Причины и принципы регионализации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины и принципы регионализации.



РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ — развитие, укрепление экономических, политических и иных связей между областями или государствами, входящими в один регион; возникновение региональных объединений государств. процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях[1] 1) Регионализация - - англ. regionalization; нем. Regionalisierung. Развитие, укрепление экон., полит, и прочих связей между областями или государствами, входящими в один регион; возникновение региональных объединений государств.

2) Регионализация - (regionalization). Разделение социальной жизни по региональным структурам или зонам.

Процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях[1]

В XXI веке наряду с процессом глобализации происходит процесс регионализации, причем это становится характерным не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. То есть по мнению, И. Н. Бусыгиной, глобализация представляет собой с одной стороны сочетание процессов концентрации и централизации, а с другой — деконцентрации и децентрализации. Наглядным примером процесса регионализации является Европейский союз. Естественное развитие процесса регионализации в Европейском союзе привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Были созданы такие организации как Ассамблея европейских регионов, а также Комитет регионов.

В современном европейском контексте также прослеживается тенденция к сотрудничеству стран на региональном уровне посредством членства в региональных организациях. Главная цель: осуществление многостороннего взаимодействия для решения актуальных проблем, а также для обмена опытом по всем направлениям развития: экономическом, социальном, политическом, культурном и т. д.

Что касается непосредственного участия регионов в делах и формировании политики ЕС, то последнее несколько десятилетий регионы стремятся продвигать себя и свои интересы внутри европейского пространства, к примеру, посредством открытия своих офисов в Брюселле.

Во второй половине 80-х годов Европейским союзом началась разработка инициативы INTERREG в целях развития межрегионального сотрудничества и стимулирования полноценного участия приграничных регионов в экономике Европы. Программа успешно развивается и в настоящее время работает уже четвертое поколение инициативы INTERREG IV.

Создание субрегиональных организаций — пример приграничного сотрудничества, которое не только приносит экономические выгоды, но и создает климат доверия, способствуя поиску конструктивных решений по преодолению кризисов, а также по реализации совместных проектов, нацеленных на достижение благосостояния вовлеченных в процесс государств и их регионов.

Кроме того, постепенно к регионам переходит роль акторов международных отношений, в частности посредством заключения рамочных международных договоров о сотрудничестве. Появляется такое понятие, как международный маркетинг региона, то есть создание имиджа региона, инвестиционно привлекательного климата, а также ориентация на потребности целевых групп покупателей услуг территории. Примером международного маркетинга региона может послужить деятельность Представительство региона Стокгольма в Санкт-Петербурге

Общие причины регионализации заключаются в стремлении сделать власть более эффективной, переложить на региональные власти часть ответственности за принимаемые решения, удовлетворить стремление тех или иных слоев общества к самоуправлению.

Уве Булманн выделяет следующие общие причины регионализации и децентрализации национальных государств в ЕС:

- попытка модернизации политических систем, которая всегда опирается на особые национальные традиции; попытка предоставить регионам более широкое поле для маневра, то есть самостоятельного роста, внутреннего развития и привлечения внешних ресурсов перед лицом глобализации;

- попытка выживания современных национальных государств в силу усложнения социальных, экономических и экологических проблем, требующих иного подхода, нежели традиционный универсальный иерархический подход «сверху вниз»;

- отражение культурно-исторических проблем и ответ на требования территориальной автономии, расширения политических прав регионов;

- углубление интеграционных процессов и их проникновение в компетенции регионов[1].

Причины дисперсии власти (от национального уровня вниз) в либеральных демократиях можно обобщить следующим образом:

- центральное правительство пытается избежать ответственности за некоторые решения, то есть переложить их на другие плечи (к примеру, заведомо непопулярные решения в области налоговой политики);

- существуют другие заботы, перевешивающие сопротивление правительства (например, победа на следующих выборах, стремление удержать свою партию у власти или «завоевать» на выборах определенные округа);

Во-первых, пересмотр традиционных центро-периферийных отношений происходит в настоящее время во многих западноевропейских государствах, при этом федеративное государственное устройство не выступает в качестве «образца» для стран, ищущих новую модель отношений между национальным центром и регионами.

Во-вторых, модели регионализации в разных странах не дублируют друг друга; выбор той или иной модели в большой степени обусловлен историей территориально-политического строительства (территориальной консолидации) страны и конкретной политической практикой и институциональным дизайном.

В-третьих, все модели имеют ту или иную степень асимметрии (особые отношения с центром для разных регионов). Таким образом, эта асимметрия предстает не в качестве своего рода социально-политической патологии, но как сложный инструмент – особый «рецепт» для особых случаев. Асимметрия предполагает гибкость центро-периферийных отношений.

Европейский регионализм — политика западноевропейских государств, основанная на принципах «атлантического» федерализма, предусматривающего освобождение гражданского общества из-под опеки государства. Сущность европейского регионализма заключается в поэтапном переходе от наднациональных объединений к Европе регионов. В этом процессе Совет Европы идет как бы впереди Европейского Союза, закладывая фундамент будущего гражданского общества. Таким образом, сущность регионализма заключается в интеграции по формуле Европа регионов.

В целях содействия европейскому регионализму и усиления роли отдельных территорий в 1985 г. была создана Ассамблея регионов Европы (АРЕ), объединившая к концу века свыше 300 территориальные общины Западной, Центрально-Восточной и Восточной Европы с населением 400 млн. человек. Первыми членами АЕР из Восточной Европы стали Московская и Ленинградская области, Республика Карелия (Россия) и Одесская область (Украина). В основу региональной политики ЕС положены принципы территориальной концентрации капитала, финансирования целевых программ, сотрудничества с местными властями и передачи конкретных управленческих решений на наиболее оптимальный территориальный уровень (принцип субсидиарности). Принцип субсидиарности в общественных отношениях предусматривает приоритет прав и интересов личности перед правами и интересами любой общности. Распределение прав и обязанностей по исполнительной вертикали осуществляется на основе делегирования конкретных решений на тот территориальный уровень, где они могут исполняться наиболее эффективно. Каждый регион представляет собой выражение отличительной политической самобытности, отражающей демократическую волю принимать наиболее предпочтительные формы его организации. В отличие от существующей налоговой политики декларацией предусмотрено изменение отношений региона и государства. Не государство оставляет часть налогов региону, а наоборот, регион частично или полностью передает налог государству.

Регионы различаются величиной, политико-административными особенностями, имеют различные уставы и рассматриваются как важнейший элемент построения единой Европы. Согласно Декларации АРЕ, регион является государственным территориальным образованием, соответствующим уровню, непосредственно предшествующему уровню государства. Регион имеет собственную Конституцию и правительство с соответствующими политическими полномочиями. Многообразие исторических, языковых, культурных, социально-экономических и географический связей различных народов, отождествляющих себя со своими регионами, представляет собой неисчерпаемое европейское богатство. Региональная самоорганизация общества как закономерный естественно-исторический процесс формирования региональных общностей имеет стихийный или целенаправленный характер. В последнем случае создаются соответствующие региональные управленческие центры и структуры (например, международные региональные организации, совнархозы в СССР, федеральные округа в России).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 2254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.007 с.)