Организация содержания учебного материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация содержания учебного материала.



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

Национальный медицинский университет

Им. акад. А.А.Богомольца

“Утверждено” на методическом заседании кафедры педиатрии № 2 с курсом медицинской генетики и неонатологиии (название кафедры)
Заведующий кафедрой д.м.н., профессор А.П.Волосовец (Ф.И.О., подпись) “_______”____________________2008 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

 

 

Учебная дисциплина Факультетская педиатрия
Модуль №  
Тематический модуль № Функциональные гастроинтестинальные расстройства у детей раннего возраста
Тема занятия  
Курс  
Факультет II медицинский

Киев - 2008

 

Актуальность темы.

В последнее время происходит возрастание удельного веса и практической значимости функциональных заболеваний пищеварительной системы у детей. Особенно важным является изучение данной патологии у детей раннего возраста, т.к. именно функциональные расстройства органов пищеварения лежат в основе формирования органической патологии у детей в более старшем возрасте, поэтому своевременная диагностика и правильная коррекция может успешно препятствовать такому развитию процесса.

Конкретные цели.

· Знать этиологию и патогенез функциональных гастроинтестинальных расстройств у детей раннего возраста

· Изучить классификацию функциональных гастроинтестинальных расстройств у детей раннего возраста согласно Римским критериям III

· Освоить основные клинические проявления синдрома циклической рвоты, функциональной диспепсии и функционального запора у детей раннего возраста

· Назначать комплекс лабораторного и инструментального обследования при функциональных гастроинтестинальных расстройствах у детей раннего возраста

· Проводить дифференциальную диагностику функциональных и органических функциональных гастроинтестинальных расстройств у детей раннего возраста

· Назначать лечение ребёнку раннего возраста с фунциональными гастроинтестинальными расстройствами

 

3. Базовый уровень подготовки.

 

Названия предыдущих дисциплин Необходимые навыки
1. Анатомия Знать анатомию пищеварительной системы. Строение отделов пищевода, желудка и кишечника, а также их возрастные особенности.
2. Нормальная физиология Знать физиологические особенности пищеварения в детском возрасте. Процессы переваривания и всасывания питательных веществ в разных отделах желудка и кишечника
3. Гистология Знать гистологическое строение тканей пищеварительной системы. Строение разных отделов пищевода, желудка и кишечника, а также возрастные особенности.
4. Топографическая анатомия Знать топографическое расположение отделов пищевода, желудка и кишечника, особенности расположения этих органов в детском возрасте.
5. Пропедевтика педиатрии Уметь собирать анамнез у родителей ребёнка, оценивать общее состояние больного, проводить объективное обследование больного с заболеваниями органов пищеварения.

 

4. Задания для самостоятельной работы.

 

4.1. Вопросы к занятию:

1. Назовите анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей.

2. Что такое функциональные заболевания пищеварительной системы?

3. Назовите функциональные заболевания пищеварительной системы у детей. Какие из них относятся к функциональным заболеваниям детей раннего возраста?

4. Какая существует классификация функциональных заболеваний у детей согласно Римским критериям ІІІ.

5. Из чего состоит методика объективного обследования больного с функциональными заболеваниями органов пищеварения?

6. Какие лабораторные методы обследования необходимо назначить больному с функциональными заболеваниями органов пищеварения?

7. Какие инструментальные методы обследования необходимо назначить больному с функциональными заболеваниями органов пищеварения?

8. С какой патологией проводится дифференциальная диагностика функциональных заболеваний органов пищеварения?

9. Какие методы лечения используются в терапии больных с функциональными заболеваниями органов пищеварения?

 

 

4.2. Практические задания, которые выполняются на занятии:

1. Сбор анамнеза у детей с с функциональными заболеваниями органов пищеварения.

2.Беседа с родственниками больного ребенка.

3.Сбор семейного анамнеза у родственников больного ребенка.

4. Проведение объективного обследования ребенка с учетом его возрастных особенностей.

5. Интерпретация результатов проведенного копрологического исследования кала и анализа кала на дисбактериоз.

6. Интерпертация результатов ультразвукового обследования органов брюшной полости у детей раннего возраста.

 

Клиника.

В клинической картине заболевания различают четыре периода:

1. Межприступный.

2. Продромальный.

3. Приступный (длительность от 3 до 10 дней).

4. Выздоровления.

В межприступном периоде дети чувствуют себя хорошо. Продромальный период – это промежуток времени в течение которого пациент начинает ощущать приближение эпизода циклической рвоты, но в этот период есть возможность препятствовать переходу в следующий период при помощи приёма медикаментов перорально. Этот период заканчивается одновременно с началом рвоты у больного. Продромальный период может длиться от нескольких минут до нескольких часов и даже нескольких дней. Иногда этот период может вообще отсутствовать.

В продромальный период характерны жалобы на недомогание, сонливость, вялость, головную боль, нарушение аппетита, субфебрильную температуру тела.

Рвота чаще носит повторный характер, при этом предложенная ребёнку жидкость и лекарственные препараты удаляются из организма. Частота рвоты может колебаться от нескольких раз до 20 и более раз за сутки («неукротимая рвота»), рвота может быть с примесью жёлчи (76%) и крови (32%). В тяжёлых случаях эпизоды рвоты продолжаются в течение нескольких дней. Постепенно появляются и нарастают признаки обезвоживания, интоксикации, потеря массы тела. Ребёнок возбуждён, беспокоен, отмечается одышка, иногда судорожные подёргивания. Кожные покровы бледные, может быть наличие слюнотечения.

Практически у всех больных во время приступа проявляются признаки вегетативных нарушений. Летаргия (патологическое состояние, которое характеризуется ослаблением всех проявлений жизни) наблюдается у 93% детей. Дети заторможены, сонливы, больные могут быть не способны передвигаться или говорить, некоторые из них могут выглядеть коматозными.

 

Циклической рвоты у детей

Неворологические симптомы Частота, %
1. Головная боль  
2. Фотобоязнь 16-38
3. Фонофобия  
4. Головокружение  

Циклической рвоты у детей

Гастроинтестинальные симптомы Частота, %
1. Боль в животе 58-80
2. Анорексия 74-100
3. Тошнота  
4. Диарея  

У части больных может наблюдаться лихорадка, дегидратация, гиперсаливация, потливость и повышение артериального давления. У большей части пациентов приступы отмечаются каждые 2-4 недели с эпизодами ночью и утром.

В периоде выздоровления отмечается повышение активности ребёнка, восстановление аппетита, нормализация цвета кожных покровов, постепенно восстанавливается водно-электролитный баланс.

Диагностика.

В настоящее время для постановки диагноза «синдром циклической рвоты» (СVS) используют критерии диагностики Международной ассоциации СVS:

Обязательные симптомы:

1. Минимум 3 типичных рецидивирующих тяжёлых приступа рвоты и/или тошноты и рвоты.

2. Более чем четырёхкратная рвота в фазе разгара заболевания.

3. Эпизоды длительностью от нескольких часов (в среднем 24-48 часов), минимум 2 часа, но иногда до 10 дней и более.

4. Частота приступов менее 2 эпизодов в неделю, в среднем каждые 2-4 недели.

5. Периоды полностью нормального самочувствия разной длительности.

6. Отсутствие очевидной причины рвоты при обследовании.

Дополнительные критерии:

  1. Стереотипность: для конкретного пациента, каждый эпизод похож по времени начала, интенсивности, длительности, частоте, ассоциированными признаками и сиптомами.
  2. Возможность самоликвидации (приступы могут закончится спонтанно и без лечения).
  3. Анамнез (случаи мигрени или СVS в семье больного).
  4. Анамнестические данные о необходимости внутривенного введения жидкости в течение приступа.

 

Обоснование диагноза СVS требует тщательного изучения анамнеза, данных объективного и лабораторного обследований, необходимости исключения других заболеваний, которые могут сопровождаться рвотой, подобно СVS.

Лечение.

1. Очистительная клизма с последующим промыванием кишечника 1-2% раствором гидрокарбоната Na.

2. Частое и дробное щелочное питьё (оральная регидратация) каждые 10-15 минут с использованием щелочной минеральной воды без газа, р-ров «Оралит», «Регидрон» и др.

В более тяжёлых случаях приходится прибегать к назначению инфузионной терапии – глюкоза, физ. раствор (общее количество жидкости составляет 40-50 мл/кг массы тела в сутки.

3. Диета – стол № 13, затем стол № 5, содержащая легкоусвояемые углеводы. Спазмолитики (по показаниям) при выраженном абдоминальном болевом синдроме – но-шпа, дуспаталин, дицетел, риабал.

4. Энтеросорбенты (энтеросгель, смекта).

Функциональная диарея – является самостоятельным заболеванием в том случае, если остальные диагностические критерии синдрома раздражённого кишечника отсутствуют. Хроническим считают течение диареи при её продолжительности не менее 2 недель.

Патогенез.

В основе функциональной диареи лежит ускорение транзита кишечного содержимого, связанное с усилением двигательной активности кишечника. Нарушение моторики связано с двумя основными факторами:

1. Повышенная чувствительность рецепторного аппарата стенки кишечника к растяжению → позывы на дефекацию возникают при незначительном растяжении кишечника.

2. Нервно-психические факторы (психоэмоциональные стрессы) → нарушение центральной регуляции моторной, секреторной и других функций кишечника → гиперкинетическая дискинезия кишечника, повышенная возбудимость и сократительная активностькишечной мускулатуры как в покое, так и под влиянием эмоциональных и пищевых нагрузок.

Ускоренный пассаж содержимого тонкой и толстой кишок приводит к тому, что часть углеводов, особенно легкоусвояемых, не расщепляется полностью, не всасывается и в толстой кишке подвергается микробному сбраживанию → возникают благоприятные условия для появления и быстрого размножения патогенной микрофлоры → развивается дисбактериоз кишечника.

Усиленные процессы брожения → чрезмерная концентрация в просвете кишечника органических осмотических активных веществ → транссудация и экссудация (при наличии вторичного воспаления) в просвет кишки.

Избыточное газообразование, увеличение объёма содержимого кишечника вызывают растяжение стенок и возбуждение перистальтики толстой кишки → возникает хроническая диарея, которая у ряда больных может чередоваться с запорами вследствие дисрегуляторной гипокинетической дискинезии кишечника.

 

Клиника

Клинические симптомы Характеристика
1. Боли и /или дискомфорт в животе (локализуются чаще вбоковых и нижних отделах живота) - приступообразный характер - непродолжительны - м.б. дистензионные боли, чувство распирания и тяжести внизу живота
2. Изменение частоты стула 2-4 раза в день, в период обострения может быть и чаще, обычно в дневные и утренние часы
3. Изменение консистенции кала - жидкий; - кашицеобразный; - может быть гетерогенный характер кала: вслед за плотным следует кашицеобразный и жидкий.
4.Наличие примесей в кале Не характерно
5. Увеличение объёма кишечного содержимого Не характерно
6. Чередование запора и поноса Характерно
7. Неполное опорожнение кишечника Характерно
8. Вздутие живота, метеоризм, урчание Характерно
9. Болезненность при пальпации В области сигмы или по ходу толстого кишечника

Диагностика.

1. Данные анамнеза: длительность диареи, время её начала и причина её возникновения (пищевая погрешность, контакт с больным ребёнком и др.); количество дефекаций за сутки и объём каловых масс; наличие боли в животе и метеоризма, тенезмов и дефекаций в ночное время; наличие в кале патологических примесей – слизи, крови; частота и выраженность кишечной перистальтики, изменение массы тела ребёнка.

2. Данные объективного обследования.

3. Лабораторные данные: макро- и микроскопическое исследование кала (наличие признаков воспаления – скопление лейкоцитов и слущенного эпителия, характерные для воспалительных заболеваний инфекционной природы, бактериологическое исследование кала для выявления возможных возбудителей заболевания).

4. Инструментальные методы обследования – ректоскопическое исследование.

Диагноз функциональной диареи устанавливают методом исключения. Поскольку клинические проявления диареи не специфичны и могут сопутствовать различным заболеваниям, необходимо комплексное обследование больных, включающее семейный, пищевой, лекарственный анамнез, лабораторные и инструментальные исследования (общеклинические анализы крови, копрограмму и анализ кала на скрытую кровь, бактериологическое исследование кала и анализ кала на дисбактериоз, ректоскопию, при необходимости – морфологическое исследование биоптата слизистой оболочкитерминального отдела подвздошной и сигмовидной кишки для исключения воспалительного характера заболевания.

 

Лечение.

1. Диета с ограничением углеводов, особенно легкоусвояемых с целью уменьшения бродильных процессов в кишечнике; исключение молочных продуктов на период обострения (можно попытаться с крайней осторожностью включать молочные продукты в период ремиссии с учётом индивидуальной переносимости).

2. Психотерапия, направленная на коррекцию психоэмоциональных расстройств и на нормализацию моторной функции кишечника. Важную роль играет ограждение ребёнка от психотравмирующих ситуаций, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе, обеспечение возможности регулярных прогулок, водных процедур, занятий лечебной физкультурой. Важно следить за регулярностью опорожнения кишечника в определённое время («рефлекс на горшок»).

3. Антидиарейные препараты: имодиум, смекта, ренни.

4. Пробиотики: энтерол, бифидумбактерин, лактробактерин, линекс, бифи-форм, хилак форте и др.)

5. Витаминотерапия (парентерально) и местно с использованием микроклизм.

 

Функциональный запор.

Этиология.

1. Алиментарный фактор – нарушение режима и характера питания, ранний перевод ребёнка на смешанное или искусственное вскармливание.

2. Психогенный фактор – при наличии у детей-невропатов астенического, депрессивного, истерического или фобического синдромов.

3. При хронических заболеваниях пищеварительной системы, эндокринной патологии, нервной системы.

 

Патогенез.

Нарушение моторной деятельности кишечника→гипокинетическая дискинезия→снижение тонуса кишечной стенки→нарушения центральной и вегетативной регуляции пищеварения→гормональные сдвиги→хроническая гипоксия→мышечная гипотония, гиподинамия.

Клиника.

Виды функциональных запоров и их клинические симптомы

Вид Характеристика Клинические проявления
1. Кологенный запор Замедление пассажа по толстой кишке 1. Интоксикационный синдром: снижение аппетита, слабость, утомляемость, субфебрильная температура тела). 2. Диспепсический синдром: отрыжка, неприятный вкус во рту, вздутие живота, метеоризм, урчание живота). 3. Симптомы вегетативных дисфункций: головная боль, боли в области сердца. 4. Болевой синдром: гиперкинетическая форма – схваткообразная боль по всему животу; при пипокинетической форме – чувство тяжести, исчезающее после акта дефекации.
2. Проктогенный запор Нарушение акта дефекации 1.Дискомфорт, ощущение давления или распирания в прямой кишке, чувство неполного её опорожнения. 2.Затруднение и болезненность акта дефекации: может быть несколько раз в день малыми порциями. 3.Выделение твёрдого сухого кала, часто фрагментированного.
3. Смешанный (колопроктогенный) запор Нарушение акта дефекации и замедление пассажа по толстой кишке Сочетание симптомов кологенного и проктогенного запоров.

Лечение.

  1. Диетотерапия – стол № 3 + двигательный режим.
  2. ЛФК, массаж, физиотерапия.
  3. Слабительные препараты (см. выше).
  4. Прокинетики.
  5. Психокоррекция.

 

Колики у детей грудного возраста могут возникать чаще всего в результате заглатывания воздуха при сосании груди или при кормлении через соску, при перекармливании, у детей старше 1 года причиной колик может быть заглатывание воздуха вместе со слюной при её повышенном образовании (сосание леденцов, болезни полости рта), при затруднении носового дыхания, волнении, применении некоторых медикаментозных препаратов, вызывающих сухость полости рта, поспешной еде, употреблении большого количества газированных напитков.

Клиника.

Характерно общее беспокойство ребёнка, приступообразная боль в нижних отделах живота, которая сопровождается плачем ребёнка, отказом от еды. Может быть отрыжка воздухом и самопроизвольное отхождение газов из кишечника.

В процессе объективного обследования можно обнаружить вздутие живота, урчание и болезненность по ходу отделов толстого кишечника.

Лечение.

1. Исключить перекармливание детей грудного возраста и обеспечить вертикальное положение ребёнка после грудного кормления.

2. Режим дня и питания для детей старше 1 года, включающий также благоприятную психологическую обстановку в детстком коллективе и в семье.

3. Следить за регулярным ежедневным опорожнением кишечника.

4. Лёгкий массаж живота, тепло на живот (грелка, ванна).

5. Препараты, нормализующие моторную функцию желудочно-кишечного тракта: метеоспазмил по 1 капс. 2-3 раза в день, эспумизан по 25-30 капель на приём 2-3 раза в день. Детям старшего возраста эспумизан назначают по 1-2 ч.л. или по 1-2 капс. 3-5 раз в день.

Материалы для самоконтроля:

ТЕСТЫ:

1. К функциональным гастроинтестинальным расстройствам у детей раннего возраста относят:

А. Синдром циклической рвоты.

Б. Функциональный запор.

В. Функциональную диарею.

Г. Колики.

Д. Всё перечисленное.

 

2. При функциональных гастроинтестинальных расстройствах нарушаются следующие функции пищеварительного тракта:

А. Моторная

Б. Секреторная

В. Переваривания питательных веществ

Г. Всасывания питательных веществ

Д. Все перечисленные.

 

3. Основной клинический симптом при синдроме циклической рвоты:

А. Одышка

Б. Многократная рвота

В. Фебрильная температура тела

Г. Судороги

Д. Боли в животе

4. Диагноз «синдром циклической рвоты» выставляют в случае наличия:

А. 1 приступа четырёхкратной рвоты

Б. 2 приступов однократной рвоты

В. 3 приступов двухкратной рвоты

Г. 3 приступов однократной рвоты

Д. 3 приступов четырёхкратной рвоты

 

5. В лечении синдрома циклической рвоты наиболее часто используют:

А. Антибактериальные препараты

Б. Диетотерапию

В. Спазмолтики

Г. Внутривенную регидратацию

Д. Пробиотики

 

6. Характер болей в животе при функциональной диареи:

А. Ноющий

Б. Приступообразный

В. Длительный

Г. Смешанный

Д. Всё перечисленное

 

7. Лечение функциональной диареи включает в первую очередь:

А. Диетотерапию

Б. Антибактериальную терапию

В. Ферментотерапию

Г. Слабительные

Д. Микроэлементы

 

8. Этиологические факторы возникновения функционального запора у детей:

А. Алиментарный фактор

Б. Обменные нарушения

В. Дисбактериоз кишечника

Г. Хронические заболевания ЖКТ

Д. Аллергические реакции

9. Виды функциональных запоров:

А. Кологенный

Б. Проктогенный

В. Смешанный (колопроктогенный)

Г. Всё перечисленное

Д. Гипермоторный

 

10. Лечение функционального запора включает:

А. Диетотерапию

Б. Антибактериальную терапию

В. Ферментотерапию

Г. Антидиарейные препараты

Д. Микроэлементы

 

11. Колики у детей грудного возраста возникают вследствии:
А. Недосточного кормления

Б. Заглатывании воздуха в процессе кормления

В. Аномалий развития органов пищеварения

Г. Наследственных заболеваний

Д. Эндокринных заболеваний

 

12. В лечении колик важным моментом является:

А. Увеличение объёма питания

Б. Ферментотерапия

В. Слабительные

Г. Пробиотики

Д. Спазмолитики

 

Правильные ответы:

 

                       
Д Д Б Д Г Б А А Г А Б Д

 

Задачи:

  1. Ребёнок 5 лет, поступает в стационар с жалобами на повторяющиеся 5 раз за последние 2 недели приступы многократной рвоты, которым предшествуют жалобы на слабость, недомогание, отсутствие аппетита, повышение температуры тела до 37-37,2°С. При объективном обследовании выражены общая вялость, кожные покровы бледные, сухие. Тургор мягких тканей несколько снижен. Астеническое телосложение. При пальпации живот мягкий, безболезненный, нижний край печени на 1 см выступает из-под края рёберной дуги. Стул – 1 раз за последние 3 дня, диурез снижен.

1. Какие ёще данные анамнеза необходимо выяснить у родителей ребёнка.

2. Какой предварительный диагноз.

3. Какие методы обследования необходимо назначить в плане обследования.

 

2. На приёме у педиатра находится ребёнок 5 лет с жалобами на периодические боли внизу живота и нарушение стула: чередование жидкого и плотного кала от 2 до 4 раз в день за последние 2 недели. При объективном обследовании: ребёнок пониженного питания, астенического телосложения. Кожные покровы обычной окраски, несколько сухие. При пальпации живот вздут, умеренно болезненный по ходу отделов толстого кишечника (сигмовидной и нисходящей ободочной кишки).

1. Какой предварительный диагноз можно поставить ребёнку.

2. Какие методы обследования необходимо назначить в плане обследования.

3. С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциальную диагностику данной патологии?

4. Какие подходы к лечению данной патологии.

 

3. На приёме находится ребёнок 4 лет с жалобами на запор, который беспокоит ребёнка в течение последних 6 месяцев, снижение аппетита, повышенную утомляемость. Со слов матери стул у ребёнка бывает 1 раз в 2-3 дня, иногда приходится делать клизму или давать слабительные препараты растительного происхождения. При объективном обследовании: ребёнок вялый, капризный, пониженного питания, астенического телосложения. При пальпации живот умеренно вздут, безболезненный.

1. Какой предварительный диагноз можно поставить ребёнку.

2. Какие методы обследования необходимо назначить?

3. С какими заболеваниями необходимо проводить дифференциальную диагностику данной патологии?

 

 

Ответы на задачи:

Задача 1:

1. Для уточнения диагноза необходимо более тщательно собрать анамнез: выяснить у матери ребёнка длительность приступов, с чем они связаны, что снимает приступ, состояние ребёнка вне приступов рвоты.

2. Синдром циклической рвоты (?).

3. Консультация невролога, инфекциониста, УЗИ органов брюшной полости, копрограмма.

 

Задача 2:

1. Функциональная диарея (?).

2. Необходимо тщательно собрать анамнез: наличие и выраженность интоксикационного синдрома, длительность диареи, время её начала и причина её возникновения (пищевая погрешность, контакт с больным ребёнком и др.); объём каловых масс и наличие патологических примесей; наличие тенезмов и дефекаций в ночное время; изменение массы тела ребёнка.

Лабораторные и инструментальные методы обследования: анализ кала на скрытую кровь, бактериологическое исследование кала, ректоскопия.

3. 1) Синдром раздражённого кишечника;

2) острые кишечные инфекции;

3) НЯК;

4) болезнь Крона.

4. Диетотерапия (ограничение легко усвояемых углеводов), антидиарейные препараты, пробиотики.

 

Задача 3:

1. Функциональный запор (?).

2. Необходимо тщательно собрать анамнез: наличие и выраженность интоксикационного синдрома, изменение пищевого рациона ребёнка, стрессовые факторы, сопутствующая патология (заболевания эндокринной, нервной системы, патология ЖКТ).

Лабораторные и инструментальные методы обследования: общеклинические анализы крови, копрограмма, анализ кала на дисбактериоз, ректоскопия.

3. 1) Синдром раздражённого кишечника;

2) Дисбактериоз кишечника.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Педиатрическая гастроентерология (новейший справочник) /Под редакцией Ю.В.Белоусова.- М. - 2006. – 700 с.
  2. Гастроэнтерология //Под редакцией В.Т.Ивашкина, С.И.Раппопорта.-

М.- 1998. -134с.

3. В.Г.Майданник Римські критерії ІІІ (2006) діагностики функціональних гастроінтестінальних розладів у дітей /Педіатрія, акушерство і гінекологія.- 2007.-№3.-с.5-13.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

Национальный медицинский университет

Им. акад. А.А.Богомольца

“Утверждено” на методическом заседании кафедры педиатрии № 2 с курсом медицинской генетики и неонатологиии (название кафедры)
Заведующий кафедрой д.м.н., профессор А.П.Волосовец (Ф.И.О., подпись) “_______”____________________2008 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

 

 

Учебная дисциплина Факультетская педиатрия
Модуль №  
Тематический модуль № Функциональные гастроинтестинальные расстройства у детей раннего возраста
Тема занятия  
Курс  
Факультет II медицинский

Киев - 2008

 

Актуальность темы.

В последнее время происходит возрастание удельного веса и практической значимости функциональных заболеваний пищеварительной системы у детей. Особенно важным является изучение данной патологии у детей раннего возраста, т.к. именно функциональные расстройства органов пищеварения лежат в основе формирования органической патологии у детей в более старшем возрасте, поэтому своевременная диагностика и правильная коррекция может успешно препятствовать такому развитию процесса.

Конкретные цели.

· Знать этиологию и патогенез функциональных гастроинтестинальных расстройств у детей раннего возраста

· Изучить классификацию функциональных гастроинтестинальных расстройств у детей раннего возраста согласно Римским критериям III

· Освоить основные клинические проявления синдрома циклической рвоты, функциональной диспепсии и функционального запора у детей раннего возраста

· Назначать комплекс лабораторного и инструментального обследования при функциональных гастроинтестинальных расстройствах у детей раннего возраста

· Проводить дифференциальную диагностику функциональных и органических функциональных гастроинтестинальных расстройств у детей раннего возраста

· Назначать лечение ребёнку раннего возраста с фунциональными гастроинтестинальными расстройствами

 

3. Базовый уровень подготовки.

 

Названия предыдущих дисциплин Необходимые навыки
1. Анатомия Знать анатомию пищеварительной системы. Строение отделов пищевода, желудка и кишечника, а также их возрастные особенности.
2. Нормальная физиология Знать физиологические особенности пищеварения в детском возрасте. Процессы переваривания и всасывания питательных веществ в разных отделах желудка и кишечника
3. Гистология Знать гистологическое строение тканей пищеварительной системы. Строение разных отделов пищевода, желудка и кишечника, а также возрастные особенности.
4. Топографическая анатомия Знать топографическое расположение отделов пищевода, желудка и кишечника, особенности расположения этих органов в детском возрасте.
5. Пропедевтика педиатрии Уметь собирать анамнез у родителей ребёнка, оценивать общее состояние больного, проводить объективное обследование больного с заболеваниями органов пищеварения.

 

4. Задания для самостоятельной работы.

 

4.1. Вопросы к занятию:

1. Назовите анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей.

2. Что такое функциональные заболевания пищеварительной системы?

3. Назовите функциональные заболевания пищеварительной системы у детей. Какие из них относятся к функциональным заболеваниям детей раннего возраста?

4. Какая существует классификация функциональных заболеваний у детей согласно Римским критериям ІІІ.

5. Из чего состоит методика объективного обследования больного с функциональными заболеваниями органов пищеварения?

6. Какие лабораторные методы обследования необходимо назначить больному с функциональными заболеваниями органов пищеварения?

7. Какие инструментальные методы обследования необходимо назначить больному с функциональными заболеваниями органов пищеварения?

8. С какой патологией проводится дифференциальная диагностика функциональных заболеваний органов пищеварения?

9. Какие методы лечения используются в терапии больных с функциональными заболеваниями органов пищеварения?

 

 

4.2. Практические задания, которые выполняются на занятии:

1. Сбор анамнеза у детей с с функциональными заболеваниями органов пищеварения.

2.Беседа с родственниками больного ребенка.

3.Сбор семейного анамнеза у родственников больного ребенка.

4. Проведение объективного обследования ребенка с учетом его возрастных особенностей.

5. Интерпретация результатов проведенного копрологического исследования кала и анализа кала на дисбактериоз.

6. Интерпертация результатов ультразвукового обследования органов брюшной полости у детей раннего возраста.

 

Организация содержания учебного материала.

Функциональными заболеваниями пищеварительной системы называют заболевания, которым присущи изменения какой-либо из функций пищеварительной системы – моторики, секреции, переваривания (мальдигестия), всасывания (мальабсорбция), состояния микрофлоры (дисбиоз), активности иммунной системы при отсутствии органических изменений.

На симпозиуме в рамках гастроэнтерологической недели 23 мая 2006 года в Риме, который спонсировался Американской ассоциацией гастроэнтерологов, была принята классификация и новые критерии диагностики функциональных гастроинтестинальных расстройств (ФГР) у детей (Римские критерии диагностики ІІІ).

Согласно принятой классификации, функциональные гастроинтестинальные расстройства у детей были разделены на 2 группы: G и H. К группе G были отнесены ФГР, которые встречаются у новорожденных и детей раннего возраста, а к группе Н – ФГР, которые встречаются у детей и подростков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.154 с.)