Экономические учения западно - европейских социалистов-утопистов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические учения западно - европейских социалистов-утопистов



Социалистическое течение уходит корнями глубоко в историю. Его сторонники связывают экономический ана­лиз с принципом социальной справедливости и необходи­мостью политической переделки общества на выработан­ных ими принципах коллективизма, солидарности, добровольного труда на общую пользу, имущественной рав­нодоступности благ. Проекты (доктрины) такого рода вле­кут за собой исторические попытки «проделать опыт» (вы­ражение Ленина), и, как показывает жизнь, все они суть утопия («место, которого нет»).

Большой вклад в теорию утопического социализма вне­сли французские авторы. В работах графа Анри де Сен-Симона (1760—1825) (считавшего себя «последним из дворян и первым из социалистов») «Катехизис промышленности» (1823) и «Новое хри­стианство» (1824) вво­дится понятие «индустриализм», чтобы показать роль про­изводителей и промышленности как основы развития. Труд обязателен и должен быть организован в целях улучшения «морального и физического состояния самого слабого клас­са». Политическая власть переходит в руки промышленников, инженеров, банкиров и фермеров. Частная соб­ственность сохраняется в преобразованном виде и предоставляется в зависимости от способностей, наследство упраздняется. В распределении благ предлагается формула «от каждого по способностям, каждому по труду». Технократи­ческий социализм Сен-Симона оставил след в истории науки и использован в теориях «индустриального общества» в XX в.

Индустриальный социализм обогащается идеей коопе­ративного социализма. Шарля Фурье (1772—1837). Свои идеи он представил в работах: «Новый промышленный и общественный мир» (1828), «Ложная промышленность, раздробленная, отталкивающая, лживая и противоядие – промышленность согласная, привлекательная (1835г.) и др. Фурье представил схематическое изображение развития общества:

1. Период, предшествующий индустрии.

2. Промышленность раздробленная, отталкивающая.

3. Промышленность общественная, притягательная.

Каждой эпохе Фурье дает экономическую характеристику, считая каждую последующую эпоху высшей формой общественного устройства по сравнению с предыдущей. Строй будущего по Фурье является ассоциацией, в которой не будет наемного труда, противоречий между городом и деревней. Граждане будут организованы в фаланги (трудовые товарищества), в которых совместно живут, работая и отдыхая трудовые коллективы численностью в 1-2 тысячи человек. Полученная прибыль частично зачисляется на трудовые акция каждого, частично поступает в общественный фонд потребления.

В фалангах исчезнет порабощающее человека закрепление за определенным видом труда, так как работники в фалангах будут ме­нять вид работы несколько раз в день. На смену конкуренции, при ко­торой выигрыш одного есть проигрыш всех остальных, придет соревнование, в котором выиграют все. Весь произведенный в фаланге продукт будет делиться в отношении 5:4:3 между трудом, акционерным капиталом и знаниями. Роль государства у Фурье оказывается совершенно незначительной, поэтому его часто называют предшественником анархизма.

Англичанин Роберт Оуэн (1771—1858) выдвигает идею коллективного владения средствами производства. Его основные работы: «Образование характера (1813), «Книга о "Новом нравственном мире"»(1842). Будучи социалистом, Оуэн видел основного врага общества в частной собственности, которая, по его мнению, вредна для всех, в том числе для самих собственников. На смену частной собственности и личной заинтересованности должны прийти общественная собст­венность, общий труд, равенство в правах и обязанностях. Деньги, как орудие эксплуатации, должны быть отменены. Они должны быть заменены квитанциями, удостоверяющими, какое количество труда работник затратил на изготовление товара. Изготовленный товар он сдает на «базар справедливого обмена» — общественный склад, где по полученной им квитанции сможет подобрать себе равный по коли­честву труда нужный ему товар.

Оуэн борется за фабричное законодательство в пользу рабо­чих, создает коммуну «Новая Гармония» в США, которая просуществовала около 3-х лет и стоила Оуэну более 40 тыс. фунтов стерлингов, но все, же распалась. В 30-е годы Оуэн деятельно участвует в проф­союзном движении, пропагандирует коопера­тивное движение. В своей критике капитализма и экономическом обосновании проектируемой им коммунистической системы Оуэн опирался на учения классической политической экономии.

В научном плане Взгляды Сен-Симона, Фурье и Оуэна находились на обочине экономической науки. Они содержали эле­менты глубокой критики существовавшего в то время общественно­го строя и ряд интересных догадок о направлении будущего общест­венного развития, но в целом не имели серьезных теоретических ос­нований. Исправить этот недостаток взялся Карл Маркс, которому, по его собственному мнению, удалось превратить утопический соци­ализм его предшественников в «научный» социализм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.101.170 (0.102 с.)