Социальные аспекты литературной жизни последней трети XVIII В. Беллетристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные аспекты литературной жизни последней трети XVIII В. Беллетристика.



 

Литературный быт становится другим.

1769 г. – появление русских сатирических журналов: «Всякая всячина», «Трутень», «И то и сио», «Адская почта» и др.

Издателем «Всякой всячины» была Екатерина II (формальный издатель – Козицкий). Скорее всего, об этом догадывались. «Всякая всячина» имела определённую программу, которую не принимали другие журналы. Сатира должна быть мягкой (чувствуется рука Екатерины), т.к. нет людей без греха, надо критиковать пороки, а не их носителей. Новиков («Трутень») полагал наоборот.

Возникает общественное мнение (церковь и государственная власть). Общественное мнение – результат просветительской философии. Екатерина II была носительницей идеи просвещённого абсолютизма (подчинение высшим законам). Переписывалась с Вольтером, Дидро… с Мельхиором Грином (несколько экземпляров рукописных журналов). Екатерина считала, что власть должна учитывать мнение общества, надо просветить его (общество). В сознании современников Екатерина – продолжательница дела Петра I, но она понимала, что русского человека не заставить быть европейцем.

Сначала Екатерина созывает комиссию по составлению нового уложения (представители дворянства и духовенства). В скором времени обнаружилось, что дворянство против новой комиссии. Екатерина распускает комиссию, т.к. была напугана недовольством дворянства.

«Всякая всячина» – попытка просвещения (другим способом).

Новиков «Опят словаря российских писателей». Кроме того, он один из первых выдающихся благотворителей, причём выступал от лица общества. Новиков – один из главных русских масонов.

 

Литературная жизнь в связи с социальными процессами.

Литература – не отражение социальных процессов.

Пётр III осуществил целый ряд начинаний. Издал Манифест «О вольности дворянства» 1762 г. До этого дворяне должны были сдавать экзамены (чтобы вступить в свои дворянские права), и все они были должны служить. В 1762 г. стали привилегированным сословием (служба – по желанию).

Даже в глуши возникает культура.

 

Андрей Тимофеевич Болотов (1738 – 1833).

Его жизнь была насыщена разнообразной деятельностью. Служил в армии, участвовал в Семилетней войне. После Манифеста вышел в отставку и стал активно заниматься крупной творческой и литературной деятельностью. Первый крупный агроном (на деньги Новикова издавал сельскохозяйственный журнал), парковый архитектор… Самая главная деятельность всё-таки литературная. Писал стихи, пьесы, эссе… Писал в основном для себя. «Жизнь и приключения А. Болотова, рассказанные им самим…» – автобиография, 8 томов. Воспоминания полны разного рода курьёзов (не рекомендовал на русскую службу Эммануила Канта, профессора Кёнигсбергского университета, пишет об этом с гордостью). Во время эпидемии чумы в Москве в 70-х гг. придумал щекотать себе нос гусиным пером, чтобы постоянно чихать и чтобы бактерии чумы не задерживались в организмеJ. Очень много бытовых подробностей, очень хорошо показаны мысли и психология человека XVIII в. + вообще это замечательный памятник литературы.

Александр Бакунин.

Примерно такая же судьба (благодаря Манифесту стал заниматься литературой).

 

Формирование класса разночинцев (экономическая ситуация в стране). «Мелкотравчатые читатели»… Возникает беллетристика, цель которой – удовлетворить запросы мелких читателей («Приключения Милорда» и пр.). Разные направления.

1. Авантюрный роман. (Фёдор Эмин).

Ф. Эмин в какой-то степени напоминает героев своих романов. Издавал журнал «Адская почта». Эмин первым откликнулся на роман Жан-Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» («Письма Эрнеста и Доравры»). В авантюрном романе в основном – приключения, действие происходит во всем мире.

2. Новеллистическая литература.

Сказочные и нравоописательные новеллы. Вл. Левшин «Русские сказки», М.В. Чулков «Словенские сказки».

3. Нравоописательная литература.

Связана с изображением жизни. Описывается в основном жизнь низов относительно правдиво. М.Чулков «Пригожая повариха, или похождения развратной женщины».

Беллетристика никогда не поднималась до высокой литературы (также из-за языка и стиля).

Н. Эмин «Игра судьбы», эпистолярный роман (психологизм). Главные герои – Всемил и Прелеста – обмениваются письмами со своими друзьями. Всемил – чувствительный человек сентиментального склада, влюбился в голос Прелесты, еще не видя ее. Она же уже замужем (за графом Слабосилом, «который в молодости вёл чрезвычайно разгульный образ жизни, чем, возможно, и подорвал свои силы…»). Неудачный принцип наррации + язык не соответствует поднятым проблемам. Язык романа Эмина слишком выспренный.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.006 с.)