Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автор - составитель: канд. филос. наук, доцент А.Л. ЖулановСтр 1 из 2Следующая ⇒
Наука в системе культуры
Учебно-методический комплекс курса для специальности 050403 – «Культурология» с дополнительной специальностью «История»
Пермь пгпу УДК 001 (075.8) ББК 421 я 73 Н 34 Р е ц е н з е н т: кандидат философских наук, профессор Пермского государственного педагогического университета Е.М. Калашникова
Автор - составитель: канд. филос. наук, доцент А.Л. Жуланов
Издание соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и содержит пояснительную записку, учебно-тематический план курса, программу курса, темы семинарских занятий, темы рефератов и методические указания к их выполнению, сведения об учебно-методическом обеспечении курса, включающие списки литературы, методические указания студентам и преподавателям, вопросы к зачету. Адресовано студентам специальности «Культурология».
УДК 001 (075.8) ББК 421 я 73
Печатается по решению учебно-методического совета Пермского государственного педагогического университета
© Жуланов А.Л., составление, 2008 © ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2008
СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа дисциплины……………………………………………….....4 1. Цели и задачи изучения дисциплины………………………………………..4 2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины……...……….5 3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля..........................................................................................................6 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………….6 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……….7 4. Содержание курса………………………………………………………….8 5. Темы семинарских занятий……………………………………………....11 6. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению………………………………………………………………..14 7. Учебно-методическое обеспечение курса………………………………16 7.1. Список литературы……………………………………………...16
7.2. Методические рекомендации студентам………………………19 7.3. Методические рекомендации преподавателям………………..20 II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций…………………………………….....20
I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Методологическую основу построения программы «Наука в системе культуры» составляют принцип историзма и принцип единства частей культурно-исторического процесса. Программа содержит 5 тем. В первой теме «Наука как объект культурологического исследования» указываются подходы к исследованию науки, формулируются понятие науки, критерии научного знания, а также показывается, как менялись представления о науке и ее социальной роли в истории культуры. Вторая тема «Культурные предпосылки зарождения науки в древнем обществе и античности» посвящена выявлению условий зарождения науки как особой отрасли культуры и ее основных признаков. Третья тема «Научная рациональность, ее становление и исторические типы» раскрывает условия формирования в духовной культуре Древней Греции феномена рациональности, создание на ее основе первых научных программ. Рассматриваются исторические типы научной рациональности: классический, неклассический, постнеклассический. В четвертой теме «Взаимосвязь науки с другими формами культуры» рассматриваются взаимные влияния, сходства и различия науки с другими отраслями культуры: мировоззрением (миф, религия, философия), искусством, идеологией, паранаукой. Здесь же рассматриваются соотношение науки и образования и перспективы научного образования в современном обществе. В пятой теме «Наука и нравственность» ставится вопрос о детерминантах человеческой деятельности, их соотношении в различных типах культуры. Этика как наука и этика науки. Взаимовлияние типа научной рациональности и концепций этики. Два аспекта этики науки: научное сообщество в его отношении к обществу и государству и этика научного сообщества (принципы, ценности, нормы). От идеи этической нейтральности науки к идее нравственной ответственности ученых. Формирование биоэтики.
1. Цели и задачи изучения дисциплины Цель дисциплины «Наука в системе культуры» - формирование у студентов понимания науки как явления культуры. Ее реализация позволит, во-первых, преодолеть фрагментарные представления, складывающиеся при изучении основ отдельных наук, и, во-вторых, выявить взаимную детерминацию науки и других отраслей культуры в их историческом развитии. Задачи дисциплины: - сформировать у студентов целостный образ науки, базирующийся на единстве естественных, общественных и гуманитарных отраслей знания; - показать органическую связь науки с другими отраслями культуры: детерминацию науки культурой и влияние науки на прогресс культуры.
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины специалист должен: иметь представление: - о роли науки в истории культуры; - о взаимодействии науки с другими формами духовной культуры (мировоззрением, искусством, нравственностью, политикой); знать: - основные этапы развития науки и содержание господствующих на этих этапах научных программ; -основные типы научной рацональности; уметь: - самостоятельно анализировать с позиций современной науки различные паранаучные идеи и околонаучные спекуляции; - выявлять культурные предпосылки научных революций; приобрести навыки: - пользования научным стилем речи; - ведения конспекта (книги, лекции); - ясной и логически последовательной аргументации выдвигаемых положений; владеть: - методами культурологического анализа науки.
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Форма обучения очная
Содержание курса И исторические типы Культурный переворот в Древней Греции 8 – 5 вв. до н. э. Агональный (состязательный) характер общественной психологии древних греков как условие развития творческой инициативы в самореализации личности (спортивные и мусические соревнования). Демократическая организация жизни античного полиса - условие культурного прогресса. Фисиология (натурфилософия), философия, риторика, логика, диалектика, эристика - интеллектуальный продукт классической эпохи. Рационализация всех сфер общественной жизни - предпосылка зарождения нового духовного феномена в культуре - «перехода от мифа к логосу», от натурфилософского умозрения к понятийному мышлению. Элейская философская школа (Парменид, Зенон). Ориентация на рациональное знание как духовную ценность – категорический императив научной деятельности. Формирование в философии Древней Греции первых научных программ: атомистической (Демокрит), математической (Платон), континуалистской (Аристотель). Роль научных программ в истории науки.
Рациональность в классической науке 17 -19 вв. Ее основные черты: принцип законосообразности мира, механицизм, детерминизм, математизация, аналитико-индуктивный метод естественных наук, идеал строго объективного и точного знания. Неклассический тип рациональности 20 в.: индетерминизм, относительность, необратимость, введение в теорию наблюдателя. Изменение типа рациональности при переходе к современной постнеклассической науке, изучающей открытые, сложные, нелинейные, диссипативные системы: системный подход, самоорганизация, универсальный эволюционизм, гуманизация. Социокультурные предпосылки изменений типов научной рациональности и их влияние на различные части культуры. Научные революции как смена типов научной рациональности.
Темы семинарских занятий Целью семинарских занятий является углубление и расширение содержания лекционного курса путем самостоятельного изучения рекомендованной и иной литературы по данному учебному курсу, а также выработка навыков составления конспектов прочитанных работ, умений логически последовательно и аргументировано излагать учебный материал.
Тематика рефератов и Требования к реферату 1.По содержанию: · должен иметь план, раскрывающий содержание темы; · изложение должно соответствовать плану, быть логически последовательным, аргументированным, стилистически ясным, грамматически правильным; · содержать элементы самостоятельного анализа, собственных размышлений и выводов автора; · используемые цитаты, таблицы и пр. должны иметь ссылки на источник. Цитирование имеет несколько целей: точное выражение мыслей автора источника, пояснение собственных идей, демонстрация мнения авторитетного ученого; · во введении к реферату следует раскрыть актуальность темы, предмет исследования, цель работы; · завершается работа заключением, в котором подводятся итоги анализа, формулируются выводы и предложения; · после заключения приводится список использованной литературы в алфавитном порядке с указание места издания, названия издательства и года издания. 2. По оформлению (см. образец оформления ниже): · объем реферата 20 – 25 стр. рукописного текста или 15 стр. печатного текста; · для выполнения реферата нужно использовать 2 – 3 монографии, несколько статей из научных журналов и сборников статей, энциклопедии и словари по отраслям знаний;
· начинается реферат титульным листом, затем следует оглавление с постраничным указанием введения, глав, параграфов, заключения; · реферат выполняется на одной стороне листа стандартного формата; текст печатается через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman 14 либо пишется ясным, разборчивым почерком с использованием шаблона; · каждый используемый источник должен содержать: - фамилию, и. о. автора; - заглавие книги, статьи, источника, место и год издания (например: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.). Реферат должен быть сдан лаборанту кафедры философии за 15 дней до окончания аудиторных занятий (до даты зачета). Этапы работы: · выбор темы (из предложенного списка); · подбор литературы к теме; · изучение литературы, сопровождаемое составлением конспекта, куда включается материал, относящийся к теме реферата (основные положения, факты, цитаты, собственные выводы и обобщения); · составление плана реферата, определяющего логическую последовательность изложения материала; · написание текста реферата.
Темы рефератов 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура. 2. Наука и вненаучные формы знания (миф, религия, паранауки). 3. Научное и художественное знание, их соотношение. 4. Взаимодействие науки и философии в их историческом развитии. 5. Взаимоотношения науки, власти и идеологии в истории культуры. 6. Наука как социальный институт, особенности его исторических форм. 7. Наука и нравственность: проблема выбора детерминантов поведения. 8. Этика науки. Взаимосвязь типов научной рациональности и концепций этики. 9. Формирование преднауки в культуре Бронзового века и ее особенности. 10. Астрономические и астрологические представления в культуре Древнего мира и античности. 11. Культурный переворот в Древней Греции и его значение для становления греческой науки. 12. Пифагорейский союз: наука, философия, религия. 13. Система античного образования (от Милетской школы до Мусейона). 14. От фисиологии к физике: становление античной науки. Ликей и Мусейон. 15. Место Университета в Средневековой культуре. 16. Научное и художественное знание в культуре Возрождения. 17. Социокультурные предпосылки научной революции 17 в. 18. Механическая картина мира и ее влияние на культуру Нового времени. 19. Философия Просвещения и ее роль в становлении классического типа рациональности. 20. Классический тип научной рациональности и его влияние на культуру Нового времени. 21. Научная революция на рубеже 19 – 20 вв. и ее социокультурные последствия. 22. Научно-техническая революция 20 в. и становление информационного общества. 23. Становление постнеклассической науки в современной культуре, ее особенности. 24. Российская Академия наук, ее история и культуротворческое значение. 25. Русский космизм: утопия, философия, наука, практика. 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Список литературы Основной: Ахундов М.Д. Естествознание и религия в системе культуры / М.Д. Ахундов, Л.Б. Баженов // Вопросы философии. 1992. № 12.
Белла О.А. Наука в культуре / О.А. Белла // Вопросы философии. 2000. № 1. Бернал Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. – М.: Изд-во иностр. лит., 1956. Вайнгертнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой / П. Вайнгертнер // Вопросы философии. 1996. № 5. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ / П.П. Гайденко. – М.: Наука, 1980. Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры / В.И. Григорьев. – М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1989. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. – М.: Политиздат, 1990. Ильин В.В. Природа науки / В.В. Ильин, А.Т. Калинкин. – М.: Высшая школа, 1985. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники / В.А. Кириллин. – М.: Наука, 1989. Материалы «круглого стола»: Наука и культура // Вопросы философии. – 1998. № 10. Материалы «круглого стола»: Псевдонаучное знание в современной культуре // Вопросы философии. 2001. № 6. Медянцева Н.П. Этические проблемы науки / Н.П. Медянцева. – Казань: Изд-во КГУ, 1976. Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. Сб. статей. – М.: Наука, 1980. Пенкин М.С. Искусство и наука. Проблемы, парадоксы, поиски. − 2-е изд. / М.С. Пенкин. - М.: Современник, 1982. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи / И.Д. Рожанский. – М.: Наука, 1988. Тимирязев К.А. Наука и демократия. Сб. статей/ К.А. Тимирязев. – М.: Соцэкгиз, 1963. Фролов И.Т. Философия и этика науки: итоги и перспективы / И.Т. Фролов // Вопросы философии. 1995. № 7. Черняк В.С. Мифологические истоки научной рациональности / В.С. Черняк // Вопросы философии. 1994. № 9.
Дополнительный: Аксиология: частное и общее. Наука и ценности. – Новосибирск: Наука, 1987. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира / А.Л. Андреев. – М., 1980 Арнольд В.И. Теория катастроф. 3-е изд. / В.И. Арнольд. – М.: Наука, 1990. Ван дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука / Б. Л. Ван дер Варден. - М., 1959. Грязнов Б.С. Логика. Рациональность. Творчество / Б.С. Грязнов. – М., 1982. Дятлов С.В. Современное христианство и наука / С.В. Дятлов. – М., 1994. Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме / Л.Я. Жмудь. - СПб.: Изд-во ВГК, АЛЕТЕЙЯ, 1994. Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы / А.И. Еремеева. – М.: Наука, 1984. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции 8 – 5. вв. до н.э./ А.И. Зайцев. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. Захаров И.В. Миссия университетов в европейской культуре / И.В. Захаров, Е.С. Ляхович. – М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994. Злобин Н.С. Культурные смыслы науки / Н.С. Злобин. – М., 1997. Идеалы и нормы научного исследования / Ред. кол. М.А. Ельяшевич и др. – Минск: Изд-во БГУ, 1981. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу / Ф.Х. Кессиди. – М.: Мысль, 1972. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий / А. Койре. – М.: Прогресс, 1985. Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость / А.Ф. Косарев. – М.: Университетская книга, 2000. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени / Л.М. Косарева. – М, 1989. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры / Л.М. Косарева – М., 1997. Кравец А.С. Идеалы и идолы науки / А.С. Кравец. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1993. Кун Т. Структура научных революций. Пер. с англ. / Т. Кун. – М.: АСТ, 2001. Лакатос И. Методология исследовательских программ / И. Лакатос. – М., 2003. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию / И.Н. Лосева // Вопросы философии. 1992. №7. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания / Е.А. Мамчур. - М.: Наука, 1987. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии / В.В. Миронов. – М., 1997. Мякишев Г.Я. Динамические и статистические законы в физике / Г.Я. Мякишев. – М.: Наука, 1973. Наука и культура. – М., 1985. Наука и нравственность. Сб. статей. – М.: Политиздат, 1971. Наука и ответственность ученых. Сб. статей. – М., 1981. Наука и тоталитарная власть. Сб. статей // Философские исследования. - 1993. №3. Нейгебауер о. Точные науки в древности. Пер. с англ. / О. Нейгебауер. − М., 1968. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки / А.П. Огурцов. - М., 1988. Пригожин И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М.: Прогресс, 1986. Псевдонаучное знание в современной культуре // Вопросы философии. - 2001. №6. Пуанкаре А. О науке. Последние мысли. Мораль и наука / А. Пуанкаре. – М.: Наука, 1983. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности / И.Д. Рожанский. – М.: Наука, 1979. Рожанский И.Д. Античная наука / И.Д. Рожанский. – М.: Наука, 1980. Сноу Ч.П. Две культуры / Ч.П. Сноу. – М.: Прогресс, 1973. Турсунов А. От мифа к науке / А. Турсунов. – М., 1973. Турсунов А. Человек и мироздание: Взгляд науки и религии / А. Турсунов. - М.: Советская Россия, 1986. Фейнберг Е.Л. Взаимодействие науки и искусства в условиях НТР / Е.Л. Фейнберг // Вопросы философии. 1971. № 10, 11. Философия и наука в системе культуры. – Минск: Изд-во БГУ, 1981. Фролов И.Т. Этика науки: Проблемы и дискуссии / И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин. – М.: Политиздат, 1986. Хакен Г. Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизую-щихся системах и устройствах. Пер. с англ. / Г. Хакен. – М.: Мир, 1985. Холтон Дж. Что такое антинаука / Дж. Холтон // Вопросы философии. 1992. №2. Хюбнер К. Истина мифа / К. Хюбнер. – М., 1996. Цейтен Г.Г. История математики в древности и в средние века. Пер. с франц. 2-е изд. / Г.Г. Цейтен. – М; Л.: ГОНТИ, 1938. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов / А.Н. Чанышев. – М: Высшая школа, 1991. Шемякинский В.М. Философия и наука: учеб. пособие / В.М. Шемякинский; Перм. гос. техн. ун-т. – Пермь, 2006. 7.2. Методические рекомендации студентам Особенность дисциплины «Наука в системе культуры» заключается в ее синтетическом, интегральном характере. Совокупность знаний, которые студент должен приобрести, должна охватить две области: науку и культуру в их взаимной связи, причем каждая является практически безграничной. Поскольку к выпускному курсу студенты уже получили достаточно обширные познания по циклу культурологических дисциплин, а в девятом семестре ознакомились с концепциями современного естествознания, то благодаря этому задача овладения новым массивом знаний не кажется невыполнимой, хотя и не будет легкой. Положение усугубляется отсутствием учебных пособий по данной дисциплине. Поэтому основными источниками будут лекционный курс в объеме 20 часов, монографии и статьи, указанные в списке литературы. Кроме лекционных предусмотрены семинарские занятия в объеме 12 часов, планы и литература к которым указаны в предыдущих разделах данного учебно-методического комплекса (см. п.п. 4, 6.1). Самостоятельная работа с этими источниками как при подготовке к семинарам, так и при написании реферата является главным путем освоения данной дисциплины. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению также приведены (см. п. 5).
7.3. Методические рекомендации преподавателям Преподавание дисциплины «Наука в системе культуры» представляет для преподавателя немалые трудности, обусловленные рядом причин. И наука, и культура, как бы последнюю ни определять (а существуют сотни дефиниций этого социального феномена) – явления многоплановые и, по существу, безмерные. Это обстоятельство, с одной стороны, требует от преподавателя известной эрудиции в обеих названных областях, а с другой, создает опасность утонуть в частностях, потерять главную цель курса – выявление единства и взаимосвязи обоих явлений. Виду того, что данный учебный курс является достаточно новым, не выработана традиция его изложения, о чем свидетельствует отсутствие учебных пособий. И, наконец, содержание государственного стандарта по дисциплине «Наука в системе культуры» оставляет много неясного в постановке данного курса. Опираясь на двухлетний опыт преподавания данной дисциплины, автор составил настоящий учебно-методический комплекс, выделив пять узловых тем для лекционных и семинарских занятий, а также предложив тематику рефератов, работая над которыми, студенты могли бы изучить источники и тем самым углубить представления, полученные на лекциях. Успех изучения предмета будет зависеть от того, насколько будет основательна подготовка студентов к семинарским занятиям, ибо она потребует немалого времени на изучение литературы. II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций Вопросы для экзамена 1.Понятие науки: наука как вид знания, как вид 2.Изменение образа науки в истории культуры: презентизм и антикваризм, утилитаризм и антиутилитаризм, эссенциализм и феноме-нологизм. 3.Модели развития науки: интернализм и экстернализм, кумулятивизм и антикумулятивизм. Понятие научно-исследовательской программы (парадигмы). 4.Изменение роли науки в истории культуры: антиутилитаризм, сциентизм, антисциентизм. Социальные функции науки. Наука и современная цивилизация. 5.Культурные предпосылки зарождения науки в цивилизациях Древнего Востока. Основные черты преднаучного знания. 6.Натурфилософия как первая попытка осмысления мира. Космоцентризм, учение о стихиях (началах). Философско-научные школы Древней Греции. 7.Становление теоретического знания, его принципиальные отличия от натурфилософского знания (арифметика, геометрия, астрономия, статика, география). 8.Предпосылки возникновения рациональности как нового духовного феномена в культуре Древней Греции. 9.Атомистическая научная программа и ее значение для науки Нового времени. 10.Математическая научная программа и ее роль в науке. Математизация науки как ведущая тенденция современности. 11.Континуальная научная программа как парадигма современной науки. 12.Социокультурные предпосылки научной революции Нового времени. 13.Классическая наука 17 -19 вв., ее онтологические, гносеологические и методологические принципы. Механистическая картина мира. 14.Формирование неклассического типа рациональности в науке конца 19 - начала 20 вв. и его влияние на другие части культуры. 15.Принципы постнеклассической науки. Синтез научных, философских, этических, художественных, мифологических элементов в современной научной картине мира. 16.Наука и вненаучные формы знания: миф, религия, паранаука. История их взаимоотношений. 17.Взаимоотношения философии и науки в истории культуры. Идеализм, материализм, позитивизм. 18.Наука и искусство. 19.Власть, политика, идеология в их отношениях к науке. 20.Наука и нравственность. Взаимное влияние этических систем и типов научной рациональности в истории культуры. 21.Этика науки: ценности, принципы, нормы. Биоэтика. 22.Научное образование, его становление, социальная роль и перспективы в современном обществе.
Методическое издание Наука в системе культуры Учебно-методический комплекс курса Для специальности 050403 – «Культурология» с дополнительной специальностью «История»
Автор-составитель: Жуланов Александр Леонтьевич
Технический редактор Е.В. Абрамова Компьютерный набор выполнен А.Л. Жулановым
Свидетельство о государственной аккредитации вуза № 1426 от 23.04.2004 г. Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001. Подписано в печать 1.12.08 Формат 60х90 1/16 Бумага ксероксная. Печать на ризографе Усл. печ. л. 1,4 Уч.-изд. л. 1,4 Тираж 50 экз.
Редакционно-издательский отдел Пермского государственного педагогического университета 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71, тел. (342) 238-63-12
Отпечатано на ризографе в Пермском государственном педагогическом университете 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11
Наука в системе культуры
Учебно-методический комплекс курса для специальности 050403 – «Культурология» с дополнительной специальностью «История»
Пермь пгпу УДК 001 (075.8) ББК 421 я 73 Н 34 Р е ц е н з е н т: кандидат философских наук, профессор Пермского государственного педагогического университета Е.М. Калашникова
Автор - составитель: канд. филос. наук, доцент А.Л. Жуланов
Издание соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и содержит пояснительную записку, учебно-тематический план курса, программу курса, темы семинарских занятий, темы рефератов и методические указания к их выполнению, сведения об учебно-методическом обеспечении курса, включающие списки литературы, методические указания студентам и преподавателям, вопросы к зачету. Адресовано студентам специальности «Культурология».
УДК 001 (075.8) ББК 421 я 73
Печатается по решению учебно-методического совета Пермского государственного педагогического университета
© Жуланов А.Л., составление, 2008 © ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2008
СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа дисциплины……………………………………………….....4 1. Цели и задачи изучения дисциплины………………………………………..4 2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины……...……….5 3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля..........................................................................................................6 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………….6 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……….7 4. Содержание курса………………………………………………………….8 5. Темы семинарских занятий……………………………………………....11 6. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению………………………………………………………………..14 7. Учебно-методическое обеспечение курса………………………………16 7.1. Список литературы……………………………………………...16 7.2. Методические рекомендации студентам………………………19 7.3. Методические рекомендации преподавателям………………..20 II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций…………………………………….....20
I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Методологическую основу построения программы «Наука в системе культуры» составляют принцип историзма и принцип единства частей культурно-исторического процесса. Программа содержит 5 тем. В первой теме «Наука как объект культурологического исследования» указываются подходы к исследованию науки, формулируются понятие науки, критерии научного знания, а также показывается, как менялись представления о науке и ее социальной роли в истории культуры. Вторая тема «Культурные предпосылки зарождения науки в древнем обществе и античности» посвящена выявлению условий зарождения науки как особой отрасли культуры и ее основных признаков. Третья тема «Научная рациональность, ее становление и исторические типы» раскрывает условия формирования в духовной культуре Древней Греции феномена рациональности, создание на ее основе первых научных программ. Рассматриваются исторические типы научной рациональности: классический, неклассический, постнеклассический. В четвертой теме «Взаимосвязь науки с другими формами культуры» рассматриваются взаимные влияния, сходства и различия науки с другими отраслями культуры: мировоззрением (миф, религия, философия), искусством, идеологией, паранаукой. Здесь же рассматриваются соотношение науки и образования и перспективы научного образования в современном обществе. В пятой теме «Наука и нравственность» ставится вопрос о детерминантах человеческой деятельности, их соотношении в различных типах культуры. Этика как наука и этика науки. Взаимовлияние типа научной рациональности и концепций этики. Два аспекта этики науки: научное сообщество в его отношении к обществу и государству и этика научного сообщества (принципы, ценности, нормы). От идеи этической нейтральности науки к идее нравственной ответственности ученых. Формирование биоэтики. 1. Цели и задачи изучения дисциплины Цель дисциплины «Наука в системе культуры» - формирование у студентов понимания науки как явления культуры. Ее реализация позволит, во-первых, преодолеть фрагментарные представления, складывающиеся при изучении основ отдельных наук, и, во-вторых, выявить взаимную детерминацию науки и других отраслей культуры в их историческом развитии. Задачи дисциплины: - сформировать у студентов целостный образ науки, базирующийся на единстве естественных, общественных и гуманитарных отраслей знания; - показать органическую связь науки с другими отраслями культуры: детерминацию науки культурой и влияние науки на прогресс культуры.
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины специалист должен: иметь представление: - о роли науки в истории культуры; - о взаимодействии науки с другими формами духовной культуры (мировоззрением, искусством, нравственностью, политикой); знать: - основные этапы развития науки и содержание господствующих на этих этапах научных программ; -основные типы научной рацональности; уметь: - самостоятельно анализировать с позиций современной науки различные паранаучные идеи и околонаучные спекуляции; - выявлять культурные предпосылки научных революций; приобрести навыки: - пользования научным стилем речи; - ведения конспекта (книги, лекции); - ясной и логически последовательной аргументации выдвигаемых положений; владеть: - методами культурологического анализа науки.
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Форма обучения очная
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.183 с.) |