Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Безопасность и гигиена питанияСтр 1 из 13Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Ивановский филиал
Кафедра коммерческой деятельности
Безопасность и гигиена питания
Учебно-методический комплекс Для специальности: 080401.65 Товароведение и экспертиза товаров
Иваново 2008
Автор-составитель: Краснова Валентина Петровна доктор медицинских наук, доцент Учебно-методический комплекс «Безопасность и гигиена питания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Программой по дисциплине по специальности 080401.65 Товароведение и экспертиза товаров. Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин как региональный компонент.
Утверждён на заседании Учебно-методического совета ИФ РГТЭУ «___»_____________2008г., протокол №___.
Согласования:
Зав. Библиотекой /И.Ю. Хилинская/
СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. Цели и задачи дисциплины………………………………………………… 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………. 3. Объём дисциплины…………………………………………………………. 3.1. Объём дисциплины и виды учебной работы……………………………. 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы…….………… 4. Содержание курса…………………….……………………………… ….. 4.1 Разделы курса……………………………………………………………... 4.2 Темы и их краткое содержание…………………………………………... 5. Практические работы и задания для самостоятельной работы студентов……………………………………………………………..……….. 6. Вопросы для подготовки к экзамену ………………..…………………… 7. Учебно-методическое обеспечение ………………………………..…….. 7.1. Литература……..………………………………………………………….
7.2.Словарь терминов………………………………………………………….
1. Цель, задачи и предмет дисциплины Целью изучения учебной дисциплины «Безопасность и гигиена питания» является усвоение студентами теоретических знаний, формирование умений и навыков, обеспечивающих квалифицированную профессиональную деятельность на разных этапах жизненного цикла. Учитывая направление подготовки специалиста – товароведа-эксперта, основное внимание следует уделить необходимыми сведениями о рациональном, сбалансированном питании; веществах, составляющих пищу, их роли в жизнедеятельности здорового и больного организма; решению вопросов безопасности и производства «здоровых» продуктов питания через сертификацию — действенный механизм государственного контроля за их качеством, что актуально во всем цивилизованном мире, а для России - особенно в связи с подготовкой к вступлению России в ВТО. Необходимо довести до студентов сведения об актуальной проблеме загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов чужеродными веществами химического и биологического происхождения; новейших технологиях, научных достижениях, тенденциях развития отечественного и мирового рынка продовольственных товаров. Важно рассмотреть процессы, происходящие при производстве, транспортировании и хранении продовольственных товаров, т.к. они оказывают существенное влияние на качество продукции. Все это диктует необходимость повышения квалификации кадров товароведов- экспертов в области сертификации продукции, производств и систем качества на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания и торговли.
Задачи курса: ознакомить с объектами, предметом, методами, терминологией и задачами качества, безопасности и гигиены питания; с основными принципами формирования и управления качеством пищевых продуктов, с основными понятиями и видами экспертизы пищевых продуктов; с вопросами сертификации продуктов питания.
2. Требования к уровню освоения дисциплины В результате изучения дисциплины специалист должен: иметь представление:
- о государственной политике в области здорового питания; - о принципах рационального питания и его взаимосвязи со здоровьем человека; - о влиянии загрязнения продовольственного сырья и пищевых продуктов ксенобиотиками химического и биологического происхождения на организм человека; - о современной системе сертификации продовольственных товаров; знать: - гигиеническую характеристику основных компонентов пищи; - основы рационального питания; - принципы формирования рациона современного человека; - факторы, формирующие и сохраняющие качество пищевого сырья и продуктов питания; - вопросы сертификации систем менеджмента качества для предприятий пищевой промышленности и общественного питания; - вопросы гигиенического контроля применения пищевых добавок и генетически модифицированных источников питания; - правовые основы и нормативную базу сертификации; уметь: - составить рацион питания современного человека в зависимости от возраста, характера жизнедеятельности; - анализировать и работать с нормативными документами и законодательными актами; - осуществлять экспертизу продукции с учетом специфики ее потребительских свойств; - обеспечивать соблюдение правил экспертизы и сертификации отдельных видов пищевой продукции; приобрести навыки: - контроля качества пищевых продуктов; - экспертизы и сертификации отдельных видов пищевой продукции; владеть: - информацией об охране продуктов питания от чужеродных веществ; - вопросами гигиенической экспертизы материалов, контактирующих с пищевыми продуктами; иметь опыт: - работы с нормативными документами; - оценки качества отдельных видов продуктов питания. Это позволит молодому специалисту правильно ориентироваться в конъюнктуре рынка пищевого сырья и продуктов питания, грамотно решать вопросы их использования с учетом уровня качества, выявлять продукты питания с опасными свойствами, повышать конкурентоспособность реализуемых потребительских товаров.
3. Объём дисциплины 3.1. Объём дисциплины и виды учебной работы
РАЗДЕЛЫ КУРСА Раздел 1. Теоретические и практические аспекты науки о питании Раздел 2. Качество пищевых продуктов и обеспечение его контроля Раздел 3. Охрана продуктов питания от чужеродных химических и биологических веществ — важная гигиеническая проблема. Раздел 4. Пищевые добавки. Раздел 5.Генетически модифицированные источники пищи. Раздел 6.Сертификация в пищевой промышленности, общественном питании и торговле. ТЕМЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Самостоятельная работа. Цель: Изучить основные законодательные акты по вопросам безопасности и гигиены питания. Методическое обеспечение: 1. Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; 2. Федеральный закон от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
3. Федеральный закон от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»; 4. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; 5. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; 6. Федеральный закон от 17.07.1999 №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»; 7. Федеральный закон от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; 8. Федеральный закон от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»; 9. Федеральный закон от 10.06.1998 №5151-1 «О сертификации продукции и услуг»; 10. Постановление Госстандарта России № 11 от 17.03.1998, зарегистрированное в Минюсте РФ 29.04.1998 регистрационный № 1520. Задания и порядок их выполнения Задание 1. Ознакомиться с основными положениями санитарно-эпидемиологических требований к продовольственным товарам, сырью, компонентам. Результаты оформить письменно в виде конспекта. Задание 2. Ознакомиться с основными положениями санитарно-эпидемиологических требований к продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации. Результаты оформить письменно в виде конспекта.
Задание 3. Ознакомиться с основными положениями санитарно-эпидемиологических требований к материально-технической базе и к хранению продовольственных товаров и сырья. Результаты оформить письменно в виде конспекта. Задание 4. Ознакомиться с основными положениями санитарно-эпидемиологических требований к транспортировке продовольственных товаров и сырья, готовой продукции. Результаты оформить письменно в виде конспекта. Задание 5. Ознакомиться с основными положениями санитарно-эпидемиологических требований к персоналу. Результаты оформить письменно в виде конспекта.
Задание 6. Ознакомиться с основными положениями санитарно-эпидемиологических требований к производственному контролю. Результаты оформить письменно в виде конспекта.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите основные нормативные документы, регламентирующие деятельность в области организации питания населения. 2. Приведите основные положения санитарно-эпидемиологических требований к продовольственным товарам, сырью, компонентам. 3. Перечислите основные положения санитарно-эпидемиологических требований к материально-технической базе и хранению продовольственных товаров и сырья.
4. Назовите требования к транспортировке продовольственных товаров, сырья и готовой продукции в соответствии с нормативными документами. 5. Перечислите основные требования к персоналу. 6. Нормативные документы и требования по производственному контролю. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа. Цель: Изучить роль незаменимых микронутриентов в жизнедеятельности организма человека, проблемы, связанные с их дефицитом, и влияние питания на жизненный уровень населения страны.
Задание 1. Изучить признаки недостаточного содержания в рационе незаменимых нутриентов: витаминов, макро- и микроэлементов, пищевых волокон, растительных жиров, животного белка и меры их профилактики.
Задание 2. Рассмотреть разбалансированность рациона по основным пищевым веществам, соответствие потребляемой и расходуемой энергии, проблемы «пустых» калорий, избыточной массы тела и ожирения и меры их профилактики.
Задание 3. Рассмотреть проблему алкоголизма и табакокурения с позиций возможных причин возникновения и качества потребляемых продуктов, а также меры профилактики.
Задание 4. Рассмотреть влияние загрязнения продуктов питания ксенобиотиками химического и биологического происхождения, фальсификацию пищевых продуктов и меры профилактики. Вопросы для самопроверки.
Тема 4. Гигиеническая характеристика основных компонентов пищи. Основные термины и определения. Концепции понятий «физиологическая потребность», «рекомендуемая норма потребления», «пищевая плотность рациона». I. БЕЛКИ. Аминокислотный состав пищевых продуктов можно сравнить с аминокислотным составом идеального белка путем определения аминокислотного химического скора. Одним из доступных способов расчета аминокислотного скора является расчет отношения количества каждой незаменимой аминокислоты в испытуемом белке к количеству этой же аминокислоты в гипотетическом белке с идеальной аминокислотной шкалой. В идеальном (стандартном) белке аминокислотный скор каждой незаменимой кислоты принимается за 100 %. Лимитирующей биологическую ценность аминокислотой считается та, скор которой имеет наименьшее значение (табл. 1), т.e. все продукты питания полноценны по аминокислотному составу. Животные белки, т. е. белки мяса, молока, яиц, наиболее близки по своему скору к идеальному, растительные — дефицитны по отдельным аминокислотам: белок пшеницы содержит лишь около 50 % лизина, картофель и большинство бобовых — около 50 % метионина и цистина по сравнению с идеальным белком.
II. ЖИРЫ Ненасыщенные жирные кислоты подразделяются на мононенасыщенные (содержат одну ненасыщенную связь) и полиненасыщенные (несколько ненасыщенных связей). Типичный представитель мононенасыщенных жирных кислот — олеиновая кислота, содержание которой в оливковом масле составляет 55 %, в маргаринах — 43-47 %, в свином жире — 43 %, в говяжьем — 37 %, в сливочном масле — 23 %. К полиненасыщенным (ПНЖК) относят линолевую, линоленовую и арахидоновую кислоты. Линолевая кислота является незаменимой — она не синтезируется в организме и должна поступать с пищей. Недостаточное содержание в организме полиненасыщенных кислот приводит к прекращению роста, некротическим поражениям кожи, изменениям проницаемости капилляров, другим патологическим нарушениям. Отмечено, что полиненасыщенные кислоты являются предшественниками в биосинтезе гормоноподобных веществ — простагландинов, которые препятствуют отложению холестерина на стенках кровеносных сосудов, предотвращая тем самым образование атеросклеротических бляшек. ПНЖК широко применяются в качестве биологически активных добавок пище. Наибольшей биологической активностью обладает арахидоновая кислота, которая образуется в организме из линолевой при участии витамина В6. Линолевая кислота дает другие полиненасыщенные кислоты, функции которых менее изучены. Основным источником линолевой кислоты является подсолнечное масло (60 %). Содержание арахидоновой кислоты в пищевых продуктах нерачительно и составляет, %: в мозгах — 0,5; яйцах — 0,1; свиной печени — 0,3; сердце — 0,2. Оптимальная потребность организма в линолевой кислоте — 10 г в сутки, минимальная- 2-6 г. Среднее содержание полиненасыщенных кислот в рационе в пересчете на линолевую, должно составлять 4-6 % от общей калорийности пищи. Избыток полиненасыщенных жирных кислот, как и недостаток, отрицательно сказывается на здоровье человека. ПНЖК подразделяются на различные семейства в зависимости от положения первой двойной связи от метильного конца ПНЖК. Если двойная связь расположена на шестом месте от метильного конца, то ПНЖК относят к семейству n -6, или омега-6, если на третьем месте — то к семейству n-З, или омега-3. Жирные кислоты семейства омега-6 преобладают в растительных маслах. К ним относят линолевую, гамма-линолевую и арахидоновую кислоты. ПНЖК семейства омега-3 содержатся главным образом в жирах морских рыб и млекопитающих. Их основными представителями являются а -линолевая, эйко-запентановая, докозагексаеновая и докозапентаеновая кислоты. В табл. 3, 4 приводится содержание указанных кислот в наиболее распространенных морских и пресноводных рыбах и морепродуктах.
Задание 1. Изучить белковый состав основных продуктов питания по таблице 1 и дать количественную оценку содержания белка в различных продуктах. Результаты представить в виде письменного заключения.
Таблица 1
Сост. по данным таблиц из справочника: Химический состав российских пищевых продуктов / Под ред. И. М. Скурихина, В. А. Тутельяна. М.: ДеЛи принт, 2002.
Задание 2. Изучить аминокислотный состав основных продуктов питания человека по таблице 2, произвести расчет аминокислотного скора приведенных продуктов и дать письменное заключение по аминокислотному составу приведенных в таблице продуктов питания. Расчет вести по формуле:
где АК — любая незаменимая аминокислота. Задание 3. Изучить содержание жиров в отдельных пищевых продуктах по таблицам 3 и 4, произвести расчет коэффициента эффективности метаболизации эссенциальных жирных кислот (КЭМ) и дать им количественную оценку. Расчет коэффициента эффективности метаболизации эссенциальных жирных кислот (КЭМ) проводится по формуле: __________________(20:4) ________________ КЭМ = (20:2) + (20:3) + (20:5) + (22:3) + (22:5) + (22:6) где двузначное число — количество углеродных атомов в молекуле ПНЖК, однозначное — количество двойных связей. Таблица 2.
* Первая лимитирующая аминокислота. Примечание. А — содержание аминокислоты в г/100 г белка; С — химический скор в процентах относительно шкалы ФАО/ВОЗ (1973 г.).
Таблица 3 Содержание омега -3 жирных кислот в морских рыбах, млекопитающих и морепродуктах
Таблица 4 Содержание омега-3 жирных кислот в пресноводных рыбах
Вопросы для самопроверки:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2 часа. Цель: Изучить основные принципы рационального питания и концепцию сбалансированного питания.
Задание 1. Самостоятельно ознакомиться с другими системами питания (вегетарианство, лечебное голодание, концепция питания предков, концепция раздельного питания, концепция главного пищевого фактора, концепция индексов пищевой ценности, концепция «живой» энергии, концепция мнимых лекарств, концепция абсолютизации оптимальности).
Задание 2. Провести сравнение изученных систем питания с концепцией сбалансированного питания А.А. Покровского и дать им критическую оценку. Результаты по заданиям 1 и 2 доложить в виде докладов на заседании «круглого стола» по вопросу о рациональном питании современного человека.
Вопросы для самопроверки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2 часа. Цель: Изучить причины, приведшие к необходимости развития производства биологически полноценных продуктов для отдельных групп населения, и пути решения проблемы снижения потерь пищевого сырья.
Занятие проводится в форме заслушивания и обсуждения докладов по следующим темам:
Вопросы для самопроверки.
Раздел 2. Качество пищевых продуктов и обеспечение его контроля . ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2 часа САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2 часа САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2 часа Цель: Самостоятельно по литературным источникам изучить дополнительную информацию о соединениях, применяемых в животноводстве.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2 часа Цель: Самостоятельно по литературным источникам изучить дополнительную информацию о соединениях, применяемых в растениеводстве. Цель: Самостоятельно по литературным источникам изучить допустимые уровни содержания нитратов, нитритов и нитрозосоединений в пищевых продуктах питания САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2 часа Цель: Самостоятельно по литературным источникам изучить дополнительную информацию о ПАУ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2 часа Цель: Самостоятельно по литературным источникам изучить дополнительную информацию о радиоактивном загрязнении продовольственного сырья и пищевых продуктов. Цель: Изучить по литературным источникам соединения, наиболее часто применяемые в технологии производства полимерных материалов, а также процессы, происходящие с ними при контакте с пищевыми продуктами.
Занятие проводится в виде заседания «круглого стола».
Вопросы для самопроверки.
Раздел 4. Пищевые добавки. Тема 16. Пищевые добавки. Термины и определения, классификация, характеристика основных групп.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2 часа Цель: Самостоятельно по литературным источникам изучить дополнительную информацию пищевых добавках. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2 часа Цель: Самостоятельно по литературным источникам изучить дополнительную информацию о нормировании и контроля за применением пищевых добавок.
Вопросы для самолпроверки.
Раздел 5. Генетически модифицированные источники пищи.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2 часа Цель: Самостоятельно по литературным источникам изучить дополнительную информацию о ГМИ. Вопросы для самопроверки.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2 часа Цель: Самостоятельно по литературным источникам изучить дополнительную информацию о сертификации питьевой воды и табака и табачных изделий. Вопросы для самопроверки.
ВОПРОСЫ для подготовки к экзамену по безопасности и гигиене питания
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.556 с.) |