Раздел 2. Субъекты предпринимательских отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Субъекты предпринимательских отношений.



Бакалавр

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

 

Челябинск, 2011

 

Утверждено:

Ученым советом Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования

 

Протокол заседания №___ от __________ г.

 

Председатель Ученого совета

ИЭкОБиА _________________В.И.Бархатов

 

 

Секретарь Ученого совета

ИЭкОБиА __________________Е.В.Николаева

 


Содержание

1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...……  
1.1. Вводная часть ……………………………………………………..……  
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ………………....  
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата....  
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...….………………  
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...………  
1.3. Рабочая учебная программа …………………………………...………  
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….…………………………  
1.3.2. Лекции …………………………………………………..………..  
1.3.3. Практические занятия/семинары……………………………...…  
1.3.4. Лабораторные работы ……………………………………...…….  
1.3.5. Самостоятельная работа студентов …………………...………...  
1.4. Список литературы ……………………………………………..……..  
1.5. Электронная коллекция ……………………………………..………...  
2. Методические рекомендации преподавателю.……………………..……  
3. Методические рекомендации студенту ………………………..………..  
4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы …………………………………………………………………  
5. Фонды оценочных средств.………………..………………………...……  

 

 

Программа дисциплины

1.1.Вводная часть

1.1.1. Цель и задачи дисциплины

Правовое обеспечение экономической деятельности предприятий и организаций тесно связано с такими правовыми дисциплинами, как коммерческое и предпринимательское право. В свою очередь учебные дисциплины "Коммерческое право" и "Предпринимательское право" по ряду тематических разделов дублируют дисциплину "Гражданское право", а иногда и друг друга.

Изучение данной дисциплины предполагает ознакомление студентов с правовым регулированием широкого круга общественных отношений, как публично-правового характера, так и частноправовыми. Публичное право - это нормы, регулирующие отношения между государством и лицами, осуществляющими торговую деятельность. Таковы нормы, определяющие правовое положение индивидуальных предпринимателей, банков, бирж и т.п., меры административного воздействия на экономическую деятельность, признание предпринимателей несостоятельными (банкротами), лицензирование.

Частное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, коллективами людей (индивидуальными предпринимателями, предприятиями, фирмами и пр.). В этом смысле оно представляет собой специальную часть гражданского права.

Цель преподавания дисциплины - сформировать у студентов общие теоретические знания об экономико-правовых явлениях, ознакомить с
основами гражданского, административного и трудового права Российской Федерации, правовым статусом субъектов предпринимательской деятельности, а также с положениями основных отраслей российского права; сформировать у студентов навыки правильного применения норм законодательства, регулирующего экономическую деятельность предприятий и организаций.

Задачи изучения дисциплины:

а) изучить основные категории и понятия гражданского, административного и трудового права;

б) сформировать и развить навыки толкования и применения норм права, регулирующих предпринимательские отношения;

в) раскрыть специфику взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и их взаимоотношения с государственными контрольно-надзорными структурами;

1.1.2.Место дисциплины в структуре ООП специальности

Дисциплина «Правовое обеспечение экономической деятельности предприятий и организаций» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин.

Дисциплина базируется на знаниях, умениях и навыках приобретенных студентами в ходе изучения общеобразовательных дисциплин.

Требования к входным знаниям. Студент должен:

Знать:

- ряд ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук;

Уметь:

- находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

Владеть:

- элементами причинно-следственного анализа;

- навыками исследования несложных реальных связей и зависимостей;

- языком массовой социально-политической коммуникации, позволяющим осознанно воспринимать соответствующую информацию.

Взаимосвязь дисциплины «Правовое обеспечение экономической деятельности предприятий и организаций» с другими дисциплинами

Читаемые до: Дисциплины Цикл Семестр
Политология   Культура речи и деловое общение ГСЭ   ГСЭ    
Читаемые одновременно Правоведение ГСЭ      
Читаемые после: нет    

 

1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5) (совместно с дисциплиной «Правоведение»);

Согласно государственному образовательному стандарту, дисциплина является обязательной.

В результате освоения дисциплины выпускник должен:

а) знать:

- основные нормативные правовые документы (совместно с дисциплиной «Правоведение»);

- действующее законодательство России в области регулирования экономической деятельности, основы гражданского, административного, трудового права.

б) уметь:

- работать с нормативными актами и профессионально грамотно использовать их содержание при решении конкретных вопросов, правильно применять теоретические положения на практике;

- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности (совместно с дисциплиной «Правоведение»);

 

в) владеть:

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии (совместно с дисциплиной «Культура речи и деловое общение»);

1.2. Структура и содержание дисциплины

Вид учебной работы ОЧНОЕ ЗАОЧНОЕ
СОО СПО/ВПО
Общее количество часов      
Зачетных единиц      
Аудиторные занятия, в том числе: Лекции      
Практические занятия      
Лабораторные работы      
Самостоятельная работа – всего в том числе      
Реферат      
контрольные работы      
Другие виды самостоятельной работы      
Отчетность (форма контроля):
Зачет 2 сем. 2 сем.
Контрольные мероприятия
контрольные работы  
домашние контрольные задания  
Коллоквиумы  
другие контрольные мероприятия  

Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение в учебную дисциплину «Правовое обеспечение экономической деятельности предприятий и организаций».

Общая характеристика правового обеспечения экономической деятельности предприятий и организаций как учебной дисциплины, ее становление и развитие. Концепции регулирования предпринимательских отношений.

Предмет дисциплины, ее система. Междисциплинарные связи. Нормативная основа регулирования экономической (предпринимательской) деятельности в России.

Раздел 4. Холдинги.

Происхождение и степень распространенности холдинговой деятельности в России. Основные преимущества образования холдинговых компаний. Держатель блокирующего пакета акций в холдинге. Особенности деление активов крупных холдинговых компаний. Правовой статус холдинга в российском законодательстве. Преимущества холдинговой модели организации бизнеса.

Раздел 11. Реклама.

История правового регулирования рекламной деятельности в России. Современное состояние рекламного рынка в России. Легальное определение понятия «реклама». Признаки рекламы. Критерии рекламы.

Законодательство РФ

1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - 25 декабря.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1.

4. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, N 49, ст. 4552.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ// Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ// Парламентская газета, N 151-152, 10.08.2000.

10. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Парламентская газета, N 152-153, 14.08.2001.

11. Федеральный закон от 04 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // "Парламентская газета", N 23, 13-19.05.2011.

12. Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" // …….

13. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // Парламентская газета, N 1-2, 05.01.2003.

14. Федеральный закон от 07.12.2011 N 414-ФЗ "О центральном депозитарии"

15. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Парламентская газета, N 90, 31.12.2008.

16. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // Бюллетень нормативных актов, N 2-3, 1992.

17. Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" // Ведомости СНД и ВС РФ, 07.05.1992, N 18, ст. 961.

18. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // Российская газета, N 79, 25.04.1996.

19. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 1.

20. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Российская газета, N 30, 17.02.1998.

21. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" // Российская газета, N 91, 16.05.1996.

22. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // Российская газета, N 229, 03.12.2002.

23. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" // Российская газета, N 211, 05.11.1998.

24. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // Парламентская газета, N 1, 16-22.01.2009.

25. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" // Российская газета, N 237-238, 04.12.2001.

26. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" // Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, N 12, ст. 1232.

 

Основная

1. Андреева, Любовь Васильевна (д-р юрид. наук, проф.). Коммерческое право России: учебник для студентов юридических вузов / Л. В. Андреева.— М.: Волтерс Клувер, 2006.— 273 с.*

2. Беляева, Ольга Александровна (канд. юрид. наук, доц.). Предпринимательское право: учебное пособие / О. А. Беляева; под ред. В. Б. Ляндреса.— М.: ИНФРА-М: Контракт, 2006.— 262 с. *

3. Жилинский, Станислав Эдуардович. Предпринимательское право: (правовая основа предпринимательской деятельности):Учебник для вузов / С. Э. Жилинский.— 7-е изд., изм. и доп. — М.: НОРМА: НОРМА-ИНФРА*М, 2006.*

4. Толкачев, Андрей Николаевич. Российское предпринимательское право: Учебное пособие для вузов / А. Н. Толкачев.— М.: Экзамен, 2003.

5. Попондопуло, Владимир Федорович. Коммерческое (предпринимательское) право: учебник для вузов по специальности "Юриспрудениция" / В. Ф. Попондопуло.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2006.

6. Овечкин, Александр Петрович. Предпринимательское право России: элементарный курс / А. П. Овечкин.— М.: Юристъ, 2006.

7. Пугинский, Борис Иванович. Коммерческое право России: учебник / Б. И. Пугинский.— 2-е изд. — М.: Зерцало, 2008.— 350 с. *

8. Толкачев, Андрей Николаевич. Коммерческое право: Учебное пособие для вузов / А. Н. Толкачев.— М.: Перспектива, 2005.

9. Круглова, Наталья Юрьевна. Коммерческое право: учебник для вузов / Н. Ю. Круглова.— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2010.— 748 с.*

10. Закупень, Татьяна Васильевна. Коммерческое право: Краткий учебный курс / Т. В. Закупень.— М.: НОРМА: НОРМА-ИНФРА*М, 2002.

11. Трунина, Екатерина Владимировна (канд. юрид. наук, доц.). Коммерческое право: учебник для вузов / Е. В. Трунина, Ю. В. Федасова.— М.: Юрайт: Высшее образование, 2009.— 405 с.*

12. Грудцына, Людмила Юрьевна. Гражданское право России: учебник для вузов / Л. Ю. Грудцына, А. А. Спектор.— М.: Юстицинформ, 2008.— 559 с. *

13. Гражданское право: учебник для вузов: в 3 томах / [Е. Н. Абрамова и др.]; под ред. А. П. Сергеева.— М.: Велби, Б.г. — 2009.— 800 с.*

14. Трудовое право России: учебник для вузов / А. В. Гребенщиков [и др.]; под. ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА, 2008.— 655 с.*

15. Трудовое право России: учебное пособие для вузов / В. В. Глазырин [и др.]; отв. ред. Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова.— М.: ИНФРА-М: Контракт, 2008.— 598 с. *

16. Конин, Николай Михайлович. Административное право России: учебник для вузов / Н. М. Конин.— М.: Проспект, 2008.— 447 с.*

Дополнительная

1. Административно-правовое регулирование экономических отношений. М., 2001.

2. Белов В.А., Пестерева Е.В. Хозяйственные общества. М., 2002.

3. Брагинский М. Договор поручения и стороны в нем // Вестник ВАС РФ. 2001. N 4.

4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. М., 2005.

5. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. М., 2002.

6. Голованов Н.М. Гражданско-правовые договоры. СПб.: Питер, 2002.

7. Голованов Н.М. Гражданское право. СПб., 2004.

8. Горелов А. Как квалифицировать незаконное предпринимательство? // Российская юстиция. 2003. N 12.

9. Гусева Т.А., Владыка Е.Е. Арбитражный управляющий как участник процедур банкротства. М., 2005.

10. Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право. М., 2005.

11. Ермоленко А.С. О применении законодательства о банкротстве // Налоговый вестник. 2005. N 3.

12. Ершова И.В. Льготы для субъектов малого предпринимательства // Закон. 2004. N 11.

13. Ершова И.В. Предпринимательское право: вопросы и ответы. 2-е изд., испр. и доп. М., 2002.

14. Зевайкина А.Н. Особенности договора оказания аудиторских услуг // Аудитор. 2003. N 6.

15. Ибадова Л.Т. Возможности самофинансирования субъектов малого предпринимательства // Закон. 2004. N 11.

16. Камышан В.А. Как повысить эффективность процедур банкротства // Российский налоговый курьер. 2005. N 1, 2.

17. Колодина И. Малому бизнесу готовят большие поправки // Российская бизнес-газета. 2004. 2 ноября.

18. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)". Постатейный научно-практический / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 2-е издание. М., Омега-Л, 2003.

19. Коцюба Н. Вопросы антикризисного управления в условиях действия нового Закона о банкротстве // Вестник ФСФО России. 2002. N 10.

20. Крикунов А.В. Современный этап развития аудиторской деятельности в РФ // Финансы. 2003. N 2.

21. Ненайденко А. Преднамеренное банкротство - суды в затруднении // Экономика и жизнь - юрист. 2004. N 43.

22. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. А.С. Пелиха. 2-е изд., испр. и доп. М.; Ростов н/Д, 2003.

23. Попов А.В. Финансовое оздоровление как новая процедура банкротства // Законодательство. 2003. N 3, 4.

24. Пулова Л.В. Банкротство кредитных организаций. Новые изменения в Федеральном законе // Право и экономика. 2005. N 4.

25. Пулова Л.В. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде // Право и экономика. 2003. N 7.

26. Ручкина Г. Ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности // Законность. 2004. N 4. С. 14

27. Степанов П.В. Корпоративные отношения в гражданском праве // Законодательство. 2002. N 6.

 

* - данный источник имеется в научной библиотеке ЧелГУ

 

Периодические издания (журналы)

«АКДИ» Экономика и жизнь»

«Акционерный вестник»

«Арбитражные споры»

«Аудит и налогообложения»

«Банки и деловой мир»

«Бизнес адвокат»

«Бюллетень Верховного Суда РФ»

«Вестник Высшего арбитражного суда РФ»

«Законность»

«Предпринимательское право»

«Российская юстиция»

«Трудовое право»

«Финансовое право»

«Хозяйство и право»

«Юрист»

«Вестник ЧелГУ (серия Право)»

«Вестник ЧелГУ (серия Экономика)»

Электронная коллекция

www.consultant.ru – информационно-справочная система «Консультант Плюс»

www.garant.ru – Информационно-справочная система «Гарант»

2. Методические рекомендации преподавателю

Основными формами обучения, используемыми при преподавании дисциплины «Правовое обеспечение экономической деятельности предприятий и организаций», являются: лекция и практическое занятие.

Назначение лекции состоит в том, чтобы доходчиво, убедительно и доказательно раскрыть основные теоретические положения изучаемой дисциплины, нацелить обучаемых на наиболее важные вопросы, темы, разделы ее, дать им установку и оказать помощь в овладении научной методологией (методами, способами, приемами) получения необходимых знаний и применения их на практике.

Лекция имеет возможность передать аудитории значительный объем знаний в ограниченное время. Одним из неоспоримых достоинств лекции должно быть то обстоятельство, что новизна излагаемого материала соответствует моменту ее чтения, в то время как положения учебников, учебных пособий относятся к году их издания.

К лекции как к виду учебных занятий должны предъявляться следующие основные требования:

- научность; логическая последовательность изложения учебных вопросов;

- конкретность и целеустремленность изложения материала;

- соответствие отводимого времени значимости учебных вопросов;

- соответствие содержания лекции принципам обучения;

- наглядность обучения; формирование у обучаемых потребности к самостоятельному углублению знаний;

- изложение материала с учетом достигнутого уровня знаний.

При изложении материала лектору в обязательном порядке необходимо ставить конкретную цель на каждую лекцию.

При проведении лекции важно помнить, что половина информации на лекции передается через интонацию. Полезно помнить, что первый кризис внимания студентов наступает на 15 – 20-ой минутах, а второй – на 30-35-ой минутах.

В заключение лекции необходимо сформулировать выводы и дать рекомендации, вытекающие из содержания изученного материала, обобщить теоретические положения по отдельным вопросам, рекомендовать методы применения полученных знаний в практической деятельности. В конце занятия рекомендуется ставить также проблемные вопросы и рекомендуется оставлять 3-5 минут на то, чтобы дать задание студентам для самостоятельной работы и ответить на возникшие вопросы.

С учетом изменения стандартов высшего профессионального образования задача лекционных курсов теперь – не информационно-оценочная, как ранее, а концептуально-ориентирующая.

Если ранее основные лекционные курсы были призваны сообщить студенту «от и до» необходимый минимум представляющихся «правильными» (общепринятыми с позиций официальной отечественной науки) сведений, без которых выпускник вуза не мог считаться специалистом в той или иной области знаний, то ныне вместо этого обозначилась функция обзора и анализа широкого спектра мнений и школ, представленных в данной области науки.

При этом функция передачи минимума информации уже не возложена прежде всего на лектора, так как в наши дни издано достаточное количество как классических, так и экспериментально-авторских учебников и учебных пособий. Важнейшей целью преподавателя становится систематизация большого разнородного материала и обучение студента умению ориентироваться в этом материале.

Активные формы обучения:

проблемная лекция

В отличие от информационной лекции, на которой сообщаются сведения, предназначенные для запоминания, на проблемной лекции знания вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть». Проблемная лекция начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При этом выдвигаемая проблема требует не однотипного решения, готовой схемы которого нет. Деятельность студента по усвоению материала приближается к поисковой, исследовательской.

лекция-визуализация

Учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, выделяя при этом наиболее значимые элементы. На лекции используются схемы, рисунки, чертежи и т.п., к подготовке которых привлекаются обучающиеся. Проведение лекции сводится к связному развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных пособий.

лекция с заранее запланированными ошибками

ошибки должны обнаружить студенты. Список ошибок передается студентам лишь в конце лекции. Подбираются наиболее распространенные ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели во время чтения лекций. Студенты во время лекции должны обнаружить ошибки и занести их в конспект. В конце лекции проводится их обсуждение

 

Целью практического занятия является детальное изучение отдельных теоретических вопросов, решение задач и производство расчетов, подтверждающих или раскрывающих положения теории. В соответствии с этим практические занятия по дисциплине проводятся, как правило, непосредственно после лекций. При проведении практического занятия в целях отработки учебных вопросов необходимо использовать метод показа либо комбинированный метод.

При показном методе преподаватель сам излагает отдельные теоретические вопросы, показывает существующие подходы или пути решения проблемы. Затем ставит перед студентами вопросы и добивается правильных ответов, указывает на ошибки, анализирует и оценивает ответы, подводит итоги по отработанным вопросам.

При комбинированном методе обучаемым выдается задание на самостоятельную работу, отводится учебное время и по его истечении производится обсуждение результатов работы обучаемых, анализ и оценка качества усвоения учебного материала.

Для достижения учебных целей практических занятий важное значение имеет подготовка преподавателя, которая должна включать: глубокое изучение теоретических положений по теме практического занятия, осмысливание проблемных ситуаций и вопросов, возможных путей их решения, разработку плана проведения занятия.

В конце занятия преподаватель напоминает учебную цель, определяет степень ее достижения, излагает основные положения по принципиальным вопросам, дает оценку каждому обучаемому, указывает на недостатки и показывает пути их устранения.

3. Методические рекомендации студенту

В ходе изучения дисциплины отводится время на самостоятельную работу студента. Роль преподавателя при этом заключается в ее организации, в обучении методам самостоятельного изучения вопросов теории. Эта организация заключается в определении задания, сроков исполнения, осуществлении контроля и оценке результатов изучения учебного материала.

Основными видами самостоятельной работы являются: работа с печатными источниками информации (конспектом, книгой, документами); работа с компьютерными средствами обучения (Internet), справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс»; выполнение контрольных заданий; написание реферата.

При выдаче задания на самостоятельное изучение теории, преподаватель должен четко разъяснить задание (цель изучения материала, содержание задания, способы выполнения и приемы самоконтроля). Следует указать, на каких вопросах следует остановиться более подробно, какой материал необходимо выучить, а с каким только познакомиться. Это помогает студентам успешнее изучить требуемый материал, плодотворно использовать отведенное время. Задание обучаемым должно соответствовать целям обучения. При организации самостоятельной работы необходимо в процессе консультирования помогать студентам овладеть всеми приемами самостоятельной работы, способствовать повышению ее качества.

Самостоятельная работа реализуется:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении контрольных работ.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны:

- подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы;

- выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем, таблиц и др.;

- выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;

- выполнение курсовых проектов и работ;

- подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д.
На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

Из различных форм СРС для практических занятий на старших курсах наилучшим образом подходят “деловые игры”. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.

При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

Разделы дисциплины и их основные задачи

При изучении раздела 1 «Введение в учебную дисциплину «Правовое обеспечение экономической деятельности предприятий и организаций» особое внимание необходимо уделить истории развития коммерческого и предпринимательского права в России. Необходимо рассмотреть систему нормативно-правовых актов направленных на регулирование экономических отношений. Обратить внимание студентов на особенности и широкий спектр общественных отношений в сфере экономической деятельности как предмет учебной дисциплины.

Рекомендуемое время на изучение данного раздела — 2 часа.

Основные задачи раздела:

1. Описать историю развития учебной дисциплины, междисциплинарные связи с гражданским, трудовым, административным правом.

2. Рассмотреть специфику отношений в сфере экономики и предпринимательства.

3. Раскрыть структуру законодательства в сфере регулирования экономических отношений.

Вопросы к практическому занятию по разделу 1:

1. Изучить историю развития коммерческого и предпринимательского права.

2. Исследовать предмет правового обеспечения экономической деятельности предприятий и организаций.

 

 

Изучение раздела 2 «Субъекты предпринимательских отношений» предполагает изучение особенностей правового статуса отдельных участников предпринимательских отношений в зависимости от вида организационно-правовой формы. Особое внимание следует уделить рассмотрению правового регулирования отношений с участием субъектов малого предпринимательства и индивидуальным предпринимателям.

Рекомендуемое время на изучение раздела 2 — 4 часа.

Основные задачи раздела:

1. Рассмотреть понятие и виды участников предпринимательских отношений.

2. Исследовать особенности их правового статуса.

3. Определить специфику отношений с участием индивидуальных предпринимателей.

Вопросы к практическому занятию по разделу 2:

1. Понятие и виды субъектов предпринимательских отношений.

2. Законодательная основа правового статуса субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательских отношений, органы гос.регистрации, их полномочия.

Раздел 3 «Биржи и биржевая торговля» посвящен анализу правового статуса бирж, как субъектов экономических отношений осуществляющих посредническую деятельность между покупателем и продавцом. Студенты должны знать виды бирж, особенности биржевой торговли отдельными видами товаров, специфику заключения биржевой сделки.

Рекомендуемое время на изучение раздела 3 — 1 час.

Основные задачи раздела:

1. Рассмотреть понятие, признаки, виды бирж, особенности их правосубъектности.

2. Изучить специфику биржевой деятельности, функции членов биржевой торговли.

Вопросы к практическому занятию по разделу 3:

1. Понятие, признаки и виды бирж.

2. Нормативное регулирование биржевой деятельности. Порядок образования биржи, лицензирование ее деятельности.

3. Понятие и виды биржевого товара. Биржевая сделка.

4. Участники биржевой торговли, их правовой статус.

 

В разделе 4 «Холдинги» главным является изучение особенностей холдинговых отношений, законодательной базы регулирования холдингов. Кроме того, студенты должны знать историю развития холдингов в России, порядок организации холдинга, преимущества и недостатки холдинговой модели ведения бизнеса.

Рекомендуемое время на изучение раздела 4 — 1 час.

Основные задачи раздела:

1. Познакомиться с историей появления и развития холдингов в России.

2.Определить понятие холдинга и выделить особенности холдинговых отношений.

3. Изучить нормативную базу регулирования отношений с участием холдингов, порядок их образования, особенности их правового статуса.

Вопросы к практическому занятию по разделу 4:

1. Понятие и признаки холдинга.

2. Преимущества и недостатки холдинговой модели.

3. Особенности правового статуса холдинга.

4. Примеры успешного развития холдинговой модели бизнеса в современной России.

В разделе 5 «Торгово-промышленные палаты» необходимо знать историю развития торговых палат в России, признаки ТПП, ее роль в предпринимательских отношениях. Кроме того, студенты должны знать нормативную базу регулирования отношений с участием ТПП, порядок ее образования, структуру, функции.

Рекомендуемое время на изучение раздела 5 — 2 часа.

Основные задачи раздела:

1. Познакомиться с историей развития системы торгово-промышеленных палат в России, ее структурой и функциями.

2. Знать порядок создания ТПП, ее роль в вопросе оказания содействия в осуществлении бизнеса.

 

Вопросы к практическому занятию по разделу 5:

1.Понятие и функции ТПП.

2.Порядок, условия создания ТПП, структура.

3. Третейское «правосудие» как функция ТПП.

Раздел 6 «Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий» посвящен анализу такой организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности, как унитарное предприятие. Студенты должны знать признаки унитарных предприятий, особенности их правового регулирования.

Рекомендуемое время на изучение раздела 6 — 2 часа.

Основные задачи раздела:

1. Рассмотреть понятие, признаки и нормативную основу деятельности ГУП и МУП.

2.Уяснить особенности правового статуса и ведения деятельности унитарными предприятиями.

3. Знать особенности правового режима имущества закрепленного за унитарными предприятиями.

Вопросы к практическому занятию по разделу 6:

1. Понятие и признаки унитарного предприятия.

2. Сравнительная характеристика права оперативного управления имуществом казенного предприятия и учреждения.

3. Сравнительная характеристика права хозяйственного ведения и права оперативного управления.

 

 

Изучение раздела 7 «Информация как объект гражданских прав предпринимателей» предполагает исследование такого специфического объекта гражданских прав, как информация. Особую значимость приобретает вопрос о признаках информации как объекте правовой охраны.

Рекомендуемое время на изучение раздела 7 — 2 часа.

Основные задачи раздела:

1.Рассмотреть понятие и виды информации, как объекта правовой охраны.

2.Познакомиться нормативным регулированием отношений по охране информации.

3. Исследовать признаки и виды тайны (государственной, коммерческой).

4. Изучить основания и порядок привлечения к ответственности за посягательство на охраняемую законом информацию.

 

Вопросы к практическому занятию по разделу 7:

1.Понятие, признаки и виды тайны.

2.Юридическая ответственность за нарушение тайны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.177 с.)