Тема 9. Концепции происхождения и сущности жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Концепции происхождения и сущности жизни



Представления о сущности жизни в науке XVII-XIX вв. Механицизм и витализм.

Современная концепция сущности жизни. Химический состав живых организмов. Роль углеводов, белков, нуклеиновых кислот, жиров и других органических веществ. Автотрофный и гетеротрофный способы питания организмов, анаэробный и аэробный способы энергетического обмена.

Проблема происхождения жизни, основные варианты ее решения. Гипотеза академика Опарина об абиогенном происхождении жизни путем длительной биохимической эволюции органических веществ, ее достоинства и недостатки. Концепции голобиоза и генобиоза.

Основные этапы развития жизни.

 

Тема 10. Уровни организации живого

Молекулярный уровень. Клетка, ее строение и функции. Основные положения клеточной теории. Пластический и энергетический обмен.

Тканево-органный уровень. Организменный уровень. Популяционно-видовой уровень.

Биогеоценотический уровень. Экосистема, ее структура. Законы экологии.

Биосфера, ее вещественный состав. Биосфера и космические циклы.

 

Тема 11. Генетика о материальных основах и механизмах наследственности

Представления о наследственности в биологии XVII-XVIII вв. Идеи преформизма и эпигенеза.

Гибридологический метод и законы Менделя.

Хромосомная теория наследственности Моргана. Понятия гена, генома и генотипа. Виды мутаций и их роль в наследственной изменчивости организмов.

Механизм клеточного деления (митоз и мейоз).

Генная инженерия и социальные проблемы ее использования.

 

Тема 12. Принципы эволюции живых систем

Зарождение эволюционных идей. Учение Ламарка. Теория катастроф Кювье.

Эволюционная теория Дарвина, ее принципы (наследственность, изменчивость, естественный отбор).

Возникновение генетики и антидарвинизм (неоламаркизм, сальтационизм и др.).

Создание синтетической теории эволюции (СТЭ). Факторы эволюции: мутации, изоляция, «популяционные волны», естественный отбор. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная.

Виды эволюционных процессов: микроэволюция и макроэволюция. Биологический прогресс и регресс. Ароморфоз и идиоадаптация.

 

Раздел 5. Человек и природа

Тема 13. Происхождение человека и его эволюция

Симиальная концепция антропогенеза Дарвина, ее научное обоснование. Основные этапы антропогенеза.

Факторы антропогенеза. Приспособление условий обитания к потребностям формирующегося человека и орудийная деятельность. Роль труда в становлении человека.

Эволюция нервной системы и механизмов ее функционирования (рефлексы, сигнальные системы). Появление речи и языка. Формирование общественных отношений.

Структура психической деятельности человека. Сознание и бессознательное. Высшие психические функции (мышление, воля, эмоции, воображение, память). Сознание и творчество.

Здоровье, работоспособность, гигиена. Биоэтика.

 

Тема 14. Концепция ноосферы

Биосфера и человек. Экологические кризисы в истории биосферы и их разрешение. Появление техносферы. Деятельность человека как новая геологическая сила. Рост техногенного воздействия на биосферу. Глобальный экологический кризис, его индикаторы (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградация земельных, водных, лесных ресурсов, снижение биоразнообразия). Пределы допустимого энергетического воздействия на экосистему.

Идея ноосферы как нового состояния биосферы, регулируемой объединенным человечеством. Коэволюция в ноосфере. Необходимость обеспечения устойчивого развития как компромисса между потребностями человечества и сохранностью биосферы.

 

Темы семинарских занятий

Цель семинарских занятий состоит в более глубоком усвоении научных понятий и концепций учебного курса, в изучении наряду с учебными пособиями научной литературы (статей и монографий), в выработке навыков составления конспектов прочитанных работ, умении логически последовательно и аргументированно излагать учебный материал.

Форма проведения занятий – семинар.

В список литературы к семинарам не включены учебники и учебные пособия из списка основной литературы, рекомендуемой для всех семинарских занятий (см. разд. 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины).

 

Раздел 1. Общие представления о естествознании



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.006 с.)