Правительство Великобритании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правительство Великобритании



Исполнительная власть в Великобритании фактически осуществляется Правительством Его Величества состоящим из 75-80 членов. Характерным для Правительства является то, что оно не собирается на заседания в полном составе и не принимает решений. Премьер-министр из числа членов Правительства формирует Кабинет министров из 18-23 человека для обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики. В последние годы в политической жизни Великобритании появилось такое понятие, как «Внутренний Кабинет», в состав которого входят несколько министров, пользующихся особым доверием Премьер-министра. «Внутренний Кабинет» принимает решения от имени Кабинета министров.

Основные функции Кабинета министров состоят в следующем:

· окончательное определение политического курса государства, выносимого на утверждение в Парламент;

· осуществление контроля за аппаратом исполнительной власти;

· координация и распределение сфер деятельности министерств и ведомств.

Важнейшая роль в управлении страной отводится Премьер-министру, который назначается монархом. Обычно монарх назначает лидера партии, победившей на выборах.

В 1957, 1963 и 1974 гг. в силу разногласий в правящей партии по кандидатуре лидера, монарх принимал решение самостоятельно. Функции и полномочия Премьер-министра не определяются законом. Они вытекают из политических традиций и конституционных обычаев. К функциям Премьер-министра относится:

· формирование Правительства и руководства его деятельностью;

· представление на подпись монарху правовых актов и их контрассигнация;

· предложение монарху о роспуске Палаты общин и назначение выборов;

· представление Правительства в Парламенте во время дебатов и ответов на вопросы парламентариев.

В целях исполнения законов Правительство принимает нормативные акты. Причем, эти акты принимаются от имени отдельных министров. Парламент также делегирует Правительству право принимать акты, имеющие силу закона, которые также принимаются как акты министров. За этими актами устанавливается парламентский контроль. Они должны быть представлены Парламенту до или после их принятия. Актов делегированного законодательства в Великобритании применяется в десятки раз больше, чем законов.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём заключаются особенности Конституции Великобритании?

2. Дайте характеристику источников Конституции Великобритании.

3. Чем регулируются в Великобритании вопросы гражданства?

4. Каковы особенности партийной системы в Великобритании?

5. Какова роль профсоюзов и Конфедерации британской промышленности в политической системе Великобритании?

6. В чём заключаются особенности избирательного права Великобритании?

7. Охарактеризуйте состав и функции Тайного совета при монархе Великобритании.

 


Тема 16. Основы конституционного права Германии

 

Конституция Германии (разработка, принятие, основные черты Конституции, правовая охрана Конституции).

2. Основы правового статуса личности (конституционные принципы регулирования личных, политических, социально-экономических прав, свобод, обязанностей, регулирование вопросов гражданства).

Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий.

Федеральная законодательная власть (порядок формирования Бундестага и Бундесрата, их структура и полномочия).

Федеральная исполнительная власть (Федеральный Президент, Федеральный канцлер, Правительство, порядок избрания, полномочия).

 

Конституция Германии

1.1. Разработка и принятие конституции

В августе 1948 года в оккупированной войсками США, Великобритании и Франции Западной Германии было проведено совещание министров юстиции всех западногерманских земель, в котором приняли также участие крупнейшие немецкие специалисты в области конституционного права. На этом совещании, получившем название «Конституционного конвента», была разработана позиция правительств германских земель по разработке конституции и принято решение о создании Парламентского совета для выработки проекта Конституции западногерманского государства. В состав этого органа вошли депутаты ландтагов всех 12 западногерманских земель, пропорционально численности представленных в земельных парламентах партий. В составе Парламентского совета было 65 депутатов с правом решающего голоса и 5 (от Западного Берлина) с совещательным голосом. Наибольшее количество мандатов – по 27 получили СДПГ, а также ХДС – ХСС. Председателем Парламентского совета был избран К. Аденауэр – лидер ХДС. Парламентский совет, выполнявший функции учредительного собрания, по существу таковым не был, поскольку не получил полномочий от избирательного корпуса. Работа Парламентского совета проходила под контролем оккупационных властей. Подготовленные разделы проекта конституции направлялись военным губернаторам зон оккупации, которые фактически их утверждали. 8 мая 1949 года Парламентский совет принял весь Основной закон (53 – за, 12 – против). 12 мая проект был одобрен военными губернаторами и направлен для ратифицирования в ландтаги земель. Он не был одобрен только ландтагом Баварии. 23 мая текст Основного закона был опубликован, а на следующий день вступил в силу. Так родилась Федеративная Республика Германия. 2 октября 1990 года на основе ст.23 Основного закона ФРГ и межгосударственного договора произошло присоединение к ФРГ ГДР. В силу этого, Основной закон ФРГ стал Конституцией, Основным законом для всей Германии.

 

1.2. Основные черты Конституции Германии

Основной закон состоит из Преамбулы и 14 разделов (3 из них включены в процессе внесения поправок).

В Преамбуле содержится положение о том, что учредителем Основного закона является немецкий народ, который, принимая Основной закон, руководствовался стремлением служить всеобщему миру. В Преамбуле дается полный список немецких земель и констатируется, что в землях на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии. (Новая редакция Преамбулы была принята после присоединения ГДР).

I раздел Основного закона называется «Основные права», что подчеркивает базисный характер данного института.

Основные права составляют стержень конституционного порядка ФРГ. Обеспечению и охране основных прав служит вся организация государственной власти.

Второй раздел «Федерация и земли» содержит закрепление основ конституционного строя ФРГ, в нем дается конституционная характеристика Германского государства, определяются принципы взаимоотношений федерации и ее субъектов, закрепляется право на местное самоуправление, устанавливаются конституционные основы германской внешней политики, и участия ФРГ в ЕС.

III, IV, V и VI разделы устанавливают основы организации и деятельности федеральных органов: Парламента, Президента, Правительства. Введенный позже раздел IV-а регламентирует статус Совместного комитета.

В разделах VII, VIII и VIII-а регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определены общие задачи Федерации и ее субъектов.

В разделе IX определяется организация судебной власти, и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в ФРГ.

X раздел Основного закона именуют в ФРГ «финансовой конституцией», поскольку здесь содержится подробное регулирование финансовых отношений между Федерацией и ее субъектами, а также доходов и расходов Федерации.

Раздел X-а содержит регламентацию мер на случай состояния обороны.

XI раздел – это «Переходные и заключительные положения», где устанавливаются возможности обладания гражданством ФРГ, отдельные вопросы изменения территориального деления государства, действия правовых норм, принятых до вступления Основного закона в силу и ряд других положений.

Основной закон ФРГ 1949 года сохраняет определенную преемственность с предшествующим конституционным развитием страны. Согласно ст. 140 Основного закона составной его частью являются статьи 136 – 141 Конституции Германии 1919 года, которые регулируют взаимоотношения государства и церкви.

Конституция ФРГ исходит из принципов демократии, разделения властей, равенства, справедливости. По форме правления ФРГ является парламентарной республикой.

Республиканский принцип закрепляется в ст.28, где говорится, что «конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства»

Характеризуя ФРГ как демократическое государство, Основной закон в ст.20 устанавливает: «Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосования, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия». Конституция отдает предпочтение не прямой демократии (референдуму, народному опросу и инициативе), а представительной демократии. Ст.29 Основного закона устанавливает, что проведение референдума, а также всенародного опроса и осуществление народной инициативы допускается лишь в связи с изменением территориального деления Федерации, что резко ограничивает возможности их применения.

Основной закон, характеризуя ФРГ как правовое государство, закрепляет следующие конституционные принципы:

· верховенство Конституции и верховенство закона (ст. 20);

· обязательность закрепленных в Конституции основных прав для законодательной власти и правосудия. Основные права являются непосредственным действующим правом (ст.1);

· учреждение независимого суда (ст. 97) и запрещение создания чрезвычайных судов (ст.101);

· запрет придания закону обратной силы (ст. 103);

· приоритет общепризнанных норм международного права, которые становятся составной частью федерального права, непосредственно порождают права и обязанности для проживающих на территории ФРГ лиц (ст. 25).

Положение о социальном государстве развивается в нормах о том, что собственность обязывает, пользование ею должно служить общему благу, земля, ее недра, природные богатства могут быть обобществлены в различных формах только законом. Только закон, а не суд устанавливает при этом размер и вид возможной компенсации. ФРГ как социальное государство берет на себя ответственность за доступность каждому образования, жилья, медицинской помощи, продовольствия, существует развитая сеть социальной поддержки населения государством.

Согласно ст. 20 Основного закона – Германия федеративное государство. Принцип федерализма один из основополагающих принципов Конституции. Нерушимость федеративного устройства государства гарантирована ст. 79, согласно которой не допускается изменение положений Основного закона, затрагивающих деление Федерации на земли и сотрудничество земель.

Во внешнеполитической сфере Основной закон устанавливает запрет на действия, способные нарушить мирное сосуществование народов, в частности, предпринимаемые с целью подготовки и ведения агрессивной войны. Такие действия согласно ст. 26 уголовно наказуемы.

Согласно новой редакции ст. 23, участие ФРГ в ЕС базируется на общих принципах демократии, правовой и социальной государственности. Федерация может путем издания федерального закона, одобренного Бундесратом, передавать Е.С. свои суверенные права. По всем вопросам деятельности Е.С. федеральное правительство обязано незамедлительно информировать Бундестаг и Бундесрат. В частности, до начала своего участия в принятии правовых актов Е.С., федеральное правительство должно предоставить Бундестагу возможность дать по ним свое заключение. Если вопрос входит в сферу исключительной компетенции земель или затрагивает их интересы, обязательно учитывается заключение Бундесрата.

 

1.3. Изменения и дополнения к Основному закону. Несмотря на то, что Основной закон ФРГ относится к конституциям жесткого типа, за период его действия было изменено более 100 статей из 146, добавлены 3 новых раздела и исключены ряд статей. Согласно ст. 79 изменения и дополнения в Основной закон могут быть внесены Конституционным законом, который принимает 2/3 голосов обеих палат парламента. Последние серьезные изменения Основного закона были осуществлены в 1994 году после объединения Германии и подписания Маастрихтского договора о Е.С. Была изменена Преамбула (изъято положение о временном характере Основного закона), принята новая редакция ст. 23 о участии ФРГ в деятельности Е.С., увеличен численный состав обеих палат парламента.

 

1.4. Охрана Основного закона ФРГ осуществляется Федеральным конституционным судом, который проверяет законы на предмет их формального и материального соответствия Основному закону. Правовой основной организацией и деятельность ФКС являются ст. 92-94 Основного закона, а также Федеральный закон о Конституционном суде 1951 года. Являясь основной частью судебной власти, ФКС принимает имеющие обязательную силу решения по делам, связанным с оценкой действительности правовых норм. Конституционное судопроизводство обеспечивает каждому возможность отстаивать и защищать свои права в устном состязательном процессе. ФСК состоит из двух сенатов, по восемь судей в каждом. Три судьи в каждом сенате избираются из числа судей пяти высших Федеральных судов. Судьи ФСК избираются в равной пропорции палатами Парламента. Для избрания необходимо большинство в 2/3 голосов. Президент ФКС и его заместитель избираются Бундестагом и Бундесратом. Избранные на должность судьи назначаются актом Федерального президента. Кроме традиционных для органа конституционного контроля полномочий, ФКС:

· выносит решения по так называемым квазиуголовным делам о лишении конституционных прав граждан, использующих эти права против свободного демократического порядка;

· решает вопросы об антиконституционности, т.е. запрещении политических партий и др. объединений;

· выносит решение об освобождении от должности Федерального Президента, в связи с обвинением, возбужденным против него Парламентом;

· рассматривает жалобы на решения Бундестага, касающиеся выборов, порядка проведения референдума.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.016 с.)