Раздел I Теоретические основы курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I Теоретические основы курса



Введение

Социальные проблемы людей пожилого возраста, их социальный статус, место в современном обществе, социальной структуре, различных социальных системах, общностях, собственной семье, взаимоотношения с другими возрастными группами, изменение с возрастом личности – все это еще не стало предметом специальных исследований. Эти проблемы должны рассматриваться особой областью социологии – геронтосоциологией (социальной геронтологией). К сожалению, сегодня практически отсутствуют синтетические исследования, учитывающие имеющиеся достижения в различных областях геронтологии: социальной политики в отношении пожилого поколения, социальной психологии, социального статуса пожилого человека в сообществах различных уровней, старения как социального феномена. Вне демографической ситуации возникает необходимость геронтологизации всего спектра социального знания.

Социальная геронтология относится к так называемым теориям среднего уровня, которые призваны быть связующим звеном между теоретическими исследованиями. Нет сегодня такой возрастной группы в обществе, для которой были бы не важны проблемы адаптации в новых жизненных обстоятельствах. Для пожилых людей они важны вдвойне. Геронтогруппа есть специфическая социально-демографическая группа со своими психологическими особенностями, с тягой к ретрокультуре, с глубокой внутренней дифференциацией, определенным делением на подгруппы: возрастные (пожилые, старые, долгожители), территориальные (горожане, сельчане), на основе общественного положения в допенсионном и пенсионном возрасте.

Эффективная социальная работа не может быть достигнута вне знания этих сложных особенностей немалой части нашего общества, которую составляют люди старшего поколения. Настоящее пособие имеет своей целью помочь студентам в формировании целостного, системного представления о социальной группе пожилых и старых людей. Изучающие курс социальной геронтологии поймут специфический характер этой группы, разберутся в сущности индивидуального подхода в осмыслении и организации социальной работы с населением старших возрастов, приобретут знания для формирования основ ценности социально-геронтологического мышления специалиста.

В курсе лекций рассматриваются следующие задачи:

  • глубокое изучение теоретических основ и актуальных проблем старения и старости на современном социально-экономическом этапе развития общества;
  • понимание старения населения как социально-демографического процесса со всеми его позитивными и негативными последствиями;
  • овладение методиками изучения конкретных потребностей определенных категорий населения старших возрастов в социальной защите и умении своевременно их удовлетворять;
  • формирование социально-экономического подхода к проблеме здоровья в пожилом и старческом возрасте, активной и действенной пропаганде сохранения самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
  • адекватное применение полученных знаний в разработке тактических и стратегических программ по улучшению качества и образа жизни пожилых и старых людей.

Преждевременное старение

Преждевременное старение – любое общее ускорение темпа старения, приводящее к тому, что данное лицо опережает средний уровень старения своей возрастной группы. Факторы преждевременного старения имеют как внутренний, так и внешний характер. Первые имеют место тогда, когда старению способствует клиническое проявление болезни; вторые обусловлены состоянием среды, в основном – социально-экономическими проблемами, содержащимися в ней.

Моделью ускоренного старения геронтологи считают и синдром хронической усталости. В 80-х годах ХХ столетия по Америке прокатилась волна заболеваний, известных как синдром хронической усталости (СХУ), хронический вирус Энштейна-Барра или синдром хронической усталостной дисфункции иммунной системы. По статистическим данным, число людей, заболевших во время эпидемии 80-х годов, составило приблизительно 200 тысяч, большинство из них получили это заболевание в течение последних пяти лет. СХУ – один из видов эпидемических заболеваний.

СХУ – далеко не новая болезнь, она была известна еще в XIX веке под разными названиями. Ранее считалось, что СХУ есть одна из форм невроза, обусловленная экстремальной стрессовой ситуацией.

Иногда болезнь носила массовый характер, однако особенно распространенной она стала в наши дни. Если другие болезни в основном поражают бедных неудачников, то СХУ наблюдается главным образом у сравнительно преуспевающих и деловых людей независимо от их возраста. У пожилых людей СХУ может быть как бы итоговым состоянием прожитой жизни. У врачей-исследователей есть три основные гипотезы о причинах возникновения СХУ:

  1. под влиянием инфекции;
  2. вследствие заражения иммунной системы;
  3. вследствие отравления организма.

Доктор Штраус предположил, что СХУ, возможно, отражает такое состояние иммунной системы, при котором ее реакция на определение “провокации” оказывается сверхактивной. Больные СХУ могут быть необычно чувствительны к ответным действиям иммунной системы по психическим и генетическим причинам. Штраус учитывает и состояние психики, так как теперь хорошо известно, что и депрессия, и стрессовые ситуации ведут к разрушению иммунной системы, что повышает риск инфекционных и иммунных заболеваний. Причина и следствие могут сдвигаться в противоположных направлениях: длительное воздействие стресса на иммунную систему может привести к ощущению постоянной усталости, дискомфорта и депрессии.

Некоторые врачи считают, что СХУ существует лишь в воображении больных с депрессивным синдромом. Симптомы депрессии сходны с некоторыми симптомами СХУ, и почти каждый врач пытается найти психосоматические причины усталости. Можно назвать ряд критериев переутомления (развитие состояния постоянной усталости в результате напряженной работы с перегрузкой; постепенный темп развития астенических явлений – повышенной возбудимости, обидчивости, проявления раздражительности; четкая, но нестойкая соматическая симптоматика; понижение работоспособности; усиление усталости от работы, волнений, неприятностей; уменьшение астении после отдыха, смены характера работы; усиление усталости до развития полного бессилия к вечеру), но все они относительны. Абсолютным же критерием российские врачи считают отношение личности к болезни (т. е. внутреннюю картину болезни и степень вовлечения личности в болезнь). Пожилой человек подвержен синдрому хронической усталости в том случае, если он не принимает окружающую действительность, если над ним давлеют власть воспоминаний, привязанность к старым вещам. Человек утверждается во мнении, что прожитая жизнь была бесцельной и не имела смысла. У такого человека легко возникает тревога, подчас по самому ничтожному поводу. Причем состояние тревожности “накапливается” до такой степени, что человек теряет способность оптимистично смотреть на мир.

Долголетие

Долголетие – это социально-биологическое явление, доживание человека до высоких возрастных рубежей. В его основе имеется изменчивость нормальной продолжительности человеческой жизни. Порогом долголетия обычно считается достижение 80 лет и более, зависящее от многих факторов: наследственности, социально-экономических условий, природных воздействий и др.

В геронтологии и возрастной антропологии выделяют высший уровень долголетия – долгожительство: 90 лет и выше. Долгожителями обычно становятся люди, у которых существует оптимальный уровень функционирования большинства важнейших физиологических систем: им свойственны широкие адаптивные возможности, что является предпосылкой здоровья и жизнеспособности. В определенной степени долгожительство может рассматриваться в качестве модели, наиболее приближающейся к естественному старению. Остановить процесс старения невозможно, но “притормозить”, т. е. создать организму условия для “облегченного”, как бы замедленного старения все-таки под силу человеку. Главнейшим рычагом “торможения” старости выступают естественные средства профилактики старения.

Введение

Социальные проблемы людей пожилого возраста, их социальный статус, место в современном обществе, социальной структуре, различных социальных системах, общностях, собственной семье, взаимоотношения с другими возрастными группами, изменение с возрастом личности – все это еще не стало предметом специальных исследований. Эти проблемы должны рассматриваться особой областью социологии – геронтосоциологией (социальной геронтологией). К сожалению, сегодня практически отсутствуют синтетические исследования, учитывающие имеющиеся достижения в различных областях геронтологии: социальной политики в отношении пожилого поколения, социальной психологии, социального статуса пожилого человека в сообществах различных уровней, старения как социального феномена. Вне демографической ситуации возникает необходимость геронтологизации всего спектра социального знания.

Социальная геронтология относится к так называемым теориям среднего уровня, которые призваны быть связующим звеном между теоретическими исследованиями. Нет сегодня такой возрастной группы в обществе, для которой были бы не важны проблемы адаптации в новых жизненных обстоятельствах. Для пожилых людей они важны вдвойне. Геронтогруппа есть специфическая социально-демографическая группа со своими психологическими особенностями, с тягой к ретрокультуре, с глубокой внутренней дифференциацией, определенным делением на подгруппы: возрастные (пожилые, старые, долгожители), территориальные (горожане, сельчане), на основе общественного положения в допенсионном и пенсионном возрасте.

Эффективная социальная работа не может быть достигнута вне знания этих сложных особенностей немалой части нашего общества, которую составляют люди старшего поколения. Настоящее пособие имеет своей целью помочь студентам в формировании целостного, системного представления о социальной группе пожилых и старых людей. Изучающие курс социальной геронтологии поймут специфический характер этой группы, разберутся в сущности индивидуального подхода в осмыслении и организации социальной работы с населением старших возрастов, приобретут знания для формирования основ ценности социально-геронтологического мышления специалиста.

В курсе лекций рассматриваются следующие задачи:

  • глубокое изучение теоретических основ и актуальных проблем старения и старости на современном социально-экономическом этапе развития общества;
  • понимание старения населения как социально-демографического процесса со всеми его позитивными и негативными последствиями;
  • овладение методиками изучения конкретных потребностей определенных категорий населения старших возрастов в социальной защите и умении своевременно их удовлетворять;
  • формирование социально-экономического подхода к проблеме здоровья в пожилом и старческом возрасте, активной и действенной пропаганде сохранения самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
  • адекватное применение полученных знаний в разработке тактических и стратегических программ по улучшению качества и образа жизни пожилых и старых людей.

Раздел I Теоретические основы курса

Лекция 1. Социальная геронтология: понятие, содержание, категорийно-понятийный инструментарий

Ключевые понятия: старение, старость, долголетие, коротколетие, бессмертие, смерть; место старости в онтогенезе человека и общества; периодизация этапа старения; теоретические и практические обоснования интердисциплинарности и самостоятельности социальной геронтологии как области общественного познания; основные направления исследований; практическая направленность социальной геронтологии.

План лекции

1.1. Геронтология – наука о старости и старении.

1.2. Общие понятия о старости и старении. Периодизация этапа старения.

1.3. Общая характеристика процесса старения.

1.4. Интердисциплинарность и самостоятельность социальной геронтологии как области общественного познания.

1.5. Практическая направленность социальной геронтологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.243.115 (0.012 с.)