его повседневной жизни и несло ответственность за улучшение его положения. Пока что дело обстоит таким образом, что забота о ребенке безнадежно распыляется среди множества ведомств, имеющих различные цели, несовершенные коммуникационные связи и противоречивые юридические полномочия. Школа, министерство здравоохранения, церковь, служба социального обеспечения, молодежные организации, медицинские учреждения, библиотеки, полиция, «индустрия отдыха» время от времени соприкасаются с детьми, но никто не занимается комплексно жизнью ребенка в конкретных условиях. Следовательно, ни у кого нет полного представления о том, каким образом приобретаемый ребенком опыт сказывается на его развитии. А ведь речь идет о личности человека, будущего гражданина! Мы полагаем, что пристальный взгляд на положение ребенка в Соединенных Штатах выявил бы ряд тревожных фактов, характер которых предопределил бы единство действий. Поэтому важным аспектом любой программы, проводимой на национальном уровне, следует считать создание «Комиссии по делам детей». Ее первоочередная задача должна заключаться в том, чтобы установить, как и с кем проводят свое время дети разного возраста в различных районах нашей страны. В состав такой комиссии следовало бы включить представителей основных социальных институтов, деятельность которых связана с детьми, в том числе родителей и деловых людей. К работе комиссии полезно было бы привлечь также молодежь, которая могла бы поделиться «своим опытом». В задачу такой комиссии входило бы также составление докладов, предназначенных для соответствующих исполнительных органов и широкой общественности. Эти доклады должны обязательно содержать выводы и рекомендации.

Авторы любого доклада, вероятно, будут вынуждены подчеркнуть тот факт, что многие проблемы в жизни детей и необходимые мероприятия по решению этих проблем находятся вне контроля местных органов. Состояние жилищного строительства, продолжительность рабочего дня в промышленности, характер составления программ телестудий, подготовка учителей и персонала нового типа для работы с детьми, но прежде всего приоритет в распределении финансовых расходов штатов и федерального правительства — вот те факторы, по которым в конечном счете можно определить, как общество относится к детям. Ныне все эти проблемы перекладываются на местные органы, в то время как они требуют понимания и действенных усилий на более высоком уровне.

И тем не менее особое значение мы придаем местной инициативе, активному участию местного населения. Мы полагаем, что начинать надо там, где живут наши дети. Ибо только пристальный взгляд на мир, в котором они пребывают,— мир, который создали мы, взрослые, во многом пренебрегая своим долгом по отношению к детям,— может убедить нас в том, насколько тяжело их положение и каковы последствия нашей бездеятельности.

 

* * *

 

Мы проделали немалый путь в нашем сравнительном исследовании процесса социализации детей в СССР и в США. Мы начали с простого описания фактов, рассмотрели их в свете теоретических положений социальных наук и, наконец, закончили тем, что изложили суть необходимых перемен в нашем собственном обществе. При этом мы старались обратить внимание читателя на новую, более разностороннюю и, безусловно, ко многому обязывающую роль ученого, занимающегося проблемами «человековедения». Нет сомнения, что именно такую роль и должен взять на себя настоящий ученый, работающий в области общественных наук. Подобно тому как это умеют делать его коллеги-естествоиспытатели, ему следует выйти за рамки устоявшихся представлений для поиска еще неисследованных возможностей теории и ее реального применения на практике. Настоящая книга представляет собой первый шаг в этом направлении. Мы стремились показать, что поведенческие науки, несмотря на известную ограниченность своих концепции и теоретических обоснований, могут тем не менее осветить общественные проблемы и наметить пути их решения. Мы использовали принцип сравнения для демонстрации сходных и отличительных черт процесса социализации в двух наиболее могущественных государства нашего времени — в Советском Союзе и в Соединенны Штатах. Результаты нашего исследования показали, что советский подход к воспитанию детей существенно отличается от американского, тем не менее он не лишен значимости с точки зрения наших собственных проблем. Правда, на наш взгляд, русские зашли слишком далеко в приобщении ребенка и группы сверстников к единственному кодексу ценностей, кодексу, выработанному обществом взрослых. В то же время американцы в своей ориентации на «свободное развитие» достигла известного предела, за которым чрезмерная автономия ребенка грозит обществу неприятными последствиями. То же самое можно сказать и о нашем неумении использовать позитивный потенциал группы сверстнике в целях формирования чувства социальной ответственности и готовности считаться с другими людьми. Противодействовать этим явлениям вовсе не означает того что надо принять советский принцип доминировании коллектива над личностью или прибегнуть к советское практике, когда ответственность за воспитание детей переходит от семьи к общественным учреждениям. На против, необходимо, чтобы именно родители и другие взрослые принимали большее участие в жизни детей, чтобы дети активно участвовали во «взрослой» жизни, испытывая при этом чувство ответственности по отношению к семье, окружающим людям и к обществу в целом.

Принимая во внимание разобщенный характер современной американской жизни с ее растущими тенденциями к сепаратизму и насилию, кое-кто может счесть наши рекомендации нереалистическими, но мы полагаем, что так думать не стоит. Не надо считать, что для американцев традиционными являются такие черты, как отчужденность и агрессивность. Американскому народу издавна присущи чувства добрососедства, гражданственности и любви к детям. Именно на эти чувства мы и должны ориентироваться, если хотим вновь обрести нашу нравственную сущность как общество и нация.

 

О КНИГЕ У. БРОНФЕНБРЕННЕРА

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.240.48 (0.037 с.)