Государственное управление как вид социальной деятельности: понятие, цели и задачи, особенности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное управление как вид социальной деятельности: понятие, цели и задачи, особенности.



Государственное управление как вид социальной деятельности: понятие, цели и задачи, особенности.

С точки зрения своего содержания, управление – это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления (СУ) на объект (ОУ) для приведения последнего в желаемое состояние, параметры которого определены субъектом управления.

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ- целеполагающее (т.е. сознательное, преднамеренное, продуманное, спланированное), организующее и регули-рующее воздействие людей на собственную общест-венную, коллективную и групповую жизнедеятель-ность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ - практическое, организующее и регулирующее воздейст-вие государства (в лице его органов и должностных лиц) на общественную (публичную) и частную жизнедеятель-ность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу госу-дарства.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1) оно социально обусловлено (связано с жизнедея-тельностью общества, его потребностями и интереса-ми);

2) оно пронизывает практически все общественные отношения и связи;

3) это организованное и динамично развивающееся явление (оно зависит от исторических условий, конк-ретной ситуации и т.д.);

4) оно является сложным многоэлементным и многоаспектным (системным) явлением общественной практики;

5) его объектом и субъектом всегда выступают люди;

6) оно направлено на удовлетворение публичных (общественно значимых, господствующих в обществе) потребностей и интересов;

7) оно использует властные полномочия и ресурсы, имеющиеся в распоряжении субъекта управления;

8) оно осуществляется на началах подчинённости объекта управления управляющей воле СУ (лица, коллектива, организации);

9) оно всегда рационально, т.е. направлено на достижение предварительно осознанных и сформулированных целей;

Оно объективно необходимо для любой коллективной деятельности людей, потому что без этого данная деятельность не сможет достигнуть своих целей и т.д.

НАЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

1) обеспечение целостности и безопасности управля-емого человеческого сообщества;

2) упорядочение жизнедеятельности сообщества (подчинение его жизнедеятельности единым правилам);

3) разрешение возникающих в обществе конфликтов (они возникают в связи с различием интересов у входящих в его состав людей);

4) решение так называемых «общих дел», т.е. тех проблем, которые представляют интерес для всего управляемого сообщества или его большинства;

Создание условий для прогрессивного развития управляемого сообщества и т.д.

Социальное управление появилось сразу же после обособления человеческого общества от животного мира и обретения им относительной самостоятельности.

В зависимости от того, кто является субъ-ектом социального управления, различают следующие его разновидности:

1) государственное управление;

2) муниципальное управление;

3) менеджмент;

4) общественное управление;

5) групповая саморегуляция;

Системность государственного управления и т.д.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ- регулирующую деятельность государства в целом, т.е. управление делами государственно-организованного общества, осуществляемое всеми органами государства (законодательными, исполнительными и судебными). В данном случае субъектом ГУ выступают все органы государства.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В УЗКОМ СМЫСЛЕ- это административная деятельность, т.е. деятельность только исполнительно-распорядительных органов госу-дарства по осуществлению исполнительной власти на уровне, как Российской Федерации, так и её субъектов

Задачи государственного управления – это:

а) предмет решения, предполагающий необходимость действий по переводу объекта управления в иное состояние;

б) конкретные социальные проблемы, подлежащие решению в процессе достижения целей государственного управления;

в) желаемый результат деятельности государственных органов, достигаемый за намеченный период времени и характеризующийся определённым набором количественных и качественных данных или параметров этого результата;

г) конкретизированные по времени достижения, ресурсам и иным показателям цели государственного управления.

ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ:

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ 1993 г., которая характеризует Россию как социальное государство, его главной целью (миссией) объявлено «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

В так называемой «Программе 2020» в качестве стратегической цели развития России до 2020 г. заявлено «достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституци-онных прав граждан».

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Признаки функций государства:

Функция государства - это не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе (либо на протяжении всего своего существования) обойтись не может.

То есть, организация как функция госуправления обеспечивает упорядочение самых различных сторон деятельности системы управления на всех её уровнях. (формирование системы управления, упорядочение управ-ленческих отношений (между субъектом и объектом управления), определение прав и обязанностей участников данных отношений, создание необходимой структуры органов и организаций, подбор и расстановка кадров и т.д.;)

ПЛАНИРОВАНИЕ - функция управления, представляющая собой процесс разработки планов, где предусматриваются сроки, этапы и показатели управленческой деятельности, просчиты-ваются необходимые ресурсы и возможный конечный результат.

Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма.

Предварительным условием признания принципа политического плюрализма в нашем обществе стала ликвидация монополии КПСС на политическую власть. Ликвидация этой монополии открыла дорогу не только к признанию принципа политического плюрализма, но и к его реализации прежде всего путем постепенного создания в Российской Федерации многопартийной системы.

Становление принципа политического плюрализма, способствующее демократизации общества, не имеет ничего общего с попытками ввести «многовластие», нарушить стабильность в обществе или навязать ему эгоистические цели отдельных социальных групп, вызвать распад социального управления и анархию.

Преимущества принципа политического плюрализма могут быть в полной мере раскрыты только в рамках конституционности. То есть для реализации принципа политического плюрализма необходимо, чтобы все социально-политические структуры, способные в полной мере гарантировать право граждан на объединение в общественные организации и защитить конституционные устои нашего общества посредством исключения в судебном порядке из общественной жизни политических организаций, угрожающих этим устоям, функционировали на четкой правовой, прежде всего конституционной, основе.

В Российской Федерации, указывается в Конституции РФ (ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм -- это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма -- предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Для реализации принципа политического плюрализма важно определение правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институционную основу политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закрепленным обязанностям государства и его органов.

Одно из наиболее важных мест в институционной основе политического плюрализма занимают политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества. Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти. В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях».

Согласно этому закону (ст. 3) политическая партия -- это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Партийные системы современных демократических стран весьма разнообразны, что объясняется социальными, национальными, историческими, религиозными и иными особенностями, свойственными каждому государству.

Необходимость многопартийности в демократических странах и ее специфические черты обусловлены прежде всего тем, что социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоев и групп с противоречивыми интересами. И чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе обусловлена наличием в нем конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.

Политические партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Политические партии вправе выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации.

В представительных органах государственной власти и местного самоуправления разрешается создание организационных структур (фракций) политических партий. В других государственных органах и органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации создание организационных структур политических партий не допускается.

Политический плюрализм -- это не только возможность состоять в любой действующей в рамках Конституции РФ партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности.

Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Он может реализовываться лишь в условиях идеологического многообразия. Поэтому при политическом плюрализме практически невозможно существование общегосударственной и общеобязательной идеологии.

Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности в Российской Федерации. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики Российской Федерации составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечиваются свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита, добросовестная конкуренция и общественная польза.

В годы советской власти понятие «местное самоуправление» длительное время решительно отвергалось как порожденное теорией и практикой «буржуазного муниципализма». Считалось, что функции каждого местного Совета, входящего в систему органов государственной власти страны, не исчерпываются решением местных вопросов, местных дел, а руководство местными делами каждый местный Совет сочетает с участием в решении общегосударственных задач, в формировании общегосударственной воли народа.

В современных условиях в Российской Федерации под местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел.

Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, ее народ на деле все больше отстраняется от реальной власти. Ведь свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут отражать его волю, поскольку в них обычно участвует незначительная часть избирателей. Достаточно сказать, что даже при проведении выборов в Государственную Думу в 1999 г. требовалось участие в них только 25 процентов зарегистрированных избирателей, чтобы признать выборы состоявшимися.

Фактически не реализуется в полной мере и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями.

Все это говорит о том, что потребуется еще немало времени и усилий народа России для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могут быть в полной мере реализованы.

Формы

И в установленном порядке.

Консерваторские.

Коммуникации и др.

Политические методы управления (руководства) – это способы

Управления.

Дел.

Субъекты управления.

Уровни управляемых объектов. I. В компонентно-структурном отношении:

– человек в проявлениях его сознания, поведения,

Социального бытия, свидетельствует о способностях человека в бесчисленных жизненных проявлениях отражать природную и общественную среду обитания и по принципу обратной связи воспринимать ее влияние таким образом, чтобы сохранять и развивать себя.

Самоуправление своей жизнедеятельностью и своим развитием. Осуществляется вследствие осознания объективной действительности, при определенном социально-психологическом приспособлении к ней, оно есть непосредственная и ответственная реакция на насущные жизненные потребности, вытекающие из общественной ситуации, действует как статистически средняя сила, складывающаяся в процессе взаимодействия интересов, воли людей и являющаяся результатом этого взаимодействия.

ВЛАСТЬ — форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия.

Глава государства; парламент и входящие в его состав депутаты; правительство и составляющие его министры; суды и судьи, т.е. полити-ческие органы государственной власти и определённые должностные лица.

Основными особенностями данных органов является то, что они формируются с использованием политических процедур, являются носите-лями суверенитета, их наличие в системе власти предусмотрено конститу-циями, конституционными или органическими законами и т.д.

В системе государственного управления субъекты политической власти выполняют следующие основные функции:

- участие в агрегировании и артикулировании господствующей в обществе политической воли и интересов;

- воплощение господствующей в обществе политической воли в политических решениях (разработка государственной политики) и норма-тивных правовых актах, т.е. определение «вектора» в развитии страны;

- формирование необходимых административных структур, способных реализовать принятые политические решения и их обеспечение;

- контроль за реализацией политических решений подсистемой исполнительной власти (госслужбы).

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ - полномочия и профессиональная служебная деятельность по их реализа-ции определённой категорией лиц, замещающих государственные должно-сти государственной службы, по обеспечению исполнения и исполнению полномочий соответствующих государственных органов.

Политический власть имеет верховенство над административной, а административная власть занимает подчиненное положение по отношению к политической, а поэтому их можно рассматривать в качестве иерархических уровней системы государственной власти.

2. Административная власть обладает по отношению к политической определённой самостоятельностью, которая выражается в наличии у неё собственной компетенции, установленной законом.

Взаимосвязь между политической и административной властями имеет двусторонний характер. То есть, административная власть не просто исполняет политические решения, но и оказывает всевозможную поддержку политическим органам (информационно-аналитическую, интеллектуально-экспертную, консалтинговую и др.).

Для исключения подмены политической власти административной и подчинения политических органов административным структурам, полно-мочия последних должны быть тщательно урегулированы правом и контро-лироваться как политическими органами, так и обществом.

Общегосударственный характер управления, осуществляемого высшими и центральными органами государства, находит свое выражение в порядке их формирования, территориальной и предметной сферах деятельности, в порядке подчиненности и ответственности, формах и методах деятельности. Высшие органы государства формируются либо непосредственно гражданами государства, либо другими высшими органами.

В России половина членов Совета Федерации («верхней» палаты) назначается губернаторами (главами администраций субъектов Федерации), а половина избирается их законодательными органами. Как правило, в современных условиях «верхняя» палата имеет меньше полномочий по сравнению с «нижней».

Главы государства — президенты республик также во многих странах избираются прямыми выборами (в том числе в России). В США применяются косвенные выборы (сначала избираются выборщики, которые голосуют за президента), в ряде стран президенты избираются парламентами (Венгрия, Чехия и др.)

Правительства формируются парламентами, с их участием (в России премьер-министра президент назначает с согласия Государственной Думы) или назначаются президентами (министры в США, премьер-министр и министры в Египте).

Остальные высшие и центральные органы назначаются либо одной из палат парламента (Конституционный Суд в России — Советом Федерации по представлению Президента РФ), либо по частям обеими палатами парламента (Счетная палата в России), либо по частям обеими палатами и главой государства (Центральная избирательная комиссия в России).

Региональный уровень управления (штатов, земель, провинций, республик). В федеральных государствах преобладающая доля задач административного управления приходится именно на этот уровень. Здесь реализуется как большинство федеральных законов, так и собственное право. При осуществлении федеральных законов, как правило, различают два уровня:

• управление по поручению федерации (например, при строительстве автомагистралей, эксплуатации ядерных установок и выдаче разрешений на нее), при этом административные органы региона подвергаются как правовому, так и специальному надзору, и подчиняются распоряжениям федерального правительства;

• осуществление федерального права под собственную ответственность, при этом административные органы региона подвергаются только правовому надзору. Федеральное правительство может отдавать им распоряжения лишь с одобрения представительных органов региона

В самом общем виде региональное управление - это регулирование поведения управляемого объекта (государственного и негосударственного) региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направление деятельности объекта путем применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и не правовых, путем стимулирования, требований, запретов и т. д.

Важнейшей материальной базой регионального управления являются ресурсы управления: наличие соответствующих органов управления; наличие кадров; финансовые возможности; укомплектованность управленческой техникой и др.

Необходимость интеграции информационной, аналитической, экспертной, прогнозной составляющей работы всех служб и структур региональных органов управления и координация их деятельности очевидны с точки зрения управляемости и ресурсной обеспеченности. Столь же очевидны и логически обоснованы принципы построения децентрализованной региональной информационно-телекоммуникационной системы. Формирование региональной информационно-аналитической системы, имеющей распределенные источники информации, распределенных пользователей и распределенные компоненты - локальные банки данных, является основной задачей в концепциях информатизации и совершенствования систем регионального управления практически всех регионов страны.

Сущностью ГУ является удовлетворение потреб-ностей и интересов управляемого общества путём сохранения суверенитета, целостности и безопасности соответствующей страны и упорядочения повседневной жизни проживающих в ней людей.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ:

1) субъектом ГУ является государство (в лице его органов и должностных лиц);

2) ГУ распространяется на всё сообщество людей, сущест-вующее в пределах территории соответствующей страны (объект ГУ - это структурированная социальная общность, функционирую-щая под направляющим воздействием субъекта ГУ для достижения общих целей системы государственного управления);

3) ГУ опирается на властную силу государства;

4) наличие монополии на принуждение у субъекта государственного управления;

5) ГУ направлено на реализацию господствующих в обществе потребностей и интересов;

6) возможность использования субъектом ГУ практически любых ресурсов, имеющихся в распоряжении управляемого общества;

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

- вид социального управления, осуществляемый орга-нами и должностными лицами местного самоуправ-ления, направленный на удовлетворение коллективных потребностей и интересов населения муниципального образования.

ОСОБЕННОСТИ МУ:

1) его субъектом выступают органы и должностные лица местного самоуправления;

2) объектом МУ является муниципальное образова-ние;

3) цель МУ - создание необходимых условий для удовлетворения коллективных потребностей и интересов местного сообщества и повышение через это качества жизни жителей муниципальных образований;

4) наличие у субъектов МУ собственных управленческих ресурсов (правовых; экономических; административных и человеческих);

5) некоммерческий (социальный) характер МУ;

6) особая роль населения в системе МУ (оно одновременно – и объект, и цель и отчасти субъект МУ);

7) главенствующая роль в МУ человеческого ресурса;

8) максимальная приближенность субъекта МУ к его объекту;

9) локальность МУ (оно ограничено по территории и предмету деятельности);

Система (в переводе с греческого – целое, составленное из частей) – это целостная совокупность взаимосвязанных и активно взаимодействующих между собой компонентов, объединённых в единое целое общей целью и общими принципами их организации и функционирования, интегральные свойства которой не сводятся к сумме свойств образующих её частей.

Как видим, отличительной особенностью, особым свойством системы (в сравнении с «арифметической суммой», простой совокупностью каких-то случайных элементов) является то, что она выступает во взаимодействии с окружающей её средой в виде единого, цельного образования – т.е. целостность системы.

К числу особых свойств любой системы также относятся их иерархичность и эмерджентность.

ЦЕЛОСТНОСТЬ СИСТЕМЫ

обеспечиваетсятем, что все её компоненты «работают» на общую цель, что все они построены и функционируют на основе единых принципов. Благодаря этому, система сохраняет единство, пос-кольку в ней сила «взаимного притяжения» её компонентов больше, чем их «тяготение» к компонентам внешней для системы среды.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ - целостная совокупность взаимодействующих (посред-ством прямых и обратных связей) органов государ-ственного управления и тех управляемых объектов, в отношении которых они реализуют свои управляющие воздействия (сохраняют, изменяют или развивают их).

Одним из принципов федеративного устройства современной России является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ. Он призван оптимизировать отношения между федеральными и региональными органами государственной власти в целях установления зон ответственности каждого из этих уровней публичной власти перед народом. В нём выражается (реализуется) идея так называемого «вертикального» разделения властей.

Благодаря этому, обеспечивается необходимая самостоятель-ность и полновластие органов государственной власти (как федеральных, так и региональных) в установленных Конституцией и другими законами пределах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции.

ПРЕДМЕТ ВЕДЕНИЯ РФ – это закреплённый в федеральной Конституции круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти (ст. 71 Конституции РФ 1993 г.).

ПРЕДМЕТ ВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ – это сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование (решение) которых отнесено Конституцией РФ к исключительному ведению субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ 1993 г.).

Помимо этого, Конституция РФ 1993 г. устанавливает ещё предмет совместного ведения федерального центра и субъектов РФ.

ПРЕДМЕТ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ – это закреплённый в Конституции РФ круг вопросов, в решении которых должны принимать участие как федеральные, так и региональные (т.е. субъектов РФ) органы власти (ст. 72 Конституции РФ 1993 г.).

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, помимо статей 71-73 Конституции РФ 1993 года, осуществляется ещё и Федеративным договором 1992 года, а также иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключаемыми между РФ и конкретными субъектами федерации.

Наука - это вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, уточнение и производство объектив-ных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении и сами эти знания.

Государственное управление относится к числу гуманитарных (общественных) наук, к такому их виду как «управленческие науки». Она является междисциплинарной научной дисциплиной, поскольку лежит на стыке сразу нескольких научных дисциплин, изучающих различные стороны деятельности государ-ства (философия, политология, социология, теория управления, психология, юриспруденция и т.д.).

ГиМУ КАК НАУКА - познавательная деятельность, направленная на получение, уточне-ние и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний об основных закономерностях организации и функционирования действующих систем государственного и муниципального управления, перспективах их развития, а также те знания, которые получены в результате данной деятельности.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.

Однако чаще полицейскими называют страны с авторитарными политическими режимами, пытающимися на практике реализовать идею «сильного государства». Данная идея обычно бывает востре-бованной в переходные или кризисные периоды в истории стран (во время или после войн, в качестве негативной реакции на предшествующее неудачное реформирование общества и т.п.), связанные с системными качественными изменениями социального организма.

Теория полицейского государства характеризуется принудительным единомыслием. Одно из важнейших прав человека - свобода слов и убеждений - приносится в жертву «политической стабильности». Полицейское государство не терпит либерализма не только экономического, но и политического, идеологического, культурного и т. п. Государство должно быть организовано в монолитный союз, проникнутый психологией единства, где каждый его член сознает свои обязанности по отношению к государству и готов подчинить свои интересы общему делу. Поэтому в действительности человек в полицейском государстве вынужден маскировать свои убеждения, чтобы не стать жертвой репрессий. Донос приобретает форму гражданской добродетели. Страх и подозрительность становятся повседневном реальностью.

ЦЕЛЬ ПОЛИЦЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА - создание и поддержание при помощи т.н. «полицейских» (т.е. «силовых») мер определённого единообразия в поведении и мироощущении людей, что является существенной гарантией сохранения имеющейся власти и установленных ею порядков.

Необходимость создания полицейского государства основана на тезисе о неспособности народа самостоятельно организовать должным образом свою жизнь и достичь счастья. Как следствие, таким организующим началом становится государство в лице импе-ратора, короля, вождя, и их главной задачей является обеспечение народного блага.

Решая поставленные перед ним задачи, такое государ-ство бесцеремонно вторгалось в частную жизнь граждан, контролируя её практически полностью. Так, в Пруссии (XVIII в.) закон предписывал, как следует изготовлять товары, определял время работы и торговли, где должна стоять лампа в гумне и доме, сколько бутылок вина допустимо выпить во время крестьянского застолья, какое приданное должно быть дано новобрачной, как подданные должны одеваться, какую иметь причёску, чем питаться, как вести домашнее хозяйство, как развлекаться. и т.д.

ПРИЗНАКИ ПОЛИЦЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА:

- юридически неограниченная власть государственной администрации;

- идеологическое однообразие;

- жёсткая вертикаль власти;

- главенствующая роль «силовиков» (армия, милиция, службы безопасности и т. д.) в принятии государственных решений;

- закрытость системы юридического регулирования;

- отсутствие или практическая неработоспособность легальных форм участия граждан и общественных групп в политике;

- культ личности правителя;

- высокий уровень коррупции;

- недоразвитая экономика;

ПРИЗНАКИ ПОЛИЦЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА:

- тотальный государственный надзор за гражданами и их передвижением;

- преследование государством лиц по политическим или религиозным убеждениям;

- репрессивные меры для поддержания существую-щей власти;

- отсутствие свободы слова, собраний, печати, нару-шение государством тайны переписки, другие ограниче-ния прав человека;

- фактическое бесправие граждан, они являются объектом власти, но не субъектом прав

20. Государственно-управленческая мысль в Западной Европе и США (вторая половина ХIХ – начало ХХ веков).

Австрийская школа (Лоренц фон Штейн)- Вклад в развитие теории и практики ГУ:

- проведено разделение гуманитарных и социаль-ных наук;

- положено начало формированию теории ГУ (Л. фон Штейном подготовлен восьмитомный труд «Теория государственного управления»);

- теоретически обоснована необходимость выделения в структуре государственной полити-ки 5 основных сфер (внешняя политика, военное дело, государственное хозяйство, правосудие, внутренние дела);

- обоснована ведущая роль исполн. власти в достижении целей ГУ;

- введено понимание полиции как части меха-низма принуждения, входящей в состав исполни-тельной власти и т.д.

Немецкая школа (Макс Вебер)- - государство рассматривается как отношения господства одних людей над другими, опира-ющееся на легитимное принуждение;

- разработана теория государственной власти и бюрократии. При этом в основу идеального государственного управления положена идея и принципы бюрократической иерархии;

- Обоснована необходимость разделения политического руководства и административ-ного управления

Республиканская форма правления в США реализовалась в виде президентской республики: президент республики - глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.099 с.)