Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характер автора-повествователя.
Более других современников размышлявший о характере авторского лица, Карамзин писал в статье “Что нужно автору?”: “Творец всегда изображается в творении…” Авторское начало и связанная с ним лирическая стихия в карамзинской прозе занимают очень важное место. Многие повести открываются вступлениями, представляющими собою передачу мыслей и чувств повествующего автора. Находящиеся в сильной позиции начала текста, они задают тональность целого произведения. И в дальнейшем голос повествователя — то сочувственный, то судящий — комментирует поведение героев, их мысли, слова, поступки. Повествователь — фигура в немалой степени двойственная. Он наделен явственно автобиографическими чертами. Но вместе с тем очевиден и его условный характер; он — художественное обобщение, образ, а не действительное лицо. Пожалуй, крайней точки своего обострения противоречие между автобиографичностью и вымышленностью повествователя достигает в “Письмах русского путешественника”. Еще до начала публикаций “Писем…” в “Московском журнале” Карамзин в объявлении об издании журнала, помещенном в “Московских ведомостях”, сообщает о предполагаемом издании (среди других материалов) путевых записок друга издателя. Однако постоянно ощущаются в произведении и тенденции совсем иного, противоположного направления, придающие образу героя отчетливо автобиографический характер. Возникает сложный образ — автобиографический и вымышленный в одно и то же время, близкий автору и далекий от него. Его можно было бы назвать своего рода лирическим героем. В повестях подобный автор-повествователь лишен такой напряженной раздвоенности, во всяком случае, обычно она смягчается. Но сам его тип остается неизменным. Принципы изображения героя. Во-первых, человек в изображении Карамзина предстает как сложная, нередко противоречивая личность. Его характер включает несхожие, подчас разнонаправленные начала. А во-вторых, писатель показывает, что одно и то же качество, одна и та же культурная традиция в разных случаях может привести к далеко не одинаковым последствиям. Все зависит, едва ли не в первую очередь, от тех комбинаций, в какие вступают данные качества и традиции, от того, с чем они соседствуют.
Пожалуй, здесь наиболее показательна “Бедная Лиза”. Явственно заметна в этой повести Карамзина связь с чрезвычайно распространенной в литературе XVIII в. темой: соблазнение простой, бедной девушки дворянином. Но в старой мелодии совсем по-новому расставлены многие акценты, и воспринимается она свежо и неожиданно. Прежде всего это касается Эраста. При всей своей ветрености и легкомыслии Эраст — не злодей, наделен он и “изрядным разумом и добрым сердцем”. Его отношения с Лизой — не тонкий расчет хитрого соблазнителя, а действительное увлечение, подлинная, хотя и не вполне глубокая любовь. Эраст и плох, и хорош одновременно. В «Бедной Лизе» развивается тема зла, обращенного на самого носителя. Эраст до конца своих дней был несчастен, бросить Лизу его заставили обстоятельства, хотя это его нимало не оправдывает. Понимание задач искусства. Духовный аскетизм, понимание того, какое место в мире занимает поэт. Карамзин никогда не видел в авторе духовного руководителя. Писатель должен воспитывать читателей патриотически, эстетически, нравственно – но не духовно. Писатель – художник, и это самодостаточно, он не должен стремиться к решению тех конечных и страшных вопросов бытия, которые находятся вне ведения искусства.
Доклад Бухаркина о Карамзине. Творческий путь Карамзина. Николая Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 года в Симбирской губернии. Учился дома, затем в пансионе у московского профессора Шадена, ходил в разные классы Московского университета. Служил в гвардии. В 1785-1789 гг. Карамзин входил в кружок Н. И. Новикова. Именно здесь у молодого автора стали формироваться те нравственные ориентиры, которым он следовал всю дальнейшую жизнь. С новиковского кружка начинается и планомерная литературная работа Карамзина. 18 мая 1789 г. Карамзин едет в заграничное путешествие, которое длилось более года (до 15 июля 1790 г.). Это было не просто знакомство с различными странами — Германией, Швейцарией, Францией, Англией — и со многими замечательными людьми — И. Кантом, И.-Г. Гердером, К.-Ф. Виландом, И.-К. Лафатером и др. Старый режим агонизировал в конвульсиях Французской революции, и роковой трепет грандиозных исторических перемен живо ощущался Карамзиным.
Вернувшись домой, издавая “Московский журнал”, публикуя части “Писем русского путешественника”, повести, эссе, стихотворения, Карамзин вкусил подлинную славу. Достаточно молодой человек становится одним из вождей русской литературы, автором модным, любимым и читаемым. Он издает «Московский журнал», после – «Аглаю», «Аонида» и «Вестник Европы». С 1803 г. Карамзин занимается историографией и пишет «Историю Государства Российского». Литературные успехи в жизни Карамзина сочетались с достаточно мирной и благополучной личной жизнью. Это и дружба — с И. И. Дмитриевым, прошедшая через всю жизнь, с А. А. Петровым, с семьей Плещеевых. Это и нежные платонические отношения с Анастасьей Ивановной Плещеевой, Аглаей его произведений. Это и семья: удачным, хотя и очень кратким (всего один год), был первый брак Карамзина с Елизаветой Ивановной Протасовой (младшей сестрой А. И. Плещеевой); может быть, еще счастливее был его второй брак — с Екатериной Андреевной Колывановой (побочной дочерью кн. А. И. Вяземского), в который писатель вступил в 1804 г. В семье господствовали культурные интересы, писатель был окружен пониманием близких, у него был Дом. Недаром с детьми Карамзина живо общались и Пушкин, и Гоголь, и Лермонтов. В своих контактах с властью в целом Карамзин был тоже достаточно удачлив. Конечно, случались и доносы, и косвенные преследования. Однако в ситуациях, подобных тем, что испытали А. М. Кутузов, друг и масонский наставник его юности, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Карамзин не оказывался. И его отношения с Александром I были лишены той мучительности, что пушкинские связи с Николаем. Бесспорно, были в жизни Карамзина и трудные моменты, минуты уныния и душевных тревог. Тяжело и болезненно переживалась им смерть первой жены, умершей в 1801 г. и оставившей на руках овдовевшего писателя дочь-младенца. Страшным ударом была и другая, более ранняя смерть — кончина в 1793 г. А. А. Петрова, образ которого был запечатлен в очерке “Цветок на гроб моего Агатона”. Не всегда все было просто и в отношениях с А. И. Плещеевой. Весьма мучительно переживался, очевидно, и разрыв с масонами, случившийся после возвращения Карамзина из заграничного вояжа (хотя трещина между Карамзиным и новиковским окружением прошла уже ранее). И все же жизнь Карамзина была достаточно ясной, не омраченной внезапными катастрофами, как у Новикова или Радищева, тяжелыми недугами, как у Фонвизина. Трудно, скорее всего, невозможно сказать, насколько она была счастливой, но гладкой, удачной она была несомненно. И все же эта жизнь — подвиг, подвиг честного человека, который носил общенравственный характер. При знакомстве с Карамзиным, особенно в более поздние его годы, поражает его сдержанность и некоторая отрешенность. При этом подобное отношение к жизни не означает пассивности. В те моменты, когда, по его мнению, это было необходимо, Карамзин смело возвышал свой голос, не кривя душой и не взирая на лица. Такие активные поступки, как, впрочем, почти все поведение Карамзина, всегда соответствовали его убеждениям. В этом-то и состоял, во многом, его подвиг. Недремлющий голос совести звучал в его душе, и свои дела и помышления писатель неизменно согласовывал с ним. Писателю равным образом были присущи внутренняя твердость и то, что можно обозначить как “милостивость”, т. е. деликатность, мягкость в общении с людьми, сочувствие к ним.
В творчестве Карамзина можно выделить несколько этапов. Первый период - раннеее творчество, 1783 (год первой публикации) – 1789. Центром здесь оказывается участие Карамзина в кружке Новикова, работа над изданием журнала “Детское чтение для сердца и разума” (1787–1789). Литературная деятельность юного автора в те годы очень разнообразна: поэзия, первые опыты в прозе (повесть “Евгений и Юлия”), многочисленные переводы. Они, пожалуй, особенно важны для литературного самоопределения начинающего автора. Переводил Карамзин много и авторов совершенно разных — Шекспира, Лессинга, Геснера. Но едва ли не наибольшее значение имели его переводы повестей С.-Ф. Жанлис, к творчеству которой писатель в те годы обращался постоянно. Второй период. 1790-1793. Начинается после возвращения Карамзина из путешествия. Главное предприятие тех лет — “Московский журнал” (1791–1792), где и помещены важнейшие сочинения этого времени — части “Писем русского путешественника”, повести “Фрол Силин”, “Бедная Лиза”, “Наталья, боярская дочь”. Карамзин предстает в них художником зрелым, с продуманной программой, со своим взглядом на литературу. «Письма русского путешественника» писались долго, полностью были опубликованы в 1801 г., но основные фрагменты появились на страницах «Московского журнала». Не может не броситься в глаза подчеркнутая противоречивость этого произведения: в тексте легко обнаружить пересечения разнонаправленных тенденций, в результате чего возникает даже своеобразная их решетка. Так, внешние происшествия, тщательно выписанные картины увиденного (причем автор, стремясь к объективности, постоянно опирается на многообразные источники) соединяются с поэтически-тонким воссозданием переживаний путешественника, с бережным изображением внутреннего его мира. Возможными оказываются, поэтому, противоположные оценки “Писем…”: и как произведения, информативного в высшей степени, и как сочинения, обращаемого прежде всего на душу автора. Контрастно, в постоянных наложениях друг на друга развиваются и темы возвышенного и, напротив, мелкого, приземленного. Особенно это проявляется в описаниях природы. Еще одно пересечение подобного типа — сочетание мелкого, деталей самой обыденной жизни, с событиями значительными, с описаниями людей, выходящих из ряда вон. Ночное путешествие с юной девушкой, разговоры самых незаметных попутчиков и тут же — Кант или Лафатер. В результате присутствия подобных узлов, связывающих далекие друг от друга тематические линии, семантическая структура текста оказывается предельно напряженной, а потому — динамической. Внутренняя заряженность “Писем…” полюсной энергией и позволяет этому, казалось бы, несобранному произведению постоянно сохранять целостность и единство.
В “Письмах…” Карамзин поставил и отчасти разрешил целый ряд проблем, насущно важных для русской культуры. Среди них — взаимоотношение Европы и России, увиденное как литературная проблема, или структура образа положительного героя, благодаря субъективности–объективности являющегося образцовым, идеальным и, одновременно, жизненно убедительным. Все это и делает “Письма русского путешественника” главным карамзинским произведением этого периода. Впрочем, и повести в своем роде не менее важны. В них явственно зазвучала проблема, которая всегда волновала писателя, к которой постоянно он обращался — проблема счастья. В начале 1790-х гг. данный вопрос разрешался Карамзиным довольно просто: будь добродетелен, и будешь счастлив. Добродетельны герои повести “Наталья, боярская дочь” — и сама Наталья, и её отец — боярин Матвей Андреев, и Алексей Любославский. Результатом их общего следования высоким нравственным законам и здесь является счастье: “Супруги жили счастливо и пользовались особенно царскою милостию… Благодетельный боярин Матвей дожил до глубокой старости и веселился своею дочерью, своим зятем и прекрасными детьми их”. Прекрасный настрой душевной жизни приводит человека к счастью, к жизни в Золотом Веке. И напротив, отсутствие добродетели обрекает человека на страдание и беды — трагедия Эраста (“Бедная Лиза”) ясно это иллюстрирует. Очень глубоко в повести вскрыты последствия того зла, которое совершает герой. Не только все окружающие страдают от него, но не менее других страдает и он сам. “Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею”. Тема обращенности зла на самого его носителя, изображение того, как негативные поступки приводят к страданию человека, их совершившего, до Карамзина показывались лишь в трагедии. Писатель же сделал это предметом повествовательных, погруженных в конкретную обстановку жанров, поставив их тем самым на то почетное место, что ранее занимала в литературном процессе трагедия. Третий период. 1793-1796 гг. Наивно-оптимистический взгляд на жизнь сменяется тревогой и отчаянием. Причины: смерть друга (А. А. Петрова), перемены в окружении писателя, но главное – события Французской революции. Якобинский террор раскрыл утопичность просветительских построений. “Мелодор к Филалету”, “Филалет к Мелодору”, “Афинская жизнь”, “Остров Борнгольм” и “Сиерра-Морена” свидетельствовали о кризисе. Прежде всего усложняется понимание добродетели. Оказывается, в жизни встречаются ситуации, когда трудно понять — добродетельно ли поведение человека, или нет. Об этом — “Остров Борнгольм”. Скорее всего, тайна гревзенского незнакомца и девушки из замка — тайна кровосмесительной страсти. Но писатель не случайно не говорит об этом прямо, все время сохраняет атмосферу недомолвок и полунамеков. Не причины несчастья героев, а сами их страдания — вот предмет данного сочинения. Страдают и почтенный старец, и юноша, и “молодая бледная женщина в черном платье”. При этом все они привлекательны и внутренне, и внешне, располагают к себе читателя. Нигде не звучит осуждающий авторский голос. Всем своим повествованием “Остров Борнгольм” говорит о невозможности ясно и однозначно оценить жизнь и, тем самым, понять ее полностью.
Колеблется и вера в разумность мироздания, в его справедливость. Ведь трагедия может ворваться в жизнь человека не только тогда, когда поведение его этически двусмысленно. Страдание подстерегает и людей ни в чем не повинных, таких, как герои “Сиерра-Морены”. Эльвира, Алонзо, путешественник поступают в согласии с высокими моральными нормами. А в результате — Алонзо закалывает себя, Эльвира уходит в монастырь, душа путешественника — мертвая пустыня погибших надежд. “Хладный мир! Я тебя оставил! — Безумные существа, человеками именуемые! Я вас оставил! Свирепствуйте в лютых своих исступлениях, терзайте, умерщвляйте друг друга! Сердце мое для вас мертво, и судьба ваша его не трогает”. Жизнь подчиняется законам, непонятным и враждебным человеку. И в любой момент спокойный её ход может нарушиться, и человек очутится в безбрежном море страдания и слез. Не справедливость, но рок оказывается ведущей силой бытия. Четвертый период. 1796–1803 гг, последний собственно беллетристический этап творчества Карамзина. Постепенно безысходность и пессимистический взгляд на возможность счастья начинают пропадать. Эти годы заполнены (как обычно у Карамзина) напряженной работой: издания и переиздания произведений, выпуск “Вестника Европы” (1801–1803) и, конечно, сочинения. Именно в те годы написаны “Юлия”, “Моя исповедь”, “Рыцарь нашего времени”, “Чувствительный и холодный. Два характера”. Все глубже постигает писатель сложность и противоречивость жизни. Почти всякое явление может быть оценено по-разному, и дело здесь не только в тех комбинациях, в какие вступает это явление, как было прежде. Оно само по себе внутренне противоречиво; во всем, наряду с положительным содержанием, присутствует и начало отрицательное. Прекрасно быть чувствительным, однако, исследуя характер Эраста, “чувствительного” из “Чувствительного и холодного”, Карамзин обнаруживает в нем и нелепое, смешное — необдуманность поступков и суетливость, и опасное, граничащее с преступностью, легкомыслие; увлеченный своей чувствительностью, он влюбляется в жену “холодного” своего друга Леонида, и лишь вмешательство последнего спасает их от падения. Но, с другой стороны, сам Леонид, часто оказывающий на высоте, лишен теплоты и живого чувства, производит впечатление ожившего монумента. Поступки его всегда правильны, но в них нет чувства, и он не вызывает любви. “Государь и государство уважали его заслуги, разум, трудолюбие и честность, но никто, кроме Эраста, не имел к нему истинной привязанности. Он делал много добра, но без всякого внутреннего удовольствия, а единственно для своей безопасности…”. В данном образе Карамзин, пожалуй, наиболее явно выразил важнейшую для него мысль: без любви к людям добро будет очень плоским, добром, но не благом. И чувствительный Эраст, и холодный Леонид плохи и хороши в одно и то же время. Они сложны, как все, что окружает человека. Ведь одна и та же идея может привести к результатам весьма различным: воспитание под руководством женевца (намек на педагогические принципы Ж.-Ж. Руссо) сделали из графа NN (“Моя исповедь”) человека, начисто лишенного совести. И подобное же по духу воспитание Леона (“Рыцарь нашего времени”) сотворило его нежной и тонко чувствующей натурой.
Пятый период, с 1803 г. до 22 мая (3 июня) 1826 г., до дня смерти писателя. Карамзин задумывается над вопросом, что же все-таки управляет жизнью, и приходит к окончательному убеждению: ответы на вопросы о счастье человека и человечества, о причинах тех или иных деяний и об их результатах надо искать в истории. Жанр повести начинает становиться слишком узким, как и другие малые жанры, и все свои силы писатель посвящает “Истории государства Российского”. “История государства Российского” — центральное произведение Карамзина. Процесс истории в конечном счете примиряет крайности, позволяет в свете нравственного опыта человечества оценить прошлое и рассудить его. Но перед нами литературный (не только исторический текст), так как нравственное, т.е. художественное, начало сохраняет в «Истории…» ведущее положение. Историк остается верен фактам, не фальсифицируя и не присочиняя, но он группирует их так, что в результате добивается художественного эффекта. Достаточно указать на карамзинского Годунова — мудрого правителя, радеющего о благе Отечества, знающего, что и как делать. Но между ним и троном — человеческая жизнь, всего лишь одна — царевича Димитрия. Не лучше ли пожертвовать ею ради сотен тысяч подданных? Годунов решается на это. Казалось бы, разумный поступок, однако же нет — преступление. И оно сводит к нулю все успехи царя Бориса. Пролитая им кровь взывает к небесам; результатом преступления оказывается зло, которое он, стремившийся к добру, теперь несет людям. “История государства Российского” вообще стала кладезем нравственных и художественных сокровищ для многих позднейших писателей, художников, музыкантов. С первых зрелых своих сочинений до последнего грандиозного труда Карамзин неизменно оказывался автором, притягивающим к себе многие поколения русских литераторов. Его творения, преодолев “веков завистливую даль”, навсегда остаются точкой отсчета для дальнейшего литературного движения, а имя Карамзина остается одним из самых значимых имен русской культуры.
Доклад Бухаркина о Карамзине.
Извините, что про каждое отдельное произведение написано мало и рассматривается все относительно одного аспекта. Но я решила готовить вопрос по докладу Бухаркина, а не по учебнику.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.025 с.) |