Литературный процесс середины 18 века (середина 30-х – конец 60-х). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературный процесс середины 18 века (середина 30-х – конец 60-х).



 

В середине 18 столетия ведущим стилем русской культуры становится классицизм.

 

В течение полутора столетий кл. был ведущим стилем литературы во всей Европе. Классицизм сложился как законченное литературное мировоззрение во Франции в сер. 18 столетия и именно во французской литературе получил наиболее полное выражение. От французов он перешел затем в Англию, Германию, Италию, наконец в Россию. Французский классицизм дал мировой литературе гениальных драматургов- трагиков Корнеля и Расина; учителем поэтов-классиков всей Европы был Буало (поэма «Поэтическое искусство»). Французский классицизм 18 века, являясь в основном дворянским стилем, стилем абсолютизма, стремился в то же врем я к созданию общегосударственного, общенационального искусства. Центральной темой, идеей классицизма являлся культ государственных, гражданских добродетелей, которым классицизм приносил в жертву все личные стремления человека.

 

Основа всех правил классической поэтики – разделение литературы на несмешиваемые жанры. Здесь царил своеобразный закон единства стиля. Каждая тема соответствовала своему жанру, каждое произведение строилось по закону своего жанра, прямолинейно и целостно. Получается единство, прилаженность друг к другу всех элементов поэтики – «высоких» в одних жанрах, «низких» в других и т.п. Вторым устоем всего классицизма были образцы, теория подражания. При этом замечательно, что ни в теории, ни в практике поэзия классицизма не была только «книжной» поэзией. Фактически классики писали иначе, чем те поэты, которых они изображали своими образцами. Образцовой литературой была объявлена античная литература. Античные жанры, античные образы, античная мифология заполняют литературу, которая не становится от этого более близкой к подлинно античной. Точность, ясность, благородная простота и логическая законченность стиля и построения произведений явились одним из лучших достижений классицизма вообще.

 

Первые воздействия классицизма в России можно проследить еще в 17 веке в творчестве Симеона Полоцкого. На смену его схоластическому классицизму пришел новый, почерпнутый уже непосредственно в западных источниках Кантемиром и Тредиаковским. Они обращаются як античным образцам, и к французским и немецким классикам. Они дают сами образцы творчества в указанных классицизмом жанрах.

Однако именно Сумароков и его единомышленники, либеральные дворянские интеллигенты, создали полноценный и единый стиль, законченное художественное мировоззрение русского классицизма.

1) Рус. лит, усваивая оказывалась наследницей более зрелых достижений Запада, становилась на один уровень с самыми передовыми литературами мира.

2) Классицизм вполне соответствовал по своим идейным установкам основному направлению, указанному русской культуре всем историческим путем России в начала 18 века: именно культ общественного, государственного долга, подчинение частного, личного интересам страны и разума, столь характерные для классицизма на всех его стадиях, был близок передовым людям России. Классицизм учил, анализируя человека вообще, идеал человека, воспитывать людей в духе этого идеала; эта задача подчинения душевной жизни человека идеалу разума и культуры стояла весьма отчетливо пред всеми русскими писателями.

3) Классицизм стремился построить идеал культуры и человека не местного значения, а общечеловеческий. Идеал русского человека становится идеалом всей мировой прогрессивной культуры, и перед русским человеком открывались широчайшие горизонты. Он становился гражданином мира. Он и свою собственную русскую культуру понимал теперь как органическую составную часть общечеловеческой культуры.

 

При этом важно, что русская литература не должна была, не могла и не хотела утерять свои особые национальные черты, потерять свое лицо. Характерно отличали русский классицизм от западного прежде всего 2 специфические черты:

1) сатирический, воинствующий хар-р многих произведений русских классицистов, не позволивший им совсем удалиться от конкретной действительности.

2) относительная близость к народным истокам искусства.

 

Русский дворянский классицизм родился поздно, родился уже с трещиной. Он просуществовал как единый стиль, как законченное литературное течение не более трех десятков лет, начиная с конца 1740-х годов (эпистолы Сумарокова) и до первых од Державина, разрушителя этого стиля, до «риоссиады», завершения стиля, т.е. конца 1770-х. При этом русский классицизм развивался в условиях борьбы дворянской интеллигенции с крепостнической деспотией.

 

В условиях борьбы старого с новым -

полное торжество нового художественного языка.

1) Окончательное утверждение нового писательского типа. Только светские авторы.

Писатель стал частным лицом.

2) Утвердилась новая жанровая система.

3) Вычищение и систематизация.

 

1724 – указ о создании Академии Наук. Это был культурный центр.

 

1731 г.Создание сухопутного шляхетного корпуса. Оттуда вышел театр.

 

Театральная организация, созданная по инициативе Петра 1 в начале 18 века в Москве, скоро распалась. После распада официального публичного театра, оставались многочисленные полулюбительские, полупрофессиональные театральные коллективы, игравшие и в обеих столицах, и в провинции. Это были школьные группы; были также и труппы разночинцев, дававшие всенародные представления на праздниках, продолжавшие традиции петровского театра и связанные с демократическим зрителем.

 

С начала 30-х годов про петербургском дворе прочно обосновывается привозимый с Запада театр, итальянский оперный, немецкий и французский театр классического стиля, наконец, итальянская комедия delle’ arte, влияние кот. на русское театральное искусство оказалось значительным.

 

В то же время, помимо народных театральных представлений и школьного театра, шла подготовка нового расцвета русского театрального искусства и в кругах дворянской интеллигенции. Значительную роль в этом сыграл Шляхетный кадетский корпус. Это не просто военное учебное заведение, это был центр культуры. Еще в 1730-х годах кадеты участвовали в исполнении массовых сцен в итальянской опере. В начале 40-х годов наряду с оперой итальянцев ставятся при дворе и русские оперы. Сумароков – пьесы нового типа (см. вопрос про него).

 

30 августа 1756 года – указ Елизаветы Петровны о создании постоянного русского театра. Это основание русского нового театра. Директор – Сумароков. (Александринский театр) Первый актер – Волков.

 

1759 г. – первый частный журнал. Сумароков «Трудолюбивая пчела».

 

Московский Университет сразу стал главным культурным центром.

 

В 1760 году начал выходить в Москве при Университете под руководством Хераскова журнал «Полезное увеселение»; это был журнал народившейся группы Хераскова. Он выходил до середины 1762г. После – «Свободные часы», являвшиеся продолжением первого. В «Полезном увеселении» помещались только такие произведения, которые могли быть отнесены к изящной словесности. Стихи в нем занимают первое место,. Нередко целый номер журнала состоял сплошь из стихов. «Полезное увеселение» - первый русский журнал, объединивший большую группу писателей единым направлением, объединивший весь материал, помещаемы в нем, на осознанной идеологической платформе вне правительства и его инициативы. Правда, журнал издавался при Московском университете, редактором его был Херасков, служащий при университете, а целый ряд сотрудников был связан с университетом: одни учились в нем, другие служили. Тем не менее «Полезное увеселение» не может считаться только университетским журналом; в числе активных его сотрудников были люди, к универу не причастные, да и в содержании его было бы трудно усмотреть какую-либо связь с деятельностью университета.

 

Группа сотрудников университета доходила до 30 человек (Херасков, Ржевский, Нарышкины, Нартов) в других журналах Хераскова - Фонвизин, Богданович, Майков, Рубан, Золотницкий.

Изящество отделки, легкость стиха, свободная интонация салонного разговора становятся законами стиля поэтов круга «Полезного увеселения».

 

Литература начинает яснее обособляться. Возникает литература сама по себе. Роль литературы становится все более активной, выпускаются литературные журналы: «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих».

 

На протяжении 18 и 19 веков журналы определяли литературную жизнь. Журналы издавал один человек.

Это был очень важный фактор, обусловивший влияние на культуру.

 

Ломоносов начал издавать собрание сочинений (издал 1 том)

1752 г. – Тредиаковский издал собрание сочинений в 2х томах.

 

Литературная полемика. Крайне ожесточенный характер полемики: сразу переносили критику с текста на лицо. Ломоносов не участвовал прямо в литературной полемике: он считал, что он гений, поэтому не снисходил до литературной поелмики. Полемика выражалась в странных формах. Считали, что в литературе есть победитель. Устраивали состязания.

В 1774 г. три русских поэта — Ломоносов, Сумароков и Тредиаковский — совместно выступили в одной книге: каждый из них предложил свое стихотворное переложение 143-го псалма, а читателям предлагалось самим решать, кто из поэтов лучше справился с этой задачей.

Поскольку Псалтырь была хорошо известна русским людям, стихотворное переложение псалмов, в отличие от других стихотворных жанров, воспринималось как нечто хотя и новое, но все же знакомое, не совсем непривычное, как сатиры Кантемира или похвальные оды Ломоносова, нуждавшиеся в авторских комментариях.

 

 

Они иначе воспринимали мир. Доминировал метафизический подход – к каждой цели есть только одна правильная дорога. Все, кто пишет не так, - враги нации, они приносят зло.

 

Есть одно событие, которое отделяет петровскую эпоху от середины 18 века, - это реформа стиха.

Реформа русского стиха.

– именно она отделяет середину века от Петровской эпохи.

Необходимо рассмотреть три главных вопроса:

 

  1. В чём суть реформы?
  2. Причины реформы.
  3. Ход реформы.

 

Тредиаковский считал, что русский язык не вполне соответствует силлабике. На самом деле это не так. Силлабика развивалась (т.е. она органично вписывалась в систему), её возможности ещё не были исчерпаны (поэтому Кантемир отвергал реформу Тредиаковского). Так зачем же была реформа?

М.Л. Гаспаров (крупнейший языковед 2-ой половины ХХ в.), «Из истории русского стиха». Подошёл к реформе, исходя из системы парных оппозиций. Силлабика не так чётко разграничивала поэзию и прозу.

- досиллабический стих (молитвы) – отличался только рифмой;

- силлабический стих = рифма + одинаковое число слогов;

- силлабо-тонический стих = рифма + одинаковое число слогов + правильное чередование ударных и безударных.

Как видно, увеличивается количество ДП. Силлабо-тоника сменила силлабику лишь потому, что больше отличала поэзию от прозы.

 

Ход реформы.

Тредиаковский «Новый и краткий способ сложения стихов русских», 1735 г.

Ломоносов «Письмо о правилах российского стихотворства».

Сумароков «О стопосложении», «О стихотворстве камчадалов».

Все трое считали реформу только своей заслугой. На самом деле их роль одинакова.

 

Тредиаковский.

- нужно учитывать законы языка

- нужно сохранить ведущие размеры (одиннадцати- и тринадцатисложники).

Тринадцатисложник – 7стопный хорей с цезурой после 4-ой стопы.

Короткие стихи считал возможным не реформировать. Указал на необходимость реформы, но был за сохранение традиций.

«Плюсы»:

- ясно указал на необходимость реформы;

- ввёл понятие стопа («нога»);

- основные размеры;

- осторожность, неторопливость.

«Минусы»:

- половинчатость;

- считал, что хорей лучше ямба;

- полагал, что в хорее можно писать ямбическими стопами (и наоборот).

 

Ломоносов.

Трактат Тредиаковского ему не понравился. «О правилах российского стихотворства» – письмо Шумахеру (другой вариант реформы, радикальный). Считает, что нужно силлабо-тонические размеры перенести в русскую силлабику.

Основные черты:

- дактиль, амфибрахий, хорей, ямб – основные размеры;

- нужно реформировать все стихи;

- предпочтение ямбу.

В 40-ые годы Ломоносов начинает восприниматься как лучший поэт.

«Минус»: отрицал возможность смешения стоп (нельзя также использовать спондей и пиррихий) – но это бесперспективняк, т.к. слова русского языка 2-3-х сложные, поэтому очень сложно писать чистыми стопами (т.к. в слове не может быть 2 ударения).

 

Сумароков.

50-е гг. XVIII в. – трактат «О стихосложении».

Доказал необходимость пиррихия, и Ломоносов – о чудо! – с ним согласился и переделал свои оды.

 

Реформа русского стиха осуществлялась усилиями всех трёх поэтов. Принципиальная смена ориентиров (усвоено античное наследие).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.032 с.)