Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I Теоретические основы курсаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Введение Социальные проблемы людей пожилого возраста, их социальный статус, место в современном обществе, социальной структуре, различных социальных системах, общностях, собственной семье, взаимоотношения с другими возрастными группами, изменение с возрастом личности – все это еще не стало предметом специальных исследований. Эти проблемы должны рассматриваться особой областью социологии – геронтосоциологией (социальной геронтологией). К сожалению, сегодня практически отсутствуют синтетические исследования, учитывающие имеющиеся достижения в различных областях геронтологии: социальной политики в отношении пожилого поколения, социальной психологии, социального статуса пожилого человека в сообществах различных уровней, старения как социального феномена. Вне демографической ситуации возникает необходимость геронтологизации всего спектра социального знания. Социальная геронтология относится к так называемым теориям среднего уровня, которые призваны быть связующим звеном между теоретическими исследованиями. Нет сегодня такой возрастной группы в обществе, для которой были бы не важны проблемы адаптации в новых жизненных обстоятельствах. Для пожилых людей они важны вдвойне. Геронтогруппа есть специфическая социально-демографическая группа со своими психологическими особенностями, с тягой к ретрокультуре, с глубокой внутренней дифференциацией, определенным делением на подгруппы: возрастные (пожилые, старые, долгожители), территориальные (горожане, сельчане), на основе общественного положения в допенсионном и пенсионном возрасте. Эффективная социальная работа не может быть достигнута вне знания этих сложных особенностей немалой части нашего общества, которую составляют люди старшего поколения. Настоящее пособие имеет своей целью помочь студентам в формировании целостного, системного представления о социальной группе пожилых и старых людей. Изучающие курс социальной геронтологии поймут специфический характер этой группы, разберутся в сущности индивидуального подхода в осмыслении и организации социальной работы с населением старших возрастов, приобретут знания для формирования основ ценности социально-геронтологического мышления специалиста.
В курсе лекций рассматриваются следующие задачи:
Преждевременное старение Преждевременное старение – любое общее ускорение темпа старения, приводящее к тому, что данное лицо опережает средний уровень старения своей возрастной группы. Факторы преждевременного старения имеют как внутренний, так и внешний характер. Первые имеют место тогда, когда старению способствует клиническое проявление болезни; вторые обусловлены состоянием среды, в основном – социально-экономическими проблемами, содержащимися в ней. Моделью ускоренного старения геронтологи считают и синдром хронической усталости. В 80-х годах ХХ столетия по Америке прокатилась волна заболеваний, известных как синдром хронической усталости (СХУ), хронический вирус Энштейна-Барра или синдром хронической усталостной дисфункции иммунной системы. По статистическим данным, число людей, заболевших во время эпидемии 80-х годов, составило приблизительно 200 тысяч, большинство из них получили это заболевание в течение последних пяти лет. СХУ – один из видов эпидемических заболеваний. СХУ – далеко не новая болезнь, она была известна еще в XIX веке под разными названиями. Ранее считалось, что СХУ есть одна из форм невроза, обусловленная экстремальной стрессовой ситуацией. Иногда болезнь носила массовый характер, однако особенно распространенной она стала в наши дни. Если другие болезни в основном поражают бедных неудачников, то СХУ наблюдается главным образом у сравнительно преуспевающих и деловых людей независимо от их возраста. У пожилых людей СХУ может быть как бы итоговым состоянием прожитой жизни. У врачей-исследователей есть три основные гипотезы о причинах возникновения СХУ:
Доктор Штраус предположил, что СХУ, возможно, отражает такое состояние иммунной системы, при котором ее реакция на определение “провокации” оказывается сверхактивной. Больные СХУ могут быть необычно чувствительны к ответным действиям иммунной системы по психическим и генетическим причинам. Штраус учитывает и состояние психики, так как теперь хорошо известно, что и депрессия, и стрессовые ситуации ведут к разрушению иммунной системы, что повышает риск инфекционных и иммунных заболеваний. Причина и следствие могут сдвигаться в противоположных направлениях: длительное воздействие стресса на иммунную систему может привести к ощущению постоянной усталости, дискомфорта и депрессии. Некоторые врачи считают, что СХУ существует лишь в воображении больных с депрессивным синдромом. Симптомы депрессии сходны с некоторыми симптомами СХУ, и почти каждый врач пытается найти психосоматические причины усталости. Можно назвать ряд критериев переутомления (развитие состояния постоянной усталости в результате напряженной работы с перегрузкой; постепенный темп развития астенических явлений – повышенной возбудимости, обидчивости, проявления раздражительности; четкая, но нестойкая соматическая симптоматика; понижение работоспособности; усиление усталости от работы, волнений, неприятностей; уменьшение астении после отдыха, смены характера работы; усиление усталости до развития полного бессилия к вечеру), но все они относительны. Абсолютным же критерием российские врачи считают отношение личности к болезни (т. е. внутреннюю картину болезни и степень вовлечения личности в болезнь). Пожилой человек подвержен синдрому хронической усталости в том случае, если он не принимает окружающую действительность, если над ним давлеют власть воспоминаний, привязанность к старым вещам. Человек утверждается во мнении, что прожитая жизнь была бесцельной и не имела смысла. У такого человека легко возникает тревога, подчас по самому ничтожному поводу. Причем состояние тревожности “накапливается” до такой степени, что человек теряет способность оптимистично смотреть на мир. Долголетие Долголетие – это социально-биологическое явление, доживание человека до высоких возрастных рубежей. В его основе имеется изменчивость нормальной продолжительности человеческой жизни. Порогом долголетия обычно считается достижение 80 лет и более, зависящее от многих факторов: наследственности, социально-экономических условий, природных воздействий и др. В геронтологии и возрастной антропологии выделяют высший уровень долголетия – долгожительство: 90 лет и выше. Долгожителями обычно становятся люди, у которых существует оптимальный уровень функционирования большинства важнейших физиологических систем: им свойственны широкие адаптивные возможности, что является предпосылкой здоровья и жизнеспособности. В определенной степени долгожительство может рассматриваться в качестве модели, наиболее приближающейся к естественному старению. Остановить процесс старения невозможно, но “притормозить”, т. е. создать организму условия для “облегченного”, как бы замедленного старения все-таки под силу человеку. Главнейшим рычагом “торможения” старости выступают естественные средства профилактики старения.
Введение Социальные проблемы людей пожилого возраста, их социальный статус, место в современном обществе, социальной структуре, различных социальных системах, общностях, собственной семье, взаимоотношения с другими возрастными группами, изменение с возрастом личности – все это еще не стало предметом специальных исследований. Эти проблемы должны рассматриваться особой областью социологии – геронтосоциологией (социальной геронтологией). К сожалению, сегодня практически отсутствуют синтетические исследования, учитывающие имеющиеся достижения в различных областях геронтологии: социальной политики в отношении пожилого поколения, социальной психологии, социального статуса пожилого человека в сообществах различных уровней, старения как социального феномена. Вне демографической ситуации возникает необходимость геронтологизации всего спектра социального знания. Социальная геронтология относится к так называемым теориям среднего уровня, которые призваны быть связующим звеном между теоретическими исследованиями. Нет сегодня такой возрастной группы в обществе, для которой были бы не важны проблемы адаптации в новых жизненных обстоятельствах. Для пожилых людей они важны вдвойне. Геронтогруппа есть специфическая социально-демографическая группа со своими психологическими особенностями, с тягой к ретрокультуре, с глубокой внутренней дифференциацией, определенным делением на подгруппы: возрастные (пожилые, старые, долгожители), территориальные (горожане, сельчане), на основе общественного положения в допенсионном и пенсионном возрасте. Эффективная социальная работа не может быть достигнута вне знания этих сложных особенностей немалой части нашего общества, которую составляют люди старшего поколения. Настоящее пособие имеет своей целью помочь студентам в формировании целостного, системного представления о социальной группе пожилых и старых людей. Изучающие курс социальной геронтологии поймут специфический характер этой группы, разберутся в сущности индивидуального подхода в осмыслении и организации социальной работы с населением старших возрастов, приобретут знания для формирования основ ценности социально-геронтологического мышления специалиста.
В курсе лекций рассматриваются следующие задачи:
Раздел I Теоретические основы курса Лекция 1. Социальная геронтология: понятие, содержание, категорийно-понятийный инструментарий Ключевые понятия: старение, старость, долголетие, коротколетие, бессмертие, смерть; место старости в онтогенезе человека и общества; периодизация этапа старения; теоретические и практические обоснования интердисциплинарности и самостоятельности социальной геронтологии как области общественного познания; основные направления исследований; практическая направленность социальной геронтологии. План лекции 1.1. Геронтология – наука о старости и старении. 1.2. Общие понятия о старости и старении. Периодизация этапа старения. 1.3. Общая характеристика процесса старения. 1.4. Интердисциплинарность и самостоятельность социальной геронтологии как области общественного познания. 1.5. Практическая направленность социальной геронтологии.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.243.115 (0.012 с.) |