Порядок проведения сертификации аэропортов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок проведения сертификации аэропортов



Сертификация аэропортов

Гражданской авиации

Самара 2009 г.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. КОРОЛЕВА»

 

Сертификация аэропортов

Гражданской авиации

Учебное пособие

Самара 2009г.


 

 

УДК СГАУ: 656(075)

 

 

Сошин В.М., ЧекрыжевН.В. Сертификация аэропортов гражданской авиации: У чебное пособие. Самар. гос. аэрокосм. ун-т;. Самара, 2009, 78 с.

 

Подробно изложен порядок и процедуры сертификации аэропортов гражданской авиации, рассмотрены особенности сертификации аэродромов и организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов, обеспечивающих обслуживание пассажиров и грузов, деятельности по обеспечению авиационной безопасности, поисково-спасательному обеспечению полетов.

Вся приведенная в учебном пособии информация соответствует действующей в Российской Федерации законодательной и нормативно-технической документации. Пособие содержит примеры оформления реальной документации, применяемой при сертификации аэропортов.

Содержание пособия в значительной мере будет способствовать успешному освоению студентами смежных дисциплин: «Авиакомпании, аэропорты, аэродромы», «Эксплуатация аэропортов».

Учебное пособие разработано на кафедре ЭАТ. Оно предназначено для студентов 3 курса дневной формы обучения и 5 курса заочной формы обучения специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (воздушный транспорт)» при изучении ими дисциплины «Сертификация и лицензирование на воздушном транспорте».

Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева.

 

Рецензенты: доцент Г.А.Новиков

д-р техн. наук, проф. Б.А. Титов

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Аэропортом называется транспортное предприятие, осуществляющее регулярные прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты организацию и обслуживание полетов воздушных судов (ВС).

В Российской Федерации по состоянию на 2008 насчитывается 330 аэропортов (рис. 1)., в том числе 70 международных и 62 Федерального значения.

Рис. 1. Динамика изменения количества аэропортов РФ.

 

Современный аэропорт представляет собой сложный инженерный комплекс сооружений, зданий, технических средств и оборудования. Наиболее крупные аэропорты занимают территорию в несколько тыс. га. Объем годовых перевозок крупнейших аэропортов мира достигает 30-60 млн. пассажиров.

Для успешного функционирования аэропорта в его составе формируются службы (или привлекаются отдельные юридические лица), осуществляющие аэропортовую деятельность. Они выполняют работы по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки ВС, их техническому обслуживанию и обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов.

Состояние инженерного комплекса аэропорта и качество работы организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность, в значительной мере влияет на безопасность полетов. Статистика свидетельствует, что по их вине происходит около 10% авиационных происшествий. Поэтому Федеральными органами власти РФ принимаются меры по совершенствованию оборудования аэропортов и контролю за выполнением аэропортами требований, позволяющих повысить безопасность полетов. Первое направление деятельности можно проиллюстрировать ростом средств, выделяемых на развитие материально-технической базы аэропортов (рис. 2), второе – сертификацией аэропортов (рис. 3).

Рис. 2. Инвестиции в развитие материально-технической базы аэропортов РФ

Рис. 3. Состояние работ по сертификации аэропортов РФ Федерального значения

Сертификации подлежит аэродром, инженерные сооружения аэропорта и все организации, осуществляющие аэропортовую деятельность. Сертификация проводится по системе добровольной сертификации в гражданской авиации «Авиатор».

В данном учебном пособии будут рассмотрены некоторые направления работ по сертификации аэропортов применительно к специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (воздушный транспорт)». В пособии не рассматриваются вопросы, которые изучаются в дисциплинах: «Авиакомпании, аэропорты, аэродромы», «Эксплуатация аэропортов».

 

Общие положения.

 

2.1.1. Сертификация аэропортов, организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность (далее - сертификация аэропортов) - деятельность, выполняемая в рамках системы сертификации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по подтверждению соответствия аэропортов, их объектов, оборудования, организаций осуществляющих аэропортовую деятельность установленным требованиям, и имеющая своей целью:

- создание условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации;

обеспечение безопасности полетов и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта, безопасности для жизни, здоровья и имущества населения;

охрану окружающей среды;

- защиту интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности авиационных предприятий и других юридических и физических лиц, деятельность которых связана с обеспечением воздушных перевозок и авиационных работ в аэропорту.

2.1.2. Аэропортовая деятельность включает в себя:

- авиатопливообеспечение воздушных перевозок - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение эксплуатации и обслуживания ВС кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями).

- осуществление контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов -комплекс мероприятий по контролю количественных и (или) качественных характеристик свойств авиационных горюче-смазочных материалов на этапах авиатопливообеспечения воздушных перевозок;

- аэродромное обеспечение - комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

- электросветотехническое обеспечение - комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и централизованного обеспечения электроэнергией аэропорта и его объектов;

- штурманское обеспечение - комплекс мероприятий, осуществляемых на этапах организации, подготовки и выполнения полетов и направленных на создание условий безопасной, точной и экономичной аэронавигации;

- радиотехническое обеспечение и авиационная электросвязь - комплекс организационных и технических мероприятий, выполняемых соответствующими службами авиапредприятий, государственных предприятий по использованию воздушного пространства (ИВП) и управлением воздушным движением (УВД), других юридических лиц и направленных на обеспечение безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, а также комплекс мероприятий по организации внутриаэропортовой (производственно-технологической) электросвязи, техническому обслуживанию средств оповещения и информации пассажиров, охранно-пожарной сигнализации и специальных технических средств (СТС), вычислительной техники;

- обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения - комплекс мероприятий по полетно-информационному, консультативному, диспетчерскому обслуживанию (управлению) воздушного движения, а также аварийному оповещению;

- инженерно- авиационное обеспечение - комплекс мероприятий по своевременному и качественному техническому обслуживанию воздушных судов;

- обеспечение авиационной безопасности - комплекс режимно-охранных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности пассажиров и экипажей воздушных судов;

- обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов - комплекс организационных и технологических мероприятий, позволяющих осуществить посадку (высадку) пассажиров, обработку, хранение багажа, почты и грузов, погрузку (разгрузку) багажа, почты и грузов на борт (с борта) воздушного судна с целью их перевозки в пункт назначению по заявленному маршруту при соблюдении условий авиационной безопасности и безопасности полетов;

- поисковое и аварийно-спасательное обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипаже и воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия;

- метрологическое обеспечение - комплекс обязательных и рекомендуемых к исполнению действий, направленных на обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение эффективности и качества работ по испытанию, технической эксплуатации и ремонту авиационной техники и средств наземного обслуживания воздушных судов, повышение безопасности полетов;

- метеорологическое обеспечение - комплекс мероприятий по получению и своевременному доведению до должностных лиц авиационных предприятий и аэропорта метеорологической информации.

Для осуществления всех аэропортовых видов деятельности в составе аэропорта создаются соответствующие службы, отделы (см. приложение 1) либо эти задачи выполняют сторонние сертифицированные организации (юридические лица).

2.1.3. Участниками сертификации аэропортов являются:

- органы по сертификации, например:

- орган по сертификации аэропортов;

- орган по сертификации организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники;

- орган по сертификации объектов, средств и систем организаций воздушного движения;

- орган по сертификации авиационной безопасности;

- орган по сертификации службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации;

- орган по сертификации авиационно-технических средств гражданской авиации;

и др.

- центры сертификации, испытательные центры (лаборатории), эксперты;

- заявители.

Распределение обязанностей между участниками сертификации аэропортов определяется их правовым статусом, областями аккредитации.

2.1.4. Сертификация аэропорта проводится по заявке организации, занимающейся аэропортовой деятельностью.

2.1.5. По результатам сертификации аэропортовой деятельности оформляются сертификаты соответствия установленного образца по каждому заявленному виду аэропортовой деятельности, либо дается отказ в выдаче сертификатов соответствия с необходимыми обоснованиями.

2.1.6. В соответствии с установленным порядком к объектам и оборудованию аэропортов, подлежащим сертификации, относятся: аэродромы, система светосигнального оборудования аэродромов, светосигнальное оборудование аэродромов, радиотехническое оборудование, объекты радионавигации, объекты радиолокации, объекты авиационной электросвязи, поисковое и аварийно-спасательное оборудование, оборудование для обеспечения авиационной безопасности, технические средства, применяемые в технологиях авиатопливообеспечения, наземная авиационная техника, материалы для эксплуатационно-технического содержания и восстановления искусственных покрытий аэродрома, авиационные горюче-смазочные материалы и специальные жидкости.

2.1.7. При наличии полного комплекта сертификатов соответствия на аэродром, на все виды аэропортовой деятельности, на применяемое оборудование, наземную технику и др. (см. п.2.1.2, п.2.1.6) органом по сертификации аэропортов выдается сертификат соответствия аэропорта.

2.1.8. Держатель сертификата соответствия в процессе эксплуатации аэропорта несет ответственность за поддержание аэропорта на уровне сертификационных требований, требований нормативных документов в течение всего срока действия выданного сертификата соответствия.

2.1.9. Держатель сертификата соответствия не имеет права передавать его другому юридическому лицу.

2.1.10. Сертификаты соответствия по видам аэропортовой деятельности оформляют, регистрируют и выдают органы по сертификации.

2.1.11. Эксплуатация аэропорта без действующего сертификата соответствия не допускается.

 

 

2.2. Общие сертификационные требования к аэропорту

 

2.2.1 Для удовлетворения потребности в аэропортовом обслуживании пассажиров и других клиентов - потребителей авиауслуг, а также авиапредприятий, непосредственно осуществляющих авиационные перевозки, и обеспечения при этом требуемой безопасности выполнения полетов воздушных судов в аэропорту должны осуществляться следующие виды аэропортовой деятельности:

- аэродромное обеспечение;

- электросветотехническое обеспечение;

- радиотехническое обеспечение и авиационная электросвязь;

- обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения;

- авиатопливообеспечение воздушных перевозок;

- осуществление контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов;

- инженерно- авиационное обеспечение;

- обеспечение авиационной безопасности;

- обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов;

- штурманское обеспечение;

- поисковое и аварийно-спасательное обеспечение;

- метеорологическое обеспечение.

2.2.2. В аэропортах регионального значения может не осуществляться аэропортовая деятельность по:

- электросветотехническому обеспечению;

- радиотехническому обеспечению и авиационной электросвязи;

- штурманскому обеспечению.

В аэропортах местных воздушных линий может не осуществляться аэропортовая деятельность по:

- электросветотехническому обеспечению;

- радиотехническому обеспечению и авиационной электросвязи;

- обеспечению обслуживания (управления) воздушного движения;

- авиатопливообеспечению воздушных перевозок;

- осуществлению контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов;

- инженерно-авиационному обеспечению.

При этом должны быть внесены соответствующие записи в инструкцию по производству полетов.

2.2.3. В соответствии с документами, регламентирующими деятельность аэропортов, принятыми в установленном порядке, для выполнения указанных услуг аэропорт должен иметь:

- аэродром;

- аэровокзал;

- склад горюче-смазочных материалов;

- грузовой склад;

- здания, сооружения и другие объекты технического обслуживания воздушных судов;

- административно-бытовые здания и производственные помещения;

- спецавтотранспорт и средства механизации.

2.2.4. Аэропорт должен вести и регулярно обновлять фонд официально-правовой и организационно-методической документации, используемой в соответствующей системе сертификации, а также иметь комплект официальных изданий ФАВТ, ФСНТ.

 

 

Оформление сертификата соответствия на очередной срок

 

2.6.1. Держатель сертификата соответствия подает заявку на продление срока действия сертификата соответствия не позднее, чем за шесть месяцев до окончания срока действия оформленного (выданного) сертификата соответствия.

2.6.2. Контроль за сроком действия сертификата соответствия на вид аэропортовой деятельности осуществляется органом по сертификации, его выдавшим.

2.6.3. Оформление сертификата на очередной срок производится в соответствии с процедурами, предусмотренными п. 2.3.

2.6.4. Состав документации, представляемый вместе с заявкой на оформление сертификатов соответствия на очередной срок, должен включать всю документацию, определенную п. 2.3.3.

Допускается не представлять повторно документацию, в которую не внесены изменения за период действия сертификата соответствия. В этом случае при регистрации заявки делается ссылка на место нахождения соответствующей документации.

СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АЭРОДРОМАМ

 

Общие положения

 

Аэродром - определенный участок земной или водной поверхности с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный полностью или частично для прибытия, стоянки, отправления и движения воздушных судов.

На территории аэродрома имеется рабочая площадь - специально подготовленная часть аэродрома, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов. В ее состав входят: взлетно-посадочная полоса (ВПП), место стоянки ВС, рулежные дорожки и перрон, предназначенный для размещения воздушных судов и для посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, почты и грузов, а также для выполнения других видов обслуживания.

На аэродроме также имеются здания, сооружения и оборудование для выполнения всех видов аэропортовой деятельности (см. п. 2.2.1).

В данном вопросе будут рассмотрены основные сертификационные требования к рабочей площади аэродрома, авиационной безопасности и аварийно-спасательному и противопожарному обеспечению полетов.

 

Требования к рабочей площади аэродромов

 

3.2.1. Взлетно-посадочные полосы (ВПП)

 

3.2.1.1. ВПП должна содержаться и в возможно короткие сроки ремонтироваться таким образом, чтобы:

а) на ВПП с искусственным покрытием отсутствовали:

- уступы между соседними плитами и кромками трещин высотой более 25 мм;

- выбоины глубиной более 25 мм, за исключением случаев, когда весь участок выбоины может быть накрыт кругом диаметром 12 см;

- оголенные стержни арматуры;

- посторонние предметы или продукты разрушения покрытия;

- волнообразования, образующие просвет под трехметровой рейкой более 25 мм (кроме вершин двускатного профиля и дождеприемных лотков);

б) на ВПП без искусственного покрытия отсутствовали:

- колеи от воздушных судов, участки с разрыхленным, неуплотненным грунтом;

- участки, на которых скапливается вода после осадков или таяния снега;

- выбоины и впадины грунта, которые могут оказать влияние на управляемость воздушного судна или привести к поломке шасси;

- посторонние предметы, которые могут привести к поломке шасси или попасть в воздухозаборники двигателей воздушных судов;

- неровности поверхности просветом более 100 мм под трехметровой рейкой.

3.2.1.2. На ВПП с искусственным покрытием должны:

а) регулярно измеряться, регистрироваться и сообщаться службе Организации воздушного движения (ОрВД) характеристики сцепления на ВПП.

Для этой цели должны быть:

- устройство измерения коэффициента сцепления;

- инструкция по проведению измерений;

б) регулярно проводиться оценка слоя осадков на ВПП, регистрироваться и сообщаться службе УВД.

3.2.1.3. На ВПП без искусственного покрытия должен быть обеспечен контроль прочности грунтовой поверхности ВПП, для чего должны быть средства измерений и методики их применения.

 

 

3.2.2. Рулежные дорожки

 

3.2.2.1. Рулежная дорожка (РД) должна содержаться и в возможно короткие сроки ремонтироваться таким образом, чтобы на ее поверхности отсутствовали:

а) на РД с искусственным покрытием:

- уступы между соседними плитами или кромками трещин более 30 мм;

- выбоины глубиной более 30 мм, за исключением случаев, когда весь участок выбоины может быть накрыт кругом диаметром 12 см;

- оголенные стержни арматуры;

- посторонние предметы, продукты разрушения покрытия.

б) на РД без искусственного покрытия:

- колеи от воздушных судов, участки с разрыхленным неуплотненным грунтом;

- участки, на которых застаивается вода после выпадения осадков или при таянии снега;

- посторонние предметы, которые могут привести к поломке шасси или попасть в воздухозаборники двигателей воздушных судов.

3.2.2.2. РД должна иметь спланированные обочины, которые необходимо подготовить и содержать таким образом, чтобы они:

- предотвращали попадание посторонних предметов в двигатели воздушных судов;

- сводили к минимуму риск повреждения воздушного судна при выкатывании его с РД.

Обочины РД с искусственным покрытием должны содержаться и ремонтироваться таким образом, чтобы на их поверхности отсутствовали:

- посторонние предметы и продукты разрушения покрытия;

- оголенные стержни арматуры;

- уступы поверхности высотой более 50 мм.

 

3.2.3. Перроны

 

3.2.3.1. Перрон должен содержаться и ремонтироваться таким образом, чтобы:

- на поверхности искусственных покрытий перрона отсутствовали посторонние предметы или продукты разрушения покрытий;

- на поверхности отсутствовали оголенные стержни арматуры;

- выбоины имели глубину не более 30 мм, за исключением случаев, когда весь участок выбоины может быть накрыт кругом диаметром 12 см.

3.2.3.2. На покрытии перронов и мест стоянок должны быть нанесены маркировочные знаки (рис. 4):

- осей руления ВС (линий заруливания, разворота, выруливания);

- Т-образных знаков остановки ВС;

- номеров стоянок;

- контуров зон обслуживания ВС или линий безопасного расстояния от концов крыла;

- путей движения и мест остановок спецавтотранспорта.

3.2.3.3. Маркировочные знаки перрона должны быть следующих цветов:

- желтого (оранжевого) - для осей руления ВС, Т-образных знаков места остановки ВС и номеров стоянок;

- красного - для линий контуров зон обслуживания ВС;

- белого - для путей движения и знаков остановки спецавтотранспорта.

3.2.3.4. Прожекторное освещение перронов.

а) Прожекторы следует располагать таким образом, чтобы они обеспечивали соответствующее освещение всех зон обслуживания на перроне при исключении слепящего действия на экипажи ВС в полете и на земле, диспетчеров, обеспечивающих управление воздушным движением и технического персонала на перроне. Схема установки прожекторов и направление световых пучков выбираются такими, чтобы стоянки ВС освещались с двух и более сторон с целью сведения к минимуму резких теней и, по возможности, равномерному освещению поверхности перрона.

б) Лампы, используемые в перронных прожекторах, следует выбирать с такими спектральными характеристиками, чтобы исключалось искажение цвета линий и знаков, применяемых для маркировки мест обслуживания ВС и маркировки искусственных поверхностей и препятствий.

в) Рекомендуемые средние уровни освещенности составляют:

- стоянки ВС на перроне:

- в горизонтальной плоскости на уровне земли - 20 лк при коэффициенте неравномерности (отношении средней освещенности к минимальной) не более 4:1;

- в вертикальной плоскости - 20 лк на высоте 2 м над поверхностью перрона в соответствующих направлениях;

- другие участки перрона - в горизонтальной плоскости на уровне земли не менее 50% от среднего уровня освещенности стоянок ВС при коэффициенте неравномерности не более 4:1.

г) Должно быть предусмотрено дежурное (аварийное) освещение перронов, обеспечивающее горизонтальную освещенность не менее 1 лк на уровне покрытия.

 

Рис. 4. Пример маркировки мест стоянки и перронов с двухсторонним заходом ВС:

1- оси руления ВС (желтый цвет); 2- номера стоянок (желтый цвет); 3- зона обслуживания ВС (контуры зоны красного цвета); 4- знак остановки спецмашин (белый цвет); 5- Т-образный знак места остановки ВС (желтый цвет); 6- пути движения спецмашин; 7- линии, ограничивающие пути движения спецмашин (белый цвет); 8- разделительная ось пути движения спецмашин (белый цвет)

 

Требования к оборудованию аэродрома для обеспечения авиационной безопасности

3.3.1. Ограждение аэродрома

 

3.3.1.1. Территория аэропорта должна иметь сплошное ограждение высотой 2,13 - 2,44 метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону. Расстояние между предупредительными аншлагами не более 100 метров.

В ограждении в качестве средства обеспечения безопасности могут быть использованы системы защитной сигнализации, системы видеонаблюдения и видеозаписи, охранное освещение, а также иные инженерные и технические средства охраны, типы и виды которых согласуются с подразделением, осуществляющим охрану аэропорта и объектов его инфраструктуры.

Поверх периметрового ограждения устанавливаются металлические конструкции различного профиля (козырьки из угловых консолей с несколькими рядами колючей проволоки, армированной колючей ленты и др.).

С внутренней и внешней сторон периметрового ограждения полоса шириной 3 метра должна быть очищена от мусора, кустарника и деревьев. На ней не допускается строительство объектов, складирование оборудования и материалов, стоянка транспортных средств и т.п.

3.3.1.2. На аэродроме должна быть обеспечена возможность осуществления визуального контроля периметра территории аэродрома (ограждения) и последующего пресечения преднамеренного несанкционированного появления на аэродроме транспортных средств и людей. Для чего на участках ограждения вдоль периметра объектов аэропорта дополнительно могут устанавливаться:

а) постовые вышки или смотровые площадки для наблюдения за состоянием ограждения и прилегающей местностью;

б) контрольно-следовая полоса для определения места проникновения нарушителя пропускного режима;

в) блок-посты служебных собак;

г) системы охранной (защитной) сигнализации;

д) электронные устройства обнаружения и подачи сигнала тревоги при преодолении или попытке преодоления ограждения нарушителем.

Примечание: Для патрулирования на автотранспорте по периметру ограждения могут использоваться аэропортовые дороги, подъездные дороги к аэродрому и средствам радиотехнического оборудования, другие элементы аэродрома (например, РД) и др.

3.3.1.3. С внутренней стороны вдоль ограждения аэропорта прокладывается дорога с искусственным покрытием.

 

3.3.2. Контрольно-пропускной режим

 

3.3.2.1. На аэродроме должен быть установлен контрольно-пропускной режим для допуска на его территорию людей, грузов и техники. Все постоянно используемые места въезда или входа на территорию аэродрома должны быть оборудованы контрольно-пропускными пунктами (КПП).

3.3.2.2. КПП аэропорта оборудуются средствами связи, освещением, турникетами, металлическими воротами с автоматизированными системами открытия и закрытия, приводимыми в действие с помощью средств дистанционного управления, системой видеонаблюдения и видеозаписи, тревожной сигнализацией, стационарными техническими средствами досмотра физических лиц, а также смотровыми площадками, специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов и принудительной остановки.

3.3.2.3. В помещениях КПП оборудуются стенды с образцами действующих в аэропорту удостоверений и пропусков, а также с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи постоянных, временных, разовых и материальных пропусков.

3.3.2.4. В периметровом ограждении территории аэропорта предусматривается необходимое количество запасных выездов, оборудованных запираемыми воротами и системой охранной сигнализации.

Использование запасных выездов для проезда транспортных средств к отдельно стоящим объектам гражданской авиации контролируется САБ и подразделением, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.

3.3.2.5. Для допуска пассажиров на воздушные суда на аэродроме должны быть оборудованы пункты регистрации и досмотра пассажиров, багажа и установлен порядок производства досмотра, учитывающий местные условия. Порядок или технология досмотра должны быть утверждены руководителем аэропорта.

Примечание: Под местными условиями, оказывающими влияние на порядок производства досмотра, имеются ввиду: оборудованность и количество пунктов досмотра, принятая схема досмотра, типы эксплуатируемых воздушных судов и интенсивность их движения.

 

3.3.3. Орнитологическое обеспечение полетов на аэродроме

3.3.3.1. На аэродроме должен проводиться комплекс мероприятий по орнитологическому обеспечению безопасности полетов, включающий по крайней мере:

а) визуальный и радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой (при наличии средств);

б) оперативное оповещение экипажей ВС при возникновении опасности столкновений с птицами;

в) отпугивание скоплений птиц;

г) учет и расследование случаев столкновений с птицами;

д) предотвращение создания условий, способствующих концентрации птиц;

е) принятие инструкции, определяющей порядок орнитологического обеспечения.

3.3.3.2. На аэродроме со сложной орнитологической обстановкой должно быть проведено эколого-орнитологическое обследование, рекомендации которого должны быть реализованы при его эксплуатации.

Примечание: Аэродромом со сложной орнитологической обстановкой следует считать аэродром:

- вблизи которого имеются места больших скоплений и маршруты массовых перелетов птиц или

- имеющий по данным учета по 5 и более случаев столкновений ВС с птицами за календарный год.

 

3.3.4. Обеспечение безопасности движения в пределах

рабочей площади аэродрома

 

3.3.4.1. На аэродроме должны быть разработаны и включены в Инструкцию по производству полетов:

- порядок движения воздушных судов по аэродрому с указанием:

а) порядка движения (руления) ВС на старт и после посадки;

б) мер предосторожности при рулении с учетом условий видимости и состояния РД;

в) ответственности за соблюдение правил руления, буксировки и сопровождения ВС должностными лицами;

- схемы стоянок ВС и схемы руления (организации движения ВС);

- порядка управления движением ВС и технических средств при пересечении ими критических зон радиомаячной системы (РМС);

- схемы критических зон РМС;

- схемы расположения транспорта, маршрутов его движения и движения людей по аэродрому.

3.3.4.2. Все средства спецавтотранспорта, участвующие в движении по площади маневрирования аэродрома, должны быть:

а) оборудованы средствами аэродромной радиосвязи с руководителем полетов и диспетчерами УВД;

б) окрашены с использованием одного преимущественного цвета:

- красного - для аварийных транспортных средств;

- желтого - для обслуживающих транспортных средств;

в) оборудованы проблесковыми огнями желтого цвета с эффективной силой света не менее 40 и не более 400 кд с частотой вспышек от 60 до 90 в минуту;

г) оборудованы передними и задними габаритными огнями, если они используются в условиях ограниченной видимости и в ночное время;

д) снабжены буксировочными устройствами для удаления при выходе из строя.

3.3.4.3. На автомашине лица, ответственного за проведение работ на летной полосе и РД, должен быть установлен радиоприемник для прослушивания радиообмена на частоте диспетчера посадки.

3.3.4.4. На аэродроме с учетом местных условий должны быть разработаны:

- схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецавтотранспорта и средств механизации;

- схемы подъезда, отъезда и маневрирования спецмашин и механизмов при обслуживании воздушных судов.

Указанные схемы должны быть наглядны, доступны для понимания и изучены всеми водителями и другим персоналом служб, связанных с использованием спецмашин на аэродроме.

3.3.4.5. Для обеспечения безопасности полетов при работе спецмашин на летном поле аэродрома с учетом местных условий должна быть разработана и утверждена руководителем аэропорта технология взаимодействия служб, обеспечивающих полеты.

3.3.4.6. В случае эксплуатации аэродрома в условиях ограниченной видимости (менее 350 м) должны быть разработаны дополнительные меры по обеспечению безопасности движения ВС в пределах его рабочей площади, а также использованы дополнительные технические средства.

3.3.4.7. Все средства спецавтотранспорта, работающего в аэропорту, должны быть сертифицированы.

3.3.4.8. Места стоянок воздушных судов, территории отдельно стоящих объектов с горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и газами, почтово-грузовые терминалы, цеха бортового питания, коммерческие склады, склады хранения опасных грузов и КПП оборудуются охранным освещением.

 

Требования к аварийно-спасательному и противопожарному обеспечению полетов на аэродроме

 

3.4.1. Планирование и организация

 

3.4.1.1.На аэродроме должны быть:

- инструкция по организации и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродрома;

- оперативный план тушения пожаров на воздушных судах;

- план взаимодействия с другими организациями, предприятиями и учреждениями.

3.4.1.2. На аэродроме должна быть организована аварийно-спасательная команда (АСК), включающая штатные пожарно-спасательные расчеты (ПСР) и нештатные аварийно-спасательные расчеты для проведения аварийно-спасательных работ при авиационных происшествиях на воздушных судах на территории аэродрома. Из персонала аварийно-спасательной команды должна быть организована поисково-спасательная группа (ПСГ) для проведения поисково-спасательных работ в районе аэродрома.

3.4.1.3. Персонал аварийно-спасательной команды должен быть подготовлен к проведению аварийно-спасательных работ на ВС в соответствии с планами и программами подготовки персонала и проведения учений АСК. Результаты подготовки персонала аварийно-спасательной команды и учений АСК должны регистрироваться в документе (журнале) установленного образца.

3.4.2. Управление, связь, оповещение

 

3.4.2.1. На аэродроме должен быть стационарный командный пункт (СКП) для руководства и координации аварийно-спасательных работ. СКП должен быть оснащен средствами электросвязи с:

- местными административными и правоохранительными органами;

- взаимодействующими организациями, предприятиями и учреждениями;

- службами и объектами аэропорта;

- передвижным командным пунктом.

На СКП должны быть средства для объявления тревоги и оповещения расчетов АСК при авиационном или чрезвычайном происшествии на ВС.

Примечание: СКП может оборудоваться в служебном помещении должностного лица, назначаемого руководителем аварийно-спасательных работ.

 

3.4.2.2. На аэродроме должен быть передвижной командный пункт (ПКП) для руководства аварийно-спасательными работами на месте происшествия, выполненный на транспортном средстве повышенной проходимости. ПКП должен быть оснащен мегафоном, биноклем и средствами воздушной электросвязи с СКП, аварийно-спасательными станциями, диспетчерскими пунктами ОрВД, пожарными автомобилями аэропорта и аварийно-спасательным автомобилем (транспортным средством).

3.4.2.3. На аэродроме должен быть наблюдательный пункт для наблюдения за взлетом и посадкой ВС на всех ВПП. Наблюдательный пункт (НП) должен быть оснащен оптическими средствами для наблюдения (биноклем) и средствами для объявления тревоги и оповещения расчетов АСК и СКП при авиационном или чрезвычайном происшествии на ВС.

Допускается совмещение НП с диспетчерскими пунктами УВД, имеющими обзор летного поля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.179 с.)