Вера в ниспосланные писания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вера в ниспосланные писания.



Вера в ниспосланные писания.

Содержание:

Значение слова «откровение» в арабском языке и шариате и его формы.

Тема 1. Религиозное предписание относительно веры в писания и его обоснование.

Тема 2. Суть веры в писания.

Тема 3. Разъяснение того, что Таурат, Инджил и некоторые другие небесные писания претерпели искажения, тогда как Коран не был искажен.

Тема 4. Вера в Коран и его особенности.

_______________________________________________

Значение слова «откровение» в арабском языке и шариате и его формы.

Лексическое значение.

Арабское слово «вахьй» означает «быстрое и незаметное оповещение». Это слово используется в значениях «указание», «надпись», «послание», «внушение». Этим словом можно назвать все, благодаря чему один человек дает понять что-либо другому. В этом смысле «вахьй» не является особенностью пророков и не обязательно исходит от Аллаха.

Таким образом, по своему лексическому значению слово «вахьй» может означать:

1. Подсознательное внушение человеку. Такого рода внушение было дано матери Мусы, о чем сказал Всевышний: «Мы внушили матери Мусы (Моисея): «Корми его грудью…» (аль-Касас, 7).

2. Инстинктивное внушение животным, подобное тому, что происходит с пчелами. Всевышний сказал: «Твой Господь внушил пчеле: «Воздвигай жилища в горах…» (ан-Нахль, 68).

3. Короткий намек или знак. Так поступил Закария, когда сделал знак своим сородичам, о чем сказал Всевышний: «Он вышел из молельни к своему народу и дал им понять: «Воздавайте хвалу по утрам и перед закатом!» (Марьям, 11).

4. Наущения сатаны и приукрашивание им зла в глазах его помощников. Всевышний сказал: «Воистину, дьяволы внушают своим помощникам препираться с вами» (аль-Ан’ам, 121).

5. Повеления Аллаха ангелам. Всевышний сказал: «Вот твой Господь внушил ангелам: «Я – с вами. Укрепите тех, которые уверовали!» (аль-Анфаль, 12).

 

Шариатское значение.

В шариате слово «вахьй» означает «откровение». Это – прямое или опосредованное оповещение Аллахом Его пророков о том, что Ему угодно из шариата или Писания, для того, чтобы они донесли это до остальных творений.

 

Разновидности откровения.

Пророки получали откровение от Аллаха разными способами, которые разъяснены в суре «аш-Шура»: «Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он – Возвышенный, Мудрый» (аш-Шура, 51). Таким образом, Всевышний сообщил, что Его беседы с представителями рода человеческого и откровения имеют три ступени.

Первая степень – это простое откровение, которое Аллах внушает в сердце человека так, что тот не испытывает ни малейшего сомнения в том, что оно получено от Аллаха. Об этом свидетельствуют слова Всевышнего: «…иначе, как посредством откровения…». В качестве примера этого можно привести хадис Абдуллаха бин Мас’уда о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину, Святой Дух вдохнул мне в душу: никто не умирает, пока не получает свой удел полностью; посему бойтесь Аллаха и ищите удел достойным образом». Этот хадис передали Ибн Хиббан в «ас-Сахихе», аль-Хаким в «аль-Мустадраке», Ибн Маджа в «ас-Сунане» и др. Аль-Хаким назвал его достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.[«Маварид аз-Заман» (1084, 1085), «Мустадрак аль-Хаким» (2/4), «Сунан Ибн Маджа» (2144), Ибн Абу ад-Дунья в книге «аль-Канаа», аль-Бейхаки в книге «Шуаб аль-Иман», аль-Багави (4112)].

 

Некоторые богословы причисляют к этой разновидности сновидения пророков. Сюда относится видение Ибрахима, о котором нам поведал Аллах: «…он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя» (ас-Саффат, 102).

 

Сюда же относятся и видения Пророка Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) которые являлись ему в начале пророческой миссии, о которых сообщается в хадисе Аиши, переданном аль-Бухари и Муслимом: «Ниспослание откровений посланнику Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) началось с благих видений во сне, и когда он видел их, они приходили подобно утренней заре».[«Сахих аль-Бухари» (3), «Сахих Муслим» (160)].

 

Вторая ступень – это беседа через завесу без посредников. Известно, что таким путем получали откровение лишь некоторые из пророков и посланников. В писании Аллаха неоднократно упоминается о том, что Всевышний Аллах беседовал с Мусой: «А с Мусой (Моисеем) Аллах вел беседу» (ан-Ниса, 164); «Когда же Муса (Моисей) пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним» (аль-А’раф, 143).

Аллах также разговаривал с Адамом, о чем сообщается в словах Всевышнего: «Адам принял слова от своего Господа» (аль-Бакъара, 37).

 

А в ночь вознесения на небеса Всевышний Аллах разговаривал с нашим Пророком Мухаммадом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) о чем достоверно известно из Сунны. На эту ступень в аяте указывают слова Всевышнего: «…или через завесу».

 

Третья ступень – это откровение, переданное посредством ангела. О такой форме откровения свидетельствуют слова Всевышнего: «Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает». Примером этого является то, как ангел Джибрил приносил откровения от Аллаха пророкам и посланникам.

 

Все коранические откровения были ниспосланы именно так. Аллах произнес их, ангел Джибрил услышал их от Него и передал Пророку Мухаммаду, саля Ллаху алейхи ва салам. Всевышний сказал: «Воистину, это – Ниспослание от Господа миров. Верный Дух (Джибрил) сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает» (аш-Шуара, 192-194); «Скажи, что Святой Дух (Джибрил) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной» (ан-Нахль, 102).

 

Джибрил передавал откровение нашему Пророку Мухаммаду Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в трех состояниях.

Во-первых, он являлся к нему в том облике, в котором был сотворен. В предыдущей главе мы уже отметили, что это произошло всего дважды.

Во-вторых, откровение являлось к нему подобно колокольному звону. Когда же ниспослание его прекращалось, он запоминал то, что ему было сказано.

В-третьих, ангел Джибрил представал перед ним в облике человека и разговаривал с ним, передавая ему откровение. В качестве примера этого можно привести вышеупомянутый хадис о том, как Джибрил задал Пророку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) несколько вопросов о ступенях веры.

 

О последних двух состояниях Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, отвечая на вопрос аль-Хариса бин Хишама: «О посланник Аллаха! Каким образом к тебе приходит откровение?» Он сказал: «Иногда оно является ко мне подобно колокольному звону, и для меня это является самой тяжелой формой. Он (Джибрил – прим. пер.) покидает меня, когда я уже запомнил его. Иногда же ангел предстает передо мной в облике мужчины. Он разговаривает со мной, и я запоминаю то, что он говорит». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[«Сахих аль-Бухари» (2), «Сахих Муслим» (2333)].

 

 

Определение.

Арабское слово «китаб» – это отглагольное существительное, образованное от глагола «писать». Со временем оно стало использоваться в значении «запись», хотя, в принципе, оно означает «лист с записью». Всевышний сказал: «Люди писания просят тебя, чтобы ты низвел им писание с неба» (ан-Ниса, 153). Под «писанием» здесь подразумевается «лист с записью».

Под священными же писаниями понимаются книги и свитки, содержащие Слово Всевышнего Аллаха, ниспосланное в откровении Его посланникам. Эти писания могут быть ниспосланы в виде записи, подобно Таурату, или устным путем, как все остальные писания, которые были записаны уже после ниспослания.

 

Польза веры в писания.

Вера в писания приносит верующему огромную пользу. Вот некоторые из ее плодов:

1. Благодарность Всевышнему Аллаху за то, что Он проявил милость к Своим творениям и позаботился о них, ниспослав им писания, содержащие наставления ко всему, что приносит им добро и благополучие как в этом мире, так и в Последней жизни.

2. Осознание мудрости Всевышнего Аллаха, Который ниспослал в Своих Писаниях законы, приемлемые для каждой общины. Что же касается последнего из этих писаний – Великого Корана, то он является приемлемым для всех творений, в любой стране и во все времена, вплоть до наступления Судного дня.

3. Вера в то, что одним из качеств Всевышнего Аллаха является Речь, которая совершенно не похожа на речь творений, и что творения не способны сказать нечто подобное Его Речи и Его словам.

Особенности веры в Коран.

Из всего сказанного видно, что вера в писания Аллаха является один из важных столпов мусульманской веры вообще. А поскольку Великий Коран отменяет предыдущие писания и свидетельствует о них, поскольку после пришествия нашего Пророка Мухаммада Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и ниспослания ему Корана люди и джинны могут поклоняться Аллаху, только руководствуясь кораническими предписаниями, то вера в это писание должна иметь некоторые особенности. Таким образом, для того чтобы уверовать в Коран по-настоящему, наряду с признанием положений, касающихся всех священных писаний в целом, необходимо верить и в следующие особенности:

 

1. Коранический призыв и закон носят всеобщий характер и распространяются на всех представителей двух весомых родов – людей и джиннов. Никто из них не имеет права отказаться от веры в Коран или поклоняться Аллаху не так, как предписано в этом писании. Всевышний сказал: «Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран), чтобы он предостерег миры» (аль-Фуркан, 1).

Говоря же языком Своего пророка Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) Всевышний сказал: «Этот Коран дан мне в откровение, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет» (аль-Ан’ам, 19).

А говоря устами джиннов, Всевышний сказал: «Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него» (аль-Джинн, 1-2).

2. Коран отменяет все предыдущие писания, и поэтому после ниспослания Корана ни люди писания, ни все остальные люди не имеют права поклоняться Аллаху, опираясь на иное писание. Нет истинной религии, кроме той, которая провозглашена Кораном, и нет поклонения, кроме того, которое предписано в нем. Дозволено только то, что Коран объявляет дозволенным, и запрещено только то, что он провозглашает запрещенным. Всевышний сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято» (Аль Имран, 85);

«Мы ниспослали тебе Писание истинно, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал Аллах» (ан-Ниса, 105).

Ранее мы уже упоминали о хадисе Джабира бин Абдуллаха, в котором сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил своим сподвижникам читать книги людей писания: «Клянусь Тем, в Чьей Руке находится моя душа, если бы Муса был жив, ему бы не оставалось ничего, кроме как последовать за мной». [«Муснад Ахмад» (3/387), «Кашф аль-Астар» (134), «Шуаб аль-Иман» (177)].

 

3. Принесенный Кораном шариат является легким и доступным по сравнению с законодательствами предыдущих писаний, которые содержали множество тяжелых и обременительных предписаний. Всевышний сказал: «…которые последуют за Посланником, неграмотным (не уме­ющим читать и писать) Пророком, запись о котором они найдут в Таурате и Инджиле. Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков, которые были на них» (аль-А’раф, 157).

 

4. Коран – это единственное из божественных писаний, текст и значение которого Аллах обязался сохранить от любого рода искажений. Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (аль-Хиджр, 9);

«Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального» (Фуссылат, 42).

Великий и Могучий Господь также обязался истолковать Коран и разъяснить заложенный в нем смысл: «Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснять его» (аль-Кийама, 17-19).

Ибн Касир в толковании последнего аята писал: «После того как ты запомнишь и прочтешь его, Мы внушим и разъясним тебе тот смысл, который Мы заложили в нем».

Для того чтобы сохранить это писание, Аллах подготовил ученых и знатоков, которые исправно выполняли свои обязанности со времен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) вплоть до наших дней. Они запоминали наизусть и берегли текст Корана, постигали его истинный смысл и воплощали в жизнь его предписания. Они берегли Коран и верно служили ему, сочинив многотомные труды о толковании Корана, о его написании и способах его чтения, о ясных и иносказательных аятах, о мекканских и мединских откровениях, о вынесении религиозных постановлений на основании коранических аятов, об отменяющих и отмененных аятах, об обстоятельствах ниспослания, о коранических притчах, о неподражаемости Корана, о глоссах, о вариациях словоизменения и многих других областях коранического знания. Таким образом, благодаря усилиям богословов, которые служили писанию Аллаха и изучали коранические науки, Аллах сохранил Коран, и мы можем читать и комментировать его в таком виде, в котором он был ниспослан.

 

5. Священный Коран, как и все остальные небесные писания, неповторим и неподражаем во многих отношениях. В целом Коран является величайшим из чудес, вечным и убедительным доводом, который Аллах привел в поддержку Своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и тех, кто следует его путем вплоть до наступления Судного дня. В хадисе Абу Хурейры, переданном аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не было ни одного из пророков, которому не было бы даровано из знамений то, благодаря чему люди начинали верить в него. Что же касается меня, то мне были дарованы откровения, которые ниспослал мне Аллах, и я надеюсь, что в День воскресения у меня окажется больше последователей, чем у любого из них». [«Сахих аль-Бухари» (4981), «Сахих Муслим» (152)].

 

Неподражаемость Корана проявляется в его композиции, красноречивости и совершенстве его слога. Они настолько чудесны, что людям и джиннам было предложено сочинить нечто подобное Корану или хотя бы части его. Аллах бросил им такой вызов в три этапа. Вначале им было предложено сочинить нечто подобное Корану целиком, однако они не смогли сделать этого и оказались бессильны перед этим. Всевышний сказал: «Или же они говорят: «Он выдумал его!» О нет! Просто они не веруют. Пусть приведут подобное ему (Корану) повествование, если они говорят правду» (ат-Тур, 33-34).

 

Подтверждая их неспособность принять такой вызов, Великий и Могучий Господь сказал: «Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу» (аль-Исра, 88).

 

Затем Аллах предложил им сочинить хотя бы десять сур, подобных кораническим, однако они опять не сумели сделать это. Всевышний сказал: «Или же они говорят: «Он измыслил Коран». Скажи: «Принесите десять вымышленных сур, подобных этим, и призовите, кого сумеете, помимо Аллаха, если вы говорите правду» (Худ, 13).

 

Наконец, Аллах призвал их сочинить хотя бы одну суру, но и на этот раз они оказались бессильны. Всевышний сказал: «Или же они говорят: «Он выдумал его». Скажи: «Сочините хотя бы одну суру, подобную этим, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы говорите правду» (Йунус, 38).

 

Все это самым убедительным образом доказывает неподражаемость Корана, ведь творения не смогли принять брошенный им вызов в его самой легкой форме. Они не сумели сочинить даже одну суру, подобную кораническим, несмотря на то, что самая короткая сура Корана состоит всего из трех аятов.

 

6. Всевышний Аллах разъяснил в Коране все вопросы религии, мирской жизни и жизни после смерти, в знании которых нуждаются люди. Всевышний сказал: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (ан-Нахль, 89); «Мы ничего не упустили в Писании» (аль-Ан’ам, 38). Ибн Мас’уд сказал: «Аллах ниспослал в этом Коране всевозможные знания и разъяснил в нем для нас все сущее».

 

7. Всевышний Аллах облегчил понимание и изучение Корана для каждого, кто задумывается над ним и размышляет о нем. Всевышний сказал: «Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли вспоминающие?» (аль-Камар, 17);

«Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (Сад, 29).

 

Муджахид в толковании первого аята сказал: «Это значит, что Аллах облегчил чтение Корана». Ас-Судди сказал: «Мы облегчили произнесение Корана устами». Ибн ‘Аббас же сказал: «Если бы Аллах не облегчил произнесение Корана человеческими устами, то ни одно из творений не смогло бы произнести Слово Аллаха».[«Тафсир Ибн Касир» (8/453)]. Ат-Табари и другие выдающиеся комментаторы отмечали, что Аллах облегчил не только чтение текста Корана, но и размышление над его смыслом и извлечение из него полезных уроков.[«Тафсир Ибн Джарир» (27/96)]. Такой вывод является правильным, и в этом легко убедиться.

 

8. Коран содержит в себе суть предыдущих писаний и основы законодательств предыдущих посланников. Всевышний сказал: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них» (аль-Маида, 48); «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее» (аш-Шура, 13).

 

9. Коран содержит вести о предыдущих посланниках и древних народах и сообщает о них такие подробности, которых не было в предыдущих писаниях. Всевышний сказал: «Мы рассказываем тебе повествования о посланниках для того, чтобы укрепить ими твое сердце» (Худ, 120); «Это – некоторые из повествований о селениях, которые Мы рассказываем тебе. Одни из них все еще существуют, а другие уже скошены» (Худ, 100); «Вот так Мы рассказываем тебе вести о том, что было в прошлом. Мы уже даровали тебе Напоминание» (Та ха, 99).

 

10. Коран – последнее по времени ниспослания и заключительное писание Аллаха, свидетельствующее об истинности всех остальных писаний. Всевышний сказал: «Он ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Таурат и Инджил, которые прежде были руководством для людей. Он также ниспослал Различение (Коран)» (Аль Имран, 3-4); «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них» (аль-Маида, 48).

 

Мы упомянули лишь некоторые из особенностей Священного Корана, которые отличают его от всех остальных писаний, и вера человека не будет правильной до тех пор, пока он не уверует в эти особенности и не станет руководствоваться этим на практике. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху!

 

Вера в ниспосланные писания.

Содержание:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.174.157 (0.047 с.)