Основные принципы построения механизма государственной власти во Франции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы построения механизма государственной власти во Франции



Французская Республика – яркий образец смешанной формы правления. Это полупрезидентская республика с так называемым рационализированным парламентаризмом, в которой центр тяжести государственной власти смещен от парламента к исполнительной власти. При этом важнейшей особенностью этой республики является дуализм исполнительной власти, так называемая, бицефальная исполнительная власть. Ее осуществляет Президент и Правительство. Правительство в качестве Совета Министров заседает под председательством Президента, а в качестве Кабинета – под председательством Премьер-министра. Избираемый населением Президент наделен, как в президентской республике, единоличными полномочиями. Правительство несет ответственность перед Национальным собранием, как в парламентской республике.

Роль Президента и Правительства зависит от представительства партийных блоков в Парламенте. Тогда, когда политические партии, поддерживающие Президента, имеют большинство в Национальном собрании, он формирует Правительство из своих единомышленников. При этом, роль Президента как носителя исполнительной власти заметно возрастает. На выборах 1997 года пропрезидентский правый блок потерпел поражение на выборах в Парламент, поэтому Президент был вынужден сформировать Правительство из оппозиционных ему ФСП и ФКП. Возможности Президента при осуществлении исполнительной власти в этом случае заметно сужаются, а роль Правительства во главе с Премьер-министром возрастает. При этом, взаимоотношения между ними нередко осложняются.

Парламент

Высшее представительное учреждение Франции состоит из двух палат: нижней – Национального собрания и верхней – Сената.

Национальное собрание Франции состоит из 579 депутатов избираемых на основе всеобщего, прямого голосования по мажоритарной системе сроком на 5 лет. Депутатом избирается гражданин Франции, обладающий в полном объеме избирательными правами и достигший 23 лет.

Верхняя палата – Сенат состоит из 321 сенатора, избираемых на 9 лет. В отличие от Национального собрания, где избираются сразу все депутаты, обновление Сената происходит на 1/3 каждые 3 года. Сенаторы избираются путем косвенных выборов особыми коллегиями выборщиков, в которых преобладают представители муниципальных советов коммун. Если Национальное собрание рассматривается как орган общенационального представительства, то Сенат, в соответствии с Конституцией, представляет территориальные коллективы. По Конституции Сенат не подлежит роспуску.

Депутаты и сенаторы обладают индемнитетом и иммунитетом. Арест их возможен только с разрешения бюро палаты, за исключением случаев задержания на месте преступления.

Совмещение депутатского мандата с любой государственной должностью невозможно.

Парламентарии в обеих палатах образуют партийные фракции. В Сенате для этого необходимо не менее 14 сенаторов, а в Национальном собрании не менее 20 депутатов. Каждая фракция имеет право на пропорциональное представительство в руководящих органах палат. Работой каждой палаты руководит бюро. Оно состоит из Председателя палаты, который является представителем самой крупной партийной фракции в палате; вице-председателей, секретарей и квесторов (административно-хозяйственная должность). Помимо руководства заседаниями палаты, их председатели назначают по 3 члена Конституционного совета. Председатель Национального собрания председательствует в Конгрессе Парламента в ходе рассмотрения поправок к Конституции. Председатель Сената исполняет обязанности Президента Республики в случае вакантности его поста. Президент обязан консультироваться с Председателями палат парламента при введении чрезвычайного положения.

Каждая из палат создает 6 постоянных комиссий. Для изучения отдельных вопросов могут образовываться временные специальные комиссии и комиссии по контролю и расследованию. Постоянные комиссии предварительно обсуждают законопроекты и в некоторых случаях контролируют деятельность Правительства.

Полномочия Парламентасостоят в принятии конституционных, органических и обычных законов, утверждении государственного бюджета и отчета о его исполнении, контроле за деятельностью исполнительной власти, решении вопросов войны и мира.

По Конституции 1958 года французский Парламент в части принятия обычных законов – это Парламент с ограниченной компетенцией. Конституция содержит перечень вопросов, по которым Парламент может принимать законы. По таким вопросам как образование, труд, организация национальной обороны и ряд других Парламент издает «законы – рамки» - т.е. устанавливает лишь общие принципы, а детальную регламентацию осуществляет исполнительная власть.

По вопросам прав и свобод граждан, преступлений и наказаний и ряду других, Парламент издает исчерпывающие законы. Парламент может делегировать исполнительной власти законодательные полномочия, но при наличии у нее программы для их осуществления и на определенное время.

Ордонансы для реализации этих полномочий должны быть внесены в Парламент на утверждение.

Все, не отнесенное к компетенции Парламента вопросы регулируются актами регламентарной власти, т.е. Президента и Правительства. Право Парламента издавать законы в определенной мере ограничивается полномочиями Президента, который может выносить законопроекты на референдум помимо Парламента. Роль Правительства в процедуре принятия закона может быть очень большой. Так, в случае возникновения разногласий между палатами Парламента, Премьер-Министр имеет право созвать согласительную комиссию на паритетных началах. При одобрении Парламентом выработанного комиссией законопроекта, он передается для промульгации Президенту. В случае, если палаты вновь не придут к согласию по данному законопроекту, Премьер-Министр имеет право просить нижнюю палату – Национальное собрание вынести окончательное решение. Все органические законы до промульгации передаются на рассмотрение Конституционного совета, который должен подтвердить их соответствие Конституции Франции.

Контроль Парламента за деятельностью исполнительной власти осуществляется путем устных и письменных вопросов парламентариев Правительству, для ответа на которые Правительству отводится один день в неделю на заседании Парламента. Для изучения и расследования конкретных вопросов, связанных с деятельностью Правительства, Парламент может создавать контрольные и следственные комиссии. Наиболее действенное средство контроля Парламента за деятельностью Правительства – это отказ ему в доверии. Вопрос о доверии ставится в Парламенте только Правительством. В случае отказа в доверии Правительство должно уйти в отставку, если Президент не распустит Национальное собрание, которое принимает решение о доверии. Национальное собрание может по собственной инициативе абсолютным числом голосов принять резолюцию порицания Правительству. Однако процедура принятия такой резолюции крайне усложнена и практически не применяется.

Французский Парламент имеет значительные полномочия в области внешней политики и обороны. Согласно установленному ст. 53 Конституции перечню только на основе парламентского закона осуществляется ратификация международных договоров и соглашений. Только с уполномочия Парламента может быть объявлено состояние войны, а также продлен срок декретированного Правительством осадного положения.

Парламент имеет и судебные полномочия, которые связаны с созданием им Высокого суда правосудия для рассмотрения дел высших должностных лиц и с формулированием обвинения.

 

Президент Франции

Как уже отмечалось, во Франции существует бицефальная исполнительная власть, которую осуществляет Президент и Правительство. Президенту принадлежит главная позиция в системе органов государства. В соответствии со ст.5 Конституции он следит за соблюдением Конституции, обеспечивает нормальное функционирование государственных институтов, принимает меры по обеспечению государственной независимости и территориальной целостности, обеспечивает соблюдение международных соглашений и договоров. Представляет страну в международных отношениях.

Полномочия Президента подразделяются на личные, а также те, которые нуждаются в контрасигнатуре Премьер-министра или отдельных министров, ответственных за их реализацию.

Личные полномочия включают:

· роспуск Национального собрания по усмотрению Президента не чаще 1 раза в год;

· назначение Премьер-министра, министров, высших гражданских и военных должностных лиц;

· введение в стране чрезвычайного положения. По Конституции в этот период Президент может принять любые меры, которые диктуются обстановкой. Парламент в период ЧП не может быть распущен Президентом, но он не может отменить акты Президента;

· передавать на референдум законопроекты без одобрения Парламента;

· председательствовать на заседании Правительства в форме Совета Министров;

· обладание регламентарной властью. Ордонансы Президента при этом равны законам;

· назначает 1/3 членов Конституционного совета и имеет право обращаться с запросами в этот орган;

· председательствует в Высшем совете магистратуры, актами Президента производится назначение и перемещение профессиональных судей;

· верховное командование Вооруженными Силами;

· помилование осужденных.

Президент имеет полномочия, которые требуют контрасигнатуры членов Правительства:

· подписание декретов и ордонансов, принятых Советом Министров;

· созыв парламента на чрезвычайную сессию;

· назначение дипломатических представителей, ряда гражданских и военных должностных лиц.

Президент Франции может быть привлечен к ответственности и смещен с должности формируемым Парламентом Высоким судом правосудия. После этого, бывший Президент предстает перед судом общей юрисдикции. Избирается Президент путем всеобщих равных, прямых выборов, тайным голосованием. С 2000 года срок полномочий уменьшен с 7 до 5 лет. Ограничений для переизбрания не устанавливается.

VII. Правительство Франции

Французское Правительство выступает в двух формах:

· Совет министров, объединяющий всех членов Правительства под председательством Президента. Он собирается еженедельно и принимаемые здесь акты, подписываются Президентом.

· Кабинет Министров, который созывается Премьер-министром по специальному поручению Президента рассматривает под председательством Премьера только указанные Президентом вопросы. Заседания Кабинета проводятся достаточно редко. Премьер-министр и по его представлению члены Правительства назначаются Президентом. Существующий во Франции институт парламентской ответственности Правительства заставляет Президента назначать Правительство, опирающееся на поддержку парламентского большинства. В случае, если Национальное собрание отказывает Правительству в доверии или выносит резолюцию порицания, Премьер-министр должен вручить Президенту заявление об отставке Правительства. Глава государства может принять отставку Правительства и назначить нового Премьер-министра, либо принять решение о досрочном роспуске Национального собрания и назначении новых выборов.

Правительство как коллегиальный орган и его руководитель Премьер-министр обладают широкими полномочиями, которые осуществляются либо совместно с Президентом, либо Кабинетом министров, либо единолично Премьер-министром.

Правительство обладает широкой регламентарной властью, принимаемые им декреты – важный источник французского права. Акты, принимаемые Кабинетом министров, подписываются Премьером и обычно контрассигнуются министрами. Правительство поставляет в Парламент около 90% всех принимаемых законопроектов. Вносятся они Премьер-министром после обсуждения в Совете Министров и получения заключения в Государственном совете. Конституция Франции и специальные законодательные акты возлагают на Премьер-министра большой круг обязанностей и широкие полномочия. На него возложены исполнение законов, координация и контроль работы министров, обеспечение национальной обороны, назначение на военные и гражданские должности. Он обладает собственной регламентарной властью, правом обращаться в Конституционный совет, законодательной инициативой. По его предложениям собираются чрезвычайные сессии Парламента, а также продлеваются очередные сессии.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём заключаются особенности Конституции Франции 1958 года?

2. Почему Парламент Франции в части принятия обычных законов является Парламентом с ограниченными полномочиями?

3. Что означает бицефальная исполнительная власть во Франции?

4. Каков статус политических партий во Франции?

5. Назовите признаки рационализированного парламентаризма во Франции?

6. Охарактеризуйте конституционный контроль во Франции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.188.171 (0.015 с.)