Парадигматические связи слов в речи. Типы лексических парадигм, их роль в осуществлении лексического выбора и процессе речевой деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парадигматические связи слов в речи. Типы лексических парадигм, их роль в осуществлении лексического выбора и процессе речевой деятельности.



Любое слово можно рассматривать или в системе языка, или в речевом потоке. В наиболее общем виде отношения единиц языка между собой можно представить тремя видами: синтагматические, парадигматические и иерархические.

Синтагматические отношения — это отношения единиц в линейной последовательности (комбинаторные отношения). Синтагматические отношения могут характеризоваться отношением реального (актуального) взаимодействия. В абстрактной форме они могут быть представлены как отношения некоторых классов. Основой синтагматики являются закономерности нормативной сочетаемости слов в речи. Синтагматические отношения определяют связь слов в пределах одного и того же речевого отрезка. Можно определить синтагматическую близость как степень вероятности употребления одной языковой единицы непосредственно за другой.

Наблюдения показывают, что в синтагматические отношения могу вступать отнюдь не любые единицы языка, но лишь единицы относительно одинаковой степени сложности (относительно однородные единицы). Так, например, в линейной последовательности фонемы не сочетаются ни с морфемами, ни со словами, а только с другими фонемами; морфемы не сочетаются ни с фонемами, ни со словами, а только с другими морфемами, слова сочетаются только с другими словами, но не с предложениями и не со словосочетаниями.

Способность соответствующих единиц вступать в синтагматические отношения сопровождается способностью тех же единиц вступать в парадигматические отношения.

Парадигматические отношения — это группировки единиц в классы на основании общности или сходства их некоторых существенных свойств (ассоциативные отношения). Парадигматические отношения никогда не характеризуются отношением реального взаимодействия, так как они представляют собой отношения относительно однородных единиц, образуемых по «умственной ассоциации». Например, фонемы группируются в различные классы (парадигмы), например, классы гласных и согласных. Морфемы также могут образовывать различные классы (парадигмы) - классы знаменательных морфем, словообразовательных морфем, словоизменительных морфем и т. д. Каждое слово обладает системой разных грамматических форм (например, дом, дома, дому, домом, домами), которая является парадигмой. Далее слово дом (взятое как парадигма форм) объединяется с другими парадигмами, обладающими сходными или аналогичными свойствами, например, словами столб, камень, книга и т. д. в класс (парадигму) существительных. Распределение слов по лексико-семантическим классам также является видом парадигматической группировки слов, т.к. в основании лексико-семантического класса любого уровня лежит некий семантический признак, общий для всех слов, входящих в класс. Например, у слов самолет, вертолет, автомобиль, велосипед, судно и т. п. общим элементом значения является то, что предметы, с которыми они соотносятся являются средствами передвижения. Парадигмы, представляющие собой знаменательные части речи, образуют большую парадигму знаменательных слов. Точно так же все разряды служебных слов образуют большую парадигму служебных слов. Слова знаменательные и слова служебные объединяются в сверхпарадигму слов. Общим свойством как знаменательных, так и служебных слов, отличающими их от морфем всех типов, является свойство синтаксической самостоятельности и отдельности.

В основе парадигматики лежит явление соответствия некоторого набора слов некоторому достаточно широкому понятию и вытекающая отсюда возможность репрезентации понятия в речи одним из этих слов. Так, любое из слов белый, голубой, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, пестрый и т. п. может заместить позицию определения в выражении «рубашка... цвета». Главной операцией, которую предполагает парадигматическая группировка слов, можно считать операцию выбора подходящей лексико-семантической единицы для выполнения определенного речевого задания.

Таким образом, языковой парадигмой называют не простой набор или случайный класс единиц, а только класс, образующийся на основании определенных свойств и признаков единиц. Поэтому можно сказать, что всякая языковая парадигма есть класс единиц, но не всякий класс единиц есть языковая парадигма.

Уровни языка являются сверхпарадигмами. Они включают в себя совокупность всех относительно однородных единиц (единиц одной степени сложности), которые могут вступать между собой в синтагматические и парадигматические отношения. Между членами сверхпарадигм (между единицами разных уровней языка) могут быть только иерархические отношения (морфемы состоят из фонем, слова состоят из морфем, словосочетания состоят из слов, предложения состоят из словосочетаний и т.д.).

В качестве признаков, на основе которых формируются парадигмы, выдвигается общность (тождество, аналогия), различие, отношения оппозиции (противопоставления), пересечения, включения, иерархии, охватывающие форму и/или значения (лексические, грамматические, лексико-грамматические) языковых элементов. По характеру парадигматические отношения квалифицируются как ассоциативные, системные, функциональные. По вовлеченности в связях аспектов двусторонних знаков выделяются односторонние – двусторонние, материальные и семантические отношения, по участию в них уровней языка – одноуровневые и межуровневые, по статусу членов парадигмы – однонаправленные и многонаправленные. Парадигматические отношения объединяют языковые единицы (значения, формы, слова) в парадигмы, которые классифицируются не только по действующим в них видам парадигматических связей, но и по диктуемому ими качественному или количественному параметру. Различаются внутрисловные – межсловные, полные – неполные, простые - сложные («суперпарадигмы», «сверхпарадигмы», «парадигмы парадигм») парадигмы. Понимание парадигмы как окружения составляющих ее единиц языка также изменяется. Трактовку окружения в виде части системы дополняет его определение как текста, в котором обнаруживается позиционное тождество членов парадигмы [8, 9]. Парадигма в первом значении является основой для выделения «парадигматического структурного значения» - нелинейных отношений «знаков, образующих (вместе с соответствующими значениями) определенный класс взаимосвязанных и противопоставленных однородных лексических единиц» (6, 96 – 97).

Исследование парадигматики изначально характеризуется включением ее в общую сеть языковых отношений и в первую очередь выявляет ее соотношение с синтагматикой. Данный подход способствовал утверждению единства языка и речи. Он позволил обнаружить, как парадигмы, представляющие подсистемы в языке, проецируются на речь, и что ее компоненты занимают определенные места в синтагматической цепи.

Дальнейшую эволюцию понятия парадигмы отражают термины словообразовательная (Е.А. Земская), лексико-грамматическая (В.Н. Телия) парадигмы. Понимание парадигмы в контексте признания речевой деятельности только как вербальной коммуникации соотносит ее с набором готовых средств, употребляемых в речи. Признание же наличия у речевой деятельности двух форм (коммуникативной и номинативной) [5, 68] выводит на парадигму как результат лингвокреативной деятельности. Накопление новообразований происходит с их концентрацией вокруг наиболее номинативно активных слов, каковыми становятся ключевые слова, обрастающие новыми значениями, образованными от них словами, фразеологизмами, неоднословными наименованиями в форме словосочетаний, предложений, текстов.

Номинативная парадигма представляет реализацию номинативного потенциала опорного слова, объединяет все случаи его вовлечения в процессы создания номинативных единиц путем использования всех возможных способов номинации – семантической деривации, фразеобразования, словообразования, фразообразования, текстопорождения. Такая парадигма по типам знаков будет гетерогенной, по временному признаку – синхронно-диахронической, по способу существования – виртуальной, по способу демонстрации языковой динамики – реконстриуированной, по границам и объему - открытой. В нее входят лексико-семантические варианты исходного слова, все содержащие его фразеологизмы, все производные слова, словосочетания, предложения, тексты, которые создаются для выполнения номинативной функции. Номинативная парадигма представляет номинативный потенциал исходного опорного слова в полном объеме. Она расчленяется на зоны на основе разных критериев:1) по способам номинации; 2) по парадигматическим отношениям между членами парадигмы (синонимы, антонимы, гиперо-гипонимические, конверсивные и др. отношения, оппозиции); 3) по маркерам, противопоставляющим номинативные единицы; 4) на основе разных уровней и степеней сходства/изоморфизма в строении разных зон парадигмы. Участие опорного слова во всех способах номинации является условием формирования полной номинативной парадигмы. Если же оно имеет ограниченную сочетаемость с другими средствами номинации, то возникают неполные номинативные парадигмы.

Номинативная анкета задает процедурный режим использования знака при производстве других, новых знаков. Использованию знака и моделей номинации присуща регулярность. Поэтому конкретные номинативные парадигмы способны объединяться в типовые. Выявление и описание типовых номинативных парадигм позволят определить тенденции и пути пополнения выразительных возможностей языка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.005 с.)