Типы мотивации: мотивация успеха и мотивация боязни неудач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы мотивации: мотивация успеха и мотивация боязни неудач



Толчком к познавательной деятельности могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед боязнью неудач. Итак, мы очертили контуры двух важных типов мотивации — мотивации успеха и мотивации боязни неудачи. У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это - мотив достижения успеха и мотив боязни неудачи.[16]

Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструк­тивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха. Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и мотивированных на боязни неудач, различается следующим образом. Мотивация успеха личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия - ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей, деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включая, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей и их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т.е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверенны в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели. А вот мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на боязнь неудачи. Они малоинициативные. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.

Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что, очевидно, объясняется эффектом контроля ожиданий. При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказа­ния. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятель­ность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.

Мотивы разных людей и разные мотивы одного и того же человека отличаются друг от друга не только динамическими характеристиками (силой и устойчивостью), но и видом потребностей. Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим мотивам, образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека. Мотивы могут быть осознанными или неосознанными. На основании перечисленного созданы различные классификации мотивов.

Во всем многообразии мотивов особое место занимают социальные мотивы, определяющие избирательность поведения человека в обществе. Согласно классификации социальных мотивов Г. Мюррея, к социальным мотивам относятся мотив аффилиации, мотив достижения, мотив агрессии, мотив власти и мотив альтруизма.

1) Мотив аффилиации – это осознанная потребность в близких и доверительных отношениях с людьми или одним человеком. Мотив аффилиации может проявляться в двух формах: страх отвержения и стремление к принятию.

2) Мотив достижения – это стремление человека к достижению высоких результатов в выполняемой деятельности. Данный мотив выражается в виде стремления к достижению либо в виде боязни неудач.

3) Мотив агрессии – это внутреннее побуждение к причинению какого-либо вреда другому человеку.

4) Мотив власти – это стремление к господству и подчинению других людей своей воле вопреки сопротивлению с их стороны.

5) Мотив альтруизма выступает, как осознанная потребность оказывать бескорыстную помощь другим людям и заботится о них.[31]

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны, их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность. Мотивация боязни неудач относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

Люди, мотивированные на боязнь неудачи, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверх ответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу. Субъекты, мотивированные на достижение успеха ставят перед собой реальные положительные цели, достижение которых будет однозначно расценено как успех. Такие люди склонны к разумному расчетливому риску: выбирают задачи средней трудности, где успех и неудача становятся равновероятными и исход максимально зависит от собственных усилий человека. При этом привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности; в заданиях проблемного характера, требующих продуктивного мышления, а также в условиях дефицита времени, работа улучшается. Легкие задачи принципиально не выбираются, так как не приносят чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных велика вероятность неуспеха боязнь неудач. [23]

В поведении людей, мотивированных на избегание боязни неудач, прослеживаются иные тенденции. Эти люди ставят перед собой неоправданно завышенные цели или, напротив, очень легкие, склонны к экстремальным выборам задач: нереально заниженные или нереально завышенные. В расслабляющей ситуации, то есть ситуации низкой мотивационной значимости, индивиды с доминирующим мотивом боязни избегания неудач, отдают предпочтение трудным задачам, а в активирующей ситуации, где мотивационная значимость высока, выбирают легкие задачи. Это объясняется предпочитаемым уровнем риска: выбор либо совсем незначительного риска, то есть решение очень легких задач, где успех гарантирован, либо очень высокого, при котором выбираются трудные задачи, где неудача не воспринимается как личный неуспех.

Еще одна характеристика, в которой прослеживаются различия в поведении – это локус контроля. Индивиды, мотивированные на успех приписывают свои достижения внутри личностным факторам, а неудачи объясняют стечением обстоятельств. Люди, мотивированные на мотивацию боязни избегания неудач имеют противоположный взгляд: внешним факторам приписываются успехи, а внутри личностным – неудачи. Таким образом, человек с выраженной мотивацией достижения успехов обладает уверенностью в том, что многое зависит от него самого, а человек с доминирующей мотивацией избегания неудач зачастую поспешно и неоправданно объясняет свои неудачи отсутствием у него необходимых способностей, его покидает чувство подконтрольности складывающейся ситуации, формируется состояние когнитивной беспомощности. Человек становится совершенно неуверенным в своих силах, боится порицаний и неприятия группой. Любая деятельность, чреватая возможностью неудачи, вызывает отрицательные эмоции, не приносит удовольствия и тяготит.

1.1.3. Специфика работы педагога дополнительного образования в формировании мотивации успеха младших школьников

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.[32] Государственные учреждения дополнительного образования детей представляют собой целостную систему, направленную на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечивающую дополнительные возможности для удовлетворения образовательных и коммуникативных потребностей детей и подростков в сфере внешкольной деятельности и досуга.

Дополнительное образование имеет значительные отличия от стандартного общешкольного образования, главное из которых заключается в том, что дополнительное образование не является обязательным. Это определяет специфику работы педагога дополнительного образования и организации самого процесса дополнительного образования в целом. Учреждения дополнительного образования это не столько школа, сколько творческая и воспитательная лаборатория. Внимательное отношение, дифференцированный подход к каждому пришедшему, в реализации образовательных программ, доброта и терпение, а не «выбивание» результата, спокойный, постепенный творческий и нравственный рост не только развивает детей, но, самое главное, создает положительные условия для их совершенствования. Позитивный опыт (творческий, познавательный, коммуникативный), приобретённый в детском коллективе, стимулирует ребёнка к саморазвитию, а это одна из главных задач, которую ставит перед собой система дополнительного образования. Главная задача педагога, руководителя кружка, создать комфортные условия для индивидуального развития и возможности реализации собственных творческих, познавательных, коммуникативных потребностей каждого ребёнка в детском коллективе. Ведь педагог дополнительного образования детей – это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации.[32]

Очень точно, в исследовании Е.Б. Евладовой, педагог дополнительного образования детей назван равноправным участником партнерских отношений совместной деятельности с детьми, но это не снижает требований к нему в качестве ведущего субъекта образовательного процесса. Именно он организует и руководит совместной работой, поддерживает свободное развитие и воспитание своих подопечных, создает и реализует программную модель взаимодействия. От того, как он это делает, во многом зависят успехи и достижения детей, их желание познавать, открывать для себя новое, доводить дело до конца, отвечать за свой выбор.

Все это обязывает педагога к ответственности, компетентности, постоянному профессиональному совершенствованию.[32] В педагогике категории «успех» и «ситуация успеха» детерминируются как:

Успех - планируемые педагогом и обучающимся перспективные результаты или цели деятельности;[6]

Успех - стимул, рассматриваемый с позиций педагогики как средство достижения желаемых целей (успех окрыляет и побуждает к достижению более высоких результатов и целей); [6]

Cситуации успеха - совокупность условий, обеспечивающих достижение желаемых результатов и целей. [6]

 

Ситуация успеха, реализуясь в эмоционально-комфортном состоянии радости, связанной с достижением желаемой цели, стимулирует желание ученика включиться во вне учебный процесс, принять в нем активное и инициативное участие; становится устойчивым мотивом - познавательной деятельности; организует условия для такого участия и влияет на формирование осознанного отношения к результатам интеллектуального и творческого труда.

Ситуация успеха в познавательном процессе обеспечивается сочетанием следующих факторов и условий:

-Личностью воспитанника, его способностями и возможностями, мотивацией деятельности, психоэмоциональным и нравственным самочувствием;

-Личностью педагога, его профессиональной компетентностью, умением сформировать у воспитанника мотивацию познавательной деятельности, возбудить стремление к успеху, к достижению все более высоких результатов;

-Педагогически целесообразным отбором содержания образования;

-Рациональным выбором форм, способов и средств организации и осуществления вне учебно-познавательной деятельности;

-Использованием эффективных методов стимулирования вне учебно-познавательной активности учащихся;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.64 (0.015 с.)