Роль «гормонов радости» в социализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль «гормонов радости» в социализации



Роль «гормонов радости» в социализации

 

Выживание млекопитающего зависит от развитости его социальных навыков настолько же, насколько и от развитости физических способностей. Маленький мозг изначально рождается с тем объемом социальных навыков, который вполне устраивает его обладателя. Большой же мозг воспитывает социальные навыки на основе многократного повторения и переживания тех или иных эмоций.

Навыки общения и проживания в группе важны с точки зрения успеха воспроизводства млекопитающих. Хотя репродукция еще не является условием биологического успеха вида, именно она была важнейшим условием, в котором эволюционировал мозг. Навыки, необходимые для успеха репродукции, у самцов и самок млекопитающих отличаются.

• Самка может произвести на свет только относительно небольшое количество потомства, при этом значительная его часть погибает, не достигнув зрелости. Выживание женских генов зависит от способности самки обеспечить жизнь своим детенышам. Социальные навыки могут способствовать в получении самкой защиты, поддержки и мужских генов лучшего качества.

• Самец млекопитающего может тем успешнее передать свои гены потомству, чем больше он произведет детенышей и чем меньше затратит усилий на воспитание каждого из них. Стратегия широты охвата контингента самок приносит успех самцам, способным привлечь брачных партнерш и отбить их у конкурентов.

 

Следует исходить из того, что стратегии самцов и самок в продолжении рода во многом пересекаются, и эволюция стремится расширить эту зону пересечения.

Для обоих полов выживаемость увеличивается с завоеванием уважения своих собратьев. Изучение обезьян показывает, что особи, активно строящие социальные связи, получают преимущество в брачных возможностях и обеспечивают лучшее выживание потомства. Поэтому неудивительно, что мозг, сложившийся в результате естественного отбора, ищет социальные связи, вознаграждая своего владельца за них позитивными эмоциями.

Молодые млекопитающие формируют у себя социальные навыки без всяких усилий или сознательного намерения, просто изыскивая пути к позитивным эмоциям и избегая возможных отрицательных ощущений. Дети строят свои социальные связи без расчета на удовлетворение своих долговременных нужд. Ребенок требует социальной поддержки для удовлетворения своих немедленных потребностей. И как только он такую поддержку получает, в его организме происходит мощный выброс «гормонов радости». Это формирует ожидание социальной поддержки и в дальнейшем.

 

Упражнение: каковы ваши детские воспоминания?

Попробуйте составить список детских воспоминаний как позитивного, так и негативного характера и отметить, какой след оставили они в вашей памяти:

До возраста восьми лет _________________

В подростковом возрасте _________________

 

Составьте список тех событий из вашего детства, которые затем часто повторялись в вашей жизни, и отметьте, какой след они оставили в вашей памяти:

До возраста восьми лет _________________

В подростковом возрасте _________________

 

Перестройка нейронных цепочек

 

Большинство взрослых людей рано или поздно приходят к тому, что они хотели бы отказаться от некоторых сформировавшихся у них нейронных цепочек. Также большинство из нас хотело бы располагать б о льшим количеством «гормонов радости», которые позитивно действовали бы на нас без побочных эффектов. К сожалению, взрослый человек не в состоянии строить новые нейронные пути так же легко, как в детстве и юности. Но все же вы можете создать их, если приложите соответствующие усилия и не будете бояться повторения.

 

Пример: не отступать

 

Вот вам простой пример. Фред хочет побороть свое пристрастие к алкоголю. Он решает заменить тягу к нему каким‑нибудь увлечением, которое не имело бы столько нежелательных побочных действий. Он задумывается и вспоминает, что в юности очень любил рисовать. Он решает брать в руки карандаш каждый раз, когда его тянет выпить. Фред ставит перед собой цель не преуспеть в рисовании, а переключить свое внимание с алкоголя на что‑то более позитивное. Конечно, ему поначалу не очень‑то по душе это занятие, когда он умирает по выпивке. На самом деле он испытывает дискомфорт, рисуя и представляя себе, какого удовольствия он лишается в виде порции алкоголя, но все же решает некоторое время жить с этим чувством дискомфорта. Он поставил себе срок в два месяца, потому что через два месяца предстоит очень важное событие.

Поначалу Фреду не нравятся его рисунки и ему не нравится то, что он лишает себя удовольствия выпить. Но он придерживается плана, невзирая на сиюминутные ощущения. Через некоторое время рисование начинает казаться Фреду своего рода подарком, а не бременем. Он чувствует, что ощущение дискомфорта проходит. И что самое главное, ему начинает нравиться то, что он всегда в хорошей форме и отвечает за себя. Еще до окончания срока в два месяца Фред перестает посматривать на календарь. Нейронная цепочка, связанная с рисованием, усилилась до такой степени, что может составить конкуренцию определяющей пристрастие Фреда к алкоголю. Теперь он знает, как обеспечить себе чувство комфорта без выпивки. Он понимает это и телом, и разумом. Рисование явилось просто способом что‑то делать, когда возникло ощущение, что «надо что‑то делать». Фред так рад перестройке своей нейронной структуры, что ему не терпится создать еще один «позитивный» нейронный путь.

 

Пример: найдите подходящее занятие

 

Вы можете приучить мозг к новым позитивным ощущениям. Начните с определения нейронной связи, которую вы хотели бы иметь. Не исключено, что выработка новой привычки, которая имела бы минимальный побочный эффект, потребует ряда проб и ошибок. Представьте себе Луизу, которая хотела бы перейти на новую работу, но не может заставить себя заняться долгим процессом ее поиска. Мысли о перспективах карьеры Луизу угнетают, и она старается их избегать разными способами. Она решает разорвать этот порочный круг вокруг поисков работы тем, что убеждает себя получать удовольствие от этого процесса. Луиза ставит перед собой цель направлять по два резюме в день на соискание вакансий и тратить по два часа в день на повышение своей профессиональной квалификации.

В первый день она справляется с поставленной перед собой задачей, но чувствует себя на удивление плохо. Она съедает мороженое для того, чтобы погасить ощущение дискомфорта, и вдруг обнаруживает, что хочет съесть еще порцию. На следующий день она ищет другой способ поправить свое настроение и приглашает к себе подругу, но разговоры о работе не приносят облегчения. На третий день уже наступают сумерки, когда Луиза заканчивает уже привычную работу по поиску. Она решает выйти в город, чтобы развеяться. На следующее утро ей тяжело взяться за дело. Она думает о своих разочарованиях и том, чем предпочла бы заняться вместо нудного поиска. Она решает уйти от этого искушения в небольшой кофейне, расположенной поблизости, где и поработает над новыми заявлениями. К тому времени, как она заканчивает свой кофе, она уже наполовину составила второе заявление. Работается ей легко. На следующий день она направляется в кафе прямо с утра и вся светится в предвкушении своих перспектив. Еще через день она уже не представляет себе утра без кофе и быстрого выполнения своей задачи. Еще через неделю она узнаёт, как готовить такой восхитительный кофе дома. Через шесть недель у нее на рассмотрении несколько предложений, она уже побывала на нескольких собеседованиях, и у нее появилась новая уверенность в своих навыках и силах. И что самое важное, она испытала позитивные эмоции, которые настроили ее на то, чтобы ожидать впереди только хорошее в ответ на настойчивость.

Суть этой зарисовки не в том, что кофе решает все проблемы. Суть в том, что человеку трудно преодолеть свою инертность. Трудно начать формировать привычку, которая впоследствии принесет вам немало пользы. Луиза и Фред нашли пути для формирования позитивных ожиданий, не связанных с вредными побочными эффектами. Пусть даже методом проб и ошибок, вы тоже можете создать привычки, которые будут работать.

Мозг каждого человека работает по‑своему. Кто‑то может выпить весь кофейник, но так и не отправит резюме на соискание вакантной должности. Кто‑то, может, и хотел бы рисовать, но зальет весь альбом вином. Вы можете экспериментировать с вариантами, пока не приступите к 45‑дневному формированию новой привычки. Но если будете каждый раз браться за дело заново, вы никогда новых привычек не создадите. После нескольких пробных попыток вы должны настойчиво повторять свои действия по их созданию независимо от того, испытываете при этом чувство комфорта или нет.

 

Глава 6

Отмечайте маленькие победы

 

Вы добиваетесь каких‑то успехов каждый день. Поэтому старайтесь видеть их и говорить себе: «Я сделал это!» Разумеется, вы не будете каждый день дирижировать оркестром в Карнеги‑холл. Вы не будете водить толпы страждущих людей по пустыне в поисках Земли Обетованной. Приспосабливайте свои ожидания к тому, что можете сделать на самом деле, чтобы получать от этого хотя бы маленькие радости. Это не значит, что вы должны занижать свои ожидания, что вы себе надоели или что вы теряете связь с реальностью. Это просто означает, что вы будете замечать ваши маленькие победы точно так же, как вы привыкли замечать свои неудачи.

Празднование маленьких побед стимулирует выработку большего количества дофамина, чем если копить его для ощущения радости по поводу одного большого достижения. Удовольствие от большого достижения длится недолго. Поэтому если вы связываете счастье с достижением отдаленной цели, то дело может кончиться разочарованием. Вместо этого учитесь находить радость в продвижении к цели. Конечно, каждый день вы не будете отмечать этот процесс с икрой и шампанским. Просто вы позволите себе ежедневно испытывать ощущение чего‑то сделанного. Это внутреннее ощущение приносит вам большее удовлетворение, чем поощрения извне. Оно бесплатно, от него толстеют, и оно не препятствует вождению автомобиля. Каждый день победа с вами. Так почему же не насладиться ею?

 

 

Роль «гормонов радости» в социализации

 

Выживание млекопитающего зависит от развитости его социальных навыков настолько же, насколько и от развитости физических способностей. Маленький мозг изначально рождается с тем объемом социальных навыков, который вполне устраивает его обладателя. Большой же мозг воспитывает социальные навыки на основе многократного повторения и переживания тех или иных эмоций.

Навыки общения и проживания в группе важны с точки зрения успеха воспроизводства млекопитающих. Хотя репродукция еще не является условием биологического успеха вида, именно она была важнейшим условием, в котором эволюционировал мозг. Навыки, необходимые для успеха репродукции, у самцов и самок млекопитающих отличаются.

• Самка может произвести на свет только относительно небольшое количество потомства, при этом значительная его часть погибает, не достигнув зрелости. Выживание женских генов зависит от способности самки обеспечить жизнь своим детенышам. Социальные навыки могут способствовать в получении самкой защиты, поддержки и мужских генов лучшего качества.

• Самец млекопитающего может тем успешнее передать свои гены потомству, чем больше он произведет детенышей и чем меньше затратит усилий на воспитание каждого из них. Стратегия широты охвата контингента самок приносит успех самцам, способным привлечь брачных партнерш и отбить их у конкурентов.

 

Следует исходить из того, что стратегии самцов и самок в продолжении рода во многом пересекаются, и эволюция стремится расширить эту зону пересечения.

Для обоих полов выживаемость увеличивается с завоеванием уважения своих собратьев. Изучение обезьян показывает, что особи, активно строящие социальные связи, получают преимущество в брачных возможностях и обеспечивают лучшее выживание потомства. Поэтому неудивительно, что мозг, сложившийся в результате естественного отбора, ищет социальные связи, вознаграждая своего владельца за них позитивными эмоциями.

Молодые млекопитающие формируют у себя социальные навыки без всяких усилий или сознательного намерения, просто изыскивая пути к позитивным эмоциям и избегая возможных отрицательных ощущений. Дети строят свои социальные связи без расчета на удовлетворение своих долговременных нужд. Ребенок требует социальной поддержки для удовлетворения своих немедленных потребностей. И как только он такую поддержку получает, в его организме происходит мощный выброс «гормонов радости». Это формирует ожидание социальной поддержки и в дальнейшем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.205.211 (0.013 с.)