Общая характеристика экономической теории как науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика экономической теории как науки



Курсовая работа

по дисциплине «Макроэкономика»

 

Тема: «Развитие предмета экономической теории основными экономическими школами»

 

Выполнил: студент

группы 43-12 Э

Кальжанова А. А.

 

Проверил: преподаватель Варакута С.А.

 

Щелково

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

 

1. Общая характеристика экономической теории

Как науки

 

1.1 Предмет экономической теории

1.2 Методы экономической теории

1.3. Функции экономической теории

 

2. Развитие предмета экономической теории

2.1 Возникновение экономической теории

2.2 Основные этапы развития экономической теории

2.3. Основные экономические школы

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С момента своего возникновения человек, чтобы выжить, должен был активно действовать, приспосабливая окружающую среду к своим потребностям. Он не получал все, что ему необходимо, в готовом виде, окружающие его вещи нужно было преобразовывать, чтобы получить желаемое.

Современный человек имеет самые разнообразные потребности. Он, прежде всего, нуждается в реализации себя как творческой личности, в создании семьи, в гарантиях своих прав, свобод и жизненной безопасности. Однако осуществления всего этого невозможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека – таких, как потребности в воде, пище, одежде, жилье.

Удовлетворение потребностей – главный мотив участия людей в производстве, основа развития экономики. Побуждая человека к деятельности, потребности существуют в единстве со средствами их удовлетворения, которые создаются в процессе труда. Труд представляет собой целесообразную деятельность человека, проявляющуюся прежде всего в умении создавать средства материального производства и предметы труда.

На основе системы многообразных потребностей возникают экономические интересы человека, которые являются важнейшим мотивом его деятельности. Совершенствование производства увеличивает количество потребностей, дающих, в свою очередь, толчок развитию экономики.

Для изучения экономической теории необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КАК НАУКИ

Методы экономической теории

Обычно метод исследования формируется на базе определенной методологии, которая включает в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуры и места данной науки в общей системе знаний и собственно метод. В ходе процесса познания происходит постоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предполагает определенный метод исследования, а метод формирует предмет.

Экономическая теория занимается выявлением более или менее устойчивых тенденций развития тех или иных экономических процессов и явлений и обобщением фактов, находящих свое выражение в средних величинах или вероятностных предположениях. Обобщения, как правило, имеют ограничительный характер, предопределяемый довольно часто необходимостью абстрагироваться от множества сопутствующих процессов и связей путем введения допущений типа «при прочих равных условиях», что означает допущение о неизменности других условий. Такого рода допущения позволяют выявить действие того или иного фактора в его чистом виде. В связи с этим получаемые результаты экономических исследований и вырабатываемые на их основе рекомендации имеют относительный характер.

Проверка достоверности полученных экономической теорией выводов и положений осуществляется на хозяйственной практике, которая выступает решающим критерием их истинности. Однако неполнота учета всех обстоятельств, ограниченность масштаба проводимого эксперимента может породить неверные, ошибочные умозаключения, которые могут быть выявлены при распространении эксперимента на экономическую систему в целом. В процессе эксперимента может проявиться и стремление исследователя выделить интересующие его стороны, и проигнорировать другие из них.

В процессе познания эксперимент и теория взаимодействуют друг с другом. Эксперимент не только подтверждает или опровергает ту или иную гипотезу, но и дает материал для развития теории.

Метод научной абстракции.

Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

Анализ и синтез.

При анализе происходит мысленное разложение явления на составные части и выделение отдельных его сторон с целью выявить то специфическое, что отличает их друг от друга. При помощи анализа раскрывается существенное в явлении. Если говорить о процессе познания, то анализ используется при движении от созерцания действительности к абстрактному мышлению, т.е. от конкретного к абстрактному, и завершается выработкой экономических научных абстракций.

При синтезе происходит мысленное объединение расчлененных анализом частей, сторон с целью выявить то общее, что связывает эти части, стороны в единое целое. Синтез происходит при движении от абстрактного к конкретному. В процессе синтеза изучаемое явление исследуется во взаимосвязи составляющих его сторон, в целостности и единстве, в движении противоречий, благодаря чему открываются пути и формы их разрешения.

 

Графический метод.

 

Он отображает хозяйственные явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, обеспечивая краткость, сжатость и наглядность в представлении сложного теоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга.

 

 

Диалектический метод.

Диалектический метод исследования дает возможность выявлять внутренние противоречия в экономике как движущую силу ее развития. С его помощью определяются пути разрешения противоречий, способы их преодоления. Степень остроты этих противоречий дает возможность выяснить, когда экономическая система прогрессирует в своем развитии, а когда тормозит общественный прогресс.

Исторический метод.

 

Этот метод в экономической теории предполагает исследование экономических процессов и явлений во времени, то есть в процессе их возникновения, развития и гибели. Такой подход позволяет представить все особенности любой экономической системы, способа производства, но затрудняет анализ обилием описательного материала.

 

 

 

1.3 Функции экономической теории.

Значение экономической теории во многом определяется теми функциями, которые она выполняет. Часто выделяют следующие основные функции экономической теории:

Познавательная функция. В этой функции экономическая теория изучает формы экономических явлений, их внутреннюю сущность, и дает их научное объяснение, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами.

Практическая функция. При выполнении, этой функции экономическая теория дает научные рекомендации для экономической политики, для эффективного управления производством на различных уровнях. Уместно в этой связи привести слова выдающегося экономиста Дж. М. Кейнса о практической значимости экономической теории: «Идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы и когда ошибаются - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром. Люди практики, которые считают себя, совершен, но не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого».

Методологическая функция. В этой функции экономическая
теория служит теоретической основой, дает методы и научные инструменты для целого комплекса экономических наук: отраслевых (экономика строительства, транспорта, отраслей легкой промышленности и др.), функциональных (экономика труда, маркетинг, финансы, денежное обращение и кредит, экономическая статистика и др.) и для экономических наук, находящихся на стыке с другими отраслями знания (демография, теория управления и др.).

Прогностическая функция. Эта функция заключается в разработке научных основ экономической теории, что делает возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.

Мировоззренческая функция. Суть этой функции заключается в том, что экономическая теория формирует научные представления политического и экономического мышления людей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, предметом историко-экономической науки является исторический процесс возникновения, развития и взаимодействия экономических идей и теорий, какие учёные и философы внесли в неё свой вклад. Особенное внимание уделено описанию взглядов тех мыслителей, которые положили начало экономической науке и которым мы обязаны её возникновением. Всякое значение по всей природе исторично, и всякая деятельность людей непременно опирается на опыт предшествующих поколений. Именно поэтому изучение истории экономических учений необходимо для изучения экономики в целом.

Экономическаятеория – наука общественная, она исследует связи и отношения между людьми и поведение человека в обществе. Но в отличие от социологии и философии, рассматривается не общество в целом, а лишь сфера его экономической жизни, хозяйственные связи и экономическое поведение людей (например, денежные доходы, ценообразование, безработица и инфляция, бедность, неравенство и т. д.).

Экономическая наука воплощает в себе лишь работу здравого смысла, полненную приемами организованного анализа и общих умозаключений, которые облегчают задачу сбора, систематизации конкретных факторов и формулирования на их основе выводов. Несмотря на то, что сфера ее занятий всегда ограничена, что ее исследования без помощи здравого смысла бесплодны, она, тем не менее, позволяет здравому смыслу разрешать трудные проблемы, которые он без нее не смог бы решить. Экономические законы – это обобщения тенденций, характеризующи действия человека при определенных условиях.

Экономика и экономические процессы представляют собой сочетание объективных условий и субъективных устремлений. Экономическая теория призвана изучать обе эти стороны; она не вправе игнорировать субъективный фактор — интересы, психологию, ожидания участников экономических процессов. Без учета субъективного фактора нельзя понять регулирующую роль государства, цели и специфику предпринимательской деятельности, механизм функционирования рынка, основы маркетинга, позитивные стороны различных экономических концепций.

Объектом исследования экономической науки являются экономические явления, субъектом – человек, группа людей, государство, предметом – жизнедеятельность людей и проблемы эффективного хозяйствования.

Задача экономической науки, как почти всякой другой, заключается в том, чтобы собирать факты, систематизировать, истолковать их и выводить из них надлежащие умозаключение.

Основная задача экономической теории дать не просто описание, а показать их взаимообусловленность и взаимосвязь экономических явлений и событий.

И в заключение хотелось бы отметить, что современный подход к познанию экономической действительности предполагает творческое взаимодействие и взаимообогащение различных теорий. Формирование собственной позиции, самостоятельной оценки происходящего, обоснование и реализация нестандартных, но эффективных решений — вот что должно послужить целью и практическим результатом знакомства с экономическими теориями и фундаментальными выводами экономической науки.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бродская Т.Г. и др., Экономическая теория. - М.: РИОР, 2006

2. Автономов В.С., Ананьин О.И., Макашев Н.А. История экономических учений. - М.: ИНФРА-М, 2007.

3. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003.

4. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003.

5. Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. –М., 2002.

6. M. А. Сажина, Г. Г. Чибриков Экономическая теория. М., 2007

7. Попов С.А. Основы экономической теории. М., 2009 г.

8. Алпатов А.Г. Экономическая теория. СПб., 2010 г.

9. Гундарев А.В. Экономика. М., 2008 г.

10. Мещеряков М.Н. Основы экономики. М., 2008.

 

Курсовая работа

по дисциплине «Макроэкономика»

 

Тема: «Развитие предмета экономической теории основными экономическими школами»

 

Выполнил: студент

группы 43-12 Э

Кальжанова А. А.

 

Проверил: преподаватель Варакута С.А.

 

Щелково

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

 

1. Общая характеристика экономической теории

Как науки

 

1.1 Предмет экономической теории

1.2 Методы экономической теории

1.3. Функции экономической теории

 

2. Развитие предмета экономической теории

2.1 Возникновение экономической теории

2.2 Основные этапы развития экономической теории

2.3. Основные экономические школы

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С момента своего возникновения человек, чтобы выжить, должен был активно действовать, приспосабливая окружающую среду к своим потребностям. Он не получал все, что ему необходимо, в готовом виде, окружающие его вещи нужно было преобразовывать, чтобы получить желаемое.

Современный человек имеет самые разнообразные потребности. Он, прежде всего, нуждается в реализации себя как творческой личности, в создании семьи, в гарантиях своих прав, свобод и жизненной безопасности. Однако осуществления всего этого невозможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека – таких, как потребности в воде, пище, одежде, жилье.

Удовлетворение потребностей – главный мотив участия людей в производстве, основа развития экономики. Побуждая человека к деятельности, потребности существуют в единстве со средствами их удовлетворения, которые создаются в процессе труда. Труд представляет собой целесообразную деятельность человека, проявляющуюся прежде всего в умении создавать средства материального производства и предметы труда.

На основе системы многообразных потребностей возникают экономические интересы человека, которые являются важнейшим мотивом его деятельности. Совершенствование производства увеличивает количество потребностей, дающих, в свою очередь, толчок развитию экономики.

Для изучения экономической теории необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КАК НАУКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.055 с.)