Построенных по итальянским проектам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построенных по итальянским проектам



 

 

Модели, находящиеся в музее в Генуе (см. рис. 31), не вполне соответствуют итальянским проектам.

«Санта-Мария». Ют, ванты проведены за борт к русленям, бизань-мачта сдвинута к корме, поэтому для бизань-шкота потребовался выстрел, бизань-рей установлен более вертикально, его дирик-фал заведен на грот-мачту. Коренные концы талей грота-браса логично отнесены как можно дальше на корму, имеет булини, кормовой фонарь и множество флагов.

«Пинта». Марсель, ванты с русленями и вант-путенсами. Бизань-мачта находится на самом краю кормы. Булини, двойной ряд

 

 

 

бархоутов на бортах. В настоящее время считается нао, а не каравеллой, и называется «Ниньей».

Очевидно влияние на обе модели испанских проектов. «Нинья». Обе передние мачты сдвинуты к корме, форштевень более крутой. Фендерсы, на шканцах «открытые» релинги, по бортам по два ряда бархоутов. Теперь модель называется «Пинтой».

На всех трех моделях мачты значительно выше, чем на проектах. Вызовут ли и эти модели критику, как и выше разобранные проекты, судить по одним фотоснимкам трудно.

 

 

СНАРЯЖЕНИЕ СУДОВ

 

 

В дневнике Колумба упоминается только три шлюпки - по одной на судно (das batel, die barca), следовательно, проект Моклеона более верен. В качестве уключин служили колышки, вбитые в планширь (см. рис. 28). Якорей у «Ниньи» было не меньше трех, так как после потери у Азорских островов двух из них вместе с канатами она снова стала на якорь. Лас Касас утверждает, что продуктов питания на суда при отходе было взято на год. Он же пишет о том, что позднее в Вест-Индию были посланы пшеница, фасоль, горох, шпик, солонина и вино - эти продукты служили для питания экипажей, хотя в дневнике Колумба чисто случайно упомянуты только вода и вино.

 

 

НОВЫЕ ВЫВОДЫ

 

 

О такелаже. До сих пор рассматривались лишь особенности проектов 1892 г. и соответствующая литература. Приведем самостоятельное исследование автором источников. Важнейшие замечания по «Нинье»:

14 февраля 1493 г. Колумб, перешедший после потери «Санта-Марии» на «Нинью», приказал спустить на ней papahigo. Из дальнейшего видно, что речь идет о papahigo de la vela mayor (papahigo грот-мачты) и что этот парус убрали, чтобы во время шторма он окончательно не разорвался. Papahigo означает прямой парус, а не латинский. Далее, 15 февраля к гроту был присоединен бонет. Таким образом, у судна были фок (прямой парус) и грот с бонетом (если грот-мачта несла прямой парус, то латинский на фок- мачте был только у шебек). Обязательно нужна бизань-мачта, так как в то время двухмачтовые суда с прямыми парусами не

 

 

 

 

были известны. Следовательно, «Нинья» вооружена проще «Санта-Марии», на которой, кроме того, имелись грот-марсель и блинд. Вооружение этой каравеллы, предложенное Ф. Дуро и А. Наварретом (см. рис. 10), в проекте которых прямой парус - только на фок-мачте «Ниньи», неверно. Ее вооружение подобно изображенному на итальянском проекте для «Пинты» (см. рис. 45, В). Нельзя, следуя данным из дневника, придавать «Нинье» латинское вооружение, которое приведено в итальянском проекте и воплощено в новоделе судна 1893 г. (см. рис 4). «Нинья» не раз попадала в штормы, а следовательно захлестывалась волнами, поэтому утверждать, что она была открытым судном, неверно. Это же относится и к «Пинте».

О последней ничего не известно кроме того, что она была переоборудована. Возможно, у «Пинты» был ахтер-кастель. 25 сентября ее капитан Мартин Алонсо Пинсон поднялся на корму, (popa), чтобы сообщить Колумбу о появлении на горизонте земли. Несмотря на то, что в дневнике упоминается не Castillo de popa, о котором говорится в записи от 11 октября 1492 г.,* а popa (раньше так называлась только корма судна), вероятно, Пинсон находился не на палубе, а на более высоком месте - ахтер-кастеле. Был ли на «Пинте» форкастель неизвестно.

На фок-мачту латинской каравеллы, какой была «Пинта» до прибытия на Канарские острова, нельзя устанавливать брифок, предварительно не передвинув мачту. Вернее, вторую мачту следует переставить к носу судна ближе, чем раньше стояла первая, а первую установить на место второй, так как до этого первая мачта была наибольшей. Это можно было без особых затруднений выполнить при помощи технических средств верфи, находившейся в гавани Гомеры. Но вооружение, предлагаемое итальянским проектом для «Пинты» или приведенное на испанском новоделе 1893 г., потребовало бы слишком больших расходов, которые Колумб вряд ли решился бы возложить на испанскую казну. Из сказанного видно, что вооружение «Пинты» по итальянскому проекту и тем более вооружение новодела судна 1893 г. (см. рис. 4), у которого есть даже марсель, сомнительны. Наиболее вероятно простое вооружение, аналогичное изображенному на рис. 10, если «Пинта» до переоборудования не была двухмачтовой каравеллой с латинскими парусами (см. рис. 2, справа; рис. 33, слева).

Рис. 33 и 34 имеют только иллюстративную ценность. На них изображены две эскадры, каждая из которых состоит из трех судов. Вряд ли художник думал изобразить суда Колумба, как предполагалось ранее. Ни одно судно не имеет блинда, да и характер надписей на карте указывает на XVI в. Утверждение Р. Каддео в новом издании дневника Колумба (см. примечание к списку литературы), что суда на рис. 33 и 34 «нарисованы самим Колумбом», неверно. На рис. 35 представлены суда с итальянской карты.

 

*Имеется в виду «Санта-Мария». - Прим. перев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СКОРОСТЬ СУДОВ

 

 

 

В некоторых источниках можно прочесть, что «Санта-Мария» шла со скоростью до 15 уз. Например, в записи дневника от 18 октября 1492 г. (плавание в Вест-Индию) говорится: «по-видимому (!), судно в течение ночи временами шло со скоростью до 15 миль/ч, если сообщение об этом не является ложным» (последние слова принадлежат не Колумбу, а Лас Касасу).

Приводимая в дневнике миля составляет около 0,8 морских мили, так как 4 мили равнялись 1 лиге, или 3,2 морских мили.* Сомневался Лас Касас, вероятно, потому, что в, другой день суточный пробег составлял всего 12 лиг, или 48 миль. Кроме того, «Санта-Мария», как писал Колумб 26 декабря, была для такой экспедиции слишком тяжелым на ходу судном. В своей «Истории Индий» Лас Касас объясняет тихий ход судна тем, «что было мало ветра». Сильный ветер может гнать судно чрезвычайно быстро, но, возможно, что приведенная выше большая скорость относится не к «Санта-Марии», а к одной из каравелл - «Пинте» или «Нинье», о которых неоднократно говорилось, что они быстроходные парусники и плывут впереди. Эти каравеллы во время возвращения мореплавателей в Европу, т.е. после потери «Санта-Марии», 6 февраля 1493 г. в течение 11 ч (!) шли со скоростью 14 миль/ч, вероятно, при свежем ветре. А 23 января, когда каравеллы шли в бейдевинд и «Нинье» часто приходилось ожидать «Пинту», так как та из-за поврежденной бизань-мачты плохо слушалась руля, они прошли за ночь 21 лигу, или 84 мили.

Но и скорость плавания эскадрой была значительной. В течение 36 ч с вечера 9 сентября до утра 11 сентября было пройдено 360 миль, т.е. скорость была 10 миль/ч. Эта скорость повторялась 4 и 5 октября, когда суточные переходы составляли соответственно 252 и 228 миль. 5 октября скорость достигла даже 11 миль/ч, но ночью ветер спал и скорость уменьшилась. 7 октября в течение 2 ч скорость была 12 миль/ч, 10 октября в течение целого дня - 10 миль/ч, а в ночь перед первой высадкой на берег (с 11 на 12 октября) с 18 до 2 ч; пока не увидели землю и не легли в дрейф, шли со скоростью 12 миль/ч, пройдя 96 миль. Такой скорости придерживалась и «Санта-Мария», так как в этом плавании «в неизвестность» и притом ночью эскадра не могла разъединяться.

 

 

*Я.М. Свет [2] комментирует: «Большие лиги, вероятно, содержали 4 итальянские мили и, следовательно, равнялись 5924 м»; 3,2 морские мили - 5926,4 м. - Прим. перев.

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.95 (0.011 с.)