Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идентичность как фантом нормальности и фантом уникальности ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Очевидно, фигуры в гофмановских сценах лишены подлинного душевного покоя. Большинство из них — виртуозы лавирования в житейских обстоятельствах. В позитивном смысле они являются изощренными стратегами, способными в современных условиях способны противостоять угрозе идентичности. Они не рискуют привлекать к себе слишком сильное внимание, так как остерегаются слишком сильно сблизиться с кем-либо и в то же время боятся затеряться среди публики и предпринимают усилия для создания дистанции, отделяющей их от массы. Де Левит описывает эту концепцию идентичности, ссылаясь на К. Клакхона и Дж. Мьюирa: каждый индивидуум является одновременно «таким же, как все, таким же, как некоторые и в то же время как никто другой». Отмеченный здесь голый факт можно считать выражением следующей потребности: никто не желает быть совершенно незаметным, и в то же время полностью отличаться от других. Стратегию балансирования между нормальностью и уникальностью, без которой невозможна общественная жизнь, можно назвать «стратегией двойственного «как будто». Правда, подобные предположения могут повредить репутации некоторых действий как искренних и дискредитировать модные ритуалы проявления открытости. Тем не менее благодаря «стратегии двойственного «как будто» у нас возникает уверенность в социальной реальности (относительно действий других людей) и личной свободе (как уверенности в адекватности и значимости своего поведения). Однако не очевидна тесная связь этой стратегии с риском и личными иллюзиями. Балансирование между нормальностью и уникальностью является по сути дела напряженным отношением между двумя иллюзиями, которые касаются самого человека и других людей. Эти иллюзии рассматриваются в критическом направлении теории социального взаимодействия как балансирование между фантомом нормальности и фантомом уникальности. Эту парную метафору обычно приписывают Гофману, хотя у него говорится только о фантоме нормальности, под которым понимается стратегический расчет людей, идентичность которых затронута стигмой, то есть тех, кто не может уклониться от повышенного внимания к себе. Тем не менее они вынуждены вести себя так, словно они такие же, как все, чтобы другие могли обращаться с ними как с нормальными. Из этого двойного преломления стратегии сохранения нормальности можно прийти к выводу, уже сделанному Юргеном Хабермасом из гофмановских описаний выступления человека на социальной сцене. Вывод говорит о потребности человека демонстрировать свою уникальность и привлекать к себе внимание. Человеку свойственно вести себя так, как будто в нем есть что-то особенное, хотя на самом деле ничего особенного в нем может и не быть. Хабермас называет это явление «фантомом уникальности». Вероятно Гофман согласился бы с таким парным понятием, ведь оно хорошо согласуется с его объяснением стратегии поддержки ролевой дистанции. Однако как неизбежно ролевое поведение вообще, так и стратегии наигранной нормальности и наигранной уникальности не могут дать человеку подлинной свободы. Фантом нормальности и фантом уникальности описываются стратегиями расчета поведения, за которыми можно обнаружить угрозу идентичности. Речь идет не только о социальных аутсайдерах, которые вынуждены применять эти стратегии, но и о тех, кто находится в центре внимания общества. Балансирование фантомов показывает, что понятие идентичности фактически стало симптомом кризиса современного общества.
Критическая оценка «Весь мир — театр». Эти слова, взятые из комедии Шекспира «Как вам это понравится», могли бы быть эпиграфом ко всему творчеству Гофмана. Гофман цитирует их и продолжает: «Конечно, не весь мир является театральной сценой, однако нелегко найти важные сферы жизни, для которых это не было бы справедливо». Речь идет, не о комедии, а поистине о трагедии жизни, причем в отношении постановок индивидов друг перед другом и друг для друга. Гофман хотел показать стратегии социальных постановок. Они особенно хорошо видны, когда люди выступают против других людей, всего общества, социальных институтов. Однако по поводу описания стратеги поведения в повседневной жизни, которые так безжалостно раскрывает Гофман, у нас возникает определенное сомнение. Может быть мы чувствуем себя застигнутыми на месте преступления, может быть мы не желаем расставаться с иллюзией, что в повседневной жизни все идет «по-настоящему». Для нас невыносимо сомнение в социальной реальности. Эти рассуждения делаются с точки зрения значения «постановки» для зрителей, так как (подчеркнем еще раз) что Гофман рассматривает социальную постановку с точки зрения постановщика. Отсюда следует социологический вопрос: почему постановщик совершает то, что так красочно описывает Гофман? Один из ответов содержится у Х. Штайнерта: «чтобы все шло так, как и идет». В конечном итоге оказывается, что мир Гофмана «несмотря на всю его пустоту и произвол», является упорядоченным.
Последнее мнение является недостаточно обоснованным, но первое можно считать печальным подтверждением результатов Гофмана. Именно так и течет наша жизнь, но мы не замечаем, почему и как это происходит. Пока мы не замечаем этого, мы не замечаем и требований жизни. Когда мы наконец их заметим, включается внимание, и тогда одни загораются желанием сделать жизнь общества более сознательной, другие выступают против его чрезмерных требований. Вероятно Гофман имел перед своим мысленным взором прежде всего людей второго типа. В этой связи его иронические комментарии к собственной социологии, высказанные в анализе рамок взаимодействия, не должны вводить нас в заблуждение. Так, на критику за то, что он не занимается структурой общества, Гофман отвечает: «Мой анализ в данном случае действительно не касается различий между привилегированными и обделенными классами, даже можно сказать, что он уводит от таких вопросов. Это замечание является справедливым. Я могу лишь согласиться с тем, что кто желает преодолеть ложное сознание и довести до сознания людей их истинные интересы, тому предстоит большая работа, потому что люди находятся в глубокой спячке. Что до меня, то я не собираюсь сочинять здесь колыбельную, а просто пытаюсь наблюдать за человеком, спящим с громким храпом.» Вместо социологических выводов здесь уместно поставить вопрос: кто же теперь может спать с чистой совестью после того, как ему все это рассказали?!
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.005 с.) |