Основные тенденции развития зарубежных конституций, их периодизация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции развития зарубежных конституций, их периодизация



За период, прошедший со времени принятия первых конституций, общемировой процесс их развития прошел несколько этапов:

 

4.1. Первый этап охватывает период от 80-90-х годов XVIII века до I Мировой войны.

Страны, принявшие первые конституции в XVIII – XIX веках можно разделить на две группы:

· первая – это государства, где в ходе революции буржуазия одержала победу над феодалами;

· вторая группа стран, в которых в ходе борьбы между феодалами и буржуазией был достигнут политический компромисс.

В первой группе стран, таких как Франция, Бельгия, Нидерланды революционные преобразования затронули все политические институты.

Так, во Франции Конституционные акты 1789-1792 годов упразднили феодальные права и привилегии, крепостное право, провозгласили равенство всех людей, объявили неотъемлемыми естественные права человека, данные ему от рождения. В них закреплялась свобода союзов, митингов и демонстраций. Единственным источником всей власти признавалась нация.

Конституционные преобразования коснулись всей системы государственных органов и определили порядок их взаимоотношений между собой. Государственная власть была разделена на основе теории разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Ведущее место в государственном механизме отводилось высшему представительному органу – Национальному законодательному собранию, избираемому на основе народного представительства и наделенному исключительными законодательными и финансовыми полномочиями. Декретом 1792 года монархия во Франции была упразднена и установлена республиканская форма правления с подчинением исполнительной власти парламенту. Первая французская Конституция провозгласила свободу предпринимательства, разрушив тем самым цеховую организацию в городе, что безусловно способствовало развитию промышленности и торговли. Конституция установила, что частная собственность граждан является «священной и неприкосновенной» и охраняется государством, что было направлено на закрепление нового общественного строя.

Во второй группе стран конституции принимались в целях обеспечения компромисса между набиравшей политическую силу буржуазией и сохранявшим значительное влияние на общественную жизнь дворянством. На конституционный процесс в таких государствах безусловно оказывали позитивное влияние революции во Франции, Испании, Италии, Нидерландах. Как правило, конституции стран второй группы, а к ним относятся Конституция Швеции 1809 года, Конституции Дании 1849 года, Японии 1889 года, Италии 1848 года, принимались монархами. В целом, объем конституционного регулирования был достаточно узким: ограничивался преимущественно личными и некоторыми политическими правами граждан, а также вопросами организации и деятельности органов государственной власти. В этот период конституционного развития, несмотря на провозглашавшийся конституционный принцип о том, что единственным источником всей власти является народ, он был фактически отодвинут от процесса формирования органов власти благодаря многочисленным дискриминационным цензам в избирательном праве. Например, по Конституции Франции 1814 года из 30 млн. французов избирательным правом обладали всего 80 тысяч.

 

4.2. Второй этап конституционного развития в мире, а это период от начала XX века до II Мировой войны, характеризуется тем, что в большинстве конституций нашел отражение процесс демократизации политической жизни. Во многих государствах женщины были уравнены в политических правах с мужчинами, снижался возрастной и имущественный ценз в избирательном праве, в ряде стран имущественный ценз был отменен, расширялся круг других политических прав граждан.

В некоторых странах, где конституционно была закреплена парламентская форма правления, пришедшие к власти правые политические партии стремясь не допустить к участию в решении государственных дел другие слои населения начали отход от данной модели в пользу усиления исполнительной власти за счет парламента, все большего освобождения ее от парламентского контроля. Этот процесс отметили многие ученые государствоведы, которые заговорили о кризисе парламентаризма.

В период между двумя мировыми войнами в Германии, Италии, Испании, Португалии, Венгрии, Японии к государственной власти пришли крайне националистические, фашистские политические партии поддержанные как буржуазией, так и другими слоями населения.

Это привело к отказу в данных странах от конституционализма вообще, либо к превращению конституций в юридическую фикцию, к ликвидации всех демократических прав и свобод граждан, открытому подавлению всякого инакомыслия.

В этот же период появились первые конституции стран социализма, которые своим регулированием охватывали новые сферы общественных отношений – социально-экономические права граждан, идеологию, политическую систему. Эти конституции отрицали принцип разделения властей и закрепляли принцип единства государственной власти, например, «Вся власть Советам», провозглашали руководящую роль марксистско-ленинской партии в обществе и государстве, устанавливали преимущества в политических правах для трудящихся, а также обязательную идеологию.

 

4.3. Третий этап конституционного развития охватывает период от окончания Второй Мировой войны до 90-х годов XX столетия. На этом этапе конституционный процесс приобрел без преувеличения глобальный характер распространившись на все континенты. В результате ликвидации колониальной системы возникло более 100 новых государств принявших свои первые конституции. Ряд этих стран, такие как Алжир, Южный Йемен, Эфиопия и другие провозглашали социалистическую ориентацию. В своих конституциях они во многом копировали социалистическую модель, нередко ухудшая ее.

На этом этапе появились первые конституции в странах мусульманского фундаментализма (Кувейт, Катар, Бахрейн).

Под влиянием социалистических конституций и массового демократического движения в мире в конституциях развитых демократических государств был расширен круг объектов конституционного регулирования. В них были включены социально-экономические положения, нормы о роли партий, общественных объединений, принципы внешней политики.

В конституциях Австрии, Германии, Индии и др. установлены положения о том, что вся власть в государстве исходит от народа.

Во многих конституциях появились положения, которые отразили процесс усиления регулирующей роли государства в экономической и социальной сфере. В некоторых из них это нашло выражение в нормах, указывающих на основные цели государства в этих сферах, на обязательства государственных органов обеспечивать интересы общества в данных областях деятельности. Так, Конституция Испании 1978 года включает в себя главу третью «Об основополагающих принципах социально-экономической политики», которая обязывает государственные органы обеспечивать правовую, экономическую и социальную защиту семьи, благоприятные условия экономического и социального развития страны, справедливое распределение доходов, полную занятость, создание государственной системы страхования, право граждан на благоустроенное жилье, пенсионное обеспечение.

Конституция Португалии 1976 года содержит раздел, посвященный экономической и социальной организации общества, где определяются принципы этой организации, вопросы планирования экономического и социального развития, сельскохозяйственная, промышленная, торговая политика, формы собственности и формы экономической деятельности.

В конституциях демократических государств принятых после II Мировой войны, как правило, содержится более полный перечень основных прав и свобод человека и гражданина, в частности закрепляются социально-экономические права, а также снимаются определенные ограничения в использовании прав и свобод.

Статьей 23 Конституции Бельгии устанавливается право на жизнь, соответствующую человеческому достоинству, в том числе: право на труд, свободный выбор профессии, обеспечение справедливых условий труда и вознаграждения за него, право на социальное страхование, охрану здоровья, культурное и социальное процветание, здоровую окружающую среду.

Обеспечение этих прав возлагается на федерацию и ее субъекты.

В послевоенных конституциях нашло свое отражение изменение соотношения властей в государстве.

В разных странах этот процесс шел в противоположных направлениях.

Во Франции, Германии, Великобритании он проявился в отказе от одного из принципов парламентаризма – признания верховенства парламента,в результате чего произошло весьма заметное усиление прав исполнительной власти. Это выразилось в некотором ограничении законодательных прав парламента, широком применении делегированного законодательства, установлении различных барьеров для осуществления парламентского контроля, в усложнении порядка привлечения правительства к политической ответственности, предоставлении широких прав правительству при объявлении чрезвычайного положения, введение в конституцию норм, обеспечивающих большую устойчивость правительства.

В других странах происходил процесс усиления парламентского режима, закрепления в конституциях всех принципов парламентаризма. Так, новые конституции скандинавских стран поставили парламент на первое место в системе высших органов государственной власти. Парламенты этих стран получили неограниченные законодательные полномочия, широкие права по контролю за деятельностью исполнительной власти, введен принцип политической ответственности правительства перед парламентом, сведены к минимуму права главы государства в пользу парламента и правительства. Например, в Швеции король перестал обладать правом вето в отношении принятых Риксдагом законов.

В конституциях нашли свое отражение тенденции к замене двухпалатных парламентов на однопалатные, либо к существенному ограничению полномочий верхней палаты. Однопалатными стали парламенты в Дании, Греции, Исландии, Португалии, Швеции. Однопалатные парламенты установлены конституциями многих государств освободившихся от колониальной зависимости.

Ослабление роли верхних палат произошло в Германии, Испании, Великобритании, Франции. Это проявилось, например, в том, что вопреки возражениям этих палат окончательное определение судьбы законопроектов и других парламентских решений находится в полномочиях нижней палаты парламента.

Особенностью конституций, принятых во II половине XX века, является значительное внимание уделяемое вопросам внешней политики государства. Прежде всего нормы этих конституций более четко определяют компетенцию высших органов государственной власти по вопросам внешней политики. Как правило, они усиливают позиции парламентов в решении наиболее важных вопросов: войны и мира, ратификации международных договоров, определения основных принципов внешней политики, использования парламентского контроля за внешнеполитической деятельностью правительства. Во многих послевоенных конституциях детально определяются принципы внешней политики государства. Если конституции, принятые в XVIII – XIX вв. включали право на войну как неотъемлемое проявление государственного суверенитета, то большинство современных конституций содержат отказ от ведения войны как средства проведения внешней политики и решения международных споров.

Так конституция Японии содержит отказ от войны на вечные времена.

Федеральный конституционный закон Австрии 1955 года, а также Декларация Республики Мальта 1981 года провозгласили постоянный нейтралитет этих государств.

Конституции ряда государств содержат нормы запрещающие размещение ядерного оружия на их территории.

 

4.4. Некоторые ученые государствоведы отмечают, что в конце 80-х – начале 90-х годов XX века начался четвертый этап конституционного развития, связывая его, прежде всего, с уходом с исторической арены абсолютного большинства социалистических конституций. За последнее десятилетие XX века принято более 100 новых конституций, в том числе более двух десятков постсоциалистических конституций. Приняты также первые конституции в таких наиболее консервативных монархиях как Саудовская Аравия (1992г.), Оман (1996г.). Постсоциалистические конституции отразили изменения в общественном и государственном строе своих государств, смену конституционных приоритетов, возрастание значения общечеловеческих ценностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.012 с.)