Ситуация успеха как способ формирования мотивации достижения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуация успеха как способ формирования мотивации достижения



Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности.[6]

К.Д. Ушинский отметил: Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, внутренний мир ученика, игнорирование, которого может привести к печальным результатам [29]. Поэтому ребенка нужно хвалить даже за очень маленький успех. Успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.[29] Успех достигается постепенно, ребенок сталкивается с трудностями, бороться с этими трудностями ребенку помогает, общеобразовательное учреждение, педагог, родители направляют его в правильное направление. Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха. Педагог должен ясно осознавать, что успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Важно знать, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими, портится настроение

Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Чтобы педагоги правильно использовали этот механизм, необходимо, чтобы они знали все особенности этого психолого-педагогического феномена. Педагог ученика должен стимулировать, мотивировать, к деятельности поощрять его за труд, говорить ему, все у тебя получится, главное не сдавайся ты такой молодец, у ребенка начинает повышаться самооценка, он верит в свои силы и творческие возможности и старается, добивается хороших успехов в творческой и познавательной деятельности.[6]

Создание ситуаций успеха, по мнению Г.А. Цукермана, приводит к сотрудничеству педагогов с учащимися. В условиях сотрудничества Цукерман выделил три ведущие характеристики действий учащихся:

- Несимметричность взаимодействия, т. е. ребенок, осуществляет поиск

недостающих ему знаний;

- Познавательная инициатива ребенка, в процессе внеклассного занятия ученик активен, понимает, что ему еще надо узнать;

-Обращение с конкретным запросом нового знания, т. е. обращение в случае

незнания к педагогу без жалобы на свои трудности.[23]

На такой же позиции стоит И. Ф. Харламов, доктор педагогических наук.

По его мнению, сформировать у учащихся потребность в учении можно

лишь доброжелательными отношениями между педагогами и учащимися, основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха.

Этой же точки зрения поддерживается Сергей Александрович Смирнов.

Известный педагог уделяет большое внимание созданию доброжелательной

атмосферы и взаимопомощи при выполнении творческих и других заданий;

справедливому равному отношению ко всем учащимся и оценке успехов в познавательной и творческой деятельности.

В концепции А.С. Смирнова в качестве основной цели педагогического процесса рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей ребенка, формированию у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.

Смирнов А.С. выделил следующие принципы организации внеурочной деятельности: Отношение к ребенку, как к субъекту, формирование личностного стиля взаимоотношений, созданием положительного эмоционального фона.

В общеобразовательном учреждении ребенок должен чувствовать

себя уверенно и защищено, это становится возможным при формировании у

учащихся постоянного ощущения успеха.

В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной,

подготовленной тактики педагога, семьи. Успех – категория не абстрактная.

Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший

школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и

осознает, и переживает, но не всегда может докопаться до его источников, не

всегда адекватно оценивает его.

В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение; стремление

утвердить свое “Я”, свою позицию, сделать заявку на будущее.

Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. [6]

Здесь важно разделить понятия «успех» и«ситуация успеха».

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.[6] Ситуация это то, что способен организовать педагог: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Успешный результат деятельности, переживаемый растущим человеком как индивидуальное достижение, окрыляет его, вселяет ему веру в себя, в свои силы и возможности; вдохновленный успехом ребенок берется за выполнение более сложного дела, действует увереннее, проявляет инициативу, творчество и изобретательность, совершенствуется в познавательном и личностном плане.

Говоря об успехе, педагоги-исследователи имеют в виду не столько удачу

(напомним, что именно так определяется успех в толковых словарях В. И. Даля и

С. И. Ожегова), сколько хорошую результативность (или впечатляющие результаты) в достижении намеченных целей и задач, также связанное с этим индивидуальное осознание и общественное признание полученного человеком (или группой людей) результата.

Переживания, сопровождающие достижения успеха, определяют нравственно-психологическое самочувствие человека, обусловливают темпы и направленность его саморазвития, стимулируют социальную активность личности. «Успех» и «достижение» являются ключевыми словами в этом определении. Успех - это, как уже отмечалось, прежде всего переживание чувства радости от достигнутого, то есть успех здесь выступает как особое эмоциональное состояние, порожденное достижением желаемой цели.[6]

Достижение - это опредмеченная характеристика успеха, принятая и признанная как самим человеком, так и значимыми для него субъектами. Достижение - это всегда конкретный результат, признание которого может быть как внешним - общественным, так и внутренним - индивидуальным. [10]

Высоко оценивая развивающую роль успеха, психологи и педагоги справедливо считают, что стимулировать познавательную активность учащихся можно с помощью создания ситуации успеха.

Для того, чтобы определить суть этой идеи, следует, прежде всего, уточнить смысл и значение понятия «ситуация».

В словаре практического психолога дано определение ситуации как системы внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность. К элементам ситуации могут относиться и состояния самого субъекта в предшествующий момент времени, если они обуславливают его последующее поведение.

В психолого-педагогическом словаре понятия «ситуация» и «педагогическая ситуация» определяется так: ситуация - совокупность внешних условий и факторов, воздействующих на человека и обуславливающих его деятельность наряду с субъективными, внутренними условиями.[10]

А.С.Белкин, разделяя понятия «успех» и «ситуация успеха». Пишет, что ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация, по А.С.Белкину, - это то, что способен организовать педагог, переживание же радости успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны.

Давая определение ситуации успеха с педагогической точки зрения, А.С.Белкин пишет, что «ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом». Автор подчеркивает, что в педагогическом смысле ситуация успеха - это «результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики педагога, семьи».[6]

 

Ситуация успеха и ее типы

Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности. Ситуация успеха – это условия, которые создает педагог для достижения хороших результатов [6]

-Ситуацию успеха, создаваемую педагогом в познавательной -воспитательной деятельности, можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи, звеньями которой являются:

-Установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи);

-Содержательное, технологическое и ресурсное обеспечение деятельности, операции (создание условий для успешного решения задачи);

-Сравнение полученных результатов с предлагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).

Ситуацию успеха, объективно стимулирующую познавательную деятельность, создают благодаря: использованию интересной информации в содержании изучаемого и дополнительного материала;

-Включению во вне классное занятие дополнительных сведений о знаменитых людях;

-Созданию проблемных ситуаций, которые неизбежно представят нечто знакомое с новой стороны, подчас неожиданной.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к какой- либо деятельности и внеклассным занятиям, но достижение успеха в познавательной и творческой деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психические и физиологические особенности развития, слабая само регуляция и другие. Поэтому педагогически оправданно создание для воспитанников ситуации успеха, являющейся субъективным переживанием удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений так же, как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей. Поэтому педагог должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств, т. к. моральные, нравственные аспекты общения учителя с учащимися имеют колоссальные значение.

Профессионально работающий педагог знает, что прежде чем предложить ребенку выполнить какое-либо задание, ему следует вначале «снять страх» перед предстоящей деятельностью, чтобы воспитаннику удалось преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела оценки окружающих. Такая предупредительная мера снимает с ребенка зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности, действительно понимая, что попытка - не пытка.

В целях усиления педагогического воздействия операция «снятие страха» дополняется операцией «авансирования» успешного результата. Реализуя данную операцию, педагогу необходимо выразить свою твердую уверенность в том, что его воспитанник обязательно справится с поставленной задачей, преодолеет трудности, с которыми он столкнется на пути продвижения к цели. Такая позиция педагога внушает уверенность ребенку в самом себе, своих силах и возможностях.

Успех - категория не абстрактна. Различается успех и по ожиданиям личности. Можно выделить 3 типа: 1) Предвосхищаемый успех. Ребенок ждет его, надеется на него. В основе такого ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. На пустом месте успех родиться не может. Но ребенок ждёт, он на что-то надеется. Поэтому педагог должен строить своё взаимодействие с ребёнком на принципах педагогических технологий. Ему может повезти, если зоркий взгляд умного, наблюдательного педагога заметит эту неудачу боязнь неудач и не даст повода для разочарования: поддержит, подготовит, убедит. Но может случиться и обратное. Это очень серьёзно, последствия, не совершившегося чуда, бывают непредсказуемы. Не осознавая собственных притязаний, ребёнок может реагировать на неудачи неожиданными поступками, взрывами «непослушания». 2) Констатируемый успех. Ребёнок фиксирует достижение, радуется ему. Успех может быть ожидаемым, неожидаемым, подготовленным, неподготовленным. Важно, что он состоялся, что он создал у ребенка отличное настроение, дал ему возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день. Важно только заметить эту радость, обратить на неё внимание и самого ребёнка и его окружение. 3) Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо, так как у ребёнка появляется чувство уверенности, защищенности, опоры на самого себя, с другой, возникает опасность переоценить свои возможности, успокоиться. Таким образом, назначение ситуации успеха в инициировании духовных сил личности, максимальном развитии е способности, стимуляции самопознания, совокупности установок (Я - концепция). Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определённым объектом. Особенностью Я – концепции является то, что объект и носитель установки совпадают. Благодаря этой само направленности все эмоции и оценки связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми.

Выделяют несколько основных типов ситуаций успеха:[6]

1) Неожиданная радость

2) Общая радость

3) Радость познания.

1) Неожиданная радость – это чувство удовлетворения

оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. Рассмотрим некоторые разновидности этого приема: “Лестница”.

Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника. По лестнице вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

«Даю шанс». Используется подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

“Исповедь. Этот прием применяется в тех случаях, когда есть надежда, что мое искренне обращение к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный отклик.

2) Общая радость состоит в том, что бы воспитанник достиг нужной для себя реакции коллектива. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик всего класса на успех каждого ученика. Рассмотрим некоторые разновидности этого приема:

“Следуй за нами”. Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

“Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”. Главная роль отведена педагогу. Интеллектуальный колоссальный потенциал скрывается в каждом ребенке, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово педагога рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

«Обмен ролями” дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”.

“Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”.

В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор мощного источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Механизм “заражения” построен на передаче настроения от одной микро группы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микро групп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микро групп.

Главное в том, чтобы в достижениях ребенка окружающие

видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».

3) Радость познания. Творческий познавательный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов.

“Эврика”. Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

«Линия горизонта». Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

 

 

1.2.2 Педагогические условия, способствующие созданию ситуации успеха в работе педагога дополнительного образования.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к обучению и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назватьнедостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для ребенка определенных условий для раскрытия потенциала школьника. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико- пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей. Помимо эмоциональной поддержки, можно применить алгоритм создания ситуации успеха по технологии А.С. Белкина:

1) шаг: Психологическая атака.

Суть состоит в том, чтобы снять психологического напряжения у учащихся. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.

2) шаг: Эмоциональная блокировка.

Суть состоит в том, чтобы избавить ребенка от состояния обиды, разочарования, потери веры в свои силы.

3) шаг: Выбор главного направления.

Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации (пути, как помочь ребенку)

4) шаг: Выбор разных возможностей.

Необходимо создать условия, при которых воспитанник, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.

5) шаг: Неожиданное сравнение.

Может сработать один раз.

6) шаг: Стабилизация.

Суть заключена в том, что приятная для отдельного

учащегося общая реакция удивления для отдельного учащегося общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость перешла в сбывшуюся радость.

В педагогическом алгоритме ценность состоит не только в соблюдении

последовательности всех операций, но и к постоянному подтверждению ее сомнению и стремлению нарушить сложившийся порядок, искать новые пути, новые сочетания действий.

Помимо алгоритма существуют и технологические операции создания ситуаций успеха А.С. Белкина: [6]

1) Операция «Снятие страха» помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Педагог проговаривает следующие фразы: «Это делается легко и просто, мы с вами это подробно разбирали» или «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

2) Операция «Авансирование успешного результата» убеждает ученика в успехе, подкрепляет уверенность в своих силах

3) Операция «Скрытое инструктирование ребенка» помогает ребенку избежать поражения за счет внесение мотива: показать ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность и кому будет хорошо

Операция «Персональная исключительность» Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

4) Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.

5) Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

 

Выводы по 1 главе

Таким образом, мы провели теоретический анализ психолого – педагогической литературы по проблеме формирования мотивации достижения посредствам создания ситуации успеха в работе педагога дополнительного образования. Изучили понятия «мотивация достижения» и «ситуация успеха». Провели сравнительный анализ понятий "мотивов и мотивации". Изучили специфику работы педагога дополнительного

образования в развитии мотивации успеха младших школьников. В ходе проведенной работы мы пришли к выводу, что для каждого школьника педагогу дополнительного образования нужно создавать специальные условия, способствующие формированию мотивации достижения. Такими условиями могут быть ситуации успеха на занятии у педагога дополнительного образования, разработанные А.С.Белкиным. Так как в младшем школьном возрасте практически все школьники желают и мечтают быть успешными вне учебной деятельности, то педагоги должны создавать условия для реализации их целей. Педагогу важно сохранить именно тот мотив, который приведет ребенка к успеху. Для реализации данной задачи педагогу дополнительного образования важно уметь создавать ситуации успеха: использовать на занятии различные виды стимулирования и авансирования школьников, поддерживать и помогать в решении поставленных задач.

Педагогу надо радоваться достигнутым успехам своих воспитанников, ведь для ребенка успех это – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться, даже маленький успех для ребенка – это уже большая радость и гордость за свои успехи. Таким образом, успех можно рассматривать

- как фактор, вызывающий особое эмоциональное состояние, связанное с переживанием радости, обусловленной достижением желаемого результата;

- как мотив, то есть порождаемое особым эмоциональным состоянием внутреннее побуждение, вызывающее активность личности;

- как стимул, рассматриваемый в психологическом контексте как внешнее побуждение, преобразующееся во внутреннюю побудительную причину деятельности и поведения.

Ситуация успеха, реализуясь в эмоционально-комфортном состоянии радости, связанной с достижением желаемой цели, стимулирует желание ученика включиться в познавательный процесс, принять в нем активное и инициативное участие; становится устойчивым мотивом познавательной деятельности; организует условия для такого участия и влияет на формирование осознанного отношения к результатам учебного труда. Ситуация успеха в образовательном процессе обеспечивается сочетанием следующих факторов и условий:

 

- Личностью воспитанника, его способностями и возможностями, мотивацией деятельности, психоэмоциональным и нравственным самочувствием;

- Личностью педагога, его профессиональной компетентностью, умением сформировать у ученика мотивацию учебного труда, возбудить стремление к успеху, к достижению все более высоких результатов;

-Педагогически целесообразным отбором содержания образования;

- Рациональным выбором форм, способов и средств организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

- Использованием эффективных методов стимулирования учебно-познавательной активности учащихся;

- Созданием благоприятного нравственно-психологического климата в ученическом коллективе и утверждением доброжелательного стиля межличностных отношений в системе «педагог - ученик».

Проведенный анализ научно – психолого педагогической литературы позволяет сделать вывод, что для более эффективного формирования младших школьников качеств личности, ориентированной на достижение успеха и реализацию поставленных перед собой жизненных планов и целей, в традиционный учебно-воспитательный процесс необходимо ввести «ситуации успеха», разработанные А.С.Белкиным

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.19.251 (0.061 с.)