Идейно-художественные особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идейно-художественные особенности



ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие № 1 (2 часа)

Античная мифология

План

1. Понятия «миф» и «мифология». Мифологическое мировоз­зрение.

2. Сюжеты и образы греческой и римской мифологии.

3. Мифология и религия. Мифология и литература. Мифоло­гия и искусство.

 

Задание:

1. Прочитайте книгу: Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А.А. Нейхардт. М., 1990, или Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М, 1975.

2. В соответствии с вопросами плана практического занятия сделай­те выписки и конспекты из указанных ниже научных и справочных изданий.

3. Составьте в читательском дневнике таблицу «Олимпийские боги», в которую занесите сведения о четырнадцати богах, называвшихся у древних греков олимпийскими: укажите их греческие и римские имена, перечислите их функции, постоянные эпитеты, атрибуты, назовите их священных животных и растения, занесите сведения о характере божеств и укажите основные мифы, связанные с ними.

4. Составьте в тетради собственный «Мифологический слова­рик», в котором укажите:

1) основных героев и их подвиги;

2) фразеологизмы, происхождение которых связано с греческими мифами; объясните значение фразеологизмов и укажите (кратко) цикл мифов и мифологическую ситуацию.

Тексты и литература

Легенды и сказания Древней Греции и ДревнегоРима / Под ред. А.А. Нейхардт. М., 1990.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М. 1975.

Немировский А. И. Мифы Древней Эллады. М. 1992.

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.

Бекер К.Ф. Мифы древнего мира. Саратов, 1995.

Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М., 1996.

Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.

Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1995.

Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1987, 1988. (см.: Т. 1: «Вступ. статья», статья «Греческая мифология». Т. 2: статья «Римская мифология»).

Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1992.

Мифологический словарь / Сост. М.Н. Ботвинник. М., 1965.

 

Занятие № 2 (2 часа)

Идейно-художественные особенности

Поэмы Гомера «Илиада»

План

1. Своеобразие жанра поэмы «Илиада». Особенности изо­бражения троянской войны и композиция поэмы Гомера.

2. Единство действия и эпизодичность в «Илиаде». Осо­бенности эпического действия и стиля.

3. Система образов поэмы: боги, троянские и греческие герои, женские образы. Особенности их характеристики. Эпический идеал человека.

4. Идейное содержание поэмы. Общечеловеческое, «вечное» в со­держании поэмы.

Задание:

1. Прочитайте Мифы о Троянской войне по книге Куна Н.А. Немировского А. И. или Нейхардта А. А. (см. литературу к практическому занятию № 1).

2. Прочитайте поэму «Илиада», найдите и выпишите в читательский дневник:

- постоянные эпитеты, характеризующие основных героев поэмы;

- их портретные характеристики;

- детальные описания;

3. Составьте метрическую схему первых строк «Илиады», покажите, что поэма написана гекзаметром.

4. Выпишите в тетрадь определения понятий: гекзаметр и эпопея. Воспользуйтесь для этого учебниками по античной литературе (перечень специальных терминов дан в учебнике И. М. Тронского на с. 461-462, в учебнике Н.А. Чистяковой на с. 449-451) или Словарем литературоведческих терминов.

5. Прочитайте указанные ниже разделы монографий, сде­лайте выписки в соответствии с вопросами плана:

Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976. Гл.3-5. 9, 11. 14.

Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975 («Стихотвор­ный размер», «Эпический идеал человека...», «Индивидуальная эпическая характеристика», «Эпическое действие», «Словесное вы­ражение»).

6. Охарактеризуйте взгляды В.Г. Белинского на поэму Го­мера как на выдающееся произведение эпической поэзии. Сде­лайте соответствующие выписки из статьи Белинского «Раз­деление поэзии на роды и виды» (см.: Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1978. Т.З. С. 296-304, 317-220).

7. Выпишите в тетрадь фразеологизмы, связанные с мифами о Троянской войне, объясните их значение и расскажите, к какой мифологиче­ской ситуации они относятся (напр., «яб­локо раздора», «суд Париса», «бойтесь да­найцев, и дары приносящих» и др.)

Тексты и литература

Мифы о Троянской войне.

Гомер. Илиада (в пер. А. Гнедича) – полный текст.

Война мышей и лягушек (Батрахомиомахия) - по хрестоматии.

Учебники и учебные пособия по античной литературе.

Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Бе­линский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Т.З. М., 1978.

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995. Т.I, гл. I. «Илиада» и гуманизм Гомера.

Гомеровы гимны. М., 1995.

Кравчук А. Троянская война: миф и история. М. 1991.

Лосев А. Ф. Гомер. М., 1996.

Сахарный Н. Л. Гомеровский эпос. М., 1976.

Флоренсов Н. А. Троянская война и поэмы Гомера. М., 1991.

Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975.

Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

 

Занятие № 3 (2 часа)

Поэма Гомера «Одиссея»

План

1. Особенности сюжета

2. Особенности композиции.

3. Образ Одиссея как идеального эпического героя античности.

4. Образы мифологических персонажей в поэме.

 

Задание:

1. Прочитайте поэму Гомера «Одиссея» в пер. В.А. Жуковского.

2. Определите особенности композиции поэмы.

3. Выпишите в читательский дневник постоянные эпитеты, характеризующие Одиссея, его речевые и портретные характеристики.

4. Проанализируйте приключения Одиссея и определите ключевые черты (не менее десяти), которые свойственны ему как идеальному эпическому герою античности. Докажите, что указанные вами характеристики действительно свойственны личности Одиссея на конкретных примерах (каждая черта - три-четыре примера).

5. Опираясь на мифологические словари, а также на комментарии к тексту, выпишите в читательский дневник характеристики следующих мифологических персонажей: Эол, Гелиос, феакийцы, сирены, Скилла и Харибда, лотофаги, лестригоны, Цирцея (Кирка), циклопы, Каллипсо, Левкотея.

 

Тексты и литература

Мифы о Троянской войне

Гомер. Одиссея (в пер. В. Жуковского) - полный текст.

Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.

Голинкович Т.Н. Читаем Гомера: Одиссея. Песнь I. Ком­ментарий. М., 1996.

Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976.

Шталь И. В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. М.,1978.

Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983

 

Занятие № 4 (2 - 4 часа)

Античная лирика.

В античной и русской поэзии

План

1. Возникновение античной лирики. Роль лирики в грече­ском обществе VП-VI вв. до н.э. и в римском обществе эпохи Августа.

2. Виды и жанры античной лирики.

3. Мир человеческой души в лирике греческих поэтов (чтение и анализ стихотворений).

4. Традиция стихотворения-«памятника» в античной лите­ратуре: Солон - Гораций - Овидий.

5. Развитие этой традиции в русской лирике: М.В. Ломо­носов - Г.Р. Державин - А.С. Пушкин.

 

Задание:

1. По лекциям, учебникам и учебным пособиям прочитать соответствующие разделы о греческой и римской лирике, о творчестве античных поэтов.

2. Опираясь на материалы учебников и рекомендованной литературы, подготовьте сообщение об одном из античных поэтов.

3. Выпишите в читательский дневник образцы лирики Алкея, Сапфо, Анакреонта, Тиртея, Архилоха и др. поэтов и подготовьте анализ. Подготовьте чтение наизусть выбранного стихотвлрения.

4. В читательском дневнике или на полях лекций сделать допол­нения к материалу лекцией: об общественной роли античной лирики в VII-VI вв. до н.э., о ее возникновении и особенностях развития, о роли поэта в греческом и римском обществе.

5. Из хрестоматий или поэтических сборников выпишите в читательский дневник тексты шести «памятников»:

• Солон – «Народ созвал я...» (или, в пер. Вяч. Иванова, «Моей свидетельницей пред судом времен...»);

• Гораций – «Создал памятник я...» (ода III, 30) в пер. С.В. Шервинского;

• Овидий – «Вот завершился мой труд...» в пер.С.В. Шервинского;

• Ломоносов – «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»;

• Державин – «Я памятник себе воздвиг чудесный, веч­ный...»;

• Пушкин – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

6. Используя материалы учебников и рекомендованной научной литературы, составьте пись­менные комментарии к каждому стихотворению. Комментируя стихотворения, ответьте на следующие вопросы:

• Кем был Солон? О чем он говорит в своем стихотворе­нии? Можно ли сказать, что стихотворение имеет итоговый характер? Чему именно подводится итог в стихотворении Со­лона?

• Почему именно стихотворение древнегреческого поэта послужило источником для «памятника» Горация? Что именно Гораций заимствовал из стихотворения Солона?

• Какова структура «памятника» Горация? Выделите основные идеи оды Горация, сравните с соответствующими идеями «памятников» Ломоносова, Державина и Пушкина. Отметьте в них черты сходства и различия, проследите развитие литературной традиции.

• Покажите, что в финале «Метаморфоз» (1-8 гг. н.э.) Ови­дий использовал идею «Памятника» Горация, опублико­ванного в 23 г. до н.э.

• В чем каждый из поэтов (античных и русских) видит свое право на бессмертие? Как они оценивают свою деятельность? В чем смысл их обращения к музе?

6. Выучите наизусть «Памятник» Горация в пер. М.В. Ломоносова или др. поэта.

 

Тексты и литература

· Стихотворения Тиртея, Солона, Феогнида, Архилоха, Сапфо,

Алкея, Анакреонта, Алкмана, Пиндара, Вакхилида.

· Тексты стихотворений-«памятников» Солона, Горация, Овидия, Ломоносова, Державина, Пушкина. - Любое издание.

Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.

Боннар А. Архилох, поэт и гражданин / Греческая цивилизация. М., 1995. Т. I. Гл. IV.

Боннар А. Сафо с Лесбоса – десятая муза. Там же. Гл. V.

Боннар А. Солон и приближение демократии. Там же. Гл. VI.

Боннар А. Пиндар, владыка поэтов и поэт владык. Там же. Т. II. Гл.V.

Гринбаум Н.С Художественный мир античной поэзии:

Творческий поиск Пиндара. М., 1990.

Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989.

Алексеев М.П. Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг...» / Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. Л., 1987. С. 236 – 265.

Еремин М. Муза свободы: Стихотворение «Я памятник се­бе воздвиг нерукотворный...» / Вершины: Книга о выдающих­ся произведениях русской литературы. М., 1978.

Полонская К. П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., 1963.

Савельева Л. И. Античность в русской поэзии конца XVIII -начала XIX вв. Казань, 1980.

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.

Занятие № 5 (2 часа)

Греческая комедия

План

1. Идейные и художественные особенности комедий Аристофана.

2. Комедия «Облака». Особенности названия комедии.

3. Характеристика основных образов.

4. Изображение Сократа и софистов в комедии.

5. Особенности идейного содержания комедии.

6. Приемы комического в комедии.

7. Особенности новой аттической комедии. Комедия Менандра «Брюзга». Особенности построения характеров. Идейное содержание комедии.

 

Задание:

Прочитайте комедию Аристофана «Облака».

1. Сделайте в читательский дневник выписки, характеризующие главных героев комедии: Сократа, Стрепсиада, Федиппида.

2. Определите, какие приемы комического использует Аристофан при создании образов. Сделайте в читательский дневник соответствующие выписки.

3. Законспектируйте главу «Загадка Сократа» из монографии А. Боннара «Греческая цивилизация» (Т. II, гл. X). Опираясь на материалы данной главы, а также на соответствующие статьи Словаря античности или Философского словаря, ответьте на следующие вопросы: Кем был Сократ как историческая личность? Каким он был? Чем он прославился? Был ли он софистом? Что известно о его жизни и о его смерти? Кто такие софисты? Был ли Сократ софистом? Чем отличается литературный образ, созданный Аристофаном, от реального исторического образа Сократа? Что именно и с какой целью домыслил или переосмыслил Аристофан в образе Сократа? Как это связано с идейным содержанием комедии? Какие черты личности Сократа Аристофан изобразил правдиво? Почему?

4. Прочитайте комедию Менандра «Брюзга». Сделайте в читательский дневник выписки, характеризующие главных героев комедий. Определите принципы построения характеров в комедии.

5. Сделайте выводы об особенностях проблематики и идейного содержания комедий Менандра и Аристофана, об основных принципах построения характеров у обоих авторов. В чем заключаются различия? В чем вы видите причину этих различий?

 

Тексты и литература

Аристофан. Облака.

Менандр. Брюзга (Угрюмец).

Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.

Боннар А. Смех Аристофана / Греческая цивилизация. М., 1995. Т. II. Гл. VIII.

Боннар А. Загадка Сократа / Там же. Гл. X.

Боннар А. Царство книг. Александрия. Библиотека и Мусейон / Там же. Т. III. Гл. XI.

Гусейнов Г. Ч. Аристофан. М., 1988.

Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М., 1979.

 

Занятие № 9

Античный роман (2-4 часа)

План

1. «Греческое возрождение» в античной литературе II в. н.э.

2. Плутарх (ок. 45 – после 120 гг. до н.э.) – греческий писатель периода «греческого возрождения». «Сравнительные жизнеописания» Плутарха: особенности жанра, мастерство художественной биографии, монументальность и психологизм в создании образов. Морализм Плутарха.

3. Греческий роман II в. н.э. Мифологизм в буколическом романе Лонга «Дафнис и Хлоя». Отражение сознания эпохи в романе.

4. Луций Апулей (ок. 125 – ок. 180 гг. до н.э.). Особенности личности и мировоззрения. Роман «Метаморфозы, или Золотой осел»: проблематика и образы, своеобразие жанра, аллегорический смысл сюжета, поэтика контрастов. Отражение кризиса идеологии периода римской античности в романе.

Задание:

1. Прочитайте из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха: Солон («Солон и Попликола»), «Демосфен и Цицерон», Перикл («Перикл и Фабий Максим»). В соответствии с вопросами плана сделайте соответствующие выписки из текста и научной литературы.

2. Прочитайте роман Лонга «Дафнис и Хлоя» – полный текст.

3. Законспектируйте главу из книги А. Боннара «Греческая цивилизация (Т. III, гл. XVII).

4. Прочитайте роман Апулея «Метаморфозы» - полный текст. В соответствии с вопросами плана сделайте в читательский дневник выписки из текста и научной литературы.

 

Тексты и литература

Плутарх. Сравнительные жизнеописания.

Лонг. Дафнис и Хлоя.

Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел».

* * *

Учебники, энциклопедии и словари по античной литературе.

Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973.

Античный роман. М., 1969.

Боннар А. Иные способы бегства от жизни. Город и реалистический мим. Греческий роман. «Дафнис и Хлоя» / Греческая цивилизация. Т. III. Гл. XVII. М., 1995.

Джонс А. Гибель античного мира / Пер. с англ. Т. Горяйновой. Ростов-на-Дону. М., 1997.

Полякова С.В. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея. М, 1988.

 

ПО АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

Учебники и учебные пособия

 

Античная литература / Под ред. проф. А.А. Тахо-Годи. М.,1986.

Борухович В.Г. История древнегреческой литературы. Са­ратов, 1982.

История всемирной литературы: В 9 т. М., 1983. Т.1.«Литература европейской античности».

Лапидус Н И. Античная литература. Минск, 1986.

Лосев А.Ф. и др. Античная литература. М., 1997.

Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М., 1982.

Тронский И.М. История античной литературы. М., 1988.

Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. М., 1972.

 

Хрестоматии

 

Античная литература: Греция: Антология: В 2 т. / Сост. Федоров Н.А., В.И. Мирошенкова. М., 1989.

Античная литература: Рим: Антология / Сост. Федоров Н.А.,

Мирошенкова В.И. М., 1988.

Полонская К. П., Поняева Л.П. Хрестоматия по ранней рим­ской литературе. М.,1984.

Федоров Н.А., Мирошенкова В.И. Античная литература:

Рим: Хрестоматия. М., 1999.

Хрестоматия по античной литературе: В 2 т. Т. I: Греция. Т. II: Рим / Под ред. Н. Ф. Дератани. М., 1965.

Эллиника: Хрестоматия поэтических комментированных текстов древнегреческих авторов. М., 1994.

 

Исследования

 

Аверинцев С.С. Две тысячи лет с Вергилием // Аверинцев С.С. Поэты. М., 1996.

Аристотель и античная литература. М., 1978.

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белин­ский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 3. М., 1978. С. 296-304,317-320.

Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М., 1995.

Борухович В.Г. Квинт Гораций Флакк: Поэзия и время. Саратов, 1992.

Вулих Н.В. Овидий. М., 1996.

Головня В.В. История античного театра. М., 1972.

Гончарова Т. В. Еврипид. М., 1986.

Грабарь-Пассек М.Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М, 1966.

Гусейнов Г.Ч. Аристофан. М., 1988.

Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989.

Лосев А.Ф. Гомер. М., 1996.

Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995.

Петрова Н.В. Круглый стол «Античный миф и пути его изучения» // Филологические науки. 1997. № 5. С. 121-124.

Полонская К.П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., 1963.

Пронин В.А. Катулл. М., 1993.

Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976.

Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957.

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М. 1989.

Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975.

Шталь И.В. Поэзия Гая Валерия Катулла: Типология ху­дожественного мышления и образ человека. М., 1977.

Шталь И.В Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.

Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М., 1979.

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.

 

Справочная литература

Античная культура: Словарь-справочник. М., 1995.

Античность: Словарь-справочник / Под общей ред. В.Н. Ярхо. Дубна, 1998.

Античные писатели: Словарь / Пер. с польск. СПб., 1999.

Замаровский В. Боги и герои античных сказаний: Словарь / Пер. с чеш. М., 1994.

Зурабова К.А., Сухачева В.В. Мифы и предания. Античность и библейский мир: Популярный энциклопедический словарь. М., 1993.

Иллюстрированный мифологический словарь / Ботвинник М.Н., Коган Б. М. и др. СПб., 1994.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962-1978.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1976.

Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Сост. А.А.Нейхардт. М., 1990.

Лисовый И.А., Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима. Минск, 1997.

Литературный энциклопедический словарь, М., 1987.

Мифологический словарь / Ботвинник М.Н., Коган Б. М. и др.М., 1994.

Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского.М., 1992. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. М., 1987, 1988.

Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М.,1996.

Немировский А.И. Мифы древней Эллады. М., 1992.

Словарь античности / Пер с нем. М., 1994.

Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности: 337 портретов в слове и образе. М., 1984.

Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч. 1. Религии мира. М., 1996.

 

Издания памятников античной литературы

 

Гомер. Илиада / Пер. А. Гнедича. Л., 1990.

Гомер. Одиссея / Пер. В. Жуковского. М., 1983.

Гомеровы гимны. М., 1995.

Эллинские поэты / В пер. В.В. Вересаева. М., 1963.

Античная басня / Пер. и предисл. М. Гаспарова. М., 1991.

Античная лирика / Под ред. С. Апта и Ю. Шульца. М., 1968.

Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты / Ред. Ф. Петровского. М.,1980.

Древнегреческая элегия / Коммент., вступ. ст. Н.А. Чистяковой. СПб., 1996.

Античная драма / Под ред. С. Апта. М., 1970.

Эсхил. Трагедии / Пер. С. Апта. М., 1971.

Софокл. Драмы / Пер. Ф.Ф. Зелинского. М., 1990.

Еврипид. Трагедии: В 2 т./ Пер. И. Анненского. М., 1999.

Аристофан. Комедии: В 2 т. М., 1983.

Басни Эзопа / Пер. М. Гаспарова. М., 1968.

Менандр. Комедии. М., 1964.

Плавт. Избранные комедии. М., 1968.

Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. М., 1993.

Лукреций Кир. О природе вещей / Пер. Ф.Петровского. М., 1983.

Катулл. Книга стихотворений. М., 1986.

Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971.

Гораций. Собрание сочинений. СПб., 1993.

Овидий. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии / Пер. С. Шервинского. М., 1983.

Овидий. Собрание сочинений: В 2 т./ Вступ. ст. В. Дурова. СПб., 1994.

Сенека. Трагедии / Под ред. М. Гаспарова. М., 1983.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т. / Изд. 2. М.,1994.

Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды / Пер. М. Кузмина и С. Маркиша. М., 1993.

Античный роман / Под ред. М. Грабарь-Пассек. М., 1969.

РЕФЕРАТЫ ПО АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1. Эпический идеал человека в поэме Гомера «Илиада».

2. Эпический идеал человека в поэме Гомера «Одиссея».

3. Дидактический эпос. Басни Эзопа. «Труды и дни» Гесиода.

4. Развитие декламационной лирики в творчестве Архилоха, Тиртея, Солона, Феогнида.

5. Развитие сольной лирики в творчестве Алкея, Сапфо, Анакреонта. Русская анакреонтика XVIII-XIX вв.

6. Развитие хоровой лирики в творчестве Пиндара. Судьба пиндарической лирики в позднейшей литературе.

7. Проблема рока и справедливости в трилогии Эсхила «Орестея».

8. Трагедия Софокла «Эдип-царь». Анализ образа царя Эдипа. Сравнительная характеристика трагедии Софокла и Сенеки («Эдип»).

9. Образ Антигоны в трагедии Софокла «Антигона» и его смысл. Сравнительная характеристика образов Антигоны и Исмены.

10. Женские образы в трагедиях Еврипида («Алкестида», «Медея», «Ифигения в Авлиде»).

11. Трагедия Еврипида «Ифигения в Авлиде». Выражение полисного патриотизма в трагедии. Образ Ифигении.

12. Трагедия Еврипида «Медея», раскрытие в ней борьбы чувств и внутреннего разлада в душе человека. Образы Медеи и Ясона.

13. Драматургия Сенеки. «Медея» Еврипида и «Медея» Сенеки. Сравнительный анализ трагедий.

14. Аристофан как «отец комедии». Подробный анализ поэтики и проблематики одной из комедий («Лягушки», «Лисистрата» «Облака»).

15. Александрийская поэзия. Творчество Феокрита.

16. Катулл и кружок поэтов-неотериков. Поэзия Катулла ее темы, художественное своеобразие.

17. Раннее творчество Вергилия. «Буколики» и «Георгики», их связь с произведениями Феокрита и Гесиода.

18. «Энеида» Вергилия как поэма, прославляющая римскую державу и род Августа. Связь с поэмами Гомера и отличие от них.

19. «Энеида» Вергилия. Образ Энея как идеал римской доблести.

20. Ранние произведения Горация «Эподы» и «Сатиры», их идейно-художественное своеобразие.

21. Гораций как римский классицист. «Оды»и «Послания» Горация.

22. Традиция литературного «памятника» в античной и русской поэзии (Солон, Гораций, Овидий – Ломоносов, Делжавин, Пушкин).

23. Творческий путь Овидия. Его место в литературе эпохи Августа. А.С. Пушкин об Овидии (стихотворение «К Овидию», отрывки об Овидии из I-ой главы «Евгения Онегина» и поэмы «Цыгане»).

24. Эзоповские сюжеты в баснях И.А. Крылова.

25. Римское ораторское искусство II-I вв. до н.э. Роль Цицерона в истории римской литературы (речи Цицерона – по хрестоматии).

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Основные этапы развития зарубежной литературы. Литература древнего мира. Понятие об античной литературе. Ее значение в развитии мировой литературы.

2. Понятие о мифе и мифологии. Типы и циклы мифов. Космогоническая мифология. Мифы о богах и героях. Основные сюжеты и образы (знание книги Н.А. Куна и А.А. Нейхардт «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима»).

3. Гомер и «гомеровский вопрос» в науке. Современное состояние этого вопроса. Мифы о Троянской войне и особенности ее изображения в «Илиаде» Гомера. Гуманистический смысл поэмы.

4. Система образов в поэме Гомера «Илиада». Образы ахейцев. Образы троянцев. Божественные образы в поэме. Женские образы в поэме.

5. Поэма Гомера. «Одиссея». Особенности композиции. Сюжет. Образ Одиссея как эпический идеал человека. Образы мифологических персонажей в поэме.

6. Периодизация развития древнегреческого эпоса. Творчество Гесиода. Поэма «Труды и дни» как образец дидактического эпоса.

7. Древнегреческая лирика. Ее происхождение, основные виды и представители. Развитие декламационной лирики в творчестве Архилоха, Тиртея, Солона, Феогнида. Чтение стихотворения наизусть (на выбор).

8. Развитие сольной лирики в творчестве Алкея, Сапфо, Анакреонта. Анакреонтика. Чтение стихотворений наизусть.

9. Развитие хоровой лирики. Творчество Пиндара.

10. Древнегреческий театр. Его происхождение, особенности организации театральных представлений в Афинском полисе, устройство и роль в жизни полиса. Возникновение и развитие античной драмы. Роль хора в античной трагедии.

11. Эсхил. Характеристика его эпохи, жизни, мировоззрения. Периодизация творчества. Трагедия «Персы».

12. Трагедия Эсхила «Прометей прикованный».Идейное содержание трагедии. Особенности образной системы. Характеристика образов.

13. Особенности 3-го этапа творчества Эсхила. Трилогия «Орестея». Мифологическая основа сюжета. Образная система. Особенности идейного содержания.

14. Софокл. Характеристика его эпохи и мировоззрения. Трагедия «Эдип-царь». Особенности сюжета. Образная система. Образ царя Эдипа и его идейный смысл. Особенности идейного содержания трагедии.

15. Трагедия Софокла «Антигона».Сюжет, анализ образов, особенности идейного содержания трагедии.

16. Еврипид. Характеристика его эпохи и мировоззрения. Идейное и художественное своеобразие творчества. Анализ трагедии «Медея».

17. Трагедии Еврипида «Ипполит» и «Ифигения в Авлиде». Анализ по выбору.

18. Аристофан. Характеристика его эпохи и мировоззрения. Антивоенная тематика в творчестве Аристофана. Анализ одной из антивоенных комедий Аристофана по выбору. Анализ комедии «Облака».

19. Новоаттическая комедия. Творчество Менандра. Характеристика комедии «Брюзга». Отличие комедий Менандра от комедий Аристофана.

20. Александрийская поэзия. Идиллии Феокрита.

21. Зарождение римской литературы. Драматургия Плавта. Анализ комедий «Горшок», «Привидение» - по выбору.

22. Драматургия Теренция. Комедии «Свекровь» и «Самоистязатель» (анализ по выбору студента).

23. Политическая и литературная жизнь Рима в «век Августа». Кружок Мецената. Ранее творчество Вергилия. «Буколики» и «Георгики». Их связь с произведениями Феокрита и Гесиода. Поэма «Энеида» как римский национальный эпос. Ориентация на Гомера и отличие от него. Мифологическая основа сюжета. Образы Энея и Дидоны.

24. Ранние произведения Горация. «Эподы» и «Сатиры». Их идейное и художественное своеобразие. «Оды» Горация, их проблематика и своеобразие. Гораций как римский классицист.

25. «Послания» и «Наука поэзии» Горация. Его значение в литературе римского классицизма.

26. Тема бессмертия поэта в лирике Горация: оды «Вознесусь на крыльях…» (II, 20) и «Создал памятник я…» (III,30). Традиция литературного «памятника» в античной и русской поэзии (Солон, Гораций, Овидий – Ломоносов, Державин, Пушкин). Чтение «Памятника» Горация наизусть.

27. Жизнь и творчество Овидия. Его место в литературе эпохи Августа. Поэма «Метаморфозы »: ее содержание, построение, стиль. «Печальные элегии» и «Послания с Понта».

28. Художественная проза в греческой литературе («греческий роман») I - IV вв. Лонг «Дафнис и Хлоя». Сюжет романа, стиль, поэтика.

29. Художественная роза в римской литературе («латинский роман») II в. н.э. Луций Апулей «Метаморфозы, илиЗолотой осел». Аллегорический смысл сюжета, своеобразие жанра, поэтика контрастов, особенности стиля.

30. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха («Солон», «Перикл», «Демосфен и Цицерон»): мастерство художественной биографии, морализм, психологизм и монументальность в изображении героев.

 

Перечень ключевых слов

Александрийская поэзия

Алкеевская строфа

Анакреонтика

Акмеизм

Аэды

Буколическая поэзия

Гекзаметр

Гимн

Гомеровский вопрос

Дифирамб

Драма

Идиллия

Катарсис

Комедия

Корифей

Котурны

Мелика

Метаморфозы

Миф

Мифология

Ода

Орхестра

Парфений

Пеан

Перипетия

Пролог

Проскений

Сафическая срофа

Скена

Софисты

Трагедия

Трилогия

Фетишизм

Хор

Хорег

Элегия

Эпиграмма

Эпиталамий

Эпитафий

Эпод

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие № 1 (2 часа)

Античная мифология

План

1. Понятия «миф» и «мифология». Мифологическое мировоз­зрение.

2. Сюжеты и образы греческой и римской мифологии.

3. Мифология и религия. Мифология и литература. Мифоло­гия и искусство.

 

Задание:

1. Прочитайте книгу: Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А.А. Нейхардт. М., 1990, или Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М, 1975.

2. В соответствии с вопросами плана практического занятия сделай­те выписки и конспекты из указанных ниже научных и справочных изданий.

3. Составьте в читательском дневнике таблицу «Олимпийские боги», в которую занесите сведения о четырнадцати богах, называвшихся у древних греков олимпийскими: укажите их греческие и римские имена, перечислите их функции, постоянные эпитеты, атрибуты, назовите их священных животных и растения, занесите сведения о характере божеств и укажите основные мифы, связанные с ними.

4. Составьте в тетради собственный «Мифологический слова­рик», в котором укажите:

1) основных героев и их подвиги;

2) фразеологизмы, происхождение которых связано с греческими мифами; объясните значение фразеологизмов и укажите (кратко) цикл мифов и мифологическую ситуацию.

Тексты и литература

Легенды и сказания Древней Греции и ДревнегоРима / Под ред. А.А. Нейхардт. М., 1990.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М. 1975.

Немировский А. И. Мифы Древней Эллады. М. 1992.

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.

Бекер К.Ф. Мифы древнего мира. Саратов, 1995.

Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М., 1996.

Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.

Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1995.

Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1987, 1988. (см.: Т. 1: «Вступ. статья», статья «Греческая мифология». Т. 2: статья «Римская мифология»).

Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1992.

Мифологический словарь / Сост. М.Н. Ботвинник. М., 1965.

 

Занятие № 2 (2 часа)

Идейно-художественные особенности

Поэмы Гомера «Илиада»

План

1. Своеобразие жанра поэмы «Илиада». Особенности изо­бражения троянской войны и композиция поэмы Гомера.

2. Единство действия и эпизодичность в «Илиаде». Осо­бенности эпического действия и стиля.

3. Система образов поэмы: боги, троянские и греческие герои, женские образы. Особенности их характеристики. Эпический идеал человека.

4. Идейное содержание поэмы. Общечеловеческое, «вечное» в со­держании поэмы.

Задание:

1. Прочитайте Мифы о Троянской войне по книге Куна Н.А. Немировского А. И. или Нейхардта А. А. (см. литературу к практическому занятию № 1).

2. Прочитайте поэму «Илиада», найдите и выпишите в читательский дневник:

- постоянные эпитеты, характеризующие основных героев поэмы;

- их портретные характеристики;

- детальные описания;

3. Составьте метрическую схему первых строк «Илиады», покажите, что поэма написана гекзаметром.

4. Выпишите в тетрадь определения понятий: гекзаметр и эпопея. Воспользуйтесь для этого учебниками по античной литературе (перечень специальных терминов дан в учебнике И. М. Тронского на с. 461-462, в учебнике Н.А. Чистяковой на с. 449-451) или Словарем литературоведческих терминов.

5. Прочитайте указанные ниже разделы монографий, сде­лайте выписки в соответствии с вопросами плана:

Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976. Гл.3-5. 9, 11. 14.

Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975 («Стихотвор­ный размер», «Эпический идеал человека...», «Индивидуальная эпическая характеристика», «Эпическое действие», «Словесное вы­ражение»).

6. Охарактеризуйте взгляды В.Г. Белинского на поэму Го­мера как на выдающееся произведение эпической поэзии. Сде­лайте соответствующие выписки из статьи Белинского «Раз­деление поэзии на роды и виды» (см.: Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1978. Т.З. С. 296-304, 317-220).

7. Выпишите в тетрадь фразеологизмы, связанные с мифами о Троянской войне, объясните их значение и расскажите, к какой мифологиче­ской ситуации они относятся (напр., «яб­локо раздора», «суд Париса», «бойтесь да­найцев, и дары приносящих» и др.)

Тексты и литература

Мифы о Троянской войне.

Гомер. Илиада (в пер. А. Гнедича) – полный текст.

Война мышей и лягушек (Батрахомиомахия) - по хрестоматии.

Учебники и учебные пособия по античной литературе.

Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Бе­линский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Т.З. М., 1978.

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995. Т.I, гл. I. «Илиада» и гуманизм Гомера.

Гомеровы гимны. М., 1995.

Кравчук А. Троянская война: миф и история. М. 1991.

Лосев А. Ф. Гомер. М., 1996.

Сахарный Н. Л. Гомеровский эпос. М., 1976.

Флоренсов Н. А. Троянская война и поэмы Гомера. М., 1991.

Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975.

Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

 

Занятие № 3 (2 часа)

Поэма Гомера «Одиссея»

План

1. Особенности сюжета

2. Особенности композиции.

3. Образ Одиссея как идеального эпического героя античности.

4. Образы мифологических персонажей в поэме.

 

Задание:

1. Прочитайте поэму Гомера «Одиссея» в пер. В.А. Жуковского.

2. Определите особенности композиции поэмы.

3. Выпишите в читательский дневник постоянные эпитеты, характеризующие Одиссея, его речевые и портретные характеристики.

4. Проанализируйте приключения Одиссея и определите ключевые черты (не менее десяти), которые свойственны ему как идеальному эпическому герою античности. Докажите, что указанные вами характеристики действительно свойственны личности Одиссея на конкретных примерах (каждая черта - три-четыре примера).

5. Опираясь на мифологические словари, а также на комментарии к тексту, выпишите в читательский дневник характеристики следующих мифологических персонажей: Эол, Гелиос, феакийцы, сирены, Скилла и Харибда, лотофаги, лестригоны, Цирцея (Кирка), циклопы, Каллипсо, Левкотея.

 

Тексты и литература

Мифы о Троянской войне

Гомер. Одиссея (в пер. В. Жуковского) - полный текст.

Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе.

Голинкович Т.Н. Читаем Гомера: Одиссея. Песнь I. Ком­ментарий. М., 1996.

Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976.

Шталь И. В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. М.,1978.

Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983

 

Занятие № 4 (2 - 4 часа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.321 с.)