Писание является последней инстанцией, не папа римский. Даже находясь под угрозой отлучения от церкви, Лютер знал, что ничто не сможет лишить его божьей любви 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Писание является последней инстанцией, не папа римский. Даже находясь под угрозой отлучения от церкви, Лютер знал, что ничто не сможет лишить его божьей любви



На пути к отлучению

Изначально Лютер не хотел покидать церковь; он лишь желал видеть исправленными некоторые ошибки. Однако его попытки добиться этих исправлений вызвали многочис­ленные атаки церковных лидеров. Отлучение было предназна­чено для еретиков, но Лютер пока не считался таковым, по­скольку не нарушил ни одного папского распоряжения. Пап­ское распоряжение, или булла, представляло собой документ, подписанный Папой Римским и адресованный церкви, в ко­тором давалось определение какой-либо позиции по какому-либо вопросу. Поскольку до сих пор Папа не издал ни одного письменного документа, касавшегося индульгенций, Лютер не совершал ничего предосудительного, подвергая сомнению за­конность их продажи.

Поскольку Лютера было невозможно отлучить от церкви, в 1517 году Папа Римский подготовил ему ловушку. Осенью ему удалось заманить Лютера в Аугсбург, предложив ему принять участие в дебатах. Тот уже давно стремился к дискуссии, по­этому с радостью принял приглашение. Лютер думал, что гря­дущие дебаты станут первым шагом на пути к избавлению церкви от присутствовавших в ней ошибочных учений. Одна­ко получилось наоборот - встреча в Аугсбурге стала для Люте­ра первым серьезным столкновением с религиозными лидера­ми того времени. Враг предстал перед Лютером в лице карди­нала Томаса де Вио Каэтана.

Лютер склонился перед кардиналом, а затем распростерся перед ним. Тот приказал Лютеру встать. Лютер встал на коле­ни, и кардинал снова приказал ему подняться. С уст последне­го слетело лишь одно слово, и Мартин тут же понял, что стоя­ло на повестке дня. "Отрекись", - приказал Каэтан. Лютеру стало ясно, что никакой дискуссии не будет. Кардинал отме­нил ее. Теперь же он рассчитывал, что Лютер раскается, отре­чется от своей "ереси" и пообещает больше не проповедовать свои "Девяносто пять тезисов", а также воздержится от любой деятельности, нарушающей мир внутри церкви.

Лютер настолько сотряс христианский мир того времени, что сам Папа Римский назвал его диким кабаном, ворвавшим­ся в Господний виноградник. Кардиналу Каэтану было прика­зано не допускать никаких дебатов во время встречи в Аугсбурге. Повестка дня вмешала в себя лишь два варианта развития событий - либо Лютер отречется от своих взглядов, либо он будет взят под стражу и доставлен в Рим. Лютер не имел ни ма­лейшей возможности завязать дискуссию. Тем не менее, ему удалось сказать нечто невообразимое: "Человек оправдывается верой, а не таинствами". Каэтан не представлял для Лютера до­стойного соперника, и последний прекрасно знал это. Будучи неспособным подкрепить свою позицию написанным в Биб­лии, кардинал сказал: "Ты должен сегодня отречься от своих взглядов: хочешь ты того или нет. В ином случае я на основа­нии этой одной фразы осужу все остальное, что ты можешь еще сказать!"29 Лютер смело заявил, что от своих взглядов он не отречется, отметив, что простой человек, вооруженный Сло­вом Божьим, обладает большей властью, чем Папа Римский и все его духовенство. Каэтан же на это ответил, что Папа Рим­ский обладает еще большей властью, чем Библия.

Далее Лютер был обвинен в претенциозности, потому как считал, что может самостоятельно толковать Писание, хотя делать это тогда было позволено одному лишь Папе Римско­му. Таким образом, Лютер подверг сомнению само основа­ние папской власти. Он задал вопрос: почему церковь счита­ет Папу преемником Петра и, более того, почему католи­цизм считает Петра своим основанием, тогда как Павел го­ворил: "Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос"(1 Коринфя­нам 3:11)1 Дискуссия закончилась тем, что Каэтан приказал Лютеру убираться вон.

Лютер перед кардиналом Каэтаном Архив картин "Норт Винд"

Лютер, покинув дворец кардинала, отправил своему другу письмо, в котором написал: "Может быть, кардинал и является способным томистом, но христианский мыслитель из него ник­чемный. Он с этим справляется не лучше, чем осел с арфой". Лютер закончил свою мысль, сказав, что кардинал способен держать ситуацию в своих руках не лучше, чем осел арфу.30

Эти слова получили широкий резонанс, и очень скоро в Гер­мании стали появляться гравюры, вырезанные по дереву, и гобе­лены, изображавшие осла, играющего на арфе, с головой... нет не Каэтана, но самого Папы Римского!

Крайне разочарованный тем, что ему не удалось одержать победы над Лютером, Каэтан пожаловался Штаупицу, духов­ному отцу и наставнику Мартина. Кардинал попросил его по­мочь уговорить Лютера отречься от своих убеждений. Но Шта­упиц, полностью поддерживая своего ученика, ответил Каэта- ну отказом. Мистик знал, что дальнейшая жизнь Лютера будет наполнена значительными трудностями и сложными решени­ями, принятие которых заставит его разорвать свои обязатель­ства перед орденом августинцев. Предвидя это, Штаупиц осво­бодил Лютера от обетов ордена. Позже тот назовет это одним из своих трех отлучений от церкви.

Лютер находился в Аугсбурге и ожидал, когда его снова вы­зовут к кардиналу для продолжения дискуссии, но никто не приходил за ним. Понимая всю шаткость своего положения, связанную с дальнейшим пребыванием в этом городе, он по­среди ночи умчался оттуда на коне.

Вернувшись в Виттенбург, Лютер снова оказался в безопас­ности, потому что люди вокруг относились к нему с большим благорасположением. На территории Саксонии на одного че­ловека, поддерживавшего Папу Римского, приходилось трое сторонников Лютера.31 Другим преимуществом Лютера явля­лось то, что правитель Саксонии, Фридрих, очень тепло к не­му относился и старался обеспечить его полную безопасность. Именно Фридрих обеспечил Лютеру безопасность пути во вре­мя бегства того из Аугсбурга.

Теперь же Фридрих оказался в затруднительном положе­нии. После произошедшего в Аугсбурге Папа Римский по­просил его либо задержать Лютера и привезти его в Рим, ли­бо запретить появляться на своей территории. В противном случае, если бы Фридрих остался верным Лютеру, то мог бы быть обвинен в предоставлении убежища еретику. Хотя сак­сонский правитель несколько и преуменьшил перед папски­ми представителями теплоту своих отношений с Лютером, но тем не менее не позволил им задержать его и отправить в Рим. Фридрих обратился к светским властям и потребовал, чтобы дело Лютера рассматривалось на территории Герма­нии светским судом. Также он напомнил Каэтану, что Люте­ра еще ни разу официально не обвиняли в ереси, поэтому для его задержания не имеется никаких оснований.

 

Постановление антихриста

Подобная позиция Фридриха добавила Каэтану работы. Он вместе с другими противниками Лютера начал готовить пап­скую буллу, которая обозначила бы официальную позицию Папы Римского в отношении индульгенций. Как только при­каз был подписан Папой, Лютер оказался на один шаг ближе к тому, чтобы быть обвиненным в ереси, поскольку его тезисы оспаривали законность индульгенций. Фактически булла стала официальным обвинением, выдвинутым церковью против "Де­вяноста пяти тезисов".

Папская булла была официально названа Bull Exsurge Domine. Лютер получил ее в октябре 1520 года и назвал "отвратительной буллой антихриста".32 После выхода нового папского распоряже­ния книги Лютера стали сжигать в Риме, Кельне и других горо­дах. Самому же реформатору для отречения от своей "ереси" да­ли шестьдесят дней.

Лютер, в свою очередь, осудил людей, издавших буллу, сказав:

"Ты, Лев X, и вы, кардиналы, а также каждый, кто хоть что-нибудь значит в курии, я бросаю вам вызов и заяв­ляю в лицо, если эта булла на самом деле вышла от ваше­го имени и с вашего ведома, я призываю вас на основа­нии силы, которую я, как и все христиане, получил по­средством крещения, раскаяться и отбросить подобные сатанинские богохульства, причем сделать это прямо сейчас. Если же вы этого не сделаете, то знайте, что я вместе со всеми, верующими во Христа, буду считать Римский Престол захваченным сатаной и в результате ставший престолом самого антихриста; также я более не буду подчиняться либо иметь какое-либо отношение к нему, ибо он стал главным и злейшим врагом Христа. Ес­ли же вы будете упорствовать в своем неистовстве, то от­правляйтесь в руки сатаны вместе с этой буллой и други­ми своими постановлениями, чтобы ваша плоть была уничтожена, а дух оказался рядом с нами в День Госпо­день. Во имя Того, Кого вы преследуете, Иисуса Христа, нашего Господа"33.

Лютер дал знать всем жителям Виттенбурга, что его не беспо­коят выдвинутые против него обвинения. Столкнувшись с кри­тикой и религиозным недоброжелательством, Лютер тем не ме­нее воспринял это с храбростью, позволившей ему заявить:

"Да будет всем известно, что никто не окажет мне услугу, выразив свое презрение к этой возмутительной, еретиче­ской, лживой булле, так же как никто не разозлит меня, отнесшись к ней с почтением. По милости Божьей я сво­боден, и эта вещь не успокоит, но и не напугает меня. Я прекрасно знаю, где находятся мои утешение и храб­рость, а также Тот, Кто защищает меня как перед людь­ми, так и перед демонами. Я буду поступать так, как счи­таю правильным. В День Суда каждый должен будет предстать перед Господом и ответить сам за себя; тогда, возможно, и вспомнят мое предупреждение"34.

Святой костер

Прошло шестьдесят дней, но Лютер так и не отрекся от своих убеждений. Вместо этого он сжег буллу вместе со всем каноническим законом, согласно которому велось управле­ние католической церковью с самого начала ее истории! Не­которые историки считают, что именно этот костер, в боль­шей степени, чем "Девяносто пять тезисов", положил начало Реформации.35

Лютер назначил сожжение папских законов на утро 10 де­кабря. Он даже развесил объявления, приглашающие посетить это мероприятие. Текст этих объявлений звучал следующим образом: "Всем поборникам евангельской истины необходимо присутствовать в девять часов утра возле церкви Святого Кре­ста, где в соответствии с древним и апостольским обычаем бу­дут сожжены нечестивые книги папских законов и схоластиче­ской теологии".36

К назначенному времени в указанном месте собрались лю­ди со всего университета, преподаватели и студенты. В первую очередь в костер были брошены сборники канонических за­конов. Это не было простым занятием, поскольку канониче­ский закон в западном мире являлся тем же, чем в иудаизме - Талмуд, а в исламе - Коран. Он представлял собой сборник законов латинского христианства, обладающий религиозной властью. В те времена канонический закон считался тем же, что и Божьи заповеди.37

После того как огонь поглотил свою первую жертву, Лютер подошел к костру и бросил в него буллу со словами: "Посколь­ку ты предала Божью истину, пускай же Господь сейчас погло­тит тебя в этом огне!"38 Далее Лютер сказал: "Они жгли мои книги, а теперь я жгу их".39 После того как все было кончено, Лютер вместе с другими университетскими преподавателями отправился назад в город. Студенты же, находясь под впечат­лением только что увиденного, остались у церковных стен, полные жизни и энергии. Хотя в тот момент им еще не было явлено откровение, позволившее бы понять, что на самом де­ле произошло перед их глазами, Лютер позже в красках описал им, что значила эта десятиминутная церемония и какую пози­цию им необходимо занять теперь, зная истину.

Духовная сила

Студенты, молодые и простодушные, должно быть, были воодушевлены прошедшей акцией протеста и высыпали на улицы, неся флаги и радостно напевая.

Хотя вся атмосфера была пропитана неудержимой энерги­ей, которая запросто могла подтолкнуть людей к восстанию, само сожжение папских документов восстанием не явля­лось; это была настоящая революция. Лютер посмотрел пря­мо в глаза духу религии и отказался отклониться или отсту­пить от своей позиции. Такова была духовная сила реформато­ра; сила человека, знающего свое место во Христе, представля­ющего, что говорит Библия об истине, и четко отделяющего ее от лжи. Подобная сила должна была снова прийти в церковь.

Духовная сила не является исключительно Божьим даром. Ее необходимо развивать и упражнять точно так же, как и ве­ру. Каким образом это можно сделать? Поглощая написанное в Слове. Здесь я говорю не только о ваших любимых, "добрых" местах в Библии. Вы должны с жадностью поглощать как "до­брые" места из Слова Божьего, так и те, где говорится о нака­зании. Твердо придерживайтесь их! Познав Слово, вы должны избавить свой разум от любых мыслей, противоречащих Биб­лии. Если же подобные мысли будут продолжать посещать ваш разум, не слушайте их, не соглашайтесь с ними и не благопри­ятствуйте им! Крикните: "Нет! Это не является Божьей исти­ной!" Заставьте свой разум преклониться перед Божьим Сло­вом и Божьим планом. Усердно молитесь и воздвигайте своего внутреннего духовного человека.

Лютер сжигает папскую буллу и весь канонический закон

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.016 с.)